?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Конец викторианской эпохи


Уход Виктора Геращенко с поста председателя Центробанка стал, без преувеличения, самой громкой отставкой за двухлетнее правление Владимира Путина. Чтобы понять все значение этого события, достаточно сравнить Виктора Геращенко с его преемником -- Сергеем Игнатьевым.

Знаменит, но повержен


Удаление Виктора Геращенко -- знаковое решение Владимира Путина. Сказать о Геращенко, что он признанный мастер игры на валютной бирже, значит не сказать о нем ничего. Он был священной коровой российской экономической политики.
Геращенко -- фигура уникальная хотя бы потому, что на исходе советских времен он был главой Госбанка СССР, проведшим половину профессиональной жизни в совзагранбанках, единственных коммерческих банках, которыми располагал Союз. Советско-партийное прошлое нисколько не помешало ему с перерывами быть главным банкиром России и при Борисе Ельцине, и при Владимире Путине. Человека с такой биографией в российской власти больше нет. Не стало и Геращенко.
Борис Ельцин его уже увольнял. За "черный вторник" 11 октября 1994 года, когда курс рубля на Московской межбанковской валютной бирже упал на 27%. Рассказывают, в тот день Геращенко сиял и чувствовал себя если не именинником, то человеком, блестяще справившимся с нелегкой задачей. Кем была поставлена задача -- властью или коммерческими банками, так до конца и не выяснено. А о положительной роли девальвационного эффекта, о чем правительственные и кремлевские экономисты наперебой твердили в 1999-2000 годах, в те времена никто не заговаривал. Сам же Геращенко, как говорят очевидцы, узнал о своей отставке на заседании тогдашнего "малого совнаркома" -- правительственной комиссии по оперативным вопросам от ее председателя Олега Сосковца и не мог скрыть разочарования.
Ельцин же и вернул Геращенко на престол Центробанка после куда более мрачного понедельника 17 августа 1998 года, когда курс рубля, до последнего насильственно удерживавшийся в валютном коридоре председателем ЦБ Сергеем Дубининым, при ажиотажном росте процентов по ГКО, чему попустительствовал министр финансов Михаил Задорнов, рухнул уже в 3,5 раза.
Свое возвращение Геращенко воспринял как должное. С тех пор его уже ничто не могло удивить. Он стал подчеркнуто независимым и за кресло не держался. И это не было бравадой. Именно независимость его и подвела.
За что Владимир Путин уволил Виктора Геращенко или дал ход его заявлению (написанному, как утверждают, еще 12 марта), что, по сути, одно и то же? Ведь на этот раз курс рубля если и заслуживал упрека, то разве что за излишнюю крепость.
Главное -- Виктор Геращенко, если прибегнуть к спортивной терминологии, хотел (имея к тому все основания) считаться звездой, а не рядовым командным игроком.
Он открыто спорил с правительством. Причем отнюдь не по малозначащим вопросам. При обсуждении проекта бюджета 2000 года он представил в Думу проект "Основных направлений кредитно-денежной и валютной политики ЦБ", которые кардинально отличались от принципов, заложенных правительством в бюджет. Геращенко пообещал, что если он станет единолично проводить денежную политику, то экономика вырастет минимум на 10% за счет отказа от монетаризма, то есть при смягчении эмиссионной политики. Формально тот раунд Геращенко проиграл: под давлением правительства к первому варианту "Основных направлений" ЦБ добавил второй, который стал ближе к правительственным постулатам отказа от дефицита бюджета. На деле, как уже писала "Власть", экономический рост в России в значительной мере опирался на эмиссионную политику ЦБ, скупавшего нефтедоллары за свеженапечатанные рубли, которые стимулировали спрос.

