?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Банки РФ примеряют «китайскую платежку»

FLB: Создание в России национальной платежной системы не имеет особого смысла при наличии China UnionPay, полагает банковской сообщество


«В России уже есть три компании, которые готовы построить национальную платежную систему (НПС) для всей страны, - передает 9 апреля НИА «Красноярск».

Так, новосибирская платежная система «Золотая корона» и самарская UnionCard отмечают, что имеют значительный объем эмиссии и собственные технологические разработки. А плюс третьей системы ПРО100, на базе которой глава Сбербанка Герман Греф предлагает создать НПС, заключается в том, что она использует технологию MasterCard.

Как отмечает РБК, на круглом столе в Совете Федерации говорилось, что «Золотая корона» за всю свою историю существования уже выпустила 8 млн собственных карт и еще 11 млн совместно с MasterCard и китайской платежной системой Union Pay. Сейчас эти карты используют в российских регионах и принимаются они в 34 тысячах банкоматов.

Вторая платежная система Union Card выпустила всего 850 тысяч карт, и обслуживаются они всего в 3 200 банкоматах.

Председатель комитета по финансовому рынку Госдумы Наталья Бурыкина отметила, что шансы у всех трех претендентов равны.

«Государство поддержит ту систему, которая сможет выпускать массовую карту и обеспечит кобрендинг с любой международной платежной системой», — заявляла она.

Кобрендинг с международной платежной системой нужен для того, чтобы россияне смогли расплачиваться своей картой за границей».

«Национальная платежная система технологически будет конкурентоспособна по отношению к Visa и MasterCard, но будет уступать им по степени раскрученности бренда, - цитировало накануне агентство РИА Новости заявление главы Сбербанка Германа Грефа.

"С точки зрения технологии — да, с точки зрения раскрученного бренда, конечно, Visa и MasterCard имеют миллиарды потребителей во всем мире, поэтому, как любой бренд, его нужно будет развивать", — сказал Греф, отвечая на вопрос, будет ли конкурентоспособна национальная платежная система по сравнению с мировыми лидерами.

Греф затруднился оценить, сколько времени уйдет на раскрутку нового бренда. "Все зависит от того, какими темпами мы будем развиваться", — сказал он, добавив, что сейчас не видит никаких существенных проблем для развития национальной платежной системы

Сейчас обсуждается несколько вариантов создания НПС. Так, ЦБ предлагает сделать ее оператором некоммерческую организацию, которую учредит сам регулятор совместно с банками и платежными системами. Второй вариант — создание системы на базе оператора универсальных электронных карт ОАО "УЭК", на данный момент подконтрольного Сбербанку».

«Ранее во вторник в рамках круглого стола "О национальной платежной системе" (НПС) замдиректора департамента НПС ЦБ Андрей Шамраев отметил, что создание национальной платежной системы на базе некоммерческой организации предпочтительнее, чем коммерческой, - передавало ранее информационное агентство ИТАР-ТАСС.

"Текущая некоммерческая модель предпочтительнее, чем модель коммерческая, что не исключает, по аналогии с Московской биржей, через какое-то время выхода на акционерное общество", - отметил Шамраев.

По его словам, международные платежные системы Visa и MasterCard коммерциализировались сравнительно недавно.

Законопроект об НПС, подготовленный комитетом Думы по финансовым рынкам, стал реакцией на действия Visa и MasterCard, которые в конце марта заблокировали карты банка "Россия" (подпал под санкции США) и СМП-банка (под санкции подпали владельцы 76% его акций Борис и Аркадий Ротенберги)», напоминает агентство.

«После недавних
событий вокруг американских платежных системам Visa и MasterCard, банковское сообщество обратилось в правительство с предложением рассмотреть в качестве альтернативы китайскую China UnionPay, - передает в среду «Авторадио».

По словам председателя Национального совета финансового рынка Андрея Емелина, эта система уже имеет представительство в России, что облегчает реализацию данного предложения».



«Предложение рассмотреть альтернативную американским платежным системам Visa и MasterCard китайскую China UnionPay направлено членами Национального совета финансового рынка (НСФР) первому зампреду правительства Игорю Шувалову. Как пояснил председатель НСФР Андрей Емелин, встреча российских банкиров с представителями China UnionPay состоится уже в самое в ближайшее время, - пишут в сегодняшнем номере «Известия».

Емелин указывает в письме, что в условиях санкций со стороны американских платежных систем было бы целесообразно начать переговоры с China UnionPay (СUP) — для обеспечения бесперебойного осуществления трансграничных и зарубежных платежей. Как отмечает председатель НСФР, российские банки должны до апреля 2015 года начать массовую эмиссию карт китайской платежной системы.

