?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Лоббист с большой Госдумы

Цена нужного законопроекта – около десяти миллионов евро


Для лоббистов с Охотного ряда наступает горячее времечко. Госдума «добивает» последнюю полноценную сессию перед выборами – нужно успеть «протащить» нужные законопроекты. Да так, чтобы комар носа не подточил: деньги на кону в подобных случаях стоят внушительные. Другое дело, официально лоббизма в России нет, как в СССР не было секса. Это в Конгрессе США лоббизм узаконен аж в 1789 году, и можно до цента подсчитать, сколько платят американские концерны законодателям за продвижение своих интересов– $ 2,44 млрд. в год. У нас подобные операции покрыты мраком – «спасибо» закону о лоббизме, принять который парламентарии никак не соберутся добрый десяток лет.

Кто они, российские лоббисты, кто их клиенты, и какую выгоду приносят законопроекты с нужными поправками, рассказывают эксперты «Свободной прессы».


Механизм лоббизма устроен просто. Скажем, в США за каждым крупным политиком стоит крупный концерн. Концерн продвигает политика, политик продвигает концерн – это и есть лоббизм. Классика жанра – история с продвижением на советский рынок «пепси-колы». В 1959 году в «Сокольниках» открылась первая Американская национальная выставка. На нее прибыл президент США Ричард Никсон – ставленник PepsiCo. Представители концерна привезли на выставку концентрат, и наладили производство «пепси-колы» прямо в павильоне. На эту технологию Никсон обратил внимание председателя Совмина Никиты Хрущева, и угостил его «советской» пепси, причем перед теле- и фотокамерами.

Вот как вспоминал об этом годы спустя тогдашний председатель совета директоров PepsiCo Дональд Кендалл: «Мы приехали в Москву с Никсоном… Вечером, накануне открытия выставки, был обед в посольстве… Я признался Никсону, что у меня большие проблемы дома, и сказал: «Мне нужно, чтобы у Хрущева в руках оказалась пепси, не то мне не сдобровать». Никсон ответил: «Не беспокойтесь, я подведу его к вашему киоску».

Как видим, Никсон-лоббист выполнил обещание. Дальше пошло как по маслу. Первая партия «пепси-колы» поступила в розничную сеть СССР в апреле 1973 года, а в 1974-м компания построила завод по производству напитка в Новороссийске.

Но вернемся к нашим… ну, вы понимаете – лоббистам. Принстонов слуги народа РФ, ясное дело, не кончали. Но по части продавливания интересов высокопоставленных клиентов оказались ребятами ушлыми. Об этом говорят два недавних эпизода, каждый из которых обошелся российской казне в миллиарды потерь.

Итак, эпизод первый. 7 марта 2011 года президент Дмитрий Медведев подписал закон «О внесении изменений в УК РФ». 68 составов преступлений были декриминализированы – то есть исчезли со страниц кодекса. Среди них – статья за товарную контрабанду. Вот как рассказывает об этом экс-советник председателя Конституционного суда РФ Владимир Овчинский:

– Была статья в УК – «Контрабанда». Первая ее часть касается контрабанды вообще – незаконного перемещения предметов через государственную границу. Плюс к тому, была вторая часть, касающаяся контрабанды наркотиков, оружия, ядерных материалов – особых предметов и веществ. Так вот, разработчики поправок оставили в УК только вторую часть, касающуюся оружия, наркотиков, и т.д. А так называемую товарную контрабанду – алкоголя, табака, ширпотреба, мебели, электроники – вывели из Уголовного Кодекса. Между тем, с товарной контрабандой связаны многие громкие уголовные дела последних лет, причем на суммы в миллиарды долларов. Например, дело о китайской контрабанде, когда ширпотреб в Россию завозился эшелонами, когда уволили высоких должностных лиц в таможенных органах, ФСБ, МВД, из-за чего были серьезные разборки в силовых структурах. Дела о товарной контрабанде не закрывали, они расследовались Следственным комитетом, следственными подразделениями ФСБ и МВД…

Чтобы понять, кто конкретно «заказчик» столь интересной поправки в УК, достаточно поднять публикации о той самой китайской контрабанде. Вкратце история выглядит так. В феврале 2005 года правоохранители получили оперативную информацию, что из Находки в Москву прибыло 150 вагонов (!) с контрабандой из Китая – товарами народного потребления. Об этом в 2006 году сообщали интернет-журнал «Новая политика» и сайт Newsru.com со ссылкой на «Московский комсомолец».

