?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Златая цепь на Думе той


Недавно публике благодаря зятю спикера Госдумы Селезнева стала известна интересная подробность: Селезнев подарил дочке на свадьбу антикварные кубки, инкрустированные драгоценными камнями... Бедными наших народных избранников не назовет никто. Но вот откуда у них берутся деньги? В преддверии новых выборов в Думу мы попытались исследовать этот вопрос...
От зарплаты до зарплаты

Государство платит народным избранникам по 16 200 рублей (примерно 500 долларов США) в месяц. В прошлой Думе члены фракции НДР, тогдашней “партии власти”, получали две зарплаты: официальную — в думской кассе, и “черную”, в конверте, — в аппарате фракции. Так стимулировалась лояльность правительству и президенту. Членам фракции “Единство”, говорят в Думе, “черных” зарплат Кремль не платит: зачем, если есть другие рычаги воздействия? Страх перед отлучением от кормушки, страх перед Генпрокуратурой — и т.д. и т.п.
Наверное, для учителя из города Урюпинска 16 200 рублей кажутся очень солидной суммой. Но спросите московских студентов, сколько они намерены получать сразу после окончания вуза: меньше 500 долларов в месяц не назовет даже последний двоечник.
Как ни считай — это не даст ответа на вопрос, откуда не у всех, но у многих депутатов “Мерседесы”, джипы, дорогие костюмы, безумно дорогие часы и круглый год загорелые лица и почему они никак не производят впечатления людей, живущих на 16 200 рублей в месяц. Да еще есть такие, что месяцами не приходят в думскую кассу за зарплатой — видимо, не очень-то нужна. Может быть, они подрабатывают на стороне? Закон о статусе депутата в принципе дает такую возможность: если хотите, занимайтесь наукой, творческой деятельностью, журналистикой, преподаванием...

Творческий “навар”

Судить о том, в состоянии ли депутат серьезно подзаработать творчеством, мы можем только на основании деклараций о доходах. Их подают в Центризбирком при регистрации кандидатами в депутаты.
Если судить по декларациям за 1998 год, многие пописывают в газеты и журналы. Гонорары они получают за это не очень солидные. Коммунисту Юрию Никифоренко, постоянному автору газеты “Советская Россия”, к 124 тысячам депутатской зарплаты за год журналистика дала прибавку около 8 тысяч рублей. Лидеру группы “Российские регионы” Олегу Морозову 14 тысяч заплатила редакция газеты “Республика Татарстан”...
Может быть, телевидение приносит большие доходы? Почитайте декларациии — вранье все это. Например, депутат из фракции “Единство” Валерий Комиссаров, популярный ведущий телепрограммы “Моя семья”, за весь 1998 год получил всего 6600 рублей. По 500 с небольшим в месяц — как какая-нибудь медсестра в райбольнице. Конечно, если вспомнишь, что речь идет лишь об официальных доходах, то есть тех, с которых государству уплачены налоги, — сразу успокаиваешься...
Депутат Николай Губенко, который больше не коммунист, уже давно художественный руководитель театра “Содружество актеров Таганки”. Видимо, театр у него — на общественных началах: по крайней мере среди источников доходов за 1998 год зарплату в театре Губенко не указал — лишь депутатскую да какие-то небольшие выплаты от “Мосфильма”.
Негусто, негусто...
Еще думцы пишут книги — как правило, этим грешат лидеры партий. Жириновский выпускает чуть ли не каждый год по штуке, и как раз сейчас выходит в свет его очередная “нетленка” под названием “Великий обман”. Но почти никто из политиков гонорары среди источников доходов не указал.

Сея разумное, доброе, вечное...