Долгие годы Виктор Геращенко несокрушимым столпом стоял на страже интересов сперва советского Госбанка, а потом российского Центробанка
Зато второй раунд боя с правительством, а заодно и с олигархами Геращенко вчистую выиграл. Олигархи инициировали проведение банковской реформы. Их поддержало правительство, усвоившее еще из переговоров с МВФ, что нехорошо, когда ЦБ -- главный регулятор банковского сообщества -- одновременно сам фактически является коммерческим банком, владея контрольными пакетами крупнейших банков, в частности Сбербанка и Внешторгбанка. Олигархи, которых представляли Александр Мамут и Петр Авен, сходились с правительством в том, что пора поторопить ЦБ на выход из капиталов коммерческих банков, но не поддерживали настрой правительства заменить ЦБ в капитале госбанков. Последние, по крайней мере в первоначальном варианте реформы по Мамуту, предлагалось вообще вывести из семейства банков, превратив их в специализированные по отраслям агентства доставки бюджетных денег до реального сектора.
Виктор Геращенко банковских реформаторов невзлюбил. Настолько, что, как рассказывают, перед заседанием правительства, рассматривавшего будущее банковской реформы, на вопрос одного из руководителей госбанков, скромно ожидавшего вынесения решения: "Ну как вам реформа?", сверкнув глазами, ответил: "Какая там в жопу реформа!"
Реформу Геращенко и в самом деле победил. Между ЦБ и правительством был достигнут компромисс в виде документа под скучным названием "Стратегия развития банковского сектора". Слова "реформа" в нем не было вообще. Там зафиксированы идея повышения требований к банкам и их переход на международные нормы отчетности. Но окончательные решение об уровне требований, как и о сроках перехода, оставлены за ЦБ. Единственное, чего отменить Геращенко не мог,-- это график выхода ЦБ из капитала коммерческих банков, содержащийся в "Стратегии".
Правительство и олигархи частично отыгрались на поле валютного регулирования. Когда вопреки протестам Виктора Геращенко был снижен норматив обязательных валютных продаж экспортеров с 75%, введенных Геращенко после августа 1998 года, до 50%.
На перетягивание каната между ЦБ и правительством Владимир Путин до поры смотрел спокойно. Но его терпение дало трещину, когда Виктор Геращенко и Алексей Кудрин стали перепасовывать друг другу ответственность за инфляцию, вышедшую за расставленные для нее правительством флажки в прошлом году и продолжившую свой рост в 2002 году. Инфляция -- это не схоластические споры о том, есть ли в России экономический рост. Рост цен ощущают все, кроме разве что правительства, которое на сверхплановый рост цен ответило возмущенным требованием к Госкомстату пересчитать инфляцию. Ответственность за инфляцию -- это уже политика.
Последней же каплей стала борьба Геращенко в присущей ему не слишком уважительной к оппоненту манере с поправками к закону о ЦБ, первый вариант которых был внесен от имени президента. Виктор Геращенко усмотрел в рождении нового органа управления ЦБ -- Национального банковского совета приговор Банку России в его нынешнем виде. Делить власть в ЦБ с кем бы то ни было, хоть с президентом, хоть с правительством, хоть с обеими палатами Федерального собрания (представители всех этих институтов власти должны, согласно поправкам, войти в национальный наблюдательный совет), Геращенко наотрез отказался. Свой уход он обставил по всем законам драматургии. 15 марта, за пару часов до того, как информагентства разнесли весть о решении президента заменить его на Сергея Игнатьева, Геращенко в Думе отстаивал независимость ЦБ, прекрасно зная, что и его судьба, и судьба Банка России уже решена.
Многие считают, что Геращенко ушел красиво.

Тих, но возвеличен
Сменщик Геращенко Сергей Игнатьев во многом антипод неуемного банкира. Во власти он с 1991 года, но не стал ни публичным политиком, ни известным аналитиком -- он типичный закрытый технократ.

