?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

"Самолетостроения в России давно уже нет"

Российского авиапрома больше не существует - вот краткое резюме большинства мнений, прозвучавших на заседании правительства. Впрочем, премьер Фрадков сдаваться не намерен. Он считает, что от борьбы за возрождение этой важнейшей отрасли отказываться нельзя. В стратегии развития авиапрома, предложенной Минпромэнерго, Фрадков усмотрел упаднические настроения и велел ее доработать. А заодно поручил главе ведомства Виктору Христенко "детально разобраться" с ситуацией вокруг управления компанией "Ильюшин Финанс Ко" акциями Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) . Именно на этом заводе был произведен президентский Ил-96, в тормозной системе которого недавно были выявлены дефекты.


"О том, что заседание кабинета будет неординарным, стало ясно уже из вступительного слова премьера. Обычно это речь длиною в несколько минут. В этот раз премьер говорил более четверти часа. Из его слов следовало, что утрата российским авиапромом лидирующих позиций в мировом авиастроении грозит "катастрофой нашей конкурентоспособности". "Мы с ними (проблемами авиапрома. - Газета) столкнулись буквально лоб в лоб, когда возникли вопросы из-за проблем с тормозами в "Илах", - гневно отметил премьер. Проблемы действительно есть. В августе Ространснадзор приостановил эксплуатацию самолетов Ил-96 из-за неполадок в тормозной системе. Два таких самолета находятся в распоряжении президента Владимира Путина. Отзыву лицензий у "Илов" предшествовал инцидент именно с "первым бортом" - президент не смог улететь на нем из Финляндии из-за выявленных пилотами дефектов. К теме "Илов" премьер возвращался еще не раз.

Доклад профильного министра - главы Минпромэнерго Виктора Христенко - лишь добавил темных красок: технологии устарели, производство падает, а продукция отечественных авиастроителей не может конкурировать с новейшими разработками западных гигантов Boeing и Airbus. "Boeing производит и продает один самолет в день, а все наше гражданское авиастроение - один в месяц", - заметил Христенко. При этом наши производители конкурируют между собой не за клиента, а "за уровень господдержки". Авиакомпании же тем временем все чаще покупают иностранные самолеты.

"Авиакомпании - как женщины, которые считали, что неприлично носить днем бриллианты, пока они у них не появились", - изящно возразил глава Ространснадзора Александр Нерадько. Он привел статистику: с 2002 года отечественные авиакомпании купили 96 самолетов, из которых 76 - иностранного производства. По мнению Нерадько, это естественный отбор - у авиакомпаний появились деньги, они выбирают лучшее.

Переломить ситуацию, по замыслу Христенко, должна разработанная его ведомством стратегия развития авиапрома. Главным ее свершением будет консолидация предприятий в объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Сейчас основной владелец активов отрасли - государство. В будущем ОАК должна стать публичной компанией, считает Христенко. И вообще, по его мнению, авиастроение - классический пример частно-государственного партнерства.


"вы хотите сказать, что допускаете к полетам неисправные самолеты?"

Премьер был критически настроен с самого начала, а доклад Христенко его, похоже, огорчил еще больше. "У вас вообще есть чувство тревоги по этому вопросу?" - изумленно спросил он. "Это риторический вопрос", - неопределенно ответил министр. "Значит, можно на него и не отвечать", - недовольно подытожил Фрадков. К атаке на Христенко подключился министр транспорта Игорь Левитин. Он долго сетовал на техническое состояние отечественного авиапарка, а потом призвал что-то наконец делать, чтобы люди летать не боялись. "То есть вы хотите нам сказать, что допускаете сейчас к полетам неисправные самолеты?" - парировал Христенко.

Левитин погрустнел, а атаку на главу Минпромэнерго продолжил передохнувший премьер: "Вы мне фамилию назовите, кто у вас в ведомстве занимается авиапромом? Мы должны его проверить на профессиональную пригодность". "Я вам назову. Это Христенко", - мужественно заявил Христенко и после небольшой паузы добавил, что еще авиапром курируют его зам Андрей Реус, глава агентства промышленности Борис Алешин и директор департамента оборонных отраслей Юрий Коптев. "Не обижая ни одного из вас, к авиации-то имеет отношение только Алешин", - проанализировал список Фрадков. За Христенко вступился глава МЭРТ Герман Греф. "У него выбор не велик, всего два зама, а отраслей - около тридцати", - заметил он. "Столько замов, сколько проблем, у нас никогда не будет", - отрезал премьер.