В Думе сейчас 63 доктора наук (и далеко не все липовые), 51 профессор, 4 действительных члена РАН, три члена-корреспондента РАН. Есть преподаватели, научные работники. Заработки у ученых, мягко говоря, не ахти. Да, член фракции КПРФ, академик Жорес Алферов получил в 2000-м году Нобелевскую премию по физике — но Нобелевские премии случаются у ученых, а уж тем более у ученых-депутатов, мягко говоря, не часто.
Многие “яблочники” трудились и трудятся еще и в Центре экономических и политических исследований: и сам Явлинский, и его заместитель по фракции Сергей Иваненко, и Алексей Мельников, и Сергей Михайлов. Но платят там совсем мало. Зато другой “яблочник”, специалист по вопросам стратегической безопасности Алексей Арбатов, получил в 1998 году в Горбачев-фонде и ИМЭМО РАН около 120 тысяч рублей — примерно столько же, сколько в Думе.
По-прежнему работает на мехмате МГУ один из заместителей Зюганова по партии, Иван Мельников, но там не деньги — слезы: в 1998 году накапало 6 тысяч рублей.
Иногда избранников приглашают за рубеж — почитать лекции о России. Вот это дело может пополнить семейный бюджет... За рубежом предпочитают слушать политиков, слывущих либеральными. Почему-то Геннадия Зюганова с лекциями не приглашают — или приглашают, но он делает это даром, если судить по декларации. А Григорий Явлинский из-за гонораров за выступления во Франции и США чуть не погорел во время прошлой предвыборной кампании: забыл одну лекцию, недоплатил налогов на 4 тысячи рублей — и едва не потерял право участвовать в выборах. Заработал лидер “Яблока” в 1998 году за границей почти в семь раз больше, чем в Думе.

Стригут ли они купоны?

Так уж повелось, что перед выборами даже очень небедные кандидаты в депутаты сбрасывают с себя имущество, как деревья листву: переписывают на жен, детей, тещ и остаются перед нами совсем голенькими, почти без штанов. Перед прошлыми выборами, например, Владимир Жириновский в срочном порядке переписал на своего сына Игоря Лебедева (он тоже избирался в Думу, но список ЛДПР все-таки не возглавлял) 28 квартир по всей России общей площадью 2000 кв. метров, оставив за собой лишь две в Москве и одну — в Тульской области.
Но некоторые депутаты не стесняются признать, что у них есть акции, вклады в банках и получают они от этого какой-никакой доход. Проценты в банке (очень, впрочем, небольшие) получал режиссер Станислав Говорухин (ОВР), второй человек в КПРФ Валентин Купцов и многие другие. А чуть ли не самый богатый (если судить по декларации) депутат, президент Союза нефтегазопромышленников Владимир Медведев заплатил налоги почти с 4 миллионов рублей, полученных на акции нескольких нефтяных компаний. Кстати, теперь закон о выборах требует от кандидатов сообщать про вклады в банках и пакеты акций. Добавит ли это требование информации о реальном уровне благосостояния народных избранников — сказать трудно. Есть подозрение, что нет. Просто теперь и с акциями, и с вкладами в банках случится то же, что ранее случилось с квартирами и машинами: они формально перейдут к счастливым родственникам.

