?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Где миллиард?


Тезис о небывалых темпах роста иностранных инвестиций является одним из основных пропагандистских лозунгов действующей петербургской власти. По версии Смольного, динамика приходящих в город иностранных инвестиций выглядит следующим образом.

1996-й год: $ 175 млн. (по сравнению с предыдущим годом, объем увеличился в 1,1 раза). 1997-й: $ 234 млн. (рост в 1,3 раза). 1998-й: $ 414 млн. (рост в 1,8 раза). 1999-й: $ 698,5 млн. (рост в 1,7 раза). 2000-й: $ 1 147,5 млн. (рост в 1,7 раза). 2001-й: $ 1 171,3 млн. (рост в 1,1 раза).

Однако смольнинский "инвестиционный миллиард" даже навскидку вызывает большие сомнения. Хотя бы потому, что, по открытой оценке федеральных экономических властей, объем инвестиций, пришедших в прошлом году во всю российскую экономику, составлял порядка 10 миллиардов долларов.

Получалось, что петербургский сегмент в общефедеральных инвестиционных деньгах просто-таки непропорционально высок.

К тому же, как подтвердил "Делу" высокопоставленный московский экономический эксперт, "доля Петербурга в общем объеме всех иностранных инвестиций в Россию выше, чем в среднем по стране, и стабильно составляет 5 или 6 процентов. Любое отклонение от этой цифры вызывает сомнения в качестве подсчета".

Сегодня на наши вопросы отвечают петербургский губернатор Владимир Яковлев и российский министр экономического развития и торговли Герман Греф.

Владимир Яковлев: Ладно, согласны на 8%

Отвечая на вопросы "Дела", губернатор Петербурга ощутимо пересматривает официальные подсчеты городских властей.

- Городская администрация отчиталась о привлечении в Петербург в 2001-м году $ 1,2 млрд. иностранных инвестиций. Однако прямыми инвестициями из них являются чуть больше $ 100 млн., остальное - кредиты. Правильно ли приравнивать кредиты к инвестициям?

- Инвестировать ли средства в уставный капитал или предоставить инвестиционный кредит - это решение принимает сам инвестор. И склоняется он в пользу одного или другого решения, исходя из собственной выгоды.

Ничего худого в слове "кредит" нет. Если есть реальная возможность развивать производство, платить проценты и при этом еще останется часть прибыли, то брать кредит нужно. Главное - чтобы это были доходные и перспективные вложения, которые позволили бы не только вернуть кредит, но и сформировать основу для дальнейшей модернизации производств.

Что же касается непосредственно использования терминологии, то все знают, что инвестиции бывают прямыми и портфельными. Так, инвестиционный портфель может включать в себя среди прочих инструментов и корпоративные облигации. А это просто-напросто те же кредиты предприятиям, только оформленные в ценные бумаги. Поэтому мы и говорим о привлечении инвестиций. Думаю, суть нашей позиции понятна, а вопрос трактовки - это дело вкуса.

Инвестиционные кредиты имеют все основания быть включенными в состав инвестиций, что и делает Санкт-Петербургский комитет государственной статистики. Хотелось бы подчеркнуть, что миллиард долларов, о которых вы упомянули, - это кредиты именно в нефинансовый сектор экономики города, прежде всего в промышленность, связь, транспорт. Привлечение в наш город кредитов, которые выступают внешним финансовым ресурсом, позволяет ускорить развитие петербургских предприятий.

Доля прямых инвестиций в структуре иностранных инвестиций колеблется от 10% до 12% (по данным 2000-2001-го годов). Доля прочих инвестиций составляет, соответственно, около 88-89%. Такое распределение иностранных инвестиций по видам обусловлено тем, что в Петербурге более низкие риски размещения бизнеса. Кредитоспособность города растет. Так, например, рейтинговые агентства Фитч и Мудис устойчиво повышают рейтинг кредитоспособности города. А это важно для восприятия инвесторами ситуации в экономике Петербурга.