— CUP уже имеет представительство в России, что облегчает реализацию данного предложения, — поясняет Емелин. — На следующей неделе состоится презентация CUP для банков. Решение сверху об эмиссии карт не нужно, это в интересах самих кредитных организаций. Письмо Шувалову было направлено для того, чтобы предложения банковского сообщества были рассмотрены. Но решение об эмиссии карт China UnionPay будет принимать каждый конкретный банк индивидуально. Я говорил с рядом банков («Хоум кредит», «Траст», «Связной», Совкомбанк, Дойче Банк, «Открытие»), на следующей неделе у них будет встреча с китайцами.

По словам Емелина, одновременно необходимо вести переговоры с Visa и MasterСard о недопущении в дальнейшем повтора блокировки карт, выпущенных российскими кредитными организациями, и возмещении убытков в случае блокировки.

СUP — единственная национальная платежная система Китая. Она основана в 2002 году при поддержке Центрального банка КНР. Компания China UnionPay объединяет около 300 кредитных организаций в Китае и за его пределами. Банковские карты China UnionPay вышли на российский рынок в 2007 году. В России их держатели могут получать наличные денежные средства в банкоматах, а также оплачивать товары и услуги. Карты CUP в России обслуживают ВТБ, Газпромбанк, Интерпрогрессбанк, Юниаструм Банк, банк «Восточный экспресс», Банк Москвы и другие кредитные организации. При желании получить рублевую карту «Unionpay — Золотая корона» можно в Дальневосточном или Иркутском филиале МТС Банка. В настоящее время в мире в обращении находится более 2,7 млрд банковских карт CUP, которые принимаются в 141 стране мира, включая Россию.

— Еще сравнительно недавно развитие китайской платежной системы CUP в России казалось перспективой далекого будущего, — говорит заместитель руководителя блока банковских карт Бинбанка Светлана Лесняк. — Платежная система, которая присутствует уже в более чем 140 странах мира, в России была малоизвестна и на ее продвижение требовались огромные временные и материальные ресурсы. Недавние события вокруг Visa и MasterCard оказались неожиданным и эффективным PR для их китайского конкурента, а также заставили российские власти серьезно задуматься о создании национальной платежной системы и поиске дополнительных альтернативных вариантов.

В целом банкиры неохотно комментируют инициативу официально, поскольку ключевых решений в данном направлении еще не принято. Они напоминают, что президент Владимир Путин поручил проработать вопрос о создании национальной платежной системы. Не исключено, что она будет создана на базе ПРО100 (изначально была создана специально под проект «Универсальная электронная карта», ее оператором выступает федеральная уполномоченная организация ОАО «УЭК», а расчетным центром является Сбербанк).

— По идее инициатива НСФР не коррелирует с этим поручением, — говорит один из банкиров на условиях анонимности. — Однако ПРО100 пока не является международной, и непонятно, когда она таковой станет.

Другой банкир добавляет, что в случае замены Visa и MasterСard китайской CUP Россия фактически пересаживается с одной иглы на другую.

— Не исключено повторение ситуации с блокировкой карт — и что делать тогда? — спрашивает он.

Кроме того, инициатива предполагает массовый выпуск новых платежных карт. По мнению банкиров, затраты на это могут составить для кредитных организаций порядка 2 млрд рублей — только на перевыпуск карт. Как рассказывает один из банкиров, регистрация в платежной системе стоит от $25 тыс. до $30 тыс. По словам собеседника, процесс сертификации длится 3 месяца, постоянные взносы оцениваются в $10 тыс., перевыпуск одной карты обходится в 200–300 рублей. По расчетам собеседника, запуск проекта с новой платежной системой может потребовать 3–5 месяцев.

Однако собеседники издания признают, что ряд банков начнет сотрудничество с CUP — для того чтобы их клиенты могли совершать международные расчеты, невзирая на конфликт с американскими платежными системами и не дожидаясь, пока решится вопрос с национальной.

— Клиентов, вероятно, будут стимулировать приобретать китайский «пластик», обещая более привлекательные условия по нему, — полагают собеседники.

Экспансия CUP в России, говорит начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий, позволит устранить монополию Visa и MasterCard, занимающих 85% российского рынка, и снизить уровень угрозы финансовой стабильности нашей страны.

— Это более дешевый и эффективный способ решения проблемы, чем создание НПС, — говорит Осадчий.

