?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Парламент и преемник


Украина продолжает старательно копировать российские политтехнологические приемы. Очередной российский сценарий подготовлен и к выборам в Верховную раду, которые пройдут 31 марта 2002 года. Избирательная кампания официально стартовала.

Администрация президента Леонида Кучмы сколотила предвыборный блок "За единую Украину" - полный аналог российского медвежьего "Единства". Именно этот блок, который украинцы для краткости именуют "За ЕДУ", по замыслу президента, должен взять под контроль ситуацию в будущем парламенте. Правда, здесь не хватает главного элемента конструкции, а именно - будущего преемника Кучмы на посту главы государства.

Впрочем, Кучме пока некуда торопиться. Его второй и последний срок президентства заканчивается только в октябре 2004 года. А назначать преемника за три года до этой даты, вводя его тем самым в сильное искушение заполучить власть раньше срока, - опасно.

Предвыборные сценарии

Расклад сил перед выборами таков. Коммунистическая партия Украины, опять-таки как и в России, имеет стабильный электорат, и поддержка как минимум 20% населения ей обеспечена (отметим, что и на Украине парламент формируется по смешанной системе: половина депутатов избирается по мажоритарным округам, половина - по партийным спискам).

В пропрезидентский блок "За единую Украину" входят пять партий, равномерно покрывающих своим административным ресурсом почти всю территорию страны: Партия регионов, которая выражает интересы донецкой региональной элиты; "Трудовая Украина", в которую объединилось несколько влиятельных днепропетровских кланов; Народно-демократическая партия, которая пользуется поддержкой ряда губернаторов центральных и восточных областей страны; Аграрная партия, имеющая значительное влияние на областные администрации Западной Украины; Партия промышленников и предпринимателей, руководимая премьер-министром Анатолием Кинахом. Во главе этого сообщества самых достойных людей страны поставлен руководитель администрации президента Владимир Литвин.

Рейтинги популярности у блока "За ЕДУ" пока слабенькие - не более 5% (при том, что проходной балл на украинских выборах - 4%), но все понимают, что на выборах "заединщики" возьмут гораздо больше. Процент набранных ими голосов будет служить достоверным показателем пределов административного ресурса на Украине.

Вторым мощным центром политического притяжения является блок "Наша Украина" (НУ), который возглавляет прозападный экс-премьер Виктор Ющенко. Благодаря высокой популярности лидера рейтинг блока доходит до 20%. По большей части националистический электорат НУ сосредоточен прежде всего в депрессивной Западной Украине, и перспективы его расширения отсутствуют. Впрочем, 20% - это тоже очень неплохой результат, с которым Ющенко и его сторонники могут играть значительную роль в новом парламенте. Отметим также, что к настоящему времени "Наша Украина" пополнилась несколькими близкими к президенту партиями и демонстрирует лояльность режиму. Получилось что-то вроде лужковского "Отечества".

Однако в администрации Кучмы Ющенко по-прежнему не доверяют, опасаясь блокирования НУ в новом парламенте с настоящей оппозицией, которую представляют блок опального бывшего вице-премьера Юлии Тимошенко и Социалистическая партия Украины во главе с Александром Морозом. Рейтинги показывают, что обе эти организации с запасом преодолеют четырехпроцентный барьер и войдут в парламент, а это Кучму никак не устраивает. Поэтому вся мощь административного ресурса будет направлена на борьбу с Тимошенко и Морозом.

Наконец, существует и третья сила - Социал-демократическая партия Украины (объединенная), представляющая интересы влиятельного финансово-политического клана Суркиса-Медведчука (Григорий Суркис - президент футбольного клуба "Динамо Киев", Виктор Медведчук - бывший вице-спикер парламента). СДПУ(о) обладает хорошо управляемой и широко разветвленной общенациональной структурой. К выборам в отличие от прочих участников нынешней гонки эсдеки стали готовиться загодя, расставляя своих людей на ключевые с точки зрения управления предвыборным процессом должности в центральных и местных органах власти. Осознание собственной силы и самодостаточности привело к тому, что в отличие от прочих пропрезидентских партий СДПУ(о) не вошла в "За ЕДУ".