Констатировав это, Фрадков перешел к обвинениям по другим пунктам. Он сказал, что не услышал в словах министра энтузиазма. "Чиновник менеджера все равно не заменит", - Христенко попытался вернуть разгневанного премьера к теме частно-государственной ОАК. "Если надо менять директоров (авиапроизводственных предприятий. - Газета), вы их меняйте", - посоветовал Фрадков. "Людей меняет не министр", - заметил Христенко. "Министр! - сказал как отрезал Фрадков и обратил взор на прочих своих подчиненных. - Я вас всех предупреждаю - предел терпению наступает".

Министры поспешили вступить в дискуссию. Греф рассказал, что он только что вернулся из поездки по Дальнему Востоку и там видел в аэропортах самолеты, которые давно уже пора списывать. "Для населения ситуация критическая", - погрустнел Греф. "А мы узнаем, только когда начинаем ездить по регионам. Слава богу, хоть начали ездить!" - воскликнул Фрадков.

"отдайте частному сектору заводы за один рубль"

Тема поездок опять напомнила премьеру инцидент с президентским самолетом. Он вновь заговорил об "Илах". "Я одну строчку зачитаю из последнего отчета. По данным исследования агрегата такого-то, были выявлены не только производственные, но и конструкторские недостатки", - поведал премьер. Более подробно на эту тему он пожелал поговорить с депутатом Александром Лебедевым, который через подконтрольный ему Национальный резервный банк участвует в управлении "Ильюшин Финанс Ко". С Лебедевым у Фрадкова личные счеты. Депутат подал в суд на премьера за то, что тот не ответил на его депутатский запрос по проблемам авиапрома.

"Я попрошу без пиара", - предупредил депутата Фрадков. "Зато с энтузиазмом!" - парировал Лебедев. Он напомнил, что контрольный пакет "Ильюшин Финанс Ко" принадлежит государству. Но когда два месяца назад у компании возникли проблемы, "правительство палец о палец не ударило, чтобы защитить государственно-частное партнерство". "Я предлагаю - отдайте частному сектору эти заводы за один рубль. И вы увидите, что мы сделаем, - предложил выход Лебедев. - Нам бюджетные средства не нужны, и будет конкуренция у ОАК".

Не согласился Лебедев и с претензиями к качеству "Илов": "Я готов сесть на самолет, хоть на президентский, и продемонстрировать, что многие вещи, в том числе и выявленные конструктивные недостатки - это выдумки. Их нет". "Вы лучше разберитесь, почему у них покрышки лопаются и до кнопки дотронуться нельзя, так как температура выше допустимой в разы", - посоветовал ему Фрадков. "Так это же ваш завод", - напомнил ему Лебедев, чем, похоже, и переполнил чашу премьерского терпения. Фрадков дал распоряжение Христенко "детально разобраться с ситуацией вокруг управления акциями Воронежского авиазавода компанией "Ильюшин Финанс" (подробнее об этом см. справку).


"отрасль больна и заражена государством"

Премьер продолжал делиться с коллегами наболевшим: "Мы пытаемся на допотопном оборудовании что-то изображать, отправляем куда-то деньги, а потом этим интересуется прокуратура". "Отрасль больна и заражена государством. Сколько себя помню, столько мы эту тему обсуждаем, а воз и ныне там, - поставил диагноз отрасли Герман Греф и тут же выписал рецепт: - Надо указ выпускать (о создании ОАК. - Газета)". Но из дальнейших его слов стало ясно, что в выздоровление российского авиапрома он не особо верит. Он призвал "срочно принять решение по пошлинам" на ввоз самолетов. "Если мы производим "Жигули" и "Волги", которые народ называет консервными банками, то на них хотя бы можно ездить 40 километров в час, минимизируя потери. А это же самолеты, они же летают!" - воскликнул Греф.

Заодно он предложил ужесточить требования к самолетам. "В Европе на шумных самолетах летать нельзя, а у нас можно. Нельзя рисковать здоровьем граждан ради того, чтобы у нас было самолетостроение. Его давно уже нет", - заявил Греф. Зато введение таких норм, по мнению министра, подтолкнет авиакомпании к обновлению своего парка.

"Печально, что министр экономики констатирует нашу неспособность произвести стратегически важный продукт", - заметил Фрадков, но продолжать дискуссию ему явно больше не хотелось. "Дальше должна быть работа. Если вы (Христенко. - Газета) сделаете вывод, что пора сдаваться, то и мы сделаем соответствующие выводы", - подытожил премьер. О том, чем эти выводы чреваты для Христенко или же авиапрома, Фрадков распространяться не стал.

"Лебединая" песня авиапрома

Роль реаниматора отечественного авиапрома Александр Лебедев выбрал себе в 2002 году, будучи еще бизнесменом. Правительство Михаила Касьянова удовлетворило тогда просьбу Лебедева, отдав в управление лизинговой компании "Ильюшин финанс" (ИФК), подконтрольной его Национальному резервному банку (НРБ), акции Воронежского авиазавода (ВАСО). В Воронеже с помощью своей лизинговой компании Лебедев хотел разместить заказы на сумму 500 млн. долларов. В дальнейшем он и вовсе рассчитывал получить через свои структуры в собственность ульяновский и казанский авиазаводы, что привело бы к монополизации выпуска гражданских самолетов в России.

