?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??
Кирсан Илюмжинов

Смотрящий криминальной зоны

История первоначального накопления капитала Кирсаном Илюмжиновым проста - два трупа, одна автомобильная катастрофа и «сгоревшее» уголовное дело


13 июня 1995 года в одной из больниц Элисты скончался Очир
Архаков - 33-летний глава московской коммерческой фирмы "САР". Смерть наступила от внутреннего кровоизлияния. Врачи зафиксировали разрыв печени.
Спустя полтора года после смерти Архакова в столице Калмыкии в автомобильную аварию попал гендиректор Аграрно-коммерческой ассоциации "Степь" Владимир Баянов. Директор получил столь тяжелые увечья, что врачам едва удалось его спасти. И Баянов, и Архаков имели отношение к так называемому "шерстяному" кредиту.

"Независимая" команда

В 1992 году отечественная текстильная промышленность переживала не самые лучшие времена - не хватало сырья. Глава ассоциации "Степь", тогда еще мало кому известный Кирсан Илюмжинов, предложил правительству РФ свои услуги: пообещал обеспечить российские фабрики высококачественной шерстью. Но для этого ему нужен был крупный кредит. Правительство выделило на закупку шерсти примерно 11 млрд.
неденоминированных рублей. Получив деньги, ассоциация "Степь" перечислила их фирмам, которые должны были закупать шерсть. Например, московскому АО "Гендер Сенур" досталась половина кредита. Почти миллиард рублей перебросили санкт-петербургской корпорации "САН". Крупная сумма оказалась в Нижнем Тагиле. Увы, ни одна из коммерческих структур, подключенных к программе спасения "Ростекстиля", так и не поставила ему ни грамма шерсти. "Гендер Сенур" из 5, 4 млрд. рублей вернуло лишь 3, 5 млрд.
Большая часть кредита исчезла бесследно. Даже беглое знакомство с историей о "шерстяном" кредите наводит на мысль, что вся схема - от подготовки правительственного постановления до перечисления денег фирмам, чьи финансовые
возможности и деловая репутация никем не проверялись, - не что иное, как хорошо продуманная афера. Получив информацию о сомнительной сделке, МВД России поручило МВД Калмыкии проверить ее и решить, есть ли основания для
возбуждения уголовного дела. МВД республики отрапортовало: оснований нет!
Прокурор Калмыкии Владимир Шипиев отменил это решение. Оказывается, сыщики даже не попытались проверить поступившие к ним материалы. Прокурор понимал почему - один из участников кредитной операции - президент республики.
Поэтому и обратился к тогдашнему министру внутренних дел России Ерину. Шипиев настаивал: возбудить уголовное дело и расследовать его должно МВД РФ. Во-первых, именно в Москве высокопоставленными чиновниками создавался механизм, который
привел к пропаже кредита. Во-вторых, фирмы, подключенные к операции, разбросаны по всей стране. В-третьих, прокурор признавал: даже если он своей властью возбудит дело и поручит расследовать его своим сотрудникам, по понятным причинам оно будет обречено.
МВД не обратило внимания на доводы прокурора и снова направило бумаги в МВД республики: проверить и принять решение. И снова, не утруждая себя проверкой присланных документов, местная милиция отказалась возбуждать уголовное дело.
Тогда Шипиев обратился уже в Генеральную прокуратуру. Там материалы изучили и сочли, что "шерстяной" кредит сильно попахивает криминалом. Расследовать уголовное дело Генпрокуратура поручила УВД Астраханской области. В Астрахани пришли в недоумение: уровень фигурантов был столь высок, а масштабы хищения так велики, что расследовать уголовное дело было не по зубам областным пинкертонам. Целый том в уголовном деле занимает переписка между руководством УВД - с одной стороны, и МВД России и Генеральной прокуратурой - с другой. Москва категорически отказывалась взять на себя расследование. После долгого сопротивления УВД Астраханской области смирилось - приступило к расследованию.
Формально считалось, что его ведет независимая от калмыцких властей оперативно-следственная бригада. Фактически же следствие полностью контролировалось Элистой: вся группа, за исключением ее руководителя - следователя УВД Астраханской области Елены Наумовой, состояла из сотрудников МВД Калмыкии. Отношение милицейского руководства республики к пропаже "шерстяного" кредита известно. Поэтому наивно было полагать, что оперативники, направленные в следственную группу Наумовой, с энтузиазмом займутся расследованием дела, в котором замешан сам президент.

