?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

«Государство людям даже «не сосед»

FLB: После введения социальной нормы потребления электроэнергии, население России не сможет увидеть по телевизору, как «Россия встает с колен»


«С 2014 года правительство собирается ввести по всей России нормы потребления электроэнергии и воды. В пределах социальной нормы тариф на электроэнергию и воду должен быть снижен, а за потребление сверх нормы потребители будут платить больше, - пишет 12 августа «Вечерний Челябинск». - Запланированная дата нововведений в части потребления электроэнергии — 2014 год, потребления воды — с 2015 года, сообщил вице-премьер Дмитрий Козак.

На совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева вице-премьер Дмитрий Козак рассказал, что, в соответствии с подписанным постановлением правительства, с 1 сентября 2013 года социальные нормы потребления электроэнергии вводятся в пилотном режиме в семи регионах.

— Если регионы с 1 сентября сработают эффективно и мы будем иметь положительный эффект, то со следующего года распространим эксперимент в сфере снабжения на всю территорию страны. Такой же эксперимент по социальным нормам потребления воды будет проводиться в 2014 году, сначала на пилотных проектах, а с 2015 года — по всей территории страны, — сказал он.

Вице-премьер пояснил, что ответственность за установление объема социальной нормы энергопотребления будет возложена на руководство регионов. Нормы должны быть установлены таким образом, чтобы более 70% населения попадали в коридор социальной нормы.

В ходе совещания министр регионального развития Игорь Слюняев доложил, что максимальный рост тарифов на 225% зафиксирован в Мурманской области и республике Алтай. Между тем президент Владимир Путин отметил, что в ряде районов Петербурга рост составил 40%. Президент заявил, что такой ситуации впредь допускать нельзя».

«Премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о поэтапном введении социальной нормы потребления электроэнергии на территории РФ. Это значит, что пути назад нет — давно обсуждаемая реформа вступает в свои законные права. К чему готовят отечественную электроэнергетику, и решит ли это существующие проблемы? – задается вопросом автор материала на сайте «Инвесткафе» Екатерина Шишко.

Главным мотивом введения нового механизма оплаты населением электроэнергии разработчики (то есть Минрегион) называют необходимость ликвидации перекрестного субсидирования. То есть такой системы, когда промышленность платит повышенные тарифы, и за счет этого снижается нагрузка на население. По подсчетам экспертов, примерный ежегодный объем перекрестного субсидирования составляет аж 230-250 млрд руб., что составляет около 80% всего объема. В частности, эту роль выполняет механизм «последней мили», из-за которого крупнейшим компаниям-потребителям приходится платить примерно на 30% больше за свою электроэнергию, что позволяет МРСК получать достаточно доходов для снижения тарифов населению. Много громких судебных разбирательств между промышленниками и МРСК по поводу неосновательного обогащения последних прошло за последние несколько лет. Также наблюдается тенденция к заключению прямых договоров между потребителями и ФСК.

Таким образом, разработчики выдвинули новое предложение взамен теряющих актуальность «миль»: в пределах определенного количества кВт/ч население платит минимальный (базовый) тариф, а все, что потребляется свыше, оплачивается по так называемому «экономически обоснованному» тарифу, который, кстати, согласно проекту, не может превышать базовый более чем на 30%. Но тот факт, что минимальный тариф будет все равно расти из года в год, показывает, что выгоды населения получаются весьма сомнительными. Размеры соцнормы, также как и тарифы, будут определяться каждым регионом самостоятельно. При этом будут учитываться различные факторы, такие как степень обострения ситуации с «милей», количество крупных промышленных объектов в регионе, запасы топлива на территории, количество электронагревателей и электроплит и т.д.

В нескольких областях эта система уже действует. Так, в Забайкалье и Владимирской области механизм был введен еще в 2005-2006 годах. Однако о результатах касательно перекрестного субсидирования эксперты говорить не спешат, по крайней мере, конкретных цифр никто не озвучивает. Значит, я так полагаю, хвастаться особенно нечем. Правда, сейчас уже говорят, что в некоторых регионах эффекта от отмены перекрестного субсидирования заметно не будет. Зато отзывов местного населения о недостаточности введенной нормы в избытке. Здесь властям приходится балансировать между двумя крайностями. Если занизить норму потребления и завысить тариф, население окажется в еще более тяжелой ситуации. Если поднять потребление и снизить тарифы, кто будет компенсировать потери поставщикам ресурсов, как генераторам, так и сетевикам? Ведь «мили»-то уже не будет! Выбор непростой.

Напомним, что введение нового режима на всей территории РФ планируется с 2014 года. Получается, у властей всего полгода на окончательную разработку норм и тарифов. Реально ли успеть в подобные сжатые сроки провести инвентаризацию плит и котлов, рассчитать экономически обоснованные тарифы и норму потребления так, чтобы в нее укладывалось 70% населения? Даже если предположить, что такая работа будет проведена до начала 2014 года, опасение вызывают размеры административных расходов. Поэтому сами «сбыты» признают, что не выиграют от нововведения. Таким образом, часть дополнительной выручки от повысившихся выплат населением (а они наиболее вероятно повысятся) будет «съедена» инфляцией и новыми административными издержками.

Что насчет генерирующих компаний и МРСК? На настоящий момент в среднем доля генерации в тарифе равняется 55%, а доля распределительного комплекса составляет порядка 26%. Если дополнительные доходы от повышенных выплат населения будут частично компенсировать инфляцию, рост себестоимости производства электроэнергии, снижение тарифов для промышленности, а также возмещение выпадающих доходов МРСК, то говорить о заметном росте выручки компаний сектора не приходится. Также не стоит забывать о системе льгот, которая действует для малоимущего населения, составляющего около 14% по итогам 2012 года. Это значит, что, несмотря на введение новой системы, они будут по-прежнему платить только определенный процент от тарифа, следовательно, эффект для энергетиков опять же снижается. Однако, если говорить о МРСК, то в перспективе акции МРСК Урала и МРСК Сибири могут получить большую поддержку, чем остальные, так как именно в этих регионах размеры перекрестного субсидирования наибольшие, а значит, условия введения социальной нормы будут более благоприятными как для промышленников, так и для энергетиков.

Таким образом, стоит проявить осторожность в отношении «дочек» Россетей по крайней мере до того момента, пока не станет ясным окончательный сценарий очередного этапа реформирования ЕЭС. Пока сектор находится под давлением, потеряв уже около 30% капитализации с начала года, что говорит о прежних опасениях инвесторов из-за неопределенности вокруг электроэнергетики».

«Введение социальной нормы потребления электроэнергии позволит правительству замаскировать рост тарифов, а граждан заставит учиться считать. Однако даже режим строжайшей экономии не поможет уложиться в норму. Повышать тарифы для населения можно было бы и без введения социальной нормы, но вмешался политический фактор, - раскрывает уловки реформаторов журнал «Коммерсант-Деньги».

Для начала можно выбросить электрочайник. 2 киловатта. Заменить лампочки накаливания на энергосберегающие. Еще минус 230 ватт. Или светодиодные? Минус 270. Пожалуй, выкинуть вместе с люстрой — для жизни хватит и бра над диваном. Со светодиодной лампочкой ватт на пять. Еще есть телевизор... Ну тут выбор простой: или прощай, National Geographic (заодно, кстати, можно на подписке на интернет-ТВ сэкономить), или здравствуй, технология LED. Тоже не то чтобы дешево, зато глазу приятно. А кот может и на шкафу поспать. Других выходов не остается: когда счетчик показывает расход 107 кВт ч, уложиться в соцнорму нет шансов. Хотя речь идет о той самой референтной группе, потребление которой, по постановлению правительства, следовало бы считать базовым: домохозяйство с одним лицом, зарегистрированным в установленном порядке в помещении, не оборудованном электроплитой (кот не зарегистрирован)», - делает неутешительный вывод издание.

“Определенный правительством минимум - 70% потребления. Что в среднем по стране, по подсчетам Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике (АПБЭ), составляет около 60 кВт ч на человека в месяц. Впрочем, подчеркивает замдиректора по ценообразованию и экономике в электроэнергетике Ирина Золотова, "дифференциация по субъектам федерации будет колоссальная: от 40-45 до 90-100 кВт ч". При соцнорме 70% в Иркутской области она составит около 140 кВт ч, для Московской области - 90, для Нижнего Новгорода - "не более 60 кВт ч". Для Москвы - 60 кВт ч., - разъясняет ситуацию портал Newsru.com.

Превысить норму легко даже настоящему эталону рачительности: от сезона к сезону потребление колеблется, а за норму берется среднее, и летний недобор нельзя использовать зимой. Увеличение соцнормы пропорционально численности семьи не предполагается. При появлении в семье второго человека соцнорма вырастет на 50 кВт ч, на третьего, четвертого и пятого добавится только по 20, а шестой и прочие, похоже, вообще не будут приниматься во внимание. Если в квартире никто не зарегистрирован, соцнорма равна нулю.

Стационарная электроплита добавит к норме несколько десятков киловатт-часов, но не более 90, бойлер - до 100, отопительные приборы - до 3000 кВт ч, но дом должен быть ими оборудован "в установленном порядке". Соцнорма для сельских жителей может превышать базовую на 100 кВт ч. Признание жилья ветхим увеличит лимит в 1,2 раза, аварийным - в 1,5. Для пенсионеров предусмотрен коэффициент 1,5 (на тех, кто живет с детьми, он не распространяется), но в первый год они все электричество могут оплачивать по "низкому тарифу".

По крайней мере, "низкому" в понимании Минрегиона, основного разработчика документа. В пояснительной записке ведомство благоразумно уточнило, что дифференцированная соцнорма позволит избежать "существенного роста платы" за электроэнергию. И многие ожидают, что в пределах нормы потребление будет оплачиваться по текущим тарифам (разве что с поправкой на инфляцию), а часть сверх норматива будет дорожать с опережением.

В пользу этой версии говорит опыт пилотных регионов: во Владимирской области разница между тарифами на нормативное и сверхнормативное потребление доходит до 30%, в Нижегородской - почти до 80%.

В других регионах, где соцнорма будет введена в 2014 году, вначале тарифы могут отличаться максимум на 30%, это ограничение указано в постановлении правительства. Но, заявили в ФСТ, постепенно "стоимость сверхнормативного потребления должна выйти на уровень экономически обоснованного".

По словам экспертов, этот уровень в полтора-два раза выше, чем платит население сейчас. "Дифференциация по регионам ощутима, но в среднем по стране в 2012 году тариф для населения с учетом различных льгот был 183 копейик за 1 кВт ч без НДС. Прочие потребители платили по 229 копеек за 1 кВт ч. Соотношение - 0,8. А идеальное соотношение - примерно на том уровне, который был предусмотрен прейскурантом в СССР,- 1,6",- поясняет Ирина Золотова.

"Прочие" - это потребители среднего и высокого напряжения, в первую очередь промышленные. Объем перекрестного субсидирования, уточняют в ФСТ, "в 2013 году с учетом принятых тарифных решений составляет оценочно 233 млрд рублей". Перекладывание нагрузки на промышленность тормозит развитие всей экономики, указывает директор НП "Совет производителей энергии" Игорь Миронов.

Последний долгосрочный прогноз Минэкономразвития хорош тем, что там предусмотрены опережающие темпы роста цен для населения по сравнению с прочими категориями, с достижением к 2030 году соотношения 1,74, отмечают эксперты.

"И это будет правильно, потому что это отражает стоимость затрат, связанных с передачей электроэнергии данной группе потребителей: находясь на низком напряжении, они не могут платить меньше, чем потребители, которые находятся на средних и высоких уровнях напряжения", - комментирует Золотова.

Разумеется, повышать тарифы для населения можно было бы и без введения социальной нормы. Но вмешался политический фактор.

"С одной стороны, политики говорят, что тарифы расти не должны, с другой - тарифы рвутся расти, в том числе и по объективным причинам. На самом деле это скрытая "перекрестка": одни люди будут софинансировать других - такой инструмент социальной защиты, когда не государство помогает людям, а сосед",- указывает директор направления "Городское хозяйство" Института экономики города Сергей Сиваев».

Приморье официально бойкотировало установку ввести пайки, отказавшись делать население подопытными кроликами, - пишет в номере № 26304 от 12 августа 2013 г. «Московский комсомолец».

Успешный бунт пока состоялся только в Приморье: губернатор края Владимир Миклушевский отказался от участия в эксперименте с 1 сентября. Пока проект пилотный, это делать не возбраняется. Власти края проявили удивительную заботу о населении, высказавшись в том духе, что жители населенных пунктов, где нет горячего водоснабжения, на «этих ваших» пайках просто вылетят в трубу. Потому что вынуждены использовать электрообогрев. Особенно это касается населения военных городков, где котельные вообще никуда не годятся.

Логика здесь очевидная: доведите сначала инфраструктуру до вменяемого состояния, а потом задирайте цены за «сверхпотребление».

В других регионах пайки пока проглотили, но еще не вечер.

Государство через год после введения соцнорм отпустит цены за «лишнее» (сверх лимита) электричество в свободное плавание. И со временем народ будет платить почти в два раза больше, чем промышленность.

«Когда энергетики говорят об экономически обоснованных тарифах, всегда хочется посмотреть на это экономическое обоснование, — ерничает глава Департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий Александр Григорьев. — В электроэнергетике имеются колоссальные резервы повышения эффективности. Интересно, например, узнать, почему в Москве цены на электроэнергию для населения равны ценам в Париже». В столице размер пайка и расценки, напомним, еще не огласили.

Принеся в жертву интересы народа, чиновники при этом не решат проблему перекрестного субсидирования, считает завлабораторией прогнозирования ТЭК Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев. Имеется в виду: промышленность сейчас переплачивает, пока народ (в понимании правительства) якобы недоплачивает. Однако доля населения в электропотреблении — всего 10%. То есть и предприятия не сэкономят, и народ скинется на нужды монополий. Ну а по круто подорожавшему телевизору ему в это время покажут, как Россия встает с колен».

Ранее на FLB о последних “хитростях” с тарифами для населения: “Газпром рапределил угрозы территориям”.

http://flb.ru
http://flb.ru/info/55545.html
Обзор FLB
12.08.2013


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.