Следствие установило, что канал действовал давно, что к его организации причастны высокопоставленные сотрудники ФТС, федеральных и региональных органов власти. Российские получатели и отправители грузов, как правило, были подставными лицами. Доставка грузов осуществлялась морским путем до порта Восточный, а затем железнодорожным транспортом на Черкизовский рынок, где груз передавался реальным владельцам - гражданам Китая. По ходу следствия полетели головы руководителей ФСБ – своих постов лишились несколько генералов.

– Этих уголовных дел было огромное количество, – утверждает Владимир Овчинский, – и суммы в них, повторюсь, фигурировали миллиардные – в долларах. Но закон принят – значит, и дела закроют. А их фигуранты в одночасье окажутся белыми и пушистыми гражданами, которые ничего плохого не совершали… Теперь, надо думать, у нас в несколько раз увеличиться теневая экономика, а криминальные структуры получат доступ к супердоходам. По всей стране будут создаваться «Черкизоны» для реализации контрабандного товара. Это значит, страна полностью криминализуется…

Масштабная картинка, вы не находите?

А вот второй эпизод – тоже яркий пример лоббизма.

Летом 2009 года Медведев подписал ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Документ уточнял некоторые моменты этого закона, касающихся возврата в Фонд содействия реформированию ЖКХ финансовой поддержки, ранее фондом предоставленной. Теперь выяснилось, как «возвращались» деньги на практике.

15 марта 2011 года начальник контрольного управления президента РФ Константин Чуйченко на встрече с Медведевым сообщил, что ревизоры обнаружили вывод за рубеж 25 миллиардов рублей (это – почти миллиард долларов!!) из жилищно-коммунального хозяйства. Ряд организаций, оказывающих услуги в сфере ЖКХ, вместо того, чтобы направлять средства на модернизацию, уводили деньги в фирмы-однодневки, затем переводили за рубеж, после чего часть денег в значительно меньшем размере, иногда в виде займов, возвращалась в
Россию.

Вот как прокомментировал ситуацию адвокат, доктор политических наук Алексей Бинецкий:

– Как получилось, что эти деньги вывели? Структуры, которые были заинтересованы в получении сверхприбылей из сегмента ЖКХ, сумели продавить через Госдуму нужное решение. В глаза такие вещи не бросаются. Для этого в тексте законопроектов используются так называемые отсылочные нормы (в тексте дается ссылка на закон, но не приводится текст, – «СП»), либо относится на более поздний период утверждение порядка регулирования. Эти поправки были выгодны огромному количеству компаний в системе ЖКХ, анализом которых никто всерьез не занимался, не было создано механизма контроля их деятельности. Случайны допущенные ошибки? Полагаю, все в России, что касается денег и порядка управления, случайным не бывает. Наверняка люди, которые формулировали закон, и расставляли точки над «i», хорошо представляли себе, к чему он приведет – к их дополнительному обогащению…

«СП»: – Сколько может стоить такая услуга?

– Скорее всего, речь идет о десятках миллионов евро за законопроект. Как они
уплачиваются? Естественно, в коробках из-под ксероксов и чемоданах деньги давно не «заносят». Их переводят на счета оффшорных компаний за пределами России…

Сходные выводы делает и депутат Госдумы Виктор Коломейцев, КПРФ:

– Лоббизм в парламенте – доходное дело. Любой закон, особенно налоговый, таможенный, подразумевает, что в него вкладываются деньги. На этом можно неплохо зарабатывать. Назовите мне страну, кроме России, которая в разгар кризиса выделила 380 млрд рублей спекулянтам финансового рынка? Нет такой страны. Значит, кто-то пролоббировал этот вопрос. Кстати, за этим законом стоит определенный депутат – «единоросс», председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник. Или посмотрите на проекты законов, которые предлагает комитет Госдумы по строительству и земельным отношениям, возглавляемый Мартином Шаккумом. Практически все они содержат нормы, в той или иной степени, имеющие лоббистский характер.

«СП»: – Кто из депутатов обладает сегодня лоббистскими возможностями?

