?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Банкиры бегут от Грефа к Набиуллиной

FLB: На совещание у премьера Медведева выяснилось, что банки РФ боятся создания национальной платежной система под контролем Сбербанка


«На совещании у председателя правительства РФ Дмитрия Медведева по вопросу создания Национальной системы платежных карт (НПС) было решено создавать НПС под эгидой ЦБ, - пишет 17 апреля «Коммерсант».

В процессе создания системы могут быть использованы технологии и наработки как УЭК, так и "Золотой короны"».


Участники совещания у премьера не скрывали своих опасений по поводу доминирования Сбербанка. Фото: Екатерина Штукина, РИА Новости

«Соответствующие решения были приняты на совещании по созданию национальной платежной системы (НПС), которое 16 апреля провел Медведев. В совещании приняли участие глава ЦБ Эльвира Набиуллина и министр финансов Антон Силуанов, представители Минэкономразвития, а также финансового сектора: глава Альфа-банка Петр Авен, председатель совета директоров ФК «Открытие» Рубен Аганбегян, главы Сбербанка Герман Греф, Газпромбанка — Андрей Акимов, ВТБ 24 — Михаил Задорнов, Банка Москвы — Михаил Кузовлев, ВЭБа — Владимир Дмитриев и СМП-банка — Дмитрий Калантырский, - сообщает в четверг Газета.Ру.

Национальная система платежных карт будет контролироваться ЦБ. Оператором системы предлагается сделать новое ОАО, в котором у Банка России будет контрольный пакет. Для создания системы планируется использовать инфраструктуру и технологии проекта универсальной электронной карты и системы денежных переводов «Золотая корона», подтверждает пресс-служба ВТБ 24 со ссылкой на главу банка Михаила Задорнова, который участвовал в обсуждении проекта НПС на совещании у премьера».

"Мы договорились о том, что будет создан расчетно-клиринговый центр для проведения внутрироссийских операций с пластиковыми картами под эгидой ЦБ. Сейчас обсуждаем уже саму форму создания, но мы договорились о том, что это будет организация при Центральном банке и Центральный банк в ней будет обладать контрольным пакетом. Это будет форма ОАО", - рассказал агентству РИА Новости глава "ВТБ 24" Михаил Задорнов.

"Примерно в течение полугода можно построить такую систему, и параллельно проведем аудит существующих платежных систем — и УЭКа, и "Золотой короны" — с точки зрения уже платформы для новой карты. Соответственно, рабочая группа при Центральном банке определяет степень готовности систем и, возможно, примет решение о приобретении у существующих систем тех технологий и наработок, которые уже будут использоваться в дальнейшем", — отметил агентству глава "ВТБ 24".

Для проведения внутрироссийских операций с пластиковыми картами решено создать расчетно-клиринговый центр. Он будет организован при ЦБ.

"Мы с коллегами на совещании с премьер-министром Дмитрием Медведевым договорились о том, что будет создан расчетно-клиринговый центр для проведения внутрироссийских операций с пластиковыми картами под эгидой ЦБ. Сейчас обсуждаем уже саму форму создания, но мы договорились о том, что это будет организация при Центральном банке и ЦБ в ней будет обладать контрольным пакетом. Это будет форма ОАО", - цитирует Михаила Задорнова “Российская газета”.

«Параллельно с этим российские банки до конца мая создадут межхостовые соединения, которые гарантируют бесперебойность внутрироссийских расчетов по картам международных платежных систем даже в случае санкций со стороны Запада», - отмечало ранее агентство ПРАЙМ.

"Мы сейчас договариваемся на первом этапе об организации межхостовых соединений между всеми банками страны, которую можно сделать до конца мая. Она гарантирует всем гражданам по существующим карточкам во всех банкоматах страны, даже если международные платежные системы приостанавливают операции какого-либо банка, проводить операции снятия наличных и операции в POS-терминалах, которые принадлежат этому банку", - рассказал агентству РБК глава "ВТБ 24" Михаил Задорнов.

Открывая совещание, Дмитрий Медведев отметил необходимость усиления ответственности операторов платежных систем.

"В основном, конечно, имущественной ответственности, то есть ответственности в рамках существующих гражданско-правовых сделок: обязать обеспечивать бесперебойную работу платежной системы и соответственно установить обязанность по информированию Банка России и участников платежной системы по форс-мажорам, по невозможностям осуществлять денежные переводы, которые в жизни случаются", - заявил премьер.

По словам Дмитрия Медведева, "принципиально важно обеспечить не только надежность межбанковских транзакций через вот эту национальную систему, но и в целом лучшую конфиденциальность всей платежной информации".