Помимо этого, высокая доля кредитов положительно характеризует высокий уровень ведения бизнеса в городе. Петербургские предприятия активно используют схемы торгового кредита и лизинга, страхование и гарантирование при приобретении оборудования для осуществления программ модернизации производств. Это - положительное отличие от других регионов, где такие схемы используются в меньших размерах и объемы привлекаемых инвестиций, соответственно, меньше.

- Однако, несмотря на оптимистические заявления городских властей, Владимир Путин заявил недавно, что он "озабочен ситуацией в Петербурге, в частности, невысоким объемом иностранных инвестиций". Как бы вы могли прокомментировать такое противоречие?

- С 1999-го по 2001-й год объем иностранных инвестиций в Санкт-Петербург вырос в три раза. В 2001-м наш город занимал второе место в Российской Федерации по поступлению иностранных инвестиций (8,2% от общего объема). Это хороший показатель в сравнении с показателями других субъектов Федерации. Хотя, конечно, долю Санкт-Петербурга трудно сравнить с долей Москвы - 39,7% от общего объема иностранных инвестиций в РФ, и здесь озабоченность президента понятна.

Инвесторы признают, что риски вложения средств в Россию уменьшаются. В мире многие теперь знают, что в России, кроме Москвы, есть еще и Санкт-Петербург. Но вопрос привлечения инвестиций - это не только экономика, но и немного политика. Инвестор интересуется политикой только в аспекте минимизации рисков. И чтобы эти риски были для инвестора приемлемы, ситуация должна быть стабильной. Эту стабильность должны поддерживать, помимо президента, и представители федеральных органов государственной власти, находящиеся на территории Санкт-Петербурга. И ваше издание также является одним из участников, которые формируют эту стабильность.

- В своем интервью "Делу" главный федеральный инспектор по Петербургу Николай Винниченко объяснил, что "на Северо-Западе - два инвестиционно отстающих региона: Калининград и Петербург". Насколько верным вам кажется такое сравнение?

- Зачем так не любить город, в котором живешь, - непонятно. Не могу судить о Калининграде, но за Санкт-Петербург мне искренне обидно. Любая оценка должна основываться на каких-то данных. Мне же совершенно непонятно, на чем основывается упомянутое заявление главного федерального инспектора.
Уровень инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга, по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, безусловно, очень высок. Многочисленные рейтинги и опросы подтверждают это. Рейтинговое агентство Фитч повысило долгосрочный валютный и рублевый рейтинг Санкт-Петербурга до "В+". Рейтинговый прогноз изменен с позитивного на стабильный. Международное рейтинговое агентство Стандарт энд Пурз повысило рейтинг кредитоспособности города до BB- / Стабильный / сразу после повышения рейтингов Российской Федерации.

Кроме того, консультационная группа по иностранным инвестициям Международной финансовой корпорации и Всемирного банка, изучавшая в 2001 году административные барьеры на пути инвестиций в отдельных регионах России, отметила прогрессивный характер налогового законодательства Санкт-Петербурга, высокий уровень инвестиционной инфраструктуры.
Остается предположить, что главный федеральный инспектор слабо владеет информацией по данному вопросу.

- Очевидно, что основным конкурентом Петербурга в плане привлечения инвестиций является Ленинградская область. Намереваются ли городские власти предпринимать специальные меры для достижения успеха в этой конкурентной борьбе?

- Подобное утверждение часто приходится слышать, однако трудно назвать основным конкурентом регион, у которого инвестиции в основной капитал ниже в три с лишним раза, а по иностранным инвестициям в нефинансовый сектор экономики - почти в четыре раза.
Как основного конкурента мы рассматриваем Москву. В Ленинградской области инвесторы зачастую имеют возможность затратить меньшие деньги, чем в Петербурге. У города с областью разное количество предприятий-налогоплательщиков. У нас их больше, и поэтому Санкт-Петербург должен устанавливать для всех инвесторов равные условия. Важно то, что область, гранича с городом, имеет возможность использовать квалифицированные трудовые ресурсы Санкт-Петербурга и городскую инфраструктуру.