Даже если китайская система не сможет моментально заместить американские МПС, ее усиление на российском рынка ослабит позиции Visa и MasterCard в России. Доходы этих МПС не раскрываются, но по данным ЦБ, объем операций (оплата товаров и снятие наличных), совершенных держателями банковских карт (гражданами и организациями), эмитированных отечественными банками, с 1 января по 1 октября 2013 года составил 7,1 трлн рублей. Из этой суммы порядка 85–90% операций, по оценкам экспертов, приходится на долю Visa и MasterCard. Сообщалось, что их комиссия в России составляет 1,4–1,5% с каждой операции (комиссию уплачивает банк). Итого выручка заокеанских корпораций в России за 9 месяцев 2013 года составила порядка 80–90 млрд рублей».

3 апреля в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Суверенитет, отлитый в пластик» говорилось: «президент РФ Владимир Путин поручил правительству и ЦБ за месяц принять все необходимые решения по созданию национальной платежной системы (НПС) на базе ОАО "УЭК".

Документ адресован премьер-министру Дмитрию Медведеву и председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной.

"Прошу рассмотреть и в течение одного месяца принять все необходимые решения. Прошу проработать расширение участников ОАО УЭК за счет финансовых учреждений", - писал Путин.

Правительство уже 1 апреля поручило ряду ведомств, а также первому зампреду правительства Игорю Шувалову и зампреду правительства Аркадию Дворковичу с участием ЦБ и ОАО "УЭК" выполнить указания президента и доложить о результатах до 15 апреля», - передавало агентство РИА Новости.

“Таким образом, президент сделал выбор в пользу создания национальной платежной системы на базе "Универсальной электронной карты" и не внял предложениям ВТБ, - отмечало агентство РБК.

“ВТБ предлагает создать национальную платежную систему без функционала универсальной электронной карты (УЭК), заявил президент - председатель правления ВТБ Андрей Костин на XXV съезде Ассоциации российских банков в среду, - передавало агентство “Интерфакс”.

"Такая (национальная платежная) система должна быть создана в кратчайшие сроки", - сказал он, подчеркнув, что для этого следует "отказаться от идеи создания какой-либо универсальной карты" и речь должна идти о "минимально простой" карте.

Универсальная же электронная карта, на его взгляд, может использоваться для совершения электронных платежей и идентификации личности».

“При этом известно, что ЦБ решил не создавать национальную платежную систему на базе технологий Сбербанка, - продолжало РБК. - Центробанк предложил сделать оператором национальной платежной системы некоммерческую организацию. НКО будет учреждена самим ЦБ вместе с банками и платежными системами, в том числе иностранными. Это следует из отзыва на поправки к закону об НПС, подписанного первым зампредом Банка России Алексеем Симановским.

Он считает, что эта мера снизит зависимость российского карточного рынка от международных систем, поскольку даже перенос их операционных центров на территорию России не может обезопасить от возможного прекращения обслуживания”.

«Сбербанк и ВТБ уже включились в борьбу за национальную платежную систему, - отмечало Life news.

- Относительно недавно, в 90-годы, у Сбербанка уже существовала платежная система. Она была свернута из-за международных систем, которые оказались более удобными, - объяснял экономист Сергей Хестанов. - В принципе наработки у них имеются, но определяющим фактором станет удобство интеграции с существующим софтом и существующей сетью банкоматов».

«Впрочем, за это время затея Германа Грефа может быть модифицирована. У УЭК слишком много сервисных функцийсистемно важен сейчас именно вопрос платежей, - писал «Коммерсант».

По замыслу Германа Грефа получение УЭК статуса национальной платежной системы не отменяет первоначальных функций карт УЭК как инструмента доступа всех граждан России к госуслугам. Он позаботился и о внедрении УЭК в электронные паспорта с 2015 года, и о возможности интеграции платежного приложения УЭК в сим-карты мобильных телефонов.

Многообразие функций может сыграть против идеи главы Сбербанка, точнее, привести к ее существенной модернизации, указывал источник издания, близкий к одному из ведомств, указанных в поручении правительства.

"УЭК является платежно-сервисной системой, а мы ведем речь о создании именно платежной системы, не говоря о дополнительных сервисных функциях, которые все очень усложняют,— рассуждает он.— Внутри УЭК есть отдельный платежный элемент ПРО100, вот он и будет, вероятнее всего, использован, других вариантов особо нет, но не исключено, что для этого потребуется выделение платежного элемента из УЭК, то есть ее реорганизация".

На этот же нюанс указывали и в ВТБ.

"Наш банк выступает за быстрое и эффективное создание платежной системы,— говорилось в ответе пресс-службы ВТБ.— При этом следует отказаться от создания карты, которая совмещала бы в себе функции социальной карты и ряд других несвойственных ей функций".

