?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

"Чем больше людей на передаче, тем больше потери"


Акционеры "Иркутскэнерго" называют компанию "скучной". Конфликты, бушевавшие вокруг крупнейшей энергосистемы 3 - 4 года назад, уже утихли, претензии РАО ЕЭС, Минимущества, региональных властей сошли на нет в 2001 г. , после того как 40% акций "Иркутскэнерго" купили владельцы "Русского алюминия" и "СУАЛа". Впрочем, компания по-прежнему считает себя особенной - хотя бы в том, как собирается участвовать в реформировании отрасли. Об этом "Ведомостям" рассказал гендиректор энергокомпании Владимир Колмогоров.
        - На протяжении нескольких лет "Иркутскэнерго" было жестким оппонентом РАО "ЕЭС России", в том числе и по вопросу реформирования. Однако пакет энергозаконов, недавно подписанный президентом, написан для всей отрасли, а не только для холдинга. Расскажите о ваших планах по реформированию "Иркутскэнерго". Совпадают ли они с планами по реформированию РАО ЕЭС?
        - За последние два года мы нашли общий язык с РАО ЕЭС практически по всем вопросам. Нет конфронтации ни по абонентной плате, ни по расчетам на ФОРЭМ. Остаются долги АО-энерго перед "Иркутскэнерго", но сейчас мы разрешаем эти вопросы непосредственно с энергокомпаниями, подключается и РАО. Сегодня мы тоже не можем агрессивно решать все эти проблемы, потому что понимаем: есть законы и есть пути, которые мы должны пройти вместе с РАО ЕЭС.
        - А где-то вам с РАО не по пути?
        - Особенности "Иркутскэнерго" известны и очевидны, и след в след [с РАО] идти мы не можем. Иркутская энергосистема фактически сохранилась в том виде, в котором работала в советские времена, и до сих пор является вертикально-интегрированной. Я думаю, особо теперь дискутировать не имеет смысла, что эффективнее может работать - вертикально-интегрированная структура или раздельные компании. Но, на наш взгляд, сила "Иркутскэнерго" как раз в том, что она сохранила свою структуру.
        Я думаю, что стратегические цели очевидны и для РАО, и для нас. А вот пути, как этих целей достичь, разные. Поэтому в соответствии с законодательством мы выделяем генерирующий бизнес, транспортный и сбытовой. Но при этом подход наших акционеров однозначный: никаким выделяемым структурам собственность не передается. Мы сохраняем "Иркутскэнерго" в качестве управляющей компании, которая у себя сосредоточит собственность и финансовые потоки. А все выделяемые компании будут нашими 100% -ными "дочками" (как уже произошло со строительными и ремонтными предприятиями). Акции "Иркутскэнерго" сохранятся, останутся прежней структура собственности, а также программа депозитарных расписок.
        Это позволит проводить инвестиционную политику и сохранить ответственность. Мне кажется, что при задуманном разделении АО-энерго центр ответственности не просматривается. А при создании межрегиональных объединений ответственность размывается и создается полная неопределенность по взаимоотношению с региональными властями.
        Ситуация в Сибири резко отличается от ситуации в западной части России. Основные мощности (свыше 50% ) - это гидростанции, и их работа определяет эффективность энергетики. Чем больше запасов водных ресурсов на гидростанции, тем, в принципе, может быть меньше тариф. Сегодня это понимают губернаторы и выступают за то, чтобы энергозоны Сибири сохранить в особом виде. РАО предлагает усреднить тарифы, но экономику Сибири это приведет к краху.
        - Почему прогноз такой пессимистичный?
        - Оптовые генерирующие компании (ОГК) предполагается создавать по межтерриториальному признаку - будут объединяться сибирские, уральские, западные станции. Тарифы у них всех сейчас очень разнятся. На Дальнем Востоке, например, тарифы в несколько раз выше среднероссийских, а в Сибири - минимальные. Если мы создадим ряд генерирующих компаний, то наши тарифы усреднятся с дальневосточными и европейскими. Мы считаем, что этого ни в коем случае делать нельзя.