В своем последнем выступлении перед депутатами Госдумы Виктор Геращенко признался, что Сергей Игнатьев (справа внизу) всегда был с ним "в таком постоянном рабочем контакте"
В 1991 году никому не известный ленинградец, доцент вуза родного города, закончивший перед этим МГУ, враз стал зампредом все того же ЦБ. Сам он эту метаморфозу объясняет просто: "Меня позвал Егор Тимурович Гайдар". Вряд ли реформаторы первого призыва уже тогда примеряли Сергея Игнатьева к посту председателя ЦБ, он им нужен был там как глаза и уши. Однако сменивший Георгия Матюхина на посту председателя ЦБ Виктор Геращенко, по-видимому, не нашел в Игнатьеве необходимого профессионализма и удалил гайдаровца из банка. С тех пор Игнатьев побывал заместителем министра экономики, даже помощником Бориса Ельцина, после чего надолго осел в Минфине. Откуда и вернулся в ЦБ.
Приход минфиновца на первый пост в ЦБ -- это все равно что назначение гвардейца кардинала капитаном мушкетеров. Минфин и ЦБ делят финансовую власть и являются профессиональными конкурентами. Минфин отвечает за бюджет, и ему никогда не хватает денег, за количество же денег в стране отвечает ЦБ, поэтому конфликт неизбежен. Задачи Минфина чаще всего сиюминутные -- нет денег на довольствие военным, перерасход на операцию в Чечне, финансирование науки опять не выполняется. ЦБ традиционно смотрит на Минфин свысока: банк не только распоряжается эмиссионным станком, но и задачи решает более возвышенные -- курсовая политика, регулирование кредитного рынка. Минфин, в свою очередь, крайне недоволен неприкосновенностью ЦБ и постоянно норовит его укусить -- обложить налогом, пересчитать прибыль, половина которой поступает в бюджет. Приложил к этому руку и Сергей Игнатьев.


Одной из последних его операций на посту первого замминистра финансов, отвечающего за банковскую реформу вообще (так что описанные похороны реформы, устроенные Геращенко, не могли оставить Игнатьева равнодушным) и реформу ЦБ в частности, была разработка механизма вытеснения Центробанка Минфином из капитала Внешторгбанка. ЦБ уже в этом году должен продать 40 из 99,9% принадлежащих ему акций ВТБ. Но как! В обмен на госбумаги со сроком погашения 10-15 лет и с купонным доходом в 1% годовых. Это грабеж, и впору им заняться Генпрокуратуре, которая в последнее время специализируется на собственной переоценке сделок хозяйствующих субъектов. Любопытно, как оценивает эту пока не состоявшуюся (усилиями Геращенко) сделку господин Игнатьев, оказавшись по другую сторону баррикад.


В любом случае механизм, предложенный Игнатьевым, показывает, что он способен идти в решении поставленной перед ним задачи до конца. Велено было получить ВТБ даром -- пожалуйста. Для чиновника такая упертость качество хорошее. А Игнатьев все минувшие десять лет и был чиновником -- чьим-то замом или помощником. Способность зама решать поставленные задачи -- это хорошо, привычка решать задачи, кем-то поставленные председателю ЦБ,-- плохо.
В чиновничьей биографии Игнатьева известен еще один эпизод, демонстрирующий, как он действует, получив политический заказ. 28 июля 2000 года случилась встреча нефтяников с президентом и премьером. И там, на самом верху, нефтяным королям решили доказать, что они обсчитывают бюджет -- недоплачивают налоги. Доказательство было возложено на Сергея Игнатьева. Он, привыкший работать с бумагами, в которых по определению дебет должен сходиться с кредитом, поступил просто. Взял и составил таблицу, из которой следовало, что с добытой тонны нефти разные нефтяные компании платят разную сумму налогов. Вывод напрашивается: есть те, кто делится с бюджетом, а есть те, кто норовит государственное утаить. Таблицу предъявили нефтяным олигархам, и те, свободные от чинопочитания, подняли ее, а заодно и ее автора на смех: как можно не учитывать затраты на добычу тонны нефти, которые у каждой компании индивидуальны, так как нефть залегает по-разному?