По данным профессиональных изданий (например, журнала "Эксперт"), Санкт-Петербург находится на ведущих местах в рейтингах лучших двадцати регионов с наиболее высоким инвестиционным потенциалом и незначительным инвестиционным риском, а Ленинградская область в списках не значится.
За пять месяцев 2002-го года инвестиции в основной капитал в Санкт-Петербурге составили 14,8 млрд. руб., что на 26% больше аналогичного показателя прошлого года. Инвестиции в основной капитал в Ленинградской области за этот же период составили всего 4,8 млрд. руб., упав на 39% по сравнению с прошлым годом.

По данным за первый квартал 2002-го года, иностранные инвестиции в Санкт-Петербург, незначительно снизившись по сравнению с предыдущим годом, составили 348,7 млн. долларов США. В то же время (даже после роста в два раза) иностранные инвестиции в Ленинградскую область - 91,4 млн. долларов США.
Поэтому, на мой взгляд, нужно говорить не о специальных мерах для достижения успеха в борьбе Санкт-Петербурга и Ленинградской области за привлечение инвестиций, а о мерах создания в городе еще более благоприятного инвестиционного климата.

Первоочередными мероприятиями в этом направлении стали разработка и принятие двух новых законов Санкт-Петербурга в инвестиционной сфере: "Об инвестиционном налоговом кредите" и "О целевом бюджетном фонде развития инфраструктуры Санкт-Петербурга".
В соответствии с законом "Об инвестиционном налоговом кредите", любое юридическое лицо, состоящее на налоговом учете в Санкт-Петербурге и платящее в городской бюджет налоги, имеет право получить налоговый кредит по налогу на прибыль и по налогу на имущество на длительный срок и на льготных условиях. Сейчас наши специалисты согласовывают порядок предоставления инвестиционного налогового кредита. Могу сказать главное: там будут достаточно простые условия и прозрачная процедура.

Закон "О целевом бюджетном фонде развития инфраструктуры Санкт-Петербурга" призван, в первую очередь, обеспечить горожан и инвесторов необходимой для жизнедеятельности инфраструктурой и повысить качество предоставляемых услуг.

ДОСЬЕ:

Структура иностранных инвестиций в экономику Петербурга в 2001-м году (млн. долларов США)

Всего 1 171,3

В том числе: Прямые инвестиции 114,1
из них:
взносы в уставной капитал
предприятий 48,1
кредиты от зарубежных совладельцев 63,5
прочие 2,5

Герман Греф: считайте по-своему, но официальная цифра - наша.

С просьбой прокомментировать подсчеты Смольного (который до самого последнего времени твердо стоял на том, что доля Петербурга в общем объеме приходящих в Россию иностранных инвестиций составляет 13%) мы обратились к министру экономического развития и торговли РФ Герману Грефу:

- В результате проведения целенаправленной инвестиционной политики в Санкт-Петербурге на протяжении последних пяти лет (за исключением 2000-го года) отмечался стабильный рост инвестиций в основной капитал. В 1997-1998-м и 2001-м годах темпы роста инвестиций в городе превышали аналогичный общероссийский показатель.

Основной объем инвестиций направлялся в транспорт - 32,5%, промышленность - 28,9%, а также в строительство, ЖКХ и связь.

Перспективы развития инвестиционного процесса в Санкт-Петербурге связаны с двумя основными источниками: средства государственных бюджетов и средства внебюджетных инвестиций. В 2001-м году доля инвестиций из бюджетных источников составила 29% (из федерального бюджета 18%, из бюджета Санкт-Петербурга - 11%).
Одной из важнейших задач повышения инвестиционной привлекательности города является обеспечение инвесторов доступной и достоверной информацией об условиях и возможностях ведения инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге.