Загадочная смерть

В Калмыкии мне удалось побеседовать с человеком, причастным к расследованию "шерстяного" дела. Но он поставил условие: его имя и должность в газете не будут названы:
"Сыскная работа лишь тогда приносит результат, - сказал собеседник, - когда о ней мало что знают фигуранты дела. Но поведение некоторых подозреваемых и свидетелей наводило на мысль, что они были неплохо осведомлены о работе бригады. В условиях, созданных в Калмыкии, невозможно было в полной мере реализовать даже те шансы, которые порою подбрасывала сама жизнь. Например, следствие было обязано разобраться с аварией, в которой едва не погиб Баянов, и с загадочной смертью Архакова. Баянов - носитель очень ценной информации. Это его подписи стоят на договорах с
фирмами, которым он перечислял деньги якобы для закупки шерсти. Хотя к моменту перечисления денег Илюмжинов уже и был депутатом Верховного Совета РФ, есть основания полагать, что он оставался истинным руководителем ассоциации. Лишь один пример. В распоряжении следствия оказалось письмо, в котором утверждалось:
часть денег, выделенная на закупку шерсти, перечислена безвестной фирме "СКЦ ТЭСМО" по личной просьбе Илюмжинова. Баянов мог бы раскрыть подробности этой сделки. Но те, кто подстроил аварию, добились своего: Баянов "забыл" именно то, что интересовало следствие. Архаков возглавлял фирму, которая выступила соучредителем
коммерческого банка "Степь", - продолжал мой собеседник. - Через этот банк осуществлялись все операции с кредитом. Понятно, что и Архаков обладал весьма важными сведениями. Расследование двух происшествий, не исключено, могло бы пролить свет на обстоятельства исчезновения "шерстяного" кредита. Но оно требовало
кропотливой и въедливой работы всех оперативников. А это было невозможно. Ни при каких обстоятельствах местная милиция не позволила бы усомниться в своей изначальной версии смерти Архакова: разрыв печени без следов насилия".
Я рассчитывал, что многие детали прояснит руководитель оперативно-следственной бригады. Вопреки моим ожиданиям, Наумова, по словам коллег, человек не робкого десятка, расследовавшая немало запутанных и опасных дел, от разговора уклонилась. Но где еще искать ответ на вопрос: почему следствие потерпело поражение? В профессионализме оперативников, в характере их руководителей, в порядках, утвердившихся в милиции? Знакомство с делом о "шерстяном" кредите убеждает: проблема куда сложнее и серьезнее. Она в нравственном климате, который формируют в обществе государевы люди.

"Согласованный " прокурор

В течение нескольких лет Илюмжинов упорно выдавливал прокурора Шипиева из Калмыкии. Лично посетил генпрокуроров - Степанкова, Казанника, Ильюшенко, - чтобы добиться его отставки. Надо отдать должное всем генеральным: они отправляли
президента восвояси. Но в январе 1997 года истекал срок полномочий Шипиева, а новое назначение возможно было только при согласовании с президентом Калмыкии. Такой порядок определен Конституцией РФ. Понимая, что Илюмжинов ляжет костьми, но не пропустит Шипиева в прокуроры, ГП перевела последнего в Москву. Место главного законника республики занял "согласованный" Юрий Джапов. Что означает "согласованный", вскоре в Калмыкии поняли многие. Например, Илюмжинов издает указ о фактической ликвидации одной из ветвей государственной власти - правительства, а прокурор публично заявляет о своей поддержке указа. В 1997 году в Калмыкии были незаконно избраны органы местного самоуправления - не всеобщим прямым и тайным голосованием, а на собраниях и сходах граждан. Они, в свою очередь, сформировали
избирательные комиссии, а комиссии провели выборы депутатов в Хурал. Незаконно избранный парламент пишет законы республики. А "согласованный" прокурор молчит.
В Калмыкии образовалось два бюджета: один - легальный государственный, а второй - нелегальный частный, так называемый Фонд президентских программ. (Не так давно он изменил свое название, но суть от этого не изменилась.) Вторым бюджетом
распоряжается президент по собственному усмотрению. Он формируется за счет отчислений, которые ежеквартально делают предприятия, зарегистрированные в Калмыкии, - зоне льготного налогообложения. С 1995 по 1998 год сюда поступило 63 млрд. деноминированных рублей! Как расходовалась эта гигантская сумма, на какие цели? Контрольному управлению Президента РФ удалось ознакомиться лишь с некоторыми документами фонда, но и этого оказалось достаточно, чтобы понять: средства (во всяком случае, значительная их часть) расходуются не на социально-экономическое развитие республики, как записано в уставе, а на приобретение дорогих
автомобилей, мебели, турпутевок... В одном из документов, подготовленных сотрудниками Главного управления Генпрокуратуры на Северном Кавказе, утверждается: "движение значительной части денежных средств в
Калмыкии полностью выведено за рамки бюджетной системы и осуществляется по каналам вне сфер бюджетного контроля". И все это происходит с молчаливого согласия прокурора республики.
Последним, кто пытался сохранить независимость от местных
властей и противостоять их произволу, был начальник республиканского управления ФСБ генерал Тимофеев. Активность проверок, которые проводили в Калмыкии различные федеральные ведомства (КРУ, Генпрокуратура, Счетная палата и др.), в
значительной степени объясняется его принципиальной позицией. Илюмжинов выдавил и его. С уходом Тимофеева Москва словно потеряла интерес к тому, что происходит в республике. Фактически Калмыкия оказалась вне зоны какого бы то ни было контроля со стороны государства. При новом начальнике республиканского ФСБ здесь стали с "пониманием" относиться ко многим акциям президента, которые
прежде вызвали бы возмущение. К примеру, по распоряжению Илюмжинова, подкрепленному решением Хурала, национальный банк Калмыкии незаконно со счета Минфина РФ на счет Минфина республики перечислил 236 млн. рублей. Если называть вещи своими именами, произошла банальная кража, одобренная законодательной властью. Один из сотрудников местной ФСБ, с которым мы обсуждали эту
ситуацию, обескуражил своей откровенностью: - По сути Илюмжинов прав. Надо же было чем-то платить людям зарплату. Офицер словно не знал, что треть изъятой суммы Илюмжинов направил на строительство своей забавы - шахматного городка Сити-Чесс. Будто не ведал, что задолженности по зарплате и детским пособиям президент создавал порою искусственно: часть перечисленных денег расходовал не по назначению. Это установила Счетная палата РФ.

