?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Русский фокус


Несколько дней назад в нашем цирке произошли большие перемены. Сменилось руководство Российской государственной цирковой компании: министр культуры подписал указ о назначении на должность директора продюсера Давида Смелянского. Два года руководивший "Росгосцирком" Леонид Костюк подал в отставку.

Почти одновременно с этим директор Владивостокского цирка Михаил Михаев обратился к Леониду Костюку с открытым письмом.

Там были выдвинуты серьезные обвинения: "Большинство лучших аттракционов и номеров компании были переданы вами в частные руки... Вы не терпите в своем окружении людей, сколько-нибудь думающих... Трудно не заметить ваше особое внимание к коммерческим программам... Как показывают события последнего времени, в "Росгосцирке" вообще стало работать небезопасно, и не только под куполом или в клетке с хищниками: в лучшем случае неугодных увольняют, в худшем отстреливают". Заканчивалось письмо словами: "Киллеров прошу не беспокоиться". Словом, произошел большой скандал - и о цирке снова вспомнили.

В советские времена он был визитной карточкой страны. Лучший в мире шоколад, лучшие в мире цирк, балет, водка, ракеты и хоккей - советские циркачи пользовались огромным зарубежным успехом, систематически побеждали на международных конкурсах, и советское правительство окружало их отеческой заботой. В цирк вкладывали огромные деньги, и он действительно был едва ли не лучшим в мире. После распада СССР все изменилось.

В конце девяностых годов "Росгосцирк", преемник ведавшего отечественным цирковым хозяйством "Союзгосцирка", плодил скандал за скандалом. Знаменитые артисты и наиболее крепкие директора писали открытые письма, где крепко доставалось руководству компании, аудиторы Счетной палаты отмечали "факты нецелевого расходования бюджетных средств, нерационального использования бюджетных поступлений, нарушения финансовой дисциплины, неправомерного использования федеральной собственности".

В цирковом доме было неладно, и, как всегда бывает в таких случаях, из щелей полезла грязь. Странные люди размахивали магнитофонными кассетами с записями частных разговоров и писали заявления в прокуратуру города Москвы - в них они требовали вернуть принесенные руководству "Росгосцирка" добровольные дары: десять тысяч долларов, золотой браслет, 6 бордовых фужеров, фарфоровую слониху, букет цветов за 750 руб., пальто из нубука - и многое другое. Умники, между тем, говорили, что во взятках был и позитивный смысл - большая часть дарений не задерживалась в цирковой компании и уходила наверх. Благодаря этому цирк выжил: в самые трудные времена финансирование было стабильным.

Но такие скандалы были мелочью.

Резко увеличилась смертность среди цирковых животных. Они погибали из-за желудочных болезней - от недоедания и заболеваний сердечно-сосудистой системы - звери работали на износ и не выдерживали физического и нервного напряжения. Животный конвейер был сокращен, доставалось и людям - а "цирковые" и так выходят на пенсию в тридцать лет с полным букетом профессиональных заболеваний.

Хороший аттракцион делается годами и стоит очень больших денег: в постсоветское время они иссякли, и цирк перестал развиваться. Упало качество циркового образования, перестала работать дирекция по подготовке новых номеров, организационный кризис сплелся с творческим.

Цирковые люди живут по-разному. Артисты с именем подолгу работают за рубежом, зарабатывают хорошие деньги и в России, "пехотные" исполнители всю жизнь мотаются между Тамбовом и Владивостоком. У многих из них нет прописки, под конец профессиональной карьеры скопить на квартирку удается не каждому. В воздухе, между тем, носился запах миллионов. О купленных на цирковые деньги, отданных на реализацию и пущенных по ветру пончиковых автоматах, бульонных кубиках и женском белье (убыток составил миллион двести тысяч долларов) многие знали и до появления в цирковой компании аудиторов Счетной палаты.

На этом фоне под генеральным директором "Росгосцирка" Людмилой Яировой зашаталось кресло, и на ее место пришел Леонид Костюк, директор и худрук Московского цирка на проспекте Вернадского, в прошлом знаменитый эквилибрист и лауреат Монте-Карло. Цирковые люди связывали с ним большие надежды, но на должности он не задержался. Прокомментировать последние события мы попросили Леонида Костюка , вновь возглавившего цирк на проспекте Вернадского.

ЛЕОНИД КОСТЮК, ДИРЕКТОР МОСКОВСКОГО ЦИРКА НА ПРОСПЕКТЕ ВЕРНАДСКОГО: "Я НЕ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ МЕНЯ ПРОКЛИНАЛИ СВОИ"

- Я сам принял решение уйти. Еще до того, как министр собрал нескольких директоров цирков - 12 из 74. Как я понимаю, тех, кто на меня жаловался.

- Что же этих директоров не устроило?

- Вплоть до последнего заседания совета директоров разногласий не было. Но затем большинство выступило против разработанного "Росгосцирком" и одобренного Министерством культуры проекта цирковой реформы - вот тут я сломался и решил уйти. Директора решили, что цирки должны остаться государственными учреждениями - раньше и я думал так же. Но кто же будет дотировать 74 цирка, ничего не получая взамен? Я считаю, что цирки должны стать унитарными коммерческими организациями. Государственными предприятиями могли бы остаться 4-5 заведомо нерентабельных цирков; они бы превратились в репетиционные базы, центры по созданию новых номеров. Остальные цирки по-прежнему подчинялись бы Министерству культуры, государство все так же дотировало бы создание новых номеров и спектаклей, животных и транспортные расходы. Но зарплату цирки вырабатывали бы сами и развивались как хотели.