        Наши потребители, и особенно крупные, на которых приходится 80% энергопотребления, строились как комплексы. У них и в советские времена тариф был в два раза ниже, чем в среднем по промышленности. Тарифы в Сибири объективно могут и должны быть ниже среднероссийских. Во-вторых, сибирская промышленность сейчас немножко начала дышать. В прошлом году валовой внутренний продукт в Иркутской области вырос на 7%. Это произошло в том числе и благодаря нашим низким тарифам. И если мы сейчас хотя бы в два раза увеличим тарифы, то никакого роста не будет.
        Наша энергосистема - самая крупная в Сибири: 13 тепловых станций и три гидростанции. Тарифы минимальные, а объем товарной продукции не очень отличается от других энергосистем. Наши инвестиционные программы ничуть не меньше, чем в соседних регионах, и они всегда выполняются, мы всегда вовремя ремонтируем все оборудование. Все говорят об износе оборудования, но мне кажется, что это несколько надуманная проблема, она больше бухгалтерского свойства. Износ оборудования показывается по бухгалтерской отчетности, но ремонт позволяет ему еще долго работать безотказно. Поэтому необходимость резких толчков для увеличения тарифов, чтобы получить какие-то дополнительные деньги, на наш взгляд, сегодня не имеет под собой почвы.
        Как известно, наша система избыточна, и мы имеем резервные мощности. До недавнего времени мы даже консервировали оборудование. С 1996 г. длятся маловодные годы, и мы начали расконсервацию. Но резкого инвестиционного бума мы не ожидаем. Тем более что сейчас можно работать с длинными кредитами. Сейчас готовится мощная инвестиционная программа по замене рабочих колес на Братской ГЭС, и для этого будет использован кредит Сбербанка. Замена одной турбины стоит около $2 млн (тендер мы еще не объявляли) , а всего их 18. Сейчас мы готовим бизнес-план этой реконструкции. Проект очень эффективный и быстро окупаемый. Традиционно в энергетике основное оборудование окупается за 7 - 8 лет, замена рабочих колес окупится менее чем за пять лет.
        - А вы можете как-то противостоять такому усреднению тарифов?
        - Противостоять не можем и не должны. По всей видимости, это будет постановление правительства, с которым мы не можем бороться. Но мы можем показывать работу наших станций. Пока энергетические и тарифные зоны не определены. Если Иркутская область будет единой зоной, то тогда мы будем вынуждены даже внутри себя создать несколько генерирующих компаний, потому что есть ограничения, по которым генерирующие компании должны выдавать в своей ценовой зоне не более 35% электроэнергии. А если будет введена единая ценовая зона по Сибири, то мы будем выступать как единая генерирующая компания, в которую будут входить все наши станции.
        - А что будет с магистральными сетями, которые сейчас принадлежат "Иркутскэнерго"? По закону они должны войти в состав Федеральной сетевой компании (ФСК). Как может быть решена эта проблема?
        - Многие вещи в законе не прописаны и будут определяться специальными постановлениями правительства. Как любое акционерное общество, мы должны учитывать свои интересы и предлагать свои варианты, а не только использовать варианты, возникающие у руководителей ФСК.
        Если мы сейчас отдадим все магистральные сети, от энергосистемы ничего не останется. Закон предусматривает возможность договорных отношений. Это может быть передача сетей в управление или сдача в аренду, и мы хотели бы получить часть прибыли, если, например, отдадим сети в управление. Поэтому мы сейчас ищем тот вариант, который бы устроил ФСК, "Иркутскэнерго" и не был бы ущербным для наших потребителей (поскольку не хотелось бы, чтобы при передаче через наши сети были дополнительно установлены надбавки по тарифам на передачу).
        - А какой вариант наиболее реалистичный?
        - Вариантов может быть много, и сейчас идет их экономическая оценка. Мы договорились, что представим эти варианты для обсуждения в ФСК, точнее - в сибирский филиал. "Иркутскэнерго" всегда отличалось тем, что мы четко исполняем диспетчерские графики, задания, у нас не бывает конфликтных ситуаций. Поэтому, может быть, будет возможным вариант, чтобы иркутские магистральные сети остались у нас, а мы будем исполнять все правила работы ФСК.
        - Недавно вы предложили правительству приватизировать часть госпакета посредством выпуска депозитарных расписок. Почему вам это кажется необходимым?