Ближний круг

Беседуя с сотрудником ФСБ, я понял, что вся правоохранительная система в республике нейтрализована Илюмжиновым и не представляет серьезной угрозы ни для него лично, ни для его окружения. В этих условиях особый смысл приобретают кадровые
назначения, которые президент сделал в разное время. Словно в пику блюстителям законности и порядка он окружил себя малопристойной публикой. В Малодербетовский район своим представителем назначил в прошлом судимого А. Манджиева. Его представитель в Яшкульском районе С.Матяшев за вымогательство взятки в свое время получил восемь лет. В заместители своего постоянного представителя при Президенте России определил человека, который сидел за убийство по неосторожности, а затем привлекался к уголовной ответственности за мошенничество. Советник президента по правовым вопросам неоднократно судимый С.Васькин недавно вновь осужден - за убийство редактора газеты "Советская Калмыкия" Ларисы Юдиной.
Обращает на себя внимание то, что с людьми, склонными к криминалу, у президента Калмыкии складываются особо доверительные отношения. Интересы республики в Совете Федерации представляет некий Рустем Исхаков – бизнесмен из Татарии, в отношении которого местные правоохранительные органы возбудили пять уголовных дел.
Тесное сотрудничество наладил Илюмжинов и со своим дважды судимым коллегой Владимиром Бутовым – губернатором Ненецкого автономного округа, в отношении которого был возбужден ряд уголовных дел. (Одно из них касалось работы тайной нефтяной скважины). Не проводя положенного по закону конкурса, администрация Бутова почему-то выдала калмыцкой нефтяной компании лицензию на доразведку двух солидных месторождений – имени Требса и Титова. Такой роскошный подарок сделали компании, которая не обладала ни квалифицированными специалистами, ни необходимым сложным оборудованием, ни достаточными для этого финансами. С чего вдруг? Тем более, что оба эти месторождения входили в государственную программу освоения Тимано-Печорской зоны и правительство России на то время вело переговоры с руководством США по вовлечению иностранных инвесторов в разработку именно этой зоны.
Взаимоотношения с калмыцкой компанией ненецкий губернатор выстроил своеобразно: родного брата президента Калмыкии Вячеслава Кирсанова оформил своим заместителем.
В 1997 - 1998 годах Калмыцкий институт гуманитарных и прикладных исследований изучал характер социально-психологической адаптации населения к рынку. Среди многочисленных вопросов, заданных респондентам, были и такие: "Как бы вы оценили мотивы деятельности нашей республиканской власти? Люди, стоящие у руля Калмыкии, руководствуются в своей работе: а) только общественными интересами; б) работают на благо республики, но не забывают и о своем кармане, интересах своих родственников; в) кое-что делают на благо республики, но в основном набивают свои карманы, устраивают родственников; г) совершенно не заботятся о благе республики, только обогащаются сами и удовлетворяют интересы своих семей и родственников.
Вот как распределились ответы: а) 12,3%; б) 26%; в) 32,7%; г) 13,7%.
Иными словами, в том, что власти Калмыкии далеки от честного служения обществу, убеждены 72,4% опрошенных.

Что стоит за "бессилием" Москвы

Нельзя сказать, что Москва не проявляла обеспокоенности происходящим в Калмыкии. Сюда регулярно направлялись различные комиссии, но вся их работа почему-то оказывалась безрезультатной. Ситуацию в Калмыкии осенью 1998 года обсуждал даже Совет безопасности РФ. Поводом послужило заявление Илюмжинова о возможном выходе республики из состава РФ. Члены Совета пришли к удручающему выводу: в Калмыкии обостряется общественно-политическая обстановка, развивается "негативная тенденция в кредитно-финансовой сфере", в массовом порядке
нарушается закон. Чтобы приостановить кризисное развитие ситуации, выработали
ряд мер. В частности, МВД, ФСБ, налоговой полиции, Государственному таможенному комитету совместно с Генпрокуратурой было поручено образовать временную оперативно-следственную группу "для выявления и расследования фактов нецелевого использования бюджетных средств, злоупотребления служебным положением, коррупции и хищений государственной собственности в Республике Калмыкия".
Возможно, такая группа действительно была создана, но о результатах ее деятельности неизвестно даже в самих правоохранительных органах. И на этот раз, выйдя сухим из воды, Илюмжинов укрепил свои позиции. Взаимоотношения федеральной власти с властью Калмыкии вызывает по меньшей мере удивление. Государство с его мощным правоохранительным механизмом оказывается бессильно перед авантюризмом степного президента. Никогда бы Илюмжинов не взял суверенитета больше того, что ему позволили бы. А раз позволяют, значит, все, что сегодня происходит в Калмыкии, устраивает кого-то в Москве. Одна из версий: эти "кто-то" замешаны в криминальных схемах хищения бюджетных средств, пролегающих через Калмыкию, и имеют доступ к рычагам власти. Ситуация с Калмыкией демонстрирует весьма опасную тенденцию: в стране происходит мутация государственных органов. Они все больше ориентированы на обслуживание клановых интересов, а в такой вязкой среде миссия честного служения закону практически невыполнима. Вероятно, к следователю Наумовой тоже можно предъявить претензии. В чем-то не проявила настойчивости, допустила тактические, а возможно, и общие просчеты. Дотошный проверяющий наверняка обнаружит в ее работе промахи. Но, право же, при этом следует учесть возможности провинциального следователя, оказавшегося один на один с сильными мира сего. Наумова прекратила уголовное дело, не сумев добыть доказательства вины причастных к "шерстяному" кредиту.