Хорошо работай, и у тебя все получится. Зато в случае плохой работы Министерство культуры и Минимущество могут поставить вопрос о служебном соответствии директора. Этого не хочется никому. К сожалению, даже дельные директора предпочитают быть иждивенцами. Сейчас они, по сути дела, являются комендантами зданий. Своих трупп у них, за редкими исключениями, нет, создавать их они не собираются. Цирки превратились в прокатные площадки, и директорам хочется получать от государства деньги, ничего при этом не возвращая. Многих директоров нужно менять, но у нас совершенно нет кадрового резерва. Ну, разогнали бы мы их. А кто стал бы работать?

- И все же эта система действует, благодаря ей провинция видит цирк. Не привела бы ваша реформа к их массовому банкротству?

- Восемьдесят процентов цирков выжили бы. Беда в том, что другие двадцать процентов директоров ничего не умеют. Не умеют делать рекламу, торговать билетами, и при этом они стараются дать как можно меньше спектаклей. Зачем платить артистам, если можно сдать цирк под эстрадное шоу или коммерческую программу? Деньги за это, как правило, получает сам директор, и они нигде не учитываются.

- Иными словами, директорам-управдомам принадлежность к цирку нужна ради государственной "крыши", покрывающей любые безобразия?

- Совершенно верно. Ну так и становитесь коммерческими предприятиями! Только делайте это честно, пропуская билеты через кассу и платя налоги. И не говорите о том, что цирк заведомо нерентабелен, поэтому ему нужна государственная соска.

У нас, в цирке на проспекте Вернадского, многие спектакли тоже убыточны. Зарплата, корма для животных, коммунальные платежи сжирают огромные деньги... Но цирк на проспекте Вернадского, кроме билетов, кормят аттракционы, установленные у нашего здания. Купили мы их за собственные деньги. Цирк у нас вполне благополучный, и мы отлично выживаем. Через налоги отдаем государству в 2 раза больше того, что получаем в виде дотации. Но многим директорам все это не нужно. К чему суетиться, если и так можно спокойно жить?..

- ...получая левые деньги.

- Этого я не знаю. Проконтролировать, что в цирках учтено, а что нет, на сегодняшний день невозможно. Придя в цирковую компанию, я не представлял, насколько эта система неуправляема. При СССР я был первым заместителем генерального директора "Союзгосцирка", и тогда все было вполне рационально. Но мой предшественник сидел в этой должности много лет, очень хотел сохранить кресло и шел навстречу решительно всем. Берите столько суверенитета, сколько сможете взять, только меня поддерживайте...

- Директор Владивостокского цирка обратился к вам с открытым письмом...

- Да, он послал его министру культуры и в Генеральную прокуратуру. Там, в частности, написал, что я не выношу критики. При этом сам директор Владивостокского цирка ни разу меня не критиковал. Он всегда был "за". Тут другая история. Этот директор - бывший милиционер, никакого отношения к искусству цирка не имеющий, - хочет оставить Владивостокский цирк госучреждением, но распоряжается им, как своей собственностью. Мало того что его цирк плохо работает - он отказывается от наших программ и берет программы частных прокатчиков, рассчитывающихся лично с ним. Состарившегося леопарда, которого я приказал передать государственному зооцирку, этот директор толкнул налево. Там было много другой грязи: махинации с транспортом, нарушения трудового законодательства и техники безопасности... Мы решили не продлевать с ним контракт - вот тогда он и начал воевать... Михаев пишет о "киллерах", намекая на убийство неизвестными Александра Осипова, директора, художественного руководителя Центральной студии циркового искусства, заслуженного артиста России, известного клоуна и отличного режиссера. Он был очень талантливым человеком и моим другом, я его на эту должность и выдвинул. Никаких разногласий у нас не было: спорил он не со мной, а с работавшим в его хозяйстве ревизором...

Но к чему об этом говорить? Доказывать очевидные вещи унизительно и противно...

Я не жалею о том, что потратил два года на цирковую компанию. Мы создали студию клоунады, провели несколько конкурсов, восстановили ряд знаменитых номеров, разработали концепцию реорганизации цирка. Я передам ее новому руководителю. Мне было трудно: я цирковой человек, хотя последние 22 года и работаю менеджером. Там, где требовалось хирургическое вмешательство, я прибегал к терапии. Я не хотел, чтобы меня проклинали свои, поэтому реформы продвигались медленно.

Майя КАБАХИДЗЕ, руководитель департамента развития искусств Министерства культуры РФ :

- Ситуация в цирке в последнее время зашла в тупик, и министерство провело две посвященные ему коллегии. На последней руководству компании было дано поручение подготовить концепцию стратегического развития циркового дела в России. Мы планировали заслушать ее в сентябре, но гендиректор компании предпочел вернуться на творческую работу и подал заявление об уходе.

- С чем, на взгляд министерства, связана эта тупиковая ситуация?

- Во-первых, она имеет юридические параметры. Компания включает в себя целый ряд цирков; часть из них является учреждениями культуры, часть - государственными унитарными предприятиями, часть - дочерними предприятиями, часть - филиалами. Все это плохо сопрягается с действующим законодательством. Во-вторых, ни для кого не секрет, что наш знаменитый советский цирк стал терять свои позиции. Артисты в России по-прежнему замечательные. Почему же так происходит? По нашему мнению, им нужны такие же хорошие продюсеры. К тому же нам кажется, что цирк эстетически изолировался от остального искусства. Процессы, идущие в театре и музыке, изнутри циркового дела не воспринимались. Вот нам и показалось, что такой театральный человек и опытный менеджер, как Давид Яковлевич Смелянский, сможет это восполнить

Известия.ru
http://flb.ru/info/11322.html

29.08.2002

Швыдкой

Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.