Два приведенных случая из биографии Игнатьева -- это, конечно, немного. Но они настолько похожи, что первый вывод о новом председателе ЦБ очевиден: в отличие от Геращенко, который не одно и не два последних десятилетия сам принимал чрезвычайно ответственные решения и сам же организовывал их выполнение, Игнатьев пока прежде всего исполнитель, причем рьяный, выполняющий поставленную начальством задачу без оглядки на очевидные контраргументы. Сможет ли он перебороть комплекс вечного зама, который несовместим с должностью председателя ЦБ, еще будет видно.
С другой стороны, его рвение сейчас может быть использовано и в благих целях. Уход Геращенко открывает дорогу банковской реформе и прежде всего прореживанию банков, естественно, на основе выработанных критериев. Сейчас банков насчитывается примерно 1300, из них живых вряд ли больше, чем тех, которые так и не оправились после августа 1998 года. Плачевное состояние банков порождает тотальное недоверие к ним, что тормозит и экономический рост, который невозможен без того, чтобы банки были настолько уверены в себе и в партнерах, чтобы отваживаться на долгосрочное кредитование промышленности. Игнатьев уже бросил своему предшественнику туманный упрек в том, что тот, располагая обширной информацией, мог делиться ею с коммерческими банкирами. Упрек может быть понят по-разному, самый конструктивный вариант толкования -- пора задушевных отношений ЦБ и коммерческих банков закончена, впереди реформа. И ее Игнатьев может провести в присущей ему боевой манере.
Если же вернуться к вопросам, мимо которых никак не пройти,-- насколько управляем Сергей Игнатьев, не превратит ли он Центробанк в опору Минфина, что не пойдет на пользу ни ценам, ни рублю, ни всей экономике, то можно вспомнить еще один, на этот раз славный эпизод его служения. 18 июля 2001 года на заседании совета директоров АРКО Сергей Игнатьев голосовал против пролонгации кредита, выданного на развитие филиальной сети Альфа-банка под льготный процент в половину учетной ставки ЦБ. А пролонгация, между прочим, была предложена его непосредственным начальником -- министром финансов и вице-премьером Алексеем Кудриным. Этот эпизод свидетельствует, что характер у Сергея Игнатьева есть. Как есть и стойкое нежелание оказаться вовлеченным в чреватую скандалом ситуацию. Это, безусловно, хорошо. Вот только кредит-то Альфа-банку был все равно пролонгирован.
Абсолютной независимости у ЦБ при Сергее Игнатьеве и при обновленном законе о ЦБ уже не будет. Но вполне в силах Игнатьева оставить за Национальным банковским советом по существу представительские функции. И не пускать -- уж во всяком случае думцев и членов Совета федерации -- на кухню ЦБ. А с правительством и уж тем более с Кремлем Игнатьев будет договариваться. Способность договариваться -- это хорошо, о качестве договоренностей пока говорить рано.
Хотя есть у назначения Игнатьева и еще одна, уже чисто политическая сторона. "Власть" не раз писала о том, что равноудаление олигархов не привело к установлению мира на политическом Олимпе. Старая и новая элиты продолжают воевать за доступ к президенту, за властные рычаги и посты, за контроль над финансовыми потоками. Если рассмотреть появление в кресле председателя ЦБ Сергея Игнатьева с этой точки зрения, то это победа старожилов при власти, во всяком случае, новый председатель ЦБ не может считаться ставленником ни младопитерцев, ни выходцев из спецслужб. Да, Игнатьев, как сейчас и положено, ленинградец. Но, по собственному признанию, "знаком с президентом недавно". В Москве же появился гораздо раньше Владимира Путина.
Что из этого следует? Назначение Игнатьева считает своей личной победой Алексей Кудрин, который уже отзывался о новом председателе ЦБ как о человеке "легендарной порядочности" (возможно, Кудрин так оценивает голосование Игнатьева в АРКО 18 июля 2001 года). Это вполне может дать Кудрину новые силы в борьбе за премьерское кресло. И поддержка Игнатьева может значить для него не меньше, чем благосклонность кадровиков президента. Значит, Игнатьеву предстоит участвовать не только в экономической политике, но и в чисто политических играх.

Коммерсант-Власть
http://flb.ru/info/6354.html

25.03.2002

Игнатьев

Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.