?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Москва без москвичей

В Госстрое РФ подготовлен экзотический план развития Москвы. В соответствии с ним, в городе появятся зоны, в которых разместятся практически все органы госвласти. При этом в самом мегаполисе оставят ровно половину нынешнего населения. Остальным москвичам, по замыслу Госстроя, удобнее будет в Подмосковье


Сенсация может грянуть 28 ноября. Как сообщили "Итогам" в аппарате Белого дома, на этот день в предварительную повестку заседания правительства внесен вопрос "о столичных функциях Москвы". Будут обсуждаться генеральный план развития столицы России на ближайшие двадцать лет, проект нового закона о столичных функциях города и предложения на сей счет Госстроя РФ. В последнем пункте, собственно, и таится сенсация.

В планах Госстроя - создание в самом сердце Москвы так называемого федерального центра - территории, на которой будет сосредоточено большинство федеральных органов власти. Новация, любопытная уже сама по себе, повлечет за собой глобальные подвижки: значительной части московской недвижимости придется поменять своего владельца, перейдя из муниципальной в федеральную собственность. Такая участь, по замыслу Госстроя, ожидает, например, гостиницу "Москва", которую предлагается отдать под Совет Федерации, соединив подземным ходом с расположенной по другую сторону Охотного Ряда Госдумой. Или Дом Пашкова, идеально подходящий, по версии Госстроя, под штаб-квартиру Министерства культуры. В здании факультета журналистики МГУ может разместиться Министерство образования, а там, где находится музей Щусева, - сам ГосстройЙ

Но это только начало. Вторая часть предложений Госстроя касается резкого уменьшения плотности городской застройки, в первую очередь за счет сокращения жилищного строительства. Москва перенаселена, уверены в строительном ведомстве: в нынешних границах города может комфортно проживать не более 5,2 миллиона человек. Вывод: нужно всячески стимулировать переселение москвичей в Подмосковье.

"Жить в Москве скоро станет невозможно"

Идея с переселением москвичей настолько нас поразила, что за разъяснениями мы решили обратиться к главному разработчику проекта по переустройству столицы, первому заместителю председателя Госстроя Николаю Маслову.

- Как же вы планируете заставить москвичей покинуть город?

- Никто никого не собирается насильно выдворять. Наша программа рассчитана на 20 лет, это не выселение, а обычная миграция через экономику. Например, налоги на жилье в Москве будут выше. Многие товары первой необходимости стоят в Москве дороже, народ уже сейчас тянется за покупками за город. Но дело, подчеркиваю, главным образом в том, что жить в Москве скоро станет невозможно. Нет ветра, город задыхается. Куча машин... В сегодняшних границах Москвы, по экспертным оценкам, нормально могут жить не более 5,2 миллиона человек. Если мы стремимся к тому, чтобы жизненный уровень людей повышался, нужно, чтобы население постепенно переселялось в Московскую область.

- Промышленные предприятия также будут вытесняться за городскую черту?

- Это второй вопрос: чем будут заниматься москвичи? Может быть, Москва станет банковской "империей"Й Реперные точки - это численность населения, плотность застройки, от этого отталкиваются при разработке генпланаЙ Давайте посмотрим правде в глаза: мы просто трамбуем москвичей, как сельдей в бочки. Если человек будет обеспечен жильем, транспортом, телефоном, медучреждениями - его в Москву не загонишь! Только на работу: приехал и уехал. Многие уже сегодня так живут. А если еще и работа будет в Подмосковье - вообще прекрасно. Но для решения этих проблем необходимо объединить градостроительное планирование Москвы и Московской области. Мы же говорим о Москве и Московской области как о едином столичном регионе.

- То есть надо будет объединить эти два субъекта федерации в один?

- Необязательно. Достаточно консолидированной схемы развития, которая будет утверждаться на федеральном уровне. Наша задача - выработать механизм взаимоотношений Москвы с Московской областью, Москвы с федеральным правительством и отразить эти решения в нормативно-правовой базе.

- Вернемся к столице...

- Группа экспертов под моим руководством разработала программу развития столичных функций города Москвы, рассчитанную примерно на 20 лет. Плотность застройки Москвы постоянно увеличивается, а ее архитектурный облик как столицы не определен. За рекламами казино и колготок скоро и Кремля будет не разглядеть! Мы предложили создать в Москве федеральный центр, где будут размещены федеральные органы власти. Например, в Доме Пашкова, с нашей точки зрения, могло бы разместиться Министерство культуры. Оно сидит сегодня на каких-то задворках... Мы предложили также правительству перепрофилировать гостиницу "Москва" под парламентский центр. А нынешнее здание СФ можно отдать Москве - там можно построить и гостиницу, и все что угодно. Люди должны видеть, где находится власть! Сосредоточение всех федеральных структур в федеральном центре даст большой плюс, в том числе и с точки зрения решения транспортных проблем: министрам не придется ездить в Кремль и Белый дом со всех уголков Москвы.