Степной сказочник

История с так называемым шерстяным кредитом - первый пример, который помогает понять весьма специфические экономические наклонности некогда подававшего большие надежды студента-отличника Московского государственного института международных отношений. Первый, но, к сожалению, не единственный.
Илюмжинов шел в президенты Калмыкии как некий мессия. Молодой, энергичный, целеустремленный, он обещал степную и бедную республику превратить в процветающий край. Личное состояние, которое он стремительно нажил, Илюмжинов заставил работать на свою избирательную кампанию. Он убеждал земляков: я вас тоже сделаю богатыми. Илюмжинов рисовал перспективы, и у людей захватывало дух. Развитое овцеводство, производство высококачественной шерсти, ветряные электростанции, сборка компьютеров – все это вырвет Калмыкию из нищеты, обещал президент. Уставшие от бедности и сознания, что живут на социально-экономических задворках огромной страны, люди верили в цветистые обещания несостоявшегося дипломата и не желали слушать трезвую правду полковника ВВС – тоже кандидата в президенты.
Я побывал на предприятиях, которые, по замыслу Илюмжинова, должны были поднять экономику республики. Сначала посетил шерстомойную фабрику «Элми». Это ее продукция должна была завоевать мировой рынок.
Ворота фабрики были заперты, а территория напоминала кадры из фильма «Сталкер». Замдиректора пояснила: люди в вынужденном отпуске, нет сырья, но даже если бы оно и было, покупать его не на что.
На кожевенном заводе «Арсчи» положение оказалось несколько лучше: десятка два швей мастерили перчатки, рукавицы, обувь. А ведь Илюмжинов объявил: завод завалит Европу дубленками - более миллиона штук в год.
Чтобы пошить одну дубленку, необходимо использовать три-четыре полномерных овчины. Выходит, чтобы ежегодно выпускать по миллиону, нужно иметь три-четыре миллиона шкур. Именно столько овец было в республике до прихода Илюмжинова. При нем поголовье упало, по разным оценкам от 300 до 500 тысяч.
В свое время министерство экономики России предостерегало Илюмжинова от строительства и шерстомойной фабрики, и кожевенного завода: в соседних с Калмыкией регионах уже давно работают предприятия такого же профиля. Кирсан не внял советам…
Первым шагом к производству в республике электроники должна была стать сборка мониторов на площадях небольшого оборонного завода. Местные газеты и телевидение захлебывались от восторга: из южно-корейских деталей предприятие собирает современную технику! Здесь я тоже обнаружил запертые ворота. Вокруг двух ангаров, в которых, если верить СМИ, ковалось электронное будущее республики, царила мертвая тишина. Охранник сказал, что уже несколько лет охраняет ангары, но о компьютерах ничего не слышал. «Здесь вообще никакого производства нет»,- сказал он.
Оказывается, с конвейера сошло всего не более ста мониторов. С тех пор конвейер больше не запускали.
Еще один денежный ручей для Калмыкии по обещаниям Илюмжинова должна была дать торговля электроэнергией. Дело в том, что Калмыкия не имеет собственных источников электроэнергии – питается тем, что дадут соседи. Это создает немало проблем. И в 1996 году Илюмжинов заявил: запускаем парогазовую станцию, теперь республика не только сама будет обеспечена электроэнергией, но и сможет продавать ее соседям. Сваи, выглядывающие из чертополоха, да гигантский стальной каркас, в котором вороны свили гнезда – все, что мне удалось обнаружить на месте станции.
Очередной прожект Илюмжинова состоял в том, чтобы на службу народу поставить силу степных ветров. За сумасшедшие деньги с горем пополам наладили две ветряные энергетические установки. Хотя известно, что такие станции выгодны, только если их не меньше двух десятков.
Но параллельно этим громким проектам в Элисте осуществлялись и другие, малоизвестные широкой публике, но более успешные. И без того небогатую республику они делали еще более бедной.

