Административный катаклизм
Борьба за экологию вышла из политической моды. В отличие от "перестроечных" времен в нынешнем российском парламенте нет ни одного депутата от "зеленых". В МВД сократили отделы экологической милиции и забыли напрочь об экологических преступлениях. А в структуре правительства об охране природы "заботятся" добывающие министерства, которые ежедневно эту природу роют, взрывают и рубят под корень.
Заходите к нам на чернобыльский огонек
В течение года "Гринпис" несколько раз инспектировал предприятия Минатома. Делалось это, естественно, несанкционированно и тайно.
В феврале 2002 года депутат фракции "Яблоко" Митрохин С.С. в сопровождении группы активистов беспрепятственно проник на крышу хранилища отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) Горно-химического комбината в Красноярском крае. Объект - “мокрое” хранилище ОЯТ реакторов ВВЭР-1000 было выбрано в связи с широкой дискуссией в СМИ в ходе, которой руководство Минатома неоднократно заявляло об организации безопасного хранения ОЯТ на территории Горно-химического комбината. Увиденное так поразило депутата, что он немедленно написал докладную Президенту России, приложив фото и видео материалы, отснятые на месте. Ниже приводятся выдержки из его доклада:
"На ГХК не имеется замкнутого контура ограждения промышленной площадки. Площадки отдельных объектов огорожены формально, проволочное ограждение имеет порывы, въезды на территорию локальных зон не оборудованы воротами… Технические средства охраны не установлены…
…территория промышленной площадки ГХК не патрулируется, отсутствует контроль прохода посторонних лиц… на момент проведения инспекции в феврале 2002 года охрана ГХК несла караульную службу без огнестрельного оружия, в т.ч. часовые из числа военнослужащих. Не ведется наблюдение за территорией, примыкающей к ограждению локальной зоны хранилища ОЯТ.
Выводы: …руководство Минатома, имея информацию о существующих нарушениях, не предприняло необходимых мер для устранения нарушений… имеется возможность осуществления террористического акта, который может привести к катастрофическим последствиям".
В течение полугода на объекте проводились регулярные инспекции "Гринпис", но ничего не изменилось, несмотря на то, что министр публично пригрозил стрелять в экологов. Потом последовали захват "Норд-Оста" и заявления Закаева о нападении на ядерные объекты, но вместо реальной работы по обеспечению безопасности Минатом продолжает отрицать очевидные факты.
Черная неблагодарность российских олигархов
13-19 ноября 2002 г. у берегов Испании произошла очередная крупная экологическая катастрофа. Из разломившегося на две части танкера "Престиж" в Атлантический океан вылилось около 20 тысяч т мазута. Нанесен огромный ущерб природе и экономике Испании. Три года назад аналогичная по масштабам катастрофа произошла у берегов Франции с танкером "Эрика". Проблема предотвращения крупных аварий танкеров у берегов Евросоюза остается нерешенной.
Разлившийся у берегов Испании мазут - российский. Он принадлежит компании Crown Resources, являющейся подразделением российской "Альфа-групп". Именно она наняла для перевозки мазута по маршруту Вентспилс-Сингапур танкер "Престиж", который ходил под флагом Багамских островов (хотя числился за какими-то либерийскими и греческими судоходными компаниями). Вся эта путаница, получившая название "удобный флаг", организуется для ухода от налогов, а также ответственности за техническое состояние судна. Танкер "Престиж" имеет возраст 26 лет и относится к устаревшему типу танкеров с одинарным корпусом. Последствия аварий на таких судах гораздо тяжелее, чем последствия таких же аварий на судах с двойным корпусом.
В этих условиях власти Франции, Испании, Португалии, Италии приняли решение действовать в одностороннем порядке. Военно-морским силам этих стран отдан приказ: в случае необходимости проводить инспекцию судов, особенно перевозящих опасные грузы, и при обнаружении нарушений выдворять их из пределов 200-мильной экономической зоны.
Первая операция такого рода была проведена испанскими и португальскими военными кораблями в прошедшие выходные. Ее объектом оказался шедший под мальтийским флагом танкер водоизмещением 25 тысяч т с весьма российским названием "Московский фестиваль". Он был загружен 22 ноября в Таллинне и шел по тому же маршруту, что и затонувший "Престиж". Лондонский представитель компании "Новошип", которая управляет судном, отказался указать, кто является нанимателем танкера. Однако хорошо информированные источники утверждают, что им может быть "Лукойл".
"Переброска северных рек". Возрождение скандального проекта ХХ века
Московское правительство разрабатывает новый проект переброски части сибирских рек в республики Центральной Азии. В свое время это был один из самых одиозных "проектов века", разрабатываемых печально известным Минводхозом СССР и, казалось бы, навсегда похороненных в конце 80-х годов на волне подъема общественного экологического движения в Советском Союзе. Однако, как выясняется, проект отнюдь не умер, и сейчас целесообразность его признается на самом высоком уровне. Так, предполагается прорыть канал длиной 2250 км, шириной 200 м, глубиной 16 м и - на первом этапе - забирать 6-7% стока Оби (27,2 куб. км /год). При этом, в случае "благоприятного исхода", забор будет увеличен до 37 куб. км, а в перспективе - и до 60 куб. км.
О многочисленных финансовых последствиях реализации проекта можно только догадываться, однако некоторые экологические очевидны уже сегодня.
Большая часть канала должна быть проложена в засушливой зоне, где почвы имеют высокий коэффициент фильтрации. По мнению экспертов, вода просто не дойдет до регионов, где она нужна, потому что "уйдет в песок" вместе с вложенными в канал средствами. Вдоль трассы канала произойдет местами заболачивание, местами - повышенное засоление водоемов, а то и образование безжизненных, лишенных растительности солонцов. Однако сейчас эти оценки ученых сторонники проекта называют ни больше, ни меньше, как "экологическим алармизмом" (по выражению министра природных ресурсов Российской Федерации В.Г. Артюхова) и "недобросовестно сформированным общественным мнением" (по словам мэра Москвы Ю.М. Лужкова).
Что же движет неугомонными реаниматорами проекта? На наш взгляд, ответ на этот вопрос имеется в обращении Ю.М. Лужкова к Президенту Российской Федерации от 25.01.2002. Приведем лишь некоторые выдержки из него: "Юридической основой реализации такого проекта может стать создание Международного консорциума с долевым участием сторон. Если какие-то страны не располагают возможностями для финансирования проекта, они будут расплачиваться с теми, кто формировал средства Консорциума из будущих его доходов как за взаимный кредит... Сам по себе Консорциум не будет получать прибыль. Прибыль будут получать участники Консорциума... Задачи эффективного трансграничного перемещения водных ресурсов обязательно должны остаться в поле зрения водохозяйственных институтов МПР России, и проект не может быть успешным без активного участия МПР... Непосредственное участие Москвы предлагаемом проекте сулит большие выгоды для российской стороны консорциума в целом."
Вообще же, такие масштабные проекты, как строительство водохранилищ и каналов, почти всегда сопровождались канализированием финансовых потоков и "отмыванием" изрядного количества денег, и именно эта "составляющая", по-видимому, была одним из незаметных, но очень эффективных рычагов проталкивания и реализации подобных проектов.
Компромат.Ru
http://flb.ru/info/0.html
Максим Шингаркин, специально для Компромат.Ru
04.02.2003
|