Свечные заводики

Вышеперечисленные способы зарабатывания денег легальны. А дальше — зыбкая, болотистая почва. Тень. Слухи, кулуарные сплетни.
Закон запрещает депутатам заниматься коммерческой деятельностью: они обязаны сразу после избрания покинуть кресла в советах директоров компаний, банков, не могут быть управляющими этих структур, получать от них жалованье. Формально так и поступают. Пишут соответствующие бумаги и прикидываются шлангами, то есть обычными депутатами с зарплатой в 500 долларов. Но это секрет Полишинеля: коммерческой деятельности подавляющее большинство бизнесменов не бросает.
Более того: депутатское кресло открывает перед ними невиданные ранее горизонты и возможности, которые конкурентам без мандатов и не снились. Какие? Депутат-предприниматель может писать запросы в министерства и ведомства, получать информацию о ходе расследования тех или иных дел, проверках налоговиков, контрактах, кредитах и т.д. и т.п., причем депутату нельзя отказать в информации. Депутат-предприниматель обзаводится очень полезными контактами и связями в высших эшелонах власти, получает доступ к процессу законотворчества и возможность влиять на него (а ведь в ином законе запятая огромных денег стоит). К тому же депутатская неприкосновенность для российского бизнесмена — совсем не лишняя...
В Думу в 1999 году пришло 90 гендиректоров, президентов, управляющих компаний, банков и сельхозпредприятий, руководителей предпринимательских ассоциаций и фондов. Есть и “засланные” крупными ФПГ для контроля за ситуацией в парламенте “казачки”. Еще 22 депутата в качестве места работы указали руководящие должности в разного рода фондах с ничего не говорящими названиями, некоммерческих объединениях и ветеранских союзах. Достаточно взглянуть, на каких машинах ездят эти нищие, судя по декларациям о доходах, граждане, чтобы понять: их смело можно причислять к предпринимателям. Итого: почти треть депутатского корпуса — бизнесмены разного калибра. Это и есть самая преуспевающая и наиболее редко посещающая зал заседаний часть Думы.
Где сидели в бытность депутатами олигархи Березовский и Абрамович? В своих думских кабинетах? Нет. Березовского если кто и находил, то в офисе “ЛогоВАЗа”. А Абрамовича вообще никто нигде не находил.
Что ответят вам коллеги депутата из “Единства” Ахмеда Билалова, если вы спросите их, почему его так давно не видно? “На своих буровых!” — вот что ответят. Почему депутат из того же “Единства” Владимир Брынцалов появляется в Думе только по очень большим праздникам — а именно когда обсуждается вопрос об акцизах на спирт или о НДС на лекарства? Потому что он занят своим водочно-фармацевтическим бизнесом и не скрывает этого. Перечислять можно долго.
Тут было Владимир Семенов и Андрей Вульф (оба из СПС) предложили играть “по-честному”: раз все равно все занимаются бизнесом, давайте отменим связывающий депутатам руки запрет. Но их не поддержали даже в родной фракции. Что делать с этим безобразием — полным смешением власти и бизнеса, — непонятно. Никто ничего и не делает. “Смирились”, — вздыхают депутаты-небизнесмены...