Таким образом, социал-демократы стали главными конкурентами партии власти в борьбе за обладание административным ресурсом. Последствия не заставили себя ждать. Лидер партии Медведчук был отстранен от должности первого вице-спикера парламента. Пошли смещения (или отречения) верных СДПУ(о) людей в обладминистрациях. Даже Григория Суркиса попытались (хотя и безуспешно) убрать с поста президента Федерации футбола Украины.

Однако у СДПУ(о) еще остались значительные ресурсы - прежде всего информационные. Под ее влиянием находятся два самых популярных общенациональных канала - "Интер" и "1+1". Словом, эсдеки в парламент скорее всего попадут, хотя рейтинги партии сейчас не превышают 6%. Характерно, что свою пропагандистскую кампанию СДПУ(о) сейчас строит на противостоянии с блоком Ющенко, в заявлениях эсдеков все чаще встречаются антизападные и пророссийские мотивы. В частности, Медведчук выступал главным инициатором рассмотрения вопроса о придании русскому языку на Украине статуса официального.


Может быть, Дубина?

От результатов парламентских выборов во многом зависит то, как будет осуществляться украинский вариант передачи власти преемнику Кучмы. Кроме того, Украина находится на пороге масштабной приватизации стратегически важных секторов экономики - энергетики и машиностроения, а также земельной собственности. Следовательно, те силы, которые будут господствовать в парламенте, эти рынки и поделят, получив в результате решающий вес при выборе преемника.

Если блок "За ЕДУ" добьется успеха, заняв треть мест в парламенте и нейтрализовав оппозицию в лице Тимошенко и Мороза, то ситуация для Кучмы будет почти идеальной. Блок "За ЕДУ", замирившись с "Нашей Украиной", СДПУ(о) и рядом более мелких фракций, составит крепкое пропрезидентское большинство. Это будет украинский вариант Семьи - конгломерат договорившихся между собой политических и бизнес-структур. Большинство станет проводить нужные президенту законы, а Кучма будет не торопясь подыскивать себе преемника.

На кого падет выбор президента?Информированные аналитики называют имя первого вице-премьера Олега Дубины. Как пишут украинские СМИ, президент испытывает к нему прямо-таки отеческие чувства. Позиции Дубины усиливают и его тесные связи с донецкими ФПГ. В немалой степени при его содействии представители Донецка перед Новым годом были назначены на ключевые посты в правительстве - министра топлива и энергетики (Виталий Гайдук) и министра финансов (Игорь Юшко). Впрочем, и с днепропетровским кланом у первого вице-премьера сложились хорошие отношения.

Пока же Дубина является одной из наиболее вероятных кандидатур на пост премьер-министра после избрания нового парламента. Эта должность в проекте "Преемник" является ключевой, так как именно к премьер-министру в случае досрочной отставки президента переходят его полномочия.

Если же блок "За ЕДУ" не наберет искомого количества голосов, а в парламент пройдет значительное число оппозиционеров, то резко возрастет влияние двух наиболее раскрученных политиков - Виктора Ющенко и Виктора Медведчука. И вряд ли они станут послушно следовать указаниям из администрации президента. И Ющенко, и Медведчук называются в числе возможных преемников Кучмы. Однако Ющенко вызывает сильную антипатию у Москвы и не пользуется популярностью на востоке страны. У Медведчука с Москвой все в порядке, однако есть проблемы в отношениях с коллегами из прочих украинских кланов. Последние всерьез опасаются за сохранность своего хозяйства после прихода к власти СДПУ(о).

В таком случае в ход могут пойти различные запасные варианты. Например, как фигура общенационального масштаба все активнее раскручивается спикер крымского парламента и лидер компартии Крыма Леонид Грач (имеющий, кстати, очень неплохие отношения с Кучмой и пользующийся благосклонностью Кремля). Возможен выход на авансцену и ряда губернаторов областей.