Странное происшествие

В октябре 2000 года под Москвой, на 130-м километре Каширского шоссе, произошло странное дорожно-транспортное происшествие. Проносившийся на бешеной скорости грузовик ударил стоявшие на обочине "Жигули" и скрылся. Машина перевернулась, вспыхнула и в считанные минуты сгорела. Все произошло настолько быстро, что водитель и пассажир, как они рассказали позже, не успели запомнить даже марку грузовика, не говоря уже о ее номере. На это банальное ДТП никто не обратил бы внимания, если бы не одна существенная деталь: "жигули" принадлежали прокуратуре
Республики Калмыкия, а пассажиром был следователь прокуратуры Бабмаев. Оказывается, он сопровождал в Генеральную прокуратуру документы особой важности - 17 томов уголовного дела. Все они превратились в пепел. Во всяком случае, так утверждали следователь и водитель. Но экспертиза установила: документов в багажнике не было. Более того, эксперты выяснили: колесо, для ремонта которого водитель и следователь якобы остановились на обочине, на самом деле было исправно.

Лукавый НДС

За год до происшествия на подмосковной трассе в инспекцию Министерства по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга обратилось ООО "Внешнеторговая фирма РД". Она просила возместить ей из бюджета переплату налога на добавленную стоимость за минувшие июль и август - 50 млн. долларов. К письму
фирма приложила документы, которые обосновывали законность такой выплаты: фирма купила оборудование для очистных сооружений у ООО "СПб-Информ" и продала венгерской фирме "Дунафер-Дунай" за 250 млн. долларов. При продаже, как и полагается по закону, заплатила НДС и теперь просила возместить понесенные ею затраты.
В такой просьбе не было ничего странного. Государство, чтобы стимулировать экспорт отечественных производителей, освобождало их от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) или возвращало уже уплаченную сумму. Поставка оборудования на 250 млн. долларов - сделка более чем солидная. Это насторожило налоговую инспекцию, и она, как и положено в таких случаях, решила проверить: не кроется ли за сделкой какая-нибудь афера. Параллельно с налоговой инспекцией к проверке приступило и Управление федеральной службы налоговой полиции по Санкт-Петербургу. И вот что обнаружилось. Фирма "СПб-Информ", у которой "Внешнеторговая фирма РД" купила оборудование, в документах, представленных налоговым органам за предыдущий период, то есть за первое полугодие 1999 года, никаких финансовых оборотов не отразила. Это навело на мысль, что фирма была создана ради единственной операции - покупки и продажи очистного оборудования.
Кроме того, документы о сделке были подписаны не реальным директором "СПб-Информ", а неким посторонним лицом, установить которое так и не удалось.
В ходе проверки всплыла фирма "Парадиз". Это у нее "СПб-Информ", если верить документам, приобрела оборудование. При сопоставлении договоров обнаружилась неувязка: "Парадиз" продала оборудование "СПб-Информ" 21 мая 1999 года, а "СПб-Информ" это же оборудование продала "Внешнеторговой фирме РД" днем раньше - 20
мая. Описка? Или оборудование продавали лишь на бумаге? Проверяющие засомневались, а были ли все эти трубопроводы, фильтры и гидрораспределители на самом деле? Ни сотрудникам налоговой инспекции, ни оперативникам налоговой полиции так и не удалось получить ни одного документа, в котором было бы внятно сказано, что это за оборудование и каким заводом произведено. Опять же, если верить документам, сотни тонн оборудования везли из степной Калмыкии в Санкт-Петербург. Как это сделали - постичь сложно. Дело в том, что оборудование весьма металлоемкое.
Только одни ворота весили 100 тонн. А всего их шесть штук! Как известно, железнодорожный вагон может принять груз весом не более 60 тонн. Так что перевозка оборудования из степи на берега Невы должна была стать весьма сложной и дорогостоящей транспортной операцией. Но такой операции не было. Назначили товароведческую экспертизу. Специалисты долго подсчитывали стоимость клапанов и "притычных плит" и пришли к выводу: проданное оборудование, если оно реально существовало, могло стоить от силы 2 млн. долларов, но никак не 250 млн.
Стоимость товара завысили в 122 раза!