«В начале 2000-х депутаты хотели обязать международные платежные системы обрабатывать карточные платежи внутри России. И Visa, и MasterCard обрабатывают транзакции в процессинговых центрах за рубежом. У Visa таких два на территории США, один в Великобритании и один в Японии; у MasterCard - один в США. Расходы на создание схожих центров в России могли бы составить порядка $30-50 млн. Кроме того, системы лишались бы тогда дохода от транзакций внутри нашей страны. И норма, обязывающая Visa и MasterCard строить процессинг, была убрана из законопроекта. Кто за этим стоял, доподлинно неизвестно. Но этот пункт исчез из законопроекта после совещания у Аркадия Дворковича, тогда помощника президента Дмитрия Медведева, - писал журналист Андрей Красавин в журнале «Компания» №12 (793).

"Хорошо поработали американцы, - отмечал президент НП "Национальный совет финансового рынка" Андрей Емелин. - Visa и MasterCard подключились к обсуждению документа на одном из финальных этапов, и им удалось смягчить для себя последствия его принятия".

Из документов, опубликованных на сайте WikiLeaks, следовало, что интересы международных платежных систем Visa и MasterCard в России лоббировал Госдеп США. В секретной телеграмме от 1 февраля 2010 г., в числе адресатов которой значился советник президента США по России Майкл Макфол, неназванный представитель Visa критиковал проект.

"Около 80% транзакций по картам Visa и MasterCard сейчас внутрироссийские", - отмечает Андрей Емелин. То есть основной доход иностранным компаниям приносят платежи внутри нашей страны.

"С каждой транзакции международные платежные системы получают около 0,05% от суммы платежа", - поясняют банкиры.

"За счет оборотов выходит колоссальная сумма, - рассуждает заместитель директора департамента дистанционного банковского обслуживания Бинбанка Александр Новиков. - Если бы внутри России была создана собственная платежная система, регулирование тарифов происходило бы на нашей стороне, платили бы меньше, и к тому же нашим".

Последовала ли за просьбой Visa какая-либо встреча с российской стороной, неизвестно, но 15 ноября 2010 г. из текста проекта закона "О национальной платежной системе" запрет на передачу информации о транзакциях по карточкам за пределы России испарился, - констатировал Андрей Красавин.

Использование китайского опыта - еще один вариант решения проблемы. Двенадцать лет назад платежную систему UnionPay в Поднебесной создали совместно несколько госбанков при поддержке китайского ЦБ. Сегодня она объединяет свыше 400 участников - финансовых организаций. Карты China UnionPay (CUP) принимаются в КНР и 140 странах Азии, Европы, Америки, Океании и Африки, в которых можно расплатиться или получить наличные средства в банкоматах. А по числу выпущенных карт UnionPay обогнала и MasterCard, и Visa.

"В России карты принимаются в Банке Москвы и ВТБ, в сети объединенной расчетной платежной системы "ОРС", в которую входит более 160 кредитных организаций, в том числе сети Связь-банка и Ситибанка", - рассказывали "Ко" в АКБ "Еврофинанс Моснарбанк", выпускающем в России китайские кредитные карты.

"Присутствие китайской платежной системы особенно заметно на Дальнем Востоке", - отмечал Александр Новиков.

Идея состоит в следующем: активизировать переговоры с китайцами и максимально расширить использование UnionPay на территории РФ.

"При наличии российского процессингового центра и партнерства с UnionPay у граждан будет хоть какой-то резервный вариант в случае отключения Visa и MasterCard, а в обозримой перспективе это обеспечит платежный суверенитет страны", - констатировалт Андрей Емелин.

По мнению Александра Новикова, к китайской платежной системе можно присоединиться за два-три месяца, если говорить о приеме карт в банкоматах. Она пока не так хорошо развита США и Европе, как Visa и MasterCard, но прекрасно распространяется вместе с китайской "экспансией". И если к ней присоединится и Россия, европейцы начнут активнее подключать ее в своих торговых центрах. Это в первую очередь вопрос доходности банковского бизнеса и коммерческой целесообразности, а потом уже политики.

Если банкиры смогут договориться и создать хотя бы российский процессинговый центр, проект будет прибыльным, - полагал автор материала Андрей Красавин.

"Мы считаем, что проект может и должен быть экономически выгодным для всех участников расчетов, будь то банки или граждане, которые станут меньше платить комиссий по внутренним платежам, - говорят в "Еврофинанс Моснарбанке". - Подобная система будет защищена от убытков и потерь в случае вмешательства извне, банкам не придется отвлекать огромные средства в виде депозитов в зарубежных банках".

В любом случае сегодня вопрос создания национальной платежной системы - это не вопрос денег, а международной политики и национальной безопасности», - утверждалось в материале журнала «Компания».

http://flb.ru
http://flb.ru/info/0.html
Обзор FLB
09.04.2014


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.