Третий и самый худший для украинского президента вариант - досрочная отставка - возможен лишь в случае неких экстраординарных угроз, которые вынудят ведущие финансово-политические группы ради сохранения собственных позиций пойти на замену Кучмы лидером, способным дать адекватный ответ. Поводом могут стать социальные или межнациональные волнения, сепаратистские выступления или же давление извне. Вероятность первых двух напастей пока не очень велика, поэтому реальная угроза киевскому режиму может исходить лишь из-за рубежа, то есть из России или с Запада.

В Европу через Россию

Прежде всего в Киеве опасаются создания Россией на Украине собственной группы влияния, независимой от местной элиты. Поэтому Кучма изо всех сил демонстрирует, что он является верным союзником Кремля и никаких собственных проектов на украинской территории россиянам осуществлять нет надобности, что все интересующие вопросы по Украине Россия может легко решить через Кучму и его окружение. Добившись таким образом невмешательства Москвы в собственные дела, украинская элита спокойно определится с преемником, а украинский бизнес поделит между собой ключевые отрасли экономики (временами кое-что подкидывая и дружественным российским капиталистам). Нарастив свои финансовые мускулы и выбрав себе нового политического лидера, ФПГ Украины почувствуют себя достаточно сильными, чтобы уже не опасаться недружественного поглощения со стороны российского капитала и вести с ним переговоры почти на равных.

Примечательно, что такой сценарий устраивает и российскую сторону. У Москвы сейчас много своих проблем, кроме как заниматься созданием каких-то групп влияния в Украине. Тем паче что дело весьма хлопотное - даже такие мастера, как американцы, с ним не справились.

При условии соблюдения Киевом правильной (в общих чертах) геополитической линии (то есть не идти в НАТО, а в Европу идти только вместе с Россией) и благоприятном для Москвы решении вопроса по собственности на некоторые объекты (например газотранспортную систему) РФ вряд ли будет особо стремиться вмешиваться во внутренние дела Украины. Конечно, мнение России при выборе преемника и решении многих ключевых вопросов украинской политики будет учитываться, однако активным участником политической борьбы в Киеве Москва не станет.

Что же касается Запада, то, несмотря на смягчение его позиции по отношению к киевскому режиму после 11 сентября, пассивный международный бойкот Кучмы не снят. Потихоньку в западных СМИ продолжается раскрутка "кассетного" скандала, а также потенциально еще более опасного скандала, связанного с незаконными поставками оружия с Украины в страны третьего мира, в том числе и талибам.

В любой момент все это может быть использовано для организации мощного международного давления на официальный Киев (например в рамках "антитеррористической операции"). Вероятно, это могло бы привести и к досрочному уходу президента со своего поста. Однако Запад вряд ли станет наращивать такое давление, поскольку "своего" президента ему поставить точно не удастся.

Европейский союз и США, а также их креатура Виктор Ющенко так и не смогли предложить украинской элите приемлемую схему ее интеграции в "международное сообщество". Реализация предлагаемых Западом схем привела бы к гибели большинства украинских бизнес-групп и перераспределению их рынков в пользу западных ТНК. Поэтому более разумным для Киева сейчас видится движение в обратном Западу направлении. И формула "В Европу (ВТО, НАТО) вместе с Россией", которую в Киеве раньше высмеивали, сейчас стала чем-то вроде геополитической доктрины украинского руководства.

По большому счету, эта перемена обусловлена не только проблемами украинцев в отношениях с Западом, но и ожиданиями продолжения экономического подъема в России (прежде всего роста ее внутреннего рынка), а также дальнейшим усилением значения Москвы в европейской политике. Теперь дело за малым: России надо лишь оправдать надежды украинских товарищей на экономическом и политическом поприще и нарисовать им правильную и понятную схему, по которой Украина может приобщиться к российскому успеху.

Эксперт
http://flb.ru/info/4489.html

22.01.2002

Кучма

Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.