«Основным акционером проекта «Универсальная электронная карта» (УЭК) является Сбербанк. Сервис «Золотая Корона – Денежные переводы» контролируется группой физлиц под руководством председателя совета директоров «Золотой короны» Николая Смирнова. Компания работает на рынке денежных переводов России и СНГ с 2003 года. В соответствии с информацией, представленной на официальном сайте, за это время было эмитировано 41 млн карт. Кобрендинговыми картами «Золотая Корона» – MasterCard и «Золотая Корона» – UnionPay можно расплатиться за пределами СНГ», - уточняет Газета.Ру.

«Участники рынка в целом удовлетворены решением о том, что руководить и регулировать НПС будет ЦБ, - отмечает «Коммерсант».

"ЦБ — незаинтересованная организация, которая будет выступать в качестве арбитра", — уверен председатель совета директоров ФГ "Открытие" Рубен Аганбегян.

По мнению господина Аганбегяна, будущая конфигурация НПС будет зависеть от решения ЦБ, но в итоге "решение будет объективным, так как не будет банка, который насаждал бы свою позицию".

С этим мнением согласен председатель совета директоров "Золотой короны" Николай Смирнов. "То, что все создается на базе ЦБ,— это консенсус, с которым все были согласны, так как ЦБ выберет оптимальное решение среди разных игроков",— полагает он.

Глава Сбербанка Герман Греф отказался комментировать итоги совещания, отметив, что окончательное решение еще впереди.

"Мы сказали, что готовы к любому варианту: продать УЭК ЦБ или платежным системам мы считаем правильным, чтобы это была коммерческая организация, в некоммерческую организацию я не верю", — сказал он журналистам.

По его мнению, технология системы ПРО100, которая задействована в УЭК, вполне может подойти для национальной карты».

15 апреля в публикации Агентства федеральных расследований FLB «В УЭК нашлось слишком много MasterCard» говорилось: «платежное приложение УЭК построено на базе технологии M/Chip, которая принадлежит компании MasterCard. И в этой связи она является уязвимой. Поскольку в случае попадания под санкции США, УЭК не сможет в дальнейшем осуществлять эмиссию карт и будет вынуждено прекратить использование всей существующей эмиссии.

«УЭК работает на базе платежной системы ПРО100, которая была создана специально под проект «Универсальная электронная карта», ее оператором выступает федеральная уполномоченная организация ОАО «УЭК», а расчетным центром является Сбербанк, - передавало ИА SakhaNews.

Американская MasterCard может в любой момент запретить УЭК использовать платежное приложение, которое сейчас установлено в универсальной карте.

Пока ни Сбербанк, ни УЭК не попали под санкции США, в отличие отряда российских банков, но в любой момент это может произойти. В этом случае УЭК лишится лицензии на технологию M/Chip».

«Между российской и американской компаниями существует договор об использовании определенной интеллектуальной собственности, - напоминало 66.ru. - Согласно решению президента США Барака Обамы, американским компаниям напрямую или косвенно запрещено оказывать услуги тем, кто находится в санкционном списке. Пока ни Сбербанк, ни УЭК под санкции США не попали, но это может произойти в любой момент, считают эксперты. Разговоры о том, что из УЭК в будущем сделают национальную платежную систему, могут спровоцировать американцев заблокировать карту».

«После того как карточки нескольких российских банков были заблокированы Visa и MasterCard, тема УЭК обрела второе дыхание, - отмечало издание «Коммерсант-Деньги».

Так, в начале апреля Госдума приняла в первом чтении законопроект, вносящий поправки в закон о национальной платежной системе. Согласно им, в частности, уже с 1 октября все платежные системы, действующие на территории страны, должны работать через процессинговые центры, расположенные здесь же.

В прошлый раз, когда ради УЭК такое требование пытались провести через Думу, международным платежным системам удалось от него отбиться. Дело в том, что сама идея заставить их построить процессинг на территории нашей страны с точки зрения борьбы с блокировкой карт абсолютно бесполезна. Если Visa, или MasterCard, или любая другая платежная система запрещает операции с картами какого-либо российского банка, то неважно, где физически находится ее процессинговый центр — в Сент-Луисе или Санкт-Петербурге. Любая транзакция, попадающая в сеть платежной системы, блокируется автоматически. И, по сведениям издания, в этот раз требование о построении в России процессинга опять не пройдет».