Антология лоббизма

Разговоры о том, что депутатов можно покупать оптом (целыми фракциями) и в розницу, идут с тех пор, как появилась Государственная дума. И всегда вызывают очень много обид: мол, получается, что все мы — коррупционеры, а докажите!.. Доказать — невозможно. Хотя обиды совершенно беспочвенны: кто рассказывает журналистам про то, что, как и почем можно купить в Думе? Сами же депутаты или представители крупных компаний и богатых ведомств, которые их покупают. Поскольку цифры в разных СМИ называют примерно одни и те же, можно предположить, что они близки к истине.
Так вот, говорят, что запрос на депутатском бланке может обойтись от 1 до 2 тысяч долларов. Эта тихая форма депутатского вмешательства в ход событий особенно ценится во время полукриминальных разборок вокруг собственности с использованием правоохранительных органов и судов (у нас они называются “спорами хозяйствующих субъектов”). Если резонанс нужен ого-го, тогда придется организовывать так называемый парламентский запрос — он отправляется высокому начальству от имени всей Думы и требует большинства голосов в зале. Стоит, говорят, до 120 тысяч долларов, но усилиями одного народного избранника тут не обойдешься. Или нужен человек, который пользуется большим влиянием и умеет сколачивать коалиции по интересам... Законопроект или поправка в закон, по слухам, обойдется “черному лоббисту” от 50 до 300 тысяч долларов. Самые дорогие — налоговые законы.
Разгул лоббизма, в том числе и “нехорошего”, коррупционного, наступает каждую осень при дележке миллиардов рублей, которые правительство закладывает в бюджете на Федеральную инвестиционную программу. Программа эта состоит из отдельных объектов, разбросанных по всей стране. Так вот, некоторые депутаты, говорят, получают от тех, кто заинтересован в бюджетной строчке, откат — процент от суммы, записанной в финансовом плане страны. Но вбить эту строчку в бюджет иногда очень непросто. В последние годы правительство сокращает деньги, выделяемые на инвестиционные программы из бюджета, — следовательно, сокращается и денежная масса, которая тратится на покупку этих самых бюджетных денег с помощью депутатов и чиновников.
Вообще мелкого, индивидуального “сшибания бабок”, по мнению некоторых депутатов, стало меньше. Хотя в целом масштаб подкупа в Думе возрос по сравнению с прошлыми созывами. Крупные ФПГ, заинтересованные в принятии глобальных, стратегических решений, будто бы все больше тратятся на “покупку” партий. Что ж, им, депутатам, изнутри видней. Проверить эти заявления не представляется возможным. К тому же необязательно носить банальные конверты: можно и “борзыми щенками”. Хотя бы теплым местечком в богатой компании для дочки или зятя, обещанием пристроить после окончания депутатского срока... Кстати, последний год перед выборами некоторые депутаты становятся неразборчивыми в средствах и особенно прожорливыми: виной тому — чувство неуверенности в завтрашнем дне.
Но не надо думать, что все без исключения запросы, постановления, законы кем-то проплачены и куплены. Это было бы слишком. И далеко не все проплаченные действия оказываются успешными: интересов-то много, и очень разных, они сталкиваются между собой, и тут иногда возможны неожиданные результаты. Деньги решают очень многое, но не все, не всегда или не сразу.

“Серебряные” голоса

И, наконец, российская экзотика: подкуп исполнительной властью власти законодательной. Такое случалось при важнейших голосованиях по политическим вопросам. Иногда здесь на счету каждый голос, и в критических ситуациях огромные, до нескольких десятков тысяч долларов, деньги могут предложить какому-нибудь никому не известному депутату Пупкину. От него требуется всего лишь или не приходить в зал заседаний, забрав с собой карточку, или наоборот — прийти и проголосовать, как скажут.
По Думе ходят легенды, как один из премьер-министров ельцинской поры регулярно получал при обсуждении бюджета от одного известного думского политика листок бумаги с нарисованной на нем цифрой со многими нулями — столько, мол, ему надо заплатить.
Время от времени противники принятия тех или иных решений публично обвиняют своих коллег в коррупции. Но дальше этого дело не идет: ни разу серьезных последствий такого рода заявления не имели.
8 апреля 1998 года при обсуждении кандидатуры Сергея Кириенко на пост премьера тогдашний председатель Комитета по безопасности коммунист Виктор Илюхин заявил в зале заседаний, что “некоторые российские, зарубежные политические и финансовые круги выделили огромные валютные суммы на лоббирование кандидатуры Кириенко в Государственной думе, если говорить более ясным языком — на подкуп депутатов...” Прямых доказательств представить Илюхин не смог. Историю забыли.
Когда весной 1999 года решалась судьба импичмента президенту Ельцину, в Думе наблюдалось веселое оживление. Тот же Илюхин в зале опять говорит о подкупе (ходили слухи о $80—100 тысячах, полученных некоторыми депутатами за голосование “против”), на него обиделись, потребовали проверки — и... ничего.
Совсем недавно, когда буквально тремя-четырьмя голосами принимался Закон о запрете на референдум в год перед выборами, коммунист Иван Никитчук опять заговорил про “проплаченные” позиции отдельных депутатов-центристов. Опять шум в зале, обиды — и... ничего.
В общем, в Думе все так же, как и за ее стенами: денежный айсберг с еле видной надводной частью и непонятно какой, но во много раз большей — подводной, теневой. Всех такое положение дел, похоже, устраивает. Действительно: если бы все депутаты были непродажны, то импичмент мог бы состояться, Кириенко не стал бы премьер-министром, а судьба некоторых бюджетов висела бы на волоске... Да и жить на одну зарплату у нас категорически немодно. Все попытки принять закон о лоббизме закончились в Думе году в 1997-м; Комиссия по депутатской этике вот уже два с половиной года знакомится с зарубежным опытом и обещает принять кодекс поведения народного избранника. И опять — ничего...