– Не более 20 человек, потому что большая часть парламентариев – это статисты. Лоббистские устремления может реализовать очень узкий круг людей – те, кто находится на прямом контакте с министерствами и администрацией президента. Это, прежде всего, председатели комитетов Госдумы от «Единой России».

«СП»: – Как расплачиваются с лоббистом?

– В 2008-м полиция Испании произвела обыск на вилле на Майорке, владельцем которой, предположительно, являлся депутат Владислав Резник. Вы думаете, на Майорке дешево стоит недвижимость? Но никаких санкций в России не последовало. Понятно, да? Если, допустим, банки получили бюджетные деньги, а представитель парламента с ними работает – не исключено, что у этого представителя есть подведомственный банк, и он получит льготные кредиты. В этом случае и в конвертах ничего не надо давать – он получит свое через свои аффилированные структуры. И таких схем - множество...


Из досье «СП»


В Соединенных Штатах лоббизм осуществляется в соответствии с принятой в 1789 году первой поправкой к Конституции, гарантирующей, в частности, право граждан обращаться в официальные органы с жалобами. В 1876 году был принят закон, согласно которому все, осуществляющие лоббистскую деятельность, обязаны были заявить о себе и официально зарегистрироваться в нижней палате. В 1946 году в США приняли специальный закон о регулировании лоббизма, в котором было установлено требование о необходимой регистрации всех профессиональных лоббистов.

Мощное наступление на лоббизм было предпринято в 70-е годы прошлого века. В 1971 году вступил в силу Закон о федеральных избирательных кампаниях, гарантировавший государственное финансирование кандидатов в президенты от двух
основных партий. Закон нацелен на ограничение влияния групп давлений, желающих провести своего президента к власти. В 1974 году была принята поправка, ограничивающая суммы взносов частных лиц и Комитетов Политического Действия, через которые шли деньги лоббистов. В 1979 году была создана профессиональная ассоциация лоббистов — Американская лига лоббистов. Организация издает ежемесячный бюллетень, занимается пропагандой особой роли профессии лоббиста, подчеркивая её значимость и важность в объективном принятии государственных решений.

В 1995 году Президент США Билл Клинтон подписал новый, более жесткий закон о раскрытии лоббистской деятельности (Lobbying Disclosure Act), который вступил в силу 1 января 1996 года. Штрафы за нарушение закона увеличены в пять раз, но тюремное заключение нарушителям не грозит. Лоббисты и лоббистские фирмы обязаны зарегистрироваться у секретаря Офиса Сената по общественным записям. Каждые полгода лоббисты и лоббистские фирмы обязаны послать детальный отчет о своей деятельности (согласно запросам в указанных формах) в Офис по общественным записям.

Лоббистом в США считается человек, который тратит не менее 20 процентов своего времени на лоббистскую деятельность, имеет многочисленные контакты с членами законодательных и исполнительных органов власти, получил за свои услуги от своих клиентов не менее 5000 долларов в течение 6 месяцев.

В Америке лоббистов принято сравнивать с комарами, вьющимся над быком (Конгрессом) и заставляющим его энергично пахать. В 2006 году расходы на лоббизм в США достигли рекордного за всю историю значения — $ 2,44 млрд. Это на $ 1 млрд. больше, чем в 1998 году, и на $ 30 млн. больше, чем в 2005 году. Такие данные приводит исследовательский институт Center for Responsive Politics.

Больше всего потратили на лоббирование своих интересов в американском Конгрессе и других государственных ведомствах компании, действующие в сферах фармацевтики ($ 164 млн.) и страхования ($ 128 млн.). Далее идут представители электроэнергетики и компьютерной индустрии (с учетом Интернета), а также многочисленные бизнес-ассоциации, представляющие интересы различных отраслей промышленности. Среди крупнейших американских организаций, прибегавших к услугам лоббистских агентств, — Торговая палата США, Американская академия педиатрии, Американская ассоциация пенсионеров, Телекоммуникационная ассоциация США. В числе компаний, потративших наибольшие суммы на лоббизм, — Northrop Grumman, Exxon Mobil, PG&E Corp, General Electric. Больше всего денег лоббистами было потрачено на принятие решений в сфере бюджетных ассигнований, налогов и законодательства в сфере здравоохранения.

Свободная пресса
http://flb.ru/info/48750.html

18.04.2011


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.