Капиталы для государства Науру

Проверка также установила: фирма "Парадиз", получив за проданное оборудование более 7 млрд. 256 млн. рублей, не уплатила государству налог на добавленную стоимость - более одного миллиарда рублей (50 млн. долларов). Следовательно, "Внешнеторговая фирма РД" добивается возмещения из бюджета сумм
НДС, которые в бюджет не поступали. В конце июля оборудование якобы погрузили на теплоход "Александр Твардовский" и доставили в Бельгию. Тут же на текущий
счет "Внешнеторговой фирмы РД" через мультивалютный корреспондентский счет "Петро-Аэро-Банк", открытый в "Траст инвестментбанк инк" (государство Науру), поступила валюта. Ее сразу же продали наурскому банку. Это была единственная финансовая операция, проведенная между санкт-петербургским банком и банком государства Науру. Как полагают специалисты, корреспондентские отношения между двумя банками были организованы исключительно для одной сделки. Следственная служба УФСНП России по Санкт-Петербургу возбудила уголовное дело по признакам мошенничества и доложила своему руководству в Москве: в операции с мифической продажей оборудования, судя по всему, задействованы международные аферисты,
а потому расследовать столь масштабное дело по плечу только федеральной службе.
ФСНП с готовностью приняла материалы и активно приступило к
расследованию. Но вскоре Москва прекращает уголовное дело в отношении фирмы "СПб-Информ", а руководству УФСНП по Петербургу устраивает выволочку - мол, дело возбудили незаконно. Материалы отправляют обратно в Санкт-Петербург. О том, что стоит за таким неожиданным решением, мы еще поговорим, а пока проследим за
действиями директора "Внешнеторговой фирмы РД" г-на Мешанова. Чувствуя, что в Санкт-Петербурге денег не получит, он перерегистрирует предприятие в Элисте.
Здесь уже расследуется уголовное дело в отношении одного из участников сделки с продажей оборудования для очистных сооружений - фирмы "Парадиз". Поскольку и второй участник сделки оказался в Элисте, санкт-петербургские налоговики отправляют сюда материалы дела, связанные с "Внешнеторговой фирмой РД". По этим материалам
налоговая полиция Калмыкии возбуждает еще одно уголовное дело.

Министр гневается

Но вернемся в Москву. Что же так изменило поведение столичных
налоговых полицейских, вначале так рьяно взявшихся за расследование уголовного дела, а затем прекративших его? В моем распоряжении оказалось письмо генерального директора "Внешнеторговой фирмы РД" г-на Мешанова, адресованное первому
заместителю министра налогов и сборов г-ну Угольникову. Мешанов возмущен: подчиненные Угольникова не дают "добро" на выплату его фирме НДС.
Государственный советник налоговой службы первого ранга "реагирует" на жалобу: на свет появляется грозный документ за подписью министра по налогам и сборам г-на Починка. Он требует возместить ООО "Внешнеторговая фирма РД" уплаченный ею налог на добавленную стоимость. При этом министр требует не обращать
внимание Управления МНС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на сомнения относительно легитимности сделки. Вдумайтесь: налоговые службы утверждают, что имеют дело с крупной аферой, а министр становится на сторону аферистов!
Тем не менее созданная совместная комиссия, в которую вошли сотрудники налоговой полиции и Министерства по налогам и сборам, несмотря на требование Починка, продолжает настаивать: выплачивать деньги нельзя. Тогда Мешанов обращается в Арбитражный суд Калмыкии. Но Министерство по налогам и сборам почему-то не представляет сюда документы, которые подтверждают сомнительность сделки по продаже оборудования. Произошло ли это по недосмотру или сделано умышленно, трудно сказать. Во всяком случае, представители министерства, "споря" с Мешановым, фактически помогли ему выиграть процесс. Суд обязал министерство выплатить НДС.
С апреля по сентябрь 2000 года в нищей Калмыкии по крохам собирали деньги и отправляли в Санкт-Петербург на счет "Внешнеторговой фирмы РД". Затем 50 млн. долларов ушли в банк государства Науру. Г-н Мешанов скрылся на Кипре.
Калмыцким уголовным делом заинтересовалась Генеральная прокуратура. Она запросила дело у ФСНП России. Та ответила: сотрудник полиции из Элисты Иванов привозил дело, но заболел и уехал обратно. Генпрокуратура во второй раз запрашивает дело. ФСНП отвечает: сотрудник Иванов привозил дело, но снова заболел и вынужден был уехать домой. Поняв, что налоговая полиция России по какой-то причине не
заинтересована в том, чтобы дело попало в "чужие" руки, Генпрокуратура поручила прокурору Калмыкии забрать дело у местной полиции и доставить его в Москву. И вот как события развивались дальше.
Заместитель прокурора республики Безручко поручил следователю по особо важным делам Калмыкии Ольдееву самолетом отвезти 17 томов дела на Большую Дмитровку. Следователь получил командировочные, купил авиабилет. Но уже на следующий день ситуация круто меняется. Заместитель начальника следственного управления прокуратуры Муниев требует, чтобы Ольдеев сдал и деньги, и билет. Вместо него в Москву почему-то отправляют другого следователя - Бамбаева. Причем
не самолетом, а на "Жигулях". Что произошло затем, известно - дело "сгорело".