«УЭК осуществляет использование интеллектуальной собственности MasterCard (технология M/Chip) на основании лицензионного договора (размер лицензионных платежей не раскрывается, поскольку это детали коммерческих сделок), — рассказыва «Известиям» гендиректор ОАО «УЭК» Алексей Попов. — В рамках cоглашения между УЭК и MasterCard передается право использования определенной интеллектуальной собственности на срок действия договора. При расторжении лицензионного договора или приостановлении его исполнения со стороны лицензиара (владельца интеллектуальных прав) данное право прекращается или приостанавливается».

По мнению экспертов, такая возможность ставит крест на инициативе главы Сбербанка Германа Грефа предложить УЭК в качестве платформы для создания национальной платежной системы. Ранее Герман Греф на встрече с президентом России Владимиром Путиным в конце марта заявлял, что на запуск НПС в разных вариантах потребуется от двух до шести месяцев.

— Ввиду того что санкции могут быть наложены казначейством США в любой момент (например, за эмиссию карт УЭК в Крыму или в случае обострения ситуацию на востоке Украины), использование американской технологии в рамках работы национальной платежной системы крайне рискованно и может стать невозможным, — считает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.

Впрочем, Попов заявлял, что MasterCard не вводила никаких санкций в отношении ОАО «УЭК».

— Мы сохраняем дружественные отношения, — уточнял он. — Американцы не стали разрывать лицензионный договор с ОАО «УЭК». Даже если бы это произошло, у нас все равно было бы в запасе еще 18 месяцев на право использования технологии — такой срок определен соглашением. В то же время есть российская технология, которая используется для платежного приложения УЭК.

По словам источника, близкого к Центробанку, наличие обязательств ПРО100 перед MasterCard пока является основной причиной, из-за которой невозможно делать национальную платежную систему (НПС) на базе платежной системы Сбербанка.

— Получается, что даже создав собственную НПС, она не будет полностью независимой, — отмечал он. — Ведь аналогичным образом лицензия на использование технологии может быть отозвана, и операции внутри системы прекращены. Выход из ситуации сейчас активно обсуждается регулятором, Минфином и участниками рынка.

По мнению банкиров, опрошенных изданием, риск распространения санкций на ОАО «УЭК»не больше, чем у любой другой компании, завязанной на той или иной американской технологии.

— В нашей стране практически все технологические решения работают на лицензиях тех или иных американских компаний — IBM, Microsoft, — говорит один из банкиров на условиях анонимности. — И если мыслить глобально, то можно прийти к тому, что остановится вообще всё. Лицензия MasterCard дает не технологическую возможность, а право использовать ту или иную технологию. Сама технология уже реализована. В одночасье «отрубить» ее нельзя, поскольку лицензия куплена и оплачена. А чисто технически — на перспективу — отсутствие лицензии не «убивает» саму технологию (правда, это уже будет походить на «пиратское» использование).

По мнению директора департамента развития инфраструктуры и инноваций НП «Национальный платежный совет» (НП «НПС») Натальи Карачевцевой, даже в случае санкций MasterCard не сможет оперативно «обрубить» технологию, которую использует ПРО100.

— При отключении в одночасье MasterСard международной технологической инфраструктуры обслуживания карточных транзакций, которая сегодня используется и для обработки транзакций, отключатся операции между российскими банками, — указывает Карачевцева. — Чтобы исключить этот риск, необходимо создать внутри России инфраструктуру для обработки межбанковских транзакций. Сейчас крупные банки уже начали создавать такую инфраструктуру, заключая двусторонние соглашения и устанавливая межхостовые соединения между своими системами. Как временная мера — это приемлемо, но как системная нет. В перспективе MasterСard также может препятствовать развитию УЭК, например, запретом использовать технологию в эмиссии новых объемов карт.

MasterCard не сможет немедленно запретить использование своих технологий, но блокировка карт российских банков американскими платежными системами доказала, что международные платежные системы имеют возможность парализовать работу если не всей финансовой системы страны, то отдельных банков пусть и на короткий срок.

Эксперты считают, что правильным был бы переход на российские разработки.

— Необходимо использовать или российские технологии, которые не подвержены угрозам со стороны США, или технологии стран, политика которых не зависит от США, например, Китая, — считает Осадчий. — Тем более что международная платежная система China UnionPay является мировым лидером по числу карт. Одновременное применение санкций США и Китаем по отношению к России маловероятно.

Осадчий отметил, что платежная система «Золотая корона» полностью основана на российских технологиях, и поэтому может быть выбрана в качестве основы национальной платежной системы России более обоснованно, нежели УЭК.

По словам начальника управления развития пластиковых карт банка «БКС Премьер» Алексея Сергеева, технология M/Chip это одна из технологий для выпуска и обслуживания карт, разработанная и широко используемая международными платежными системами.