ПРОГУЛКА ПО ОПАСНОЙ ГРАНИ
Николай КОВАЛЕВ: “Наивно надеяться, что чиновники будут жить на такую зарплату!”

Бывший глава ФСБ Николай Ковалев сейчас — председатель комиссии Госдумы по борьбе с коррупцией. За два года по собранным ею материалам было возбуждено 52 уголовных дела. Но не было ни одного, которое касалось бы деятельности самих народных избранников в Государственной думе...
— Что вы считаете нормальным депутатским лоббизмом, а что — коррупцией?
— Нет на сегодняшний день четкой грани — где нормальный лоббистский интерес, поддержка инициатив, направленных на пользу государству, а где чиновник или депутат принимает решения, исходя из своих корыстных интересов. Безусловно, нужен специальный закон о лоббизме. Но при подготовке его мы сталкиваемся с огромными сложностями. Очень многие заинтересованы в том, чтобы этот закон никогда не появился.
— Занималась ли комиссия хоть раз вопросом о том, что какой-то депутат взял деньги за голосование?
— Таких материалов в комиссии не было. Как-то на парламентских слушаниях Виктор Иванович Черепков заявил, что ему известны факты получения денег депутатами за коррупционные действия. Я сказал ему: Виктор Иванович, если есть материалы — комиссия готова рассмотреть, вы можете быть уверены, что это будет сделано гласно, прозрачно и все предусмотренные законодательством меры будут приняты. Увы, никаких материалов от Черепкова не поступило...
— Коррупционные действия, о которых все знают, можно доказать?
— Сложно, но не невозможно. Есть соответствующие документы — не все же носится в кейсах или передается лично. Потом, правда, очень сложно в суде доказать, что это коррупция. Например, как доказать причинно-следственную связь между подписанием чиновником какого-то документа о выделении помещения — и покупкой его сыном автомобиля по заниженной цене в коммерческой структуре, которая этим же помещением пользуется? Это все примеры из жизни. Или как доказать, что чиновника купили, продав ему квартиру по заниженной цене, — купила коммерческая структура ее по одной цене, а продала ему в ущерб себе значительно дешевле. И с депутатами такие формы подкупа могут использоваться.
— В других странах как-то с подобными безобразиями борются...
С помощью парламентских расследований — а у нас такое невозможно, Конституция не позволяет. С помощью четко прописанного законодательства. С помощью комиссий по этике госслужащих и депутатов. В Англии, например, очень эффективно и давно действует комиссия по этике в парламенте. Там все детально описано — что имеет право депутат делать, что — не имеет...
— Депутат, приходя в Думу, должен отказываться от коммерческой деятельности. Но ведь фактически этого часто не происходит!
— В указе президента написано: запрещено госслужащим заниматься коммерческой деятельностью. Или в законе о статусе депутата. Но нет ни слова о том, какое наказание последует, если чиновник или депутат занимается коммерческой деятельностью. Простая декларация.
Бороться с коррупцией эффективно — как и с любым другим преступлением — можно лишь в том случае, если это исключение из правил. Но если это система... Тут же начинаются обвинения в политической ангажированности: “Почему именно меня? Ведь все то же самое делают...” Если госслужащий решает вопросы о многомиллиардных в долларовом исчислении суммах, надеяться на то, что только из идейных соображений он будет жить на зарплату в 3—5 тысяч рублей, по меньшей мере наивно!

Московский комсомолец
http://flb.ru/info/12733.html

15.10.2002

Селезнёв

Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.