- Ваша концепция затрагивает только центр города?

- Нет, вся Москва должна еще покрыться зонами федерального градостроительного регулирования: места размещения дипкорпуса, природоохранные зоны, транспортные магистрали...

- Какой процент по отношению к общей площади Москвы будут занимать "зоны федерального значения"?

- От 10 процентов и выше.

- Речь идет об отчуждении - переводе территории из муниципальной в федеральную собственность?

- Нет, это не отчуждение. По законодательству под всеми федеральными объектами земля федеральная. Но и на муниципальные земли может распространяться федеральное градостроительное регулирование.

- В какой мере ваши планы согласуются с позицией московских властей?

- Частично. На первых наших проектах - по федеральным зонам - есть виза Лужкова.

- А что касается перепрофилирования гостиницы "Москва" в парламентский центр?

- Нет, этот вопрос мы не обсуждали, думаю, у них точка зрения другая. Ну и что?

- Это все-таки муниципальная собственность - можно предвидеть судебные баталии.

- Приведу такой пример: во время строительства Третьего транспортного кольца снесли массу частных строений. Потому что есть закон города Москвы: не может страдать весь город из-за одного частного ларька. Так же и в отношениях между Москвой и Центром. Есть федеральные приоритеты, федеральные законы. Если будет решено, что на месте гостиницы "Москва" будет парламентский центр, это будет решено в рамках закона...

- И все же - Госстрой занялся планами обустройства Москвы по своему собственному почину или инициатива исходила сверху?

- По действующему законодательству в компетенцию Госстроя и правительства РФ входит согласование генплана города Москвы. У нас есть соответствующее поручение премьера, мы уже не один год занимаемся данной проблематикой. Я разговаривал со многими министрами: они не просто разделяют нашу точку зрения, а горячо поддерживают.

Не здесь и не сейчас

Что думают об инициативе руководства Госстроя в Белом доме? Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились к замруководителя аппарата правительства Алексею Волину.

- Пока документов не видел, говорить что-либо сложно... Что - будем людей выселять и дотации давать на переселение? Непонятно. Опять же непонятно, почему университет должен переехать из исторических зданий, которые все время принадлежали ему?

Руководитель департамента правительственной информации аппарата правительства Алексей Горшков также не в курсе сути предложений Госстроя, однако уверен, что в любом случае "удастся достичь консенсуса между федеральными властями и Москвой".

По плану Госстроя федеральные органы власти должны быть компактно размещены в центре Москвы.
Если предложения строительного ведомства найдут поддержку в Правительстве России, в дом Пашкова переселится Министерство культуры)

Неожиданными оказались госстроевские замыслы и для Управления делами президента - ведомства, которому по статусу положено отвечать за жизнедеятельность всех федеральных органов власти. Точку зрения управделами Владимира Кожина изложил "Итогам" его пресс-секретарь Виктор Хреков: "Никаких поручений по созданию так называемых правительственных кварталов, перемещению правительственных учреждений не было и не будет. Все выступления по этому поводу - личная инициатива, не имеющая под собой никаких оснований. И, мягко говоря, не очень понятная инициатива. Что касается Управления делами, в настоящее время оно занимается проработкой проекта создания парламентского центра, где планируется разместить обе палаты Федерального собрания. Эта работа находится на стадии примерной оценки стоимости проекта, подбора места. Парламентский центр будет построен в центре Москвы, но совершенно точно не на месте гостиницы "Москва". По словам Виктора Хрекова, строительство может начаться в 2004 году - в том случае, если в 2003 году в федеральный бюджет будет заложено соответствующее финансирование.

У московских властей отношение к революционным идеям Госстроя еще более настороженное. Во-первых, гостиница "Москва", как и земля под ней, принадлежит городу, который имеет относительно нее далеко идущие планы: снести и отстроить заново гостинично-деловой центр с подземным паркингом и рекреационной зоной, дабы привлечь туристов и бизнесменов. Захотят ли столичные власти добровольно расстаться с таким инвестиционно привлекательным объектом - вопрос риторический. По крайней мере глава комплекса имущественных отношений мэрии Олег Толкачев заявил, что "никакого изъятия московской собственности городские власти не допустят". Согласно действующему закону о статусе столицы федеральные власти могут выкупить городские объекты или обменять их на свои. Такие условия, по словам Толкачева, еще могут обсуждаться.