        - Акционеры заинтересованы в повышении капитализации компании, а появление части госпакета на свободном рынке как раз и будет способствовать процессу увеличения капитализации.
        - Почему "Иркутскэнерго" было исключено из списка стратегически важных предприятий?
        - Наверное, для того, чтобы приватизировать. Официального ответа от правительства на наше обращение мы не получили. Но, судя по прозвучавшим высказываниям, Минимущество должно, я думаю, вскоре объявить о том, что оно решило делать.
        - Правда ли, что ваши частные акционеры - акционеры "Русала" и "СУАЛа" - уже аккумулировали контрольный пакет "Иркутскэнерго"?
        - Пока у меня таких сведений нет.
        - В последнее время очень популярна стала тема участия энергетиков в системе ЖКХ. Нет ли у вас таких планов?
        - "Большая" энергетика сейчас уже везде работает без сбоев, а вот дальше - очень много проблем. И наша задача - отстроить отношения с конечным потребителем. У нас хорошие отношения со всеми крупными потребителями, и сегодня главные проблемы - с бюджетниками. Долги муниципальных образований и жилищно-коммунальных хозяйств перед "Иркутскэнерго" составляют около 2 млрд руб. Эта проблема общая с РАО, но мы не можем просто следовать рекомендациям РАО, которые рассылаются в АО-энерго, мы должны искать свои пути.
        Мы впервые почувствовали эту проблему полтора года назад и решили поискать наиболее приемлемые схемы. Есть в Иркутской области город Ангарск. Говорят, в советские времена он даже не на всех картах показывался. Но у нас там много крупнейших потребителей и много наших предприятий - три тепловых станции, центральные электрические сети, тепловые сети.
        В Ангарске еще в прошлом году мы решили создать теплосбытовую энергетическую компанию. То есть забрать себе функции перепродавца и работать непосредственно на оказание комплекса услуг населению. Вместе с мэром мы эту систему постарались отстроить. Нельзя сказать, что есть 100% -ный результат, но по крайней мере мы сегодня видим плюсы и минусы.
        Сейчас магистральные тепловые сети на 80% принадлежат нам, есть перепродавцы, есть другие владельцы тепловых сетей. Сразу стало понятно, что с таким количеством собственников нормально отстроить работу в сегодняшних условиях невозможно. И понемногу начался процесс консолидации. В итоге все магистральные сети должны перейти к нам - в собственность, в управление или в аренду. Сейчас мы рассматриваем возможность отпускать не только тепло и электричество, но и воду. И наша задача - минимизировать потери, которые возникают от отпуска нашей продукции до потребителя. Чем больше людей стоит на передаче, тем больше эти потери.
        - А как же конкуренция, ради создания которой и затевалась реформа?
        - Конкуренция может быть тогда, когда будет наведен порядок, и будет ясно, кто за что отвечает. А сегодня у нас все в куче. Какая может быть конкуренция, когда системы учета на распределительных сетях практически нет?
        Ответственным должен быть кто-то один. Мы пришли к выводу, что перепродавцы, работающие в регионе, должны объединяться с нами или передать нам свои сети - в управление или в аренду. Иначе это постоянные конфликты. У перепродавцов сборы на уровне всего 60% , а затраты гораздо больше, чем у нас. Поэтому нужно создавать более мощные структуры, в том числе и в распределительных сетях.
        - И вы хотите, создав мощную сбытовую структуру, задушить потенциальную конкуренцию на корню?
        - Нет. Я думаю, конкуренция родится, но уже после создания условий для нее. Вот мы недавно запустили автоматическую систему коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) , пригласили специалистов ФОРЭМ. И они сказали, что мы - единственная такая система в России, хотя либерализованную торговлю электроэнергией в секторе "5-15" планируется запустить уже 1 июля. И это на уровне "большого напряжения". А чем дальше к деревне, тем больше воровства. И какая тут конкуренция?
        - После нескольких лет разногласий "Иркутскэнерго" согласилось платить РАО "ЕЭС России" абонентную плату, правда, она ниже, чем для АО-энерго, входящих в холдинг. Как удалось уладить этот конфликт?