Постоянный рост иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга наблюдается с 1994-го года. Основными факторами, обеспечивающими рост инвестиций в последние годы, явились стабильная социально-политическая ситуация в стране и Санкт-Петербурге; прозрачная и сбалансированная бюджетно-финансовая политика города, выражавшаяся в росте кредитного рейтинга и, соответственно, в возможности привлечения заемных средств в валюте на выгодных условиях, а также рост реальных доходов населения.
Крупнейшими инвесторами являются Нидерланды, США и Финляндия. Важные позиции в этом отношении занимают также Швейцария, Люксембург и Кипр.

Иностранные инвестиции направляются преимущественно в реальный сектор экономики: производство продовольствия и товаров первой необходимости, в сферу телекоммуникаций. В ближайшие годы прогнозируется сохранение высоких темпов роста иностранных инвестиций.

Уровень инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга в сравнении с другими регионами оценивается достаточно высоко. В то же время потенциал и возможности для привлечения иностранных инвестиций в настоящее время реализованы не в полной мере.

Дальнейшее увеличение притока иностранных инвестиций связывается с мерами по улучшению инвестиционного климата как на федеральном уровне, так и на уровне администрации Санкт-Петербурга (меры, направленные прежде всего на снижение административных барьеров для бизнеса, защиту прав собственников и инвесторов).

Согласно данным Минэкономразвития, в 2001-м году в Санкт-Петербург поступило иностранных инвестиций на сумму $ 1,171 млрд., что составляет 8,2% от суммы иностранных инвестиций, поступивших в Российскую Федерацию в 2001-м году.
На долю Северо-Западного федерального округа приходится 12,5% от общего объема привлеченных в Россию в 2001-м году иностранных инвестиций, доля Санкт-Петербурга составила 8,2% (второе место после Москвы).

На долю Санкт-Петербурга приходится 2,9% прямых иностранных инвестиций, поступивших в субъекты Российской Федерации в 2001-м году.

Расхождение в статистических данных, возможно, объясняется разной методикой подсчета поступления иностранных инвестиций, однако для официальных целей необходимо использовать только статистику, публикуемую Госкомстатом России.

Миллиард, да не тот

Весь объем инвестиций, пришедших в Петербург, подразделяется на три части.
Первая - "прямые инвестиции" (сюда включаются взносы в уставной капитал предприятий и кредиты от их зарубежных совладельцев). Вторая - "портфельные инвестиции" (купля-продажа акций, облигаций, других ценных бумаг). Третья - "прочие инвестиции" (под этим термином скрываются различные виды кредитов: "торговые" и так называемые "прочие").

Таким образом, даже если исходить из предложенных дефиниций, то становится понятно: смешивать в одну кучу "прочие инвестиции" с прямыми не стоит в любом случае, поскольку привлеченные кредиты придется возвращать, причем с процентами.

Кстати, не все просто и с пунктом "прямые инвестиции": кредиты, часть которых, между прочим, выдана под государственную гарантию Санкт-Петербурга как субъекта Федерации, заложены и в нем.

Если же перейти к цифрам, то получается, что прямые инвестиции за вычетом кредитов в прошлом году составляли $ 50,6 млн. Портфельные - $ 14,5 млн. Всего: $ 65 млн.

По сути дела, это и есть та сумма, которую Смольному следовало бы заносить себе в инвестиционный актив. Остальной миллиард с лишним - кредиты, которые через тот или иной срок с процентами будут изъяты из городской экономики. И это, кстати, вовсе не теоретические построения. Тут наиболее характерен пример позапрошлого, 2000-го года.

Тогда в город из-за рубежа были привлечены $ 1,147 млрд. Однако в том же году из городской экономики были изъяты возвращенные кредиторам $ 976 млн. Таким образом, положительное сальдо составило всего лишь $ 171 млн.
В дискуссии, развернувшейся после появления в "Деле" первых "инвестиционных" материалов, приняли участие практически все основные петербургские экономические "ньюсмейкеры".

Так, думский депутат Оксана Дмитриева представленными нами расчетами была немало удивлена. Причем удивлена настолько, что немедленно посоветовала Смольному начать контригру в любимом стиле - во всем обвинить оппозицию. "Представленные цифры - сомнительные, они нуждаются в перепроверке. Я думаю, что прямых инвестиций в город пришло гораздо больше. А основную часть кредитов город набрал еще при Артемьеве. После этого были только прямые инвестиции".