— Это значит, что при желании владелец технологии (или регулирующие его организации) могут повлиять на использование, распространение и развитие этой технологии в России (или других странах), — говорил Сергеев. — Форма запрета (при негативном сценарии) может быть любая, вплоть до отзыва лицензий и сертификатов у производителей чипов, банковского оборудования или программного обеспечения. В то же время платежное приложение — это только один из элементов технологической платформы — не самый главный, хотя и очень важный. Поэтому технология M/Chip (как и другие аналогичные ей технологии) может быть использована при создании национальной платежной системы, но на временной основе, до замещения более открытыми и безопасными технологиями (в том числе российскими).

По мнению предправления Златкомбанка Алексея Шитова, любые санкции в отношении УЭК приведут к катастрофическим последствиям, фактически к сворачиванию данной программы.

— Сейчас основная проблема УЭК — это то, что она де-факто подконтрольна единственному игроку — Сбербанку, — полагал замдиректора по банковский рейтингам «Эксперт РА» Антон Картуесов. — Это может затруднить создание платежной системы с равными для всех участников возможностями, прозрачной тарификацией, быстрым разрешение конфликтных ситуаций и так далее. Что касается технологической платформы, то, конечно, здесь было бы хорошо перейти на российские разработки. Другой вопрос, что неясно, есть ли у нас компании, которые смогли бы выполнить такой проект достаточно быстро и качественно.

По словам директора департамента банковских карт СБ Банка Владимира Кузнецова, создание НПС на базе УЭК и ПРО100 в ближайшей перспективе возможным не представляется.

— Можно предположить, что система не отработанная в части расчетов, и для большинства банков она пока вещь в себе, — говорил Кузнецов. — Причем изначально там делался упор именно на универсальность, так что на самом деле пока это никакой нефинансовый инструмент. И говорить о том, что уже сейчас эта система может стать национальной, по меньшей мере странно. Более логичным представляется вариант, предлагаемый ЦБ, когда оператором будет выбрана некоммерческая организация, которую Центробанк учредит совместно с банками и платежными системами».

«В начале 2000-х депутаты хотели обязать международные платежные системы обрабатывать карточные платежи внутри России. И Visa, и MasterCard обрабатывают транзакции в процессинговых центрах за рубежом. У Visa таких два на территории США, один в Великобритании и один в Японии; у MasterCard - один в США. Расходы на создание схожих центров в России могли бы составить порядка $30-50 млн. Кроме того, системы лишались бы тогда дохода от транзакций внутри нашей страны. И норма, обязывающая Visa и MasterCard строить процессинг, была убрана из законопроекта. Кто за этим стоял, доподлинно неизвестно. Но этот пункт исчез из законопроекта после совещания у Аркадия Дворковича, тогда помощника президента Дмитрия Медведева, - писал журналист Андрей Красавин в журнале «Компания» №12 (793).

"Хорошо поработали американцы, - отмечал президент НП "Национальный совет финансового рынка" Андрей Емелин. - Visa и MasterCard подключились к обсуждению документа на одном из финальных этапов, и им удалось смягчить для себя последствия его принятия".

Из документов, опубликованных на сайте WikiLeaks, следовало, что интересы международных платежных систем Visa и MasterCard в России лоббировал Госдеп США. В секретной телеграмме от 1 февраля 2010 г., в числе адресатов которой значился советник президента США по России Майкл Макфол, неназванный представитель Visa критиковал проект.

"Около 80% транзакций по картам Visa и MasterCard сейчас внутрироссийские", - отмечает Андрей Емелин. То есть основной доход иностранным компаниям приносят платежи внутри нашей страны.

"С каждой транзакции международные платежные системы получают около 0,05% от суммы платежа", - поясняют банкиры.

"За счет оборотов выходит колоссальная сумма, - рассуждает заместитель директора департамента дистанционного банковского обслуживания Бинбанка Александр Новиков. - Если бы внутри России была создана собственная платежная система, регулирование тарифов происходило бы на нашей стороне, платили бы меньше, и к тому же нашим".

Последовала ли за просьбой Visa какая-либо встреча с российской стороной, неизвестно, но 15 ноября 2010 г. из текста проекта закона "О национальной платежной системе" запрет на передачу информации о транзакциях по карточкам за пределы России испарился, - констатировал Андрей Красавин.

Ранее на эту тему на FLB: «Банки РФ примеряют «китайскую платежку», «Суверенитет, отлитый в пластик».

http://flb.ru
http://flb.ru/info/57654.html
Обзор FLB
17.04.2014


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.