Впрочем, получить в управление эти заводы ему до сих пор не удалось. Более того, не самым лучшим образом складывается сейчас ситуация и на воронежском заводе. Хотя в НРБ утверждают, что за прошедшие три года в производство самолетов были вложены десятки миллионов долларов, а "Ильюшин Финанс" обеспечил заводу несколько твердых заказов, проведенная недавно проверка Счетной платы показала, что ВАСО по-прежнему приносит убытки вследствие недостаточной загрузки. К слову сказать, для безубыточной работы завод должен производить 30-50 самолетов в год.

В Национальной резервной корпорации (НРК), объединяющей все авиационные активы банка, говорят, что в одночасье даже ИФК не может обеспечить заказами такой большой завод. "Более того, сейчас ситуация с работой ИФК на заводе складывается критическая", - констатирует вице-президент НРК Леонид Душатин. "Вместо помощи от авиационных властей компания получает прямое противодействие, - говорит он. - В июле прошлого года Фрадков приезжал на завод и с трапа нового Ил-96 в течение 15 минут говорил хорошие слова про лизинговую компанию, называя ее, по сути, пионером в этом деле, а через год ее акции были арестованы".

Действительно, в августе после проверки Генпрокуратуры оказалось, что из выделенных государством 2,5 млрд. рублей на увеличение уставного капитала "Ильюшин Финанс" пошло лишь около 200 тыс. рублей. А остальная сумма была учтена как добавочный капитал. Гендиректор компании Александр Рубцов был обвинен в превышении должностных полномочий. А Александру Лебедеву, как совладельцу компании, пришлось заявить о намерении сложить с себя депутатские полномочия, чтобы занять пост генерального директора "Ильюшин Финанс". Тогда Лебедев посчитал, что дело было инициировано другой лизинговой компанией - ФЛК. Обжаловать обвинение и доначислить все средства в уставный капитал "Ильюшин Финанс" удалось совсем недавно.

Поручение Фрадкова "разобраться в деталях с передачей акций воронежского предприятия" в НРК связывают с текущей ситуаций с производимыми на заводе Ил-96. "Акции ВАСО никуда не уходили. Их передача "Ильюшин Финанс" в управление была, по большому счету, формальным моментом, - говорит Душатин, - управляющая компания не берет платы за услуги, а если она и есть, то символическая". Более того, по словам Душатина, акции ВАСО не котируются на рынке. "Тут со стороны ИФК нет никакого интереса наживы. Речь идет о формировании единого комплекса лизинговой компании и производства, что в принципе успешно и происходило в последнее время, хотя может быть и не теми темпами". Что касается попавших под запрет Ил-96, по мнению экспертов, ответственны за это в первую очередь поставщики деталей и смежники, качество продукции которых в последнее время вызывает вопросы, говорит Душатин. "
Материал опубликован в "Газете" №180 от 23.09.2005г.



Еще на эту тему:

Долгий взлет
Стратегия развития авиапрома еще не принята, но уже не выполняется


К 2015 году объем производства в российском авиапроме должен вырасти в 2,4 раза, а доля гражданской авиатехники - с 30 до 43%. Такие цели ставятся в разработанной Минпромэнерго стратегии развития отрасли, которую сегодня рассмотрит правительство. Цена стратегии - 20 млрд. долларов, причем большая часть из бюджета. Чтобы эффективно потратить средства, нужно консолидировать основные авиапредприятия в объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), но этот процесс пока тормозится в согласованиях, и создать систему авиализинга, чему мешает уголовное дело в отношении компании ОАО "Ильюшин Финанс Ко".

Если в 2006 году российский авиапром продаст гражданских самолетов и вертолетов на 875 млн. долларов, а военных - на 2 млрд., то в 2015 году эти суммы должны выглядеть гораздо внушительнее: 3 млрд. и 3,9 млрд. соответственно. Правда, это рост почти с нуля: если крупнейшие мировые производители Boing и Airbass ежегодно поставляют на рынок более 300 самолетов каждый, то в России выпускается 10-12 штук.

Но и столь скромные цели потребуют в ближайшие 10 лет инвестиций в отрасль в объеме 20 млрд. долларов. На частный бизнес, отмечает ведомство Христенко, особо надеяться не приходится - слишком высоки риски и долог срок окупаемости вложений в авиапром. Поэтому 12 млрд. придется потратить из федерального бюджета. За счет них, во-первых, планