?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Суверенитет, отлитый в пластик

FLB: Форсированные попытки создать в России национальную платежную систему могут обернуться просто присоединением к китайской UnionPay


«Президент РФ Владимир Путин поручил правительству и ЦБ за месяц принять все необходимые решения по созданию национальной платежной системы (НПС) на базе ОАО "УЭК", - передает 3 апреля агентство РИА Новости.

Документ адресован премьер-министру Дмитрию Медведеву и председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной.

"Прошу рассмотреть и в течение одного месяца принять все необходимые решения. Прошу проработать расширение участников ОАО УЭК за счет финансовых учреждений", - написал Путин.

Правительство уже 1 апреля поручило ряду ведомств, а также первому зампреду правительства Игорю Шувалову и зампреду правительства Аркадию Дворковичу с участием ЦБ и ОАО "УЭК" выполнить указания президента и доложить о результатах до 15 апреля».

“Таким образом, президент сделал выбор в пользу создания национальной платежной системы на базе "Универсальной электронной карты" и не внял предложениям ВТБ, - отмечает агентство РБК.

“ВТБ предлагает создать национальную платежную систему без функционала универсальной электронной карты (УЭК), заявил президент - председатель правления ВТБ Андрей Костин на XXV съезде Ассоциации российских банков в среду, - передавало накануне агентство “Интерфакс”.

"Такая (национальная платежная) система должна быть создана в кратчайшие сроки", - сказал он, подчеркнув, что для этого следует "отказаться от идеи создания какой-либо универсальной карты" и речь должна идти о "минимально простой" карте.

Универсальная же электронная карта, на его взгляд, может использоваться для совершения электронных платежей и идентификации личности».

“При этом известно, что ЦБ решил не создавать национальную платежную систему на базе технологий Сбербанка, - продолжает РБК. - Центробанк предложил сделать оператором национальной платежной системы некоммерческую организацию. НКО будет учреждена самим ЦБ вместе с банками и платежными системами, в том числе иностранными. Это следует из отзыва на поправки к закону об НПС, подписанного первым зампредом Банка России Алексеем Симановским.

Он считает, что эта мера снизит зависимость российского карточного рынка от международных систем, поскольку даже перенос их операционных центров на территорию России не может обезопасить от возможного прекращения обслуживания”.

«Сбербанк и ВТБ уже включились в борьбу за национальную платежную систему, - отмечает Life news.

- Относительно недавно, в 90-годы, у Сбербанка уже существовала платежная система. Она была свернута из-за международных систем, которые оказались более удобными, - объяснил экономист Сергей Хестанов. - В принципе наработки у них имеются, но определяющим фактором станет удобство интеграции с существующим софтом и существующей сетью банкоматов».

«Впрочем, за это время затея Германа Грефа может быть модифицирована. У УЭК слишком много сервисных функцийсистемно важен сейчас именно вопрос платежей, - пишет в сегодняшнем номере «Коммерсант».

По замыслу Германа Грефа получение УЭК статуса национальной платежной системы не отменяет первоначальных функций карт УЭК как инструмента доступа всех граждан России к госуслугам. Он позаботился и о внедрении УЭК в электронные паспорта с 2015 года, и о возможности интеграции платежного приложения УЭК в сим-карты мобильных телефонов.

Многообразие функций может сыграть против идеи главы Сбербанка, точнее, привести к ее существенной модернизации, указывает источник издания, близкий к одному из ведомств, указанных в поручении правительства.

"УЭК является платежно-сервисной системой, а мы ведем речь о создании именно платежной системы, не говоря о дополнительных сервисных функциях, которые все очень усложняют,— рассуждает он.— Внутри УЭК есть отдельный платежный элемент ПРО100, вот он и будет, вероятнее всего, использован, других вариантов особо нет, но не исключено, что для этого потребуется выделение платежного элемента из УЭК, то есть ее реорганизация".

На этот же нюанс указывают и в ВТБ.

"Наш банк выступает за быстрое и эффективное создание платежной системы,— говорится в ответе пресс-службы ВТБ.— При этом следует отказаться от создания карты, которая совмещала бы в себе функции социальной карты и ряд других несвойственных ей функций".

Между тем, как пишут в четверг «Ведомости», «Сбербанк полностью выкупил допэмиссию оператора универсальной электронной карты (УЭК) на 1,3 млрд руб. И увеличил долю до 80%, заявил вице-президент Сбербанка Александр Попов (он же возглавляет УЭК).

Вокруг УЭК сейчас развернулся спор относительно возможности строить на ее базе национальную платежную систему (НПС). Поступить так предложил, в частности, президент Сбербанка Герман Греф».



«Попытки создания собственной платежной системы предпринимаются около двадцати лет. Смогут ли наши банки договориться между собой на сей раз?, - задается вопросом журналист Андрей Красавин в журнале «Компания» №12 (793).

Впервые вопрос о надежности и безопасности американских платежных систем встал после дефолта 1998 г. Тогда Visa и MasterCard заблокировали операции по снятию наличных и оплате в магазинах по картам, эмитированным российскими банками. Существенные средства оказались замороженными. На тот момент в России было выпущено около 1,2 млн карт Visa (их оборот по итогам 1998 г. составил рекордные по тем временам $1,2 млрд) плюс 1,6 млн карт MasterCard.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по финансовым рынкам Владислав Резник в тот же день, когда были заблокированы карты "СМП банка" и банка "Россия", выступил в нижней палате с соответствующим заявлением.

"То, что наши банки используют инфраструктуру, над которой не имеют контроля, несет реальную угрозу национальной безопасности, а также делает возможным отключение российских банков от международных платежных систем в одностороннем порядке, с чем мы и столкнулись", - подчеркнул Владислав Резник.

Советник президента Сергей Глазьев предложил создать единый расчетный центр в России во избежание санкций со стороны Visa и MasterCard. По его мнению, так надежнее, дешевле и лучше для клиентов, и это можно сделать за несколько месяцев, опираясь на закон "О национальной платежной системе" (НПС).

Глава Сбербанка Герман Греф начал лоббировать собственную платежную систему, на основе которой работает универсальная электронная карта (УЭК). "Наша "ПРО100" максимально готова к этому, - заявил Герман Греф. - Мы давно предлагали создать НПС. Эту идею можно реализовать в скором режиме. Я думаю, пару месяцев".

А председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин отметил, что национальная платежная система, которая сможет заменить Visa и MasterCard, будет создана в России до лета.

За три месяца

Банкиры и эксперты по-разному оценивают реалистичность таких планов.

"За полгода это сделать реально, - считает глава совета директоров "МДМ банка" Олег Вьюгин. - Заделы уже есть, но желательно, чтобы платежная система была независима от конкретного банка, как, например, Visa или MasterCard".

"В краткосрочной и среднесрочной перспективе я оцениваю возможность создания всемирной системы обслуживания пластиковых карт на базе российской независимой системы весьма осторожно, - говорит начальник управления пластиковых карт банка "Открытие" Юрий Божор. - Развитие Visa или MasterCard заняло десятилетия, и к моменту старта на рынке не было аналогичных систем, что позволило им занять эту нишу практически целиком".

"Принимать карты какой-либо другой платежной системы банкоматы можно "научить" за два-три месяца, а начать выпускать карты с чипом, поддерживающим иную платежную систему, - на это может уйти до полугода", - пояснил один из банкиров.

Первую попытку создать национальную платежную систему Центробанк предпринял в 1993 г. Рабочую группу, занявшуюся разработкой концепции, возглавлял тогда еще начальник управления ценных бумаг Банка России Андрей Козлов. Средства выделялись по программе Европейского союза по содействию ускорению процесса экономических реформ в СНГ (TACIS). Результатом стал документ объемом, сопоставимым с толстой книгой. В 1994 г. проработку идеи продолжил заместитель начальника ГУ ЦБ по Москве Александр Алехно. Но и он не довел дело до конца. Почему? Создать национальную платежную систему пытались Александр Смоленский на базе "СТБ кард", Олег Бойко на базе "Олби-дипломат", братья Наумовы на основе "Юнион кард". Но успехов они не достигли. Их платежные системы имели ограниченное применение в рамках одной или нескольких областей.

В начале 2000-х Банк России с приходом туда Сергея Игнатьева начал готовить предложение по созданию единого процессинга, что позволило бы организовать единое платежное пространство. Если бы ЦБ довел работу до конца, транзакции по всем картам на территории нашей страны обрабатывались бы по внутренним тарифам, в том числе и операции по картам международных платежных систем. Но у ЦБ имелись другие приоритеты: борьба с инфляцией, восстановление рынка гособлигаций.

"Не получилось тогда создать систему, потому что она никому тогда была не нужна, - констатирует начальник аналитического управления банка "БКФ" Максим Осадчий. - Она необходима только с точки зрения национальной безопасности. Как, например, ГЛОНАСС. И не имеет никакого отношения к коммерческой эффективности".

Новую попытку создать российскую платежную систему предпринял Минфин в конце 2000-х. Проект технического задания на разработку законопроекта был утвержден комиссией правительства РФ по законопроектной деятельности и внесен в план правительства на 2009 г. Был там и интерес Центробанка - возможность на законодательном уровне регулировать деятельность всех платежных систем, в том числе и международных.

Депутаты хотели обязать международные платежные системы обрабатывать карточные платежи внутри России. И Visa, и MasterCard обрабатывают транзакции в процессинговых центрах за рубежом. У Visa таких два на территории США, один в Великобритании и один в Японии; у MasterCard - один в США. Расходы на создание схожих центров в России могли бы составить порядка $30-50 млн. Кроме того, системы лишались бы тогда дохода от транзакций внутри нашей страны. И норма, обязывающая Visa и MasterCard строить процессинг, была убрана из законопроекта. Кто за этим стоял, доподлинно неизвестно. Но этот пункт исчез из законопроекта после совещания у Аркадия Дворковича, тогда помощника президента Дмитрия Медведева.

"Хорошо поработали американцы, - отмечает президент НП "Национальный совет финансового рынка" Андрей Емелин. - Visa и MasterCard подключились к обсуждению документа на одном из финальных этапов, и им удалось смягчить для себя последствия его принятия".

Из документов, опубликованных на сайте WikiLeaks, следовало, что интересы международных платежных систем Visa и MasterCard в России лоббировал Госдеп США. В секретной телеграмме от 1 февраля 2010 г., в числе адресатов которой значился советник президента США по России Майкл Макфол, неназванный представитель Visa критиковал проект.

"Доходы операторов оцениваются приблизительно в 120 млрд руб. ($4 млрд) в год. Если прибыль от процессинга уйдет к НПС, Visa не сможет зарабатывать на транзакциях, - тревожился автор телеграммы. - Мы рекомендуем, чтобы высшие должностные лица правительства США попытались встретиться со своими российскими коллегами, в том числе в рамках двусторонней президентской комиссии, чтобы гарантировать, что американские платежные компании не будут подвергаться нежелательному воздействию".

"Около 80% транзакций по картам Visa и MasterCard сейчас внутрироссийские", - отмечает Андрей Емелин. То есть основной доход иностранным компаниям приносят платежи внутри нашей страны.

"С каждой транзакции международные платежные системы получают около 0,05% от суммы платежа", - поясняют банкиры.

"За счет оборотов выходит колоссальная сумма, - рассуждает заместитель директора департамента дистанционного банковского обслуживания Бинбанка Александр Новиков. - Если бы внутри России была создана собственная платежная система, регулирование тарифов происходило бы на нашей стороне, платили бы меньше, и к тому же нашим".

Последовала ли за просьбой Visa какая-либо встреча с российской стороной, неизвестно, но 15 ноября 2010 г. из текста проекта закона "О национальной платежной системе" запрет на передачу информации о транзакциях по карточкам за пределы России испарился, - констатирует Андрей Красавин.

Отраслевой лоббизм

По большому счету сами банки не были особо заинтересованы в создании национальной платежной системы.

"Существовали Visa и MasterCard, обеспечивавшие надежный процессинг, сертифицированные в России и за рубежом. И банки решили, что большего им и не надо, - пояснил "Ко" Олег Вьюгин. - С внутренним проектом за границу не выйти. Российские системы не выдерживали конкуренции с международными".

"Основные причины подавляющей популярности Visa и MasterCard - отработанные технологии, продуманные бизнес-модели, маркетинг и всемирная сеть приема карт. Поэтому в России не была очевидна целесообразность создания общенациональной системы, тем более, что риски приостановки операций по команде из-за рубежа оценивались как несущественные", - подтверждает Юрий Божор.

Иного мнения относительно коммерческой эффективности проекта придерживался Сбербанк. Еще в 2005 г. было создано отдельное акционерное общество - оператор системы "Сберкарт", в состав учредителей которого вошло еще несколько банков ("Ак Барс", "Уралсиб", Московский индустриальный банк). Звучали громкие заявления о том, что через несколько лет "Сберкарт" завоюет половину рынка пластиковых карт. Но желающих присоединиться к "Сберу" нашлось мало. Не помог и дважды проведенный ребрендинг. В 2008 г. "Сберкарт" стала называться ОРПС (Объединенная российская платежная система), а позднее появилось название "ПРО100".

Параллельно с разработкой законопроекта о национальной платежной системе в правительстве шла работа над социальной картой в рамках закона о госуслугах. И Герману Грефу удалось пролоббировать исключение главы о карточной системе из закона "О национальной платежной системе".

Несмотря на протесты большинства банков и негативные замечания, в том числе и ЦБ, было принято решение, устраивающее только Сбербанк. Что это означало? Для построения системы универсальных электронных карт Герман Греф предложил использовать технологию Сбербанка "ПРО100" (других предложений не было) и создать ОАО, учредителями которого выступили бы крупные кредитные учреждения.

Система УЭК, объем инвестиций в которую оценивался в 130-150 млрд руб., должна была объединить банковское приложение и доступ к государственным и муниципальным услугам, а также заменить собой полис ОМС, пенсионное свидетельство и некоторые другие документы. Планировалось, что объем эмиссии УЭК составит 120 млн карт и до 2015 г. их будет выдано уже 15 млн. Однако на текущий момент выпущено менее 300 000 карт. Но концепция в очередной раз изменилась: в прошлом году было принято решение о приостановлении с 2015 г. выпуска карт и замены их на электронные паспорта.

Впрочем, еще до этого решения банки особо не спешили вкладываться в ОАО "УЭК". Изначально предполагалось, что ни у кого из учредителей (Сбербанк, "Ак Барс" и "Уралсиб") не будет крупного пакета в "УЭК". Но после ряда допэмиссий, которые в основном выкупал "Сбер", список акционеров расширился, а доли изменились: Сбербанк (45,05%), "Сбербанк КИБ" (24,57%) "Уралсиб" и "Ак Барс" (по 12,8%) и ЗАО "РТИ Микроэлектроника" (4,78%). Капитал "УЭК" - 1,318 млрд руб. Проект убыточный, и никто, кроме "Сбера", не хотел тратить деньги. Инвестиции в "УЭК" составили несколько миллиардов рублей, причем финансирование со стороны государства отсутствовало. По состоянию на конец 2012 г. убыток компании составлял 449 млн руб.

Отдельный сберовский проект "ПРО100" развивался медленно. На сегодняшний день эту карту выпускают только четыре банка: Сбербанк, "Уралсиб", "Ак Барс" и Московский индустриальный банк; еще 14 кредитных организаций имеют статус партнера "УЭК". О социальной карте москвича в контексте национальной платежной системы говорить тем более не приходится. Хотя и этот проект курируется ОАО "УЭК". Дело в том, что сейчас соцкарта выпускается на основе платежной системы MasterCar.

"Было много запросов от пользователей, чтобы картой можно было расплачиваться и в загранпоездках, - рассказали "Ко" в департаменте информационных технологий Москвы. - И MasterCar предложила нам наиболее интересные условия".

Стоит заметить, что до этого социальная карта выпускалась в партнерстве с Visa. Из 35 млн карт, эмитированных Сбербанком (данные на 1 сентября 2013 г.), на ОРПС/"ПРО100" приходится 3,5 млн карт. Остальное - это Visa и MasterCard. Официально банки не комментируют свое нежелание работать со Сбербанком, но в приватных беседах говорят, что противятся УЭК, опасаясь давления со стороны "Сбера".

Впрочем, сейчас, на фоне конфронтации с Западом, и в первую очередь с США, все может измениться, и Герману Грефу дадут зеленый свет. Например, обяжут всех бюджетников, армию и МВД перейти на зарплатные карточки "ПРО100" или УЭК, переведут на них же все госкомпании и госкорпорации. Тогда у банков не будет иного выхода, кроме как переходить на прием карт "ПРО100". А за ними потянутся и торговые компании. В этом случае повсеместный переход будет обеспечен фактически административным способом, - полагает автор публикации.

Не "ПРО100"

Банкиры, депутаты, чиновники и эксперты сейчас обсуждают несколько вариантов формирования НПС. Первый вариант предполагает создание российского процессингового центра.

"Это самый простой с точки зрения реализации проект, - отмечает Андрей Емелин. - В России уже существуют процессинговые компании, такие как, например, ОРС. Компания связывает межбанковскую сеть банкоматов, но эту систему можно модернизировать и расширить".

По мнению эксперта, реализовать идею можно за полгода, но должен быть "знаменосец", который бы объединил банки.

Сбербанк на эту роль не подходит, говорят опрошенные "Ко" банкиры.

"Давно пора создать альтернативную американцам платежную систему. И сделать это так, чтобы не перетягивать одеяло на одного игрока, - рассуждает руководитель Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. - В данной ситуации было бы правильно создать коллективный проект, организатором которого выступил бы Центробанк".

Для ЦБ это вопрос безопасности платежей. Речь идет в том числе и о том, чтобы информация о транзакциях не выходила за территорию России. По оценкам экспертов, стоимость создания процессингового центра может составить около 1 млрд руб.

Год назад ЦБ говорил о необходимости создания национального центра обработки внутрироссийских транзакций по картам международных платежных систем. Бывший тогда первым зампредом Банка России Владислав Конторович заявлял, что ЦБ уже подготовил техническую основу для центра, создав единую телекоммуникационную банковскую систему и систему коллективных центров обработки информации. И таким центром может стать сам Банк России (сейчас для Visa расчетным банком является ВТБ, а для MasterCard – Сбербанк). Учитывая сегодняшнюю ситуацию, ЦБ может взять на себя и дополнительную нагрузку.

"Можно даже сэкономить, - считает Юрий Божор, - если договориться с Visa или MasterCard о создании их российского сегмента платежной инфраструктуры. Все вычислительные мощности и коммуникационное оборудование должны находиться на территории России и управляться российским юридическим лицом. Затраты в этом случае возьмет на себя Visa или MasterCard".

Есть вариант создания процессингового центра, учредителем которого выступит независимая частная компания. Но это наиболее сложный путь с точки зрения возможности договориться между всеми участниками рынка.

Второй вариант предлагаемых решений дополняет первый. В нем речь идет уже о создании платежной карты, например, на базе УЭК. Сначала национальной, а затем и международной. Хотя опыт сотрудничества банков по УЭК показал плохую способность договариваться. Сбербанк, курирующий весь процесс, остается доминантом: определяет тарифы, форматы сотрудничества, предлагает свое техническое решение ("ПРО100").

"Надо ориентироваться на использование существующих технологий и инфраструктуры. Именно это сложнее обеспечить для "ПРО100", так как для большей части инфраструктуры коммерческих банков потребуется технологическая модификация, которая невозможна без дополнительных затрат, - отмечает директор департамента платежных карт Промсвязьбанка Валентина Кузьмина. - Такие изменения не могут быть сделаны быстро".

По ее мнению, в России надо использовать уже работающие карточные решения и самые доступные пути интеграции. Придется разработать правила национальной платежной системы по аналогии с правилами международных платежных систем.

Китайский путь

Использование китайского опыта - еще один вариант решения проблемы. Двенадцать лет назад платежную систему UnionPay в Поднебесной создали совместно несколько госбанков при поддержке китайского ЦБ. Сегодня она объединяет свыше 400 участников - финансовых организаций. Карты China UnionPay (CUP) принимаются в КНР и 140 странах Азии, Европы, Америки, Океании и Африки, в которых можно расплатиться или получить наличные средства в банкоматах. А по числу выпущенных карт UnionPay обогнала и MasterCard, и Visa.

"В России карты принимаются в Банке Москвы и ВТБ, в сети объединенной расчетной платежной системы "ОРС", в которую входит более 160 кредитных организаций, в том числе сети Связь-банка и Ситибанка", - рассказали "Ко" в АКБ "Еврофинанс Моснарбанк", выпускающем в России китайские кредитные карты.

"Присутствие китайской платежной системы особенно заметно на Дальнем Востоке", - отмечает Александр Новиков.

Идея состоит в следующем: активизировать переговоры с китайцами и максимально расширить использование UnionPay на территории РФ.

"При наличии российского процессингового центра и партнерства с UnionPay у граждан будет хоть какой-то резервный вариант в случае отключения Visa и MasterCard, а в обозримой перспективе это обеспечит платежный суверенитет страны", - констатирует Андрей Емелин.

По мнению Александра Новикова, к китайской платежной системе можно присоединиться за два-три месяца, если говорить о приеме карт в банкоматах. Она пока не так хорошо развита США и Европе, как Visa и MasterCard, но прекрасно распространяется вместе с китайской "экспансией". И если к ней присоединится и Россия, европейцы начнут активнее подключать ее в своих торговых центрах. Это в первую очередь вопрос доходности банковского бизнеса и коммерческой целесообразности, а потом уже политики.

Если банкиры смогут договориться и создать хотя бы российский процессинговый центр, проект будет прибыльным, - считает автор материала Андрей Красавин.

"Мы считаем, что проект может и должен быть экономически выгодным для всех участников расчетов, будь то банки или граждане, которые станут меньше платить комиссий по внутренним платежам, - говорят в "Еврофинанс Моснарбанке". - Подобная система будет защищена от убытков и потерь в случае вмешательства извне, банкам не придется отвлекать огромные средства в виде депозитов в зарубежных банках".

В любом случае сегодня вопрос создания национальной платежной системы - это не вопрос денег, а международной политики и национальной безопасности», - утверждается в материале журнала «Компания».

http://flb.ru
http://flb.ru/info/57554.html
Обзор FLB
03.04.2014


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.