        - Да, все проблемы решены, хотя ситуация была просто тупиковая. И РАО, и мы понимали, что "Иркутскэнерго" находится в иных условиях, нежели другие АО-энерго. "Иркутскэнерго" - система избыточная, и мы оказываем РАО системные услуги. Братская гидростанция имеет агрегаты мощностью 250 МВт, Красноярская ГЭС - 500 МВт, Саяно-Шушенская ГЭС - 640 МВт. Такие большие гидростанции были изначально призваны регулировать частоту в Сибирской энергозоне. И опыт показал, что братские агрегаты могут регулировать частоту лучше других, потому что они не такие уникальные, и из 18 агрегатов всегда можно сделать оптимальный выбор, нежели из 12 агрегатов Красноярской ГЭС или 10 Саяно-Шушенской. Эта услуга дорого стоит, потому что агрегаты постоянно запускаются, останавливаются, а это дополнительный износ. Но самое главное - обеспечивается базовый режим тепловых станций, они не "дергаются". Пуск одного агрегата на Братской ГЭС занимает одну минуту, а на тепловой станции на это уходит от суток до четырех. Поэтому эффект системы получается огромный. По нашим расчетам, услуги, которые мы оказываем РАО и которые РАО оказывает нам, приблизительно равны по стоимости. На этой основе и договорились, за что отдельное спасибо ФЭК. Конфликт исчерпан, но сейчас стоит задача следующего этапа - определить, что будет с абонентной платой в процессе реструктуризации РАО. Сейчас некоторые говорят, что нужно инвестиционную составляющую сохранить - ведь нужно достроить еще советские объекты, а денег нет. Кто будет платить и кому, мы сами еще не очень понимаем. Хотя инвестиционная составляющая на развитие энергетики, конечно, должна быть.
        - Олег Дерипаска недавно говорил, что рассматривает возможность объединения Красноярской ГЭС и "Иркутскэнерго" в единую компанию. Это возможно?
        - Сейчас пока речь не идет о конкретных планах объединения. Но с точки зрения максимально эффективного использования гидропотенциала двух энергокомпаний идея абсолютно правильная. Дело в том, что Ангаро-Енисейский каскад был создан еще в советские времена. Его основа в том, что паводки на Енисее и на Ангаре всегда проходят не одновременно, а со сдвигом. То есть, если маловодный год на Енисее, на Ангаре еще есть запас. И если правильно использовать накопленные объемы водохранилищ, можно получить колоссальный эффект. Режим Ангаро-Енисейского каскада ГЭС давно пора оптимизировать. И РАО ЕЭС с этим тоже согласно.
        О КОМПАНИИ: "Иркутскэнерго" - вторая энергосистема в стране по производству электроэнергии и одна из четырех, не входящих в холдинг РАО "ЕЭС России". Энергетическая база "Иркутскэнерго" включает в себя три гидроэлектростанции, 12 теплоэлектростанций, электрические сети (в том числе системообразующие сети напряжением 500 кВ) , тепловые сети. Иркутская энергосистема избыточна, способна выработать более 70 млрд кВт ч электрической и до 46 млн Гкал тепловой энергии. Установленная мощность - 12 900 МВт.
        40% акций "Иркутскэнерго" принадлежит государству, более 40% контролируют "Русский алюминий" и "СУАЛ-холдинг".
        БИОГРАФИЯ: Владимир Колмогоров родился 17 апреля 1953 г. Окончил Новосибирский электротехнический институт по специальности "электрические станции". Депутат Законодательного собрания Красноярского края.
        Прошел путь от мастера электротехнической лаборатории Красноярской ГЭС до гендиректора "Красноярскэнерго". В 1998 - 1999 гг. - первый заместитель гендиректора "Сибирьэнерго" (представительство РАО "ЕЭС России" по управлению акционерными обществами сибирской части России). В 1999 - 2000 гг. исполнял обязанности гендиректора "Сибирьэнерго". В 2001 г. - гендиректор Сибирской энергетической компании. В 2001 г. после нескольких месяцев противостояния акционеры "Иркутскэнерго" - Минимущество, региональные власти и совладельцы "Русского алюминия" и "СУАЛА" - договорились о совместной работе и избрали Колмогорова гендиректором энергокомпании.

Ведомости
http://flb.ru/info/17313.html
Татьяна Егорова
28.04.2003

Чубайс

Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.