Удивлен был и только что назначенный тогда экономическим вице-губернатором Сергей Ветлугин: "Все цифры могут быть интерпретированы по-разному, а также имеют тенденцию менять свою сущностную значимость для города во времени. Мы, безусловно, приложим все усилия, чтобы оптимизировать инвестиционную политику, а также сделать ее более прозрачной как для себя, так и для горожан. Тогда, возможно, я более четко и просто смогу отвечать на подобные вопросы".
И правда, по прошествии почти десяти месяцев возглавляемый г-ном Ветлугиным комитет нашел в себе силы подтвердить данные о соотношении пришедших в город инвестиций и кредитов.

Первый заместитель руководителя комитета Александр Иванников согласился с тем, что из искомых $ 1,2 млрд. петербургских инвестиций лишь сто миллионов долларов - прямые.
Надо сказать, что признание это дорого стоило.

Ведь практически в то же самое время петербургский финансовый вице-губернатор Виктор Кротов в интервью "Делу" высказывался в совершенно противоположном ключе. По его словам, "цифра приходящих в город прямых инвестиций оценивается в $ 1 100 млн".

Впрочем, у инвестиционных подсчетов Смольного нашлись не только болельщики, но и оппоненты. Первым выступил областной губернатор Валерий Сердюков, заявивший нам, что "мы считаем корректнее. Те кредиты, которые мы привлекаем и которые потом наши предприятия и акционерные общества вынуждены будут отдавать, это - тяжелые инвестиции. Такой счет мы не ведем".

Но резче всех о позиции петербургских властей отозвался главный федеральный инспектор Николай Винниченко. По мнению инспектора, "кредиты являются одной из форм инвестиций. Однако ставить знак равенства между ними, конечно, нельзя. К сожалению, сегодня на Северо-Западе два инвестиционно отстающих региона - это Калининград и Санкт-Петербург".

Именно после появления в "Деле" этого интервью, в публичную дискуссию с нами вступил губернатор Владимир Яковлев.

Сегодня же, подводя промежуточный итог этого спора, необходимо отметить следующее. Городская власть твердо решила не отступать от своего объявленного "миллиарда". Это упорство можно понять. Серьезных макроэкономических успехов у нынешнего Смольного не так уж и много. Положительные результаты на этом направлении являются или следствием благоприятных общероссийских тенденций, или же продуктом работы городского бизнеса. А городская промышленность, о которой петербургское начальство так печется, развивается совсем не так, как бы этому начальству хотелось.

Что в такой ситуации может греть душу? Остается лишь инвестиционный миллиард. А то, что большая часть этого миллиарда является кредитами, не столь важно. Ведь расплачиваться по ним по большей части придется уже следующей городской власти.

Так что в тактическом смысле сделанная ставка кажется не столь уж и ошибочной. А стратегия нынешнюю петербургскую администрацию никогда особо не занимала.

Однако на серьезную жертву Смольному пойти все же пришлось. В официальном ответе "Делу" Владимир Яковлев признает, что в 2001-м году в город пришли 8,2% от общероссийского объема иностранных инвестиций. И это при том, что в официальном смольнинском отчете "Об основных итогах экономического и социального развития Петербурга в 2001-м году" заявлялось, что "доля города в общем объеме иностранных инвестиций в экономику России неуклонно растет и в 2001-м году она составила 13%".

В свою очередь, Герман Греф, нашедший немало положительных моментов в действиях петербургских властей, назвал в своих комментариях еще одну принципиально важную цифру. В прошлом году городу достались лишь 2,9% от всех "российских" прямых инвестиций. Вот это, как кажется, и есть наиболее точная оценка инвестиционного потенциала нынешнего Петербурга.







Дело
http://flb.ru/info/10620.html

12.08.2002

Яковлев

Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.