Во-вторых, существует проблема искусственного изменения функций перечисленных зданий. По мнению ряда экспертов, ни Минкультуры, ни Минобразования, ни Совет Федерации просто не смогут работать в зданиях, построенных для других целей. Их придется серьезно перестраивать, а еще вероятнее - сносить. Та же гостиница "Москва" кроме совершенно конкретных функций несет еще и смысловую, образную градостроительную нагрузку, изменить которую невозможно никакими силовыми решениями. Комментируя "Итогам" проект Госстроя, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин сказал, что практика переселения органов власти в предназначенные для других целей строения хорошо известна. "Так было, когда после революции власти переезжали из Петербурга в Москву. Администрации размещали в домах терпимости, а петербуржцев - в бывших конторах. Ничего хорошего из этого не получилось. Изменить функцию без ликвидации здания крайне затруднительно", - полагает главный архитектор города.

Наконец, идея "большого федерального переселения" не просчитана экономически, полагают противники госстроевского проекта. Откуда возьмутся деньги на строительство федерального квартала, Госстрой не сообщает.

Проси больше...

В целом же складывается впечатление, что столичная власть приняла решение до заседания правительства на инициативы Госстроя публично не реагировать. Хотя, как сказал в интервью "Итогам" заместитель председателя Московской городской думы Михаил Вышегородцев, скорее всего проект закона о статусе Москвы как столицы РФ, который планируется рассмотреть на заседании правительства, революционным не будет. "Думаю, что речь пойдет о четкой увязке вопросов финансирования города с выполнением им столичных функций", - полагает Вышегородцев. Он также считает, что даже если возникнут изменения по поводу имущественно-земельных отношений, то это не будет некое силовое решение, в результате которого Москва пострадает. Зампредседателя Мосгордумы уверен, что новая федеральная команда настроена на абсолютно конструктивную работу с московскими властями. А инициатива, вышедшая из недр Госстроя, похожа на квинтэссенцию всех накопившихся до того проблем между конкретными федеральными ведомствами и столичным правительством (начиная от вопросов недостроенных федеральных объектов на территории города до передачи памятников истории и культуры).

В пользу этого предположения свидетельствует и то, что в Госстрое настаивают на переносе обсуждения этой темы в правительстве с 28 ноября на более поздний срок. "Мы предлагаем отложить этот вопрос: создать вначале положение о федеральных зонах, доработать закон о столичных функциях, а потом в рамках уже нового закона утвердить генплан", - сообщил "Итогам" Николай Маслов. Стало быть, нет уверенности, что радикальные предложения найдут поддержку в правительстве.

Однако есть и другая, неофициальная версия, согласно которой грандиозные госстроевские планы являются не чем иным, как "психической атакой" на московскую мэрию. Древний российский бюрократический принцип "требуй больше, получишь, сколько надо" еще никто не отменял. По информации, циркулирующей в федеральных коридорах власти, права Москвы распоряжаться столичной недвижимостью и землей действительно будут несколько урезаны. И, чтобы склонить московские власти к необходимому компромиссу, якобы и был задействован Госстрой с его планов громадьем...

ДОКУМЕНТ

Буква закона

Федеральный закон "О статусе столицы РФ" был подписан Борисом Ельциным еще в апреле 1993 года, а в настоящее время действует в редакции 1995 года. В нем достаточно четко прописаны взаимоотношения органов федеральной и городской власти по поводу зданий и земельных участков, необходимых для выполнения Москвой столичных функций. По закону городские власти обязаны предоставлять органам власти РФ, представительствам субъектов федерации и дипломатическим представительствам иностранных государств административные здания, земельные участки, жилищный фонд и все соответствующие виды услуг (коммунальные, транспортные и пр.). Более того, все вопросы, касающиеся перспективного планирования развития города - читай генплан, - должны согласовываться с правительством РФ. Законом оговорено, что все споры, возникающие по этому вопросу, должны решаться согласительными комиссиями, которые создают заинтересованные органы власти на паритетной основе. Заметим, что генплан, одобренный Мосгордумой еще в 2001 году, до сих пор не утвержден на федеральном уровне.

Что касается собственности на здания и землю, то все те сооружения, в которых располагаются органы госвласти РФ, и участки под ними находятся в федеральной собственности. В том случае, когда для федеральных нужд требуются дополнительные помещения и территории, Москва может в установленном порядке сдавать свою недвижимость и земли в аренду. Кроме того, федеральные органы власти могут выкупить земли и строения, находящиеся в собственности города.

Расходы, связанные с выполнением Москвой столичных функций, компенсируются за счет субвенций, записанных в госбюджете отдельной строкой.

Итоги
http://flb.ru/info/13729.html

18.11.2002

Лужков

Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.