Лукавый Починок

Прочитав в одной из московских газет статью о своем участии в афере с НДС, г-н Починок, уже министр труда, позвонил главному редактору газеты, выразил свое несогласие с тем, в каком свете его выставила газета. Мол, не все так просто. Министр высказал пожелание встретиться с автором расследования. Мы встретились.
Министр сообщил, что он был против выплаты 50 млн. долларов. Но на него давили. Я поинтересовался, кто давил. Починок кивнул головой на портрет известного в стране человека, висевший на стене, и сказал, что это "высокопоставленный чиновник из его
администрации". Я поинтересовался, готов ли министр сообщить об этом открыто, через газету. Нет, ответил министр, не готов, жизнь ему еще не надоела, ведь речь идет об огромных деньгах.
В феврале 2002 года министр труда принял участие в шумном мероприятии, организованном президентом Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым, - национальном празднике цаган-сар (празднике весны). Торжества проводились в Москве, в Государственном Кремлевском дворце, и обошлись устроителям в 100 тысяч долларов.
На банкете для тысячи человек исполнялись национальные песни и подавались изысканные европейские кушанья. В интервью калмыцкому телевидению министр труда не пожалел теплых слов о замечательном президенте Калмыкии - умелом
руководителе и, что особенно важно, исключительно честном человеке.
Когда министр лукавил: когда в беседе с корреспондентом "Компромата"
намекал на то, что за операцией криминального характера, проведенной в Калмыкии, стоят очень влиятельные люди, или теперь, когда на сытном банкете восхвалял президента? Не мог же министр не знать о порядке, установленном в республике, - без ведома главы администрации здесь разве что только солнце всходит. В нищей
Калмыкии, где уровень жизни населения едва ли не самый низкий в стране (доходы граждан вдвое ниже, чем в целом по России), власти, обирая свой собственный народ, наскребли 50 млн. долларов и все до копейки перечислили "Внешнеторговой фирме РД". Где затем оказались эти деньги, мы уже говорили.

Кто же заплатил за банкет?

А теперь о том, о чем бывший министр труда, вероятно, не знает, но что лишний раз позволяет увидеть один из коммерческих механизмов, к которым прибегает в своей деятельности "честный президент". Официально объявлено, что средства на проведение праздника весны выделены Всемирным шахматным фондом. Этот фонд Илюмжинов, президент Международной федерации шахмат, учредил для того, чтобы собирать деньги для нищенствующей ФИДЕ. Но какое отношение имеет фонд к празднику весны? Разумеется, никакого. Точно так же, как он не имеет отношения и к оплате мероприятия в ГКД. На самом деле аренду помещения, яства и выпивку оплатило некое ООО "Интесорг". Учреждено тремя гражданами из Иванова - спортсменом, дворником и работницей автозаправочной станции, которые даже не подозревают, что они собственники коммерческой фирмы. Никакими миллионами "Интесорг" никогда не ворочал, у него нет денег для столь щедрого "благотворительного взноса за всемирный шахматный фонд", как сказано в платежных поручениях. Что же это за 3 млн. рублей, которые ООО перечислило дворцу, откуда они, уплачен
ли с них налог?
Как известно, Калмыкия - зона льготного налогообложения. Здесь зарегистрировано около девяти тысяч всевозможных фирм. Большинство из них зарегистрировано по липовым документам и на подставных или вымышленных лиц. Притягивает их в Калмыкию "не столько заинтересованность в налоговых льготах, сколько возможность выйти из-под контроля за финансовыми операциями". К
такому выводу пришли правоохранительные органы, подготовившие аналитическую записку для руководства страны, содержание которой в свое время стало известно "Компромату".
Составители записки считают, что в Калмыкии созданы благоприятные условия для расцвета криминального бизнеса общефедерального масштаба. Одна из причин: покровительство руководства республики преступному бизнесу, а отсюда и бездействие
региональных подразделений налоговой полиции, Министерства по налогам и сборам, МВД, прокуратуры, ФСБ. В результате, утверждается в записке, "субъекты зоны льготного налогообложения почти полностью вышли из-под государственного наблюдения".
Министерство по налогам и сборам России поручило своему управлению в Калмыкии в первом квартале 2002 года собрать в бюджет 3 млрд. 179 млн. рублей. Собрали всего 34 процента от необходимой суммы. Среднемесячный сбор налогов в первом квартале составил 419 млн. рублей, а среднемесячный рост недоимок - более чем 700 млн. На каждый поступающий в бюджет рубль приходится 1 рубль 60 копеек потерь!
В последние годы недоимки в Калмыкии растут как на дрожжах. Сравните. На первое января 2000 года сумма недоимок составила 514 млн. рублей. Год спустя - 3 млрд., еще через год - 5,6 млрд. рублей. А только за первый квартал 2002 года недоимка
достигла 7 млрд. рублей! Из 5,6 млрд. рублей недоимок (на первое января 2002
года) удалось погасить на сумму, которая составляет меньше 0,3 процента. Составители записки пришли к выводу: налоговый контроль на территории Калмыкии - абсолютная фикция. Это привело к тому, что фирмы, зарегистрированные в Калмыкии, используются как главные структурные элементы в мошеннических финансовых схемах. Например, в хищении бюджетных средств под видом возмещения НДС. Как это
сделали с помощью "Внешнеторговой фирмы РД". В прессе было много шума вокруг этой аферы. Шутка ли, целая группа предпринимателей ожидает суда. Казалось бы, вряд ли кто рискнет еще раз применить уже использованную схему. Но нет! Соблазн завладеть огромной суммой так велик, а условия для воровства в республике столь благоприятны, что операцию с НДС прокручивают снова и снова. Через ООО "Руфус" из бюджета вынули 1 млрд. 219 млн. рублей, а через ООО "Юг-Монтаж-Прибор" - 664 млн.
рублей.

11 лет разрухи

Кирсан Илюмжинов стал президентом республики в 1993 году. За это время возглавляемая им республика обнищала еще больше, из свободной экономической зоны фактически превратившись в криминальную зону. Здесь крутятся и бесследно исчезают миллиардные суммы, обогащая верхушку республиканской власти и людей, которые
никогда не видели калмыцких детей, страдающих рахитом и туберкулезом.
Элиста не стала мировой столицей шахмат, но прогремела как столица финансовых афер. О них начали писать еще со времен исчезновения «шерстяного кредита» О том, что творится в Элисте, прекрасно осведомлены и депутаты Госдумы, и сенаторы, и
члены правительства. Но никто не пытается что-то принципиально изменить. Причина в том, что все схемы крупномасштабных мошеннических акций рождаются и поддерживаются в Москве. Многие «калмыцкие» фирмы принадлежали детям, женам, родителям, просто близким друзьям депутатов Госдумы, членов Совета Федерации, высокопоставленных государственных служащих. Всякие сведения об этом держатся в тайне, но именно они объясняют живучесть криминальной зоны. Лишь один пример, пока не московский. Действующий заместитель губернатора Ярославской области Сазонов владел 415 фирмами, зарегистрированными в Калмыкии. Он дважды "терял" паспорта, на которые и были оформлены фирмы.
Помимо финансовых афер в Элисте набирает силу наркоторговля. Как недавно выяснилось, эту сферу бизнеса оседлали высокопоставленные офицеры республиканского министерства внутренних дел. На них вышел сотрудник местного управления ФСБ, но был убит. Ситуация, сложившаяся в Калмыкии, угрожает национальным интересам Российской Федерации - на этой тревожной ноте заканчивается аналитическая записка. Бьет тревогу и Кирсан Илюмжинов. В местной газете он разразился бранью в адрес неназванных "недругов" и "врагов республики", вынашивающих "коварные замыслы" и "амбициозные планы". По мнению президента, эти силы хотят столкнуть народ Калмыкии в пучину междоусобиц и крови. Поводом к истеричному выступлению главы администрации, выдержанному в лучших традициях раннего периода советской эпохи, послужило возмущение общественности Элисты в связи с гибелью офицера ФСБ. Оппозиция возмущена обнищанием и криминализацией Калмыкии, коррумпированностью власти и разложением правоохранительных органов. Звучат высказывания о том, что в республике смерть ждет каждого, кто пытается со всем этим бороться. (Вспомним редактора газеты "Советская Калмыкия" Ларису Юдину, писавшую о финансовых махинациях в республике и убитую советником президента Илюмжинова.) Тем не менее, осенью 2002 года Илюмжинова снова избрали президентом – на третий срок. Малосильная оппозиция утверждала: победу он одержал только благодаря активному и бесцеремонному использованию административного ресурса.
Что же республика представляет собой сегодня, спустя 11 лет после прихода к власти в Калмыкии многообещающего Кирсана Илюмжинова?
По данным Госкомстата, с 1993 по 2000 год поголовье крупного рогатого скота в республике сократилось в 3,7 раза, овец и коз – в 4,8 раза. Производство зерна упало в 2,8, мяса – в 10,5 раза. В три раза сократились посевные площади.
После 2000 года, когда в экономике страны наметились положительные сдвиги, несколько улучшилось и положение Калмыкии. В 2001 году возросло производство животноводческой продукции. Однако, после кратковременного взлета, вызванного исключительно благоприятными климатическими условиями, в последние два года объем производства продукции в отрасли практически остается на прежнем уровне. Аналитики это объясняют тем, что в сельском хозяйстве республики не созданы основы для стабильного роста, а временный успех был обусловлен лишь изменением общей экономической ситуации в стране. Именно поэтому, полагают эксперты, в 2003 году произошло значительное сокращение валового объема сельхозпродукции.
В Калмыкии практически прекратило свое существование промышленное производство. Исчезли пищевая и машиностроительная отрасли, деградировала нефтедобыча, сокращается строительство. Объем работ, выполненный по договорам строительного подряда в 2003 году, составил в сравнении с 2002 годом всего 40 процентов! Сравните: в целом по России эта цифра составляет 114 процентов, в Южном федеральном округе – 102 процента.
На март нынешнего года из 140 тысяч трудоспособного населения почти 24 тысячи - безработные. Причем многие из тех, кто считаются работающими, заняты неполный рабочий день.
Более половины населения Калмыкии – за чертой бедности. По уровню удовлетворения потребностей Калмыкия входит в четверку беднейших регионов России. Потребительские расходы на душу населения здесь в 3,7 раза ниже, чем Российской Федерации. Это и не удивительно: в Калмыкии и денежные доходы на душу населения в 2,5 раза ниже, чем в целом по стране.
Задолженность республики в бюджет России на 1 декабря 2003 года составила почти 10 млрд. рублей. Это более чем в три раза превышает годовой бюджет самой республики. Иными словами, за годы своего правления степной президент привел Калмыкию к банкротству.


http://flb.ru/info/0.html
Андрей Сергутин, специально для журнала «Компромат»
18.08.2004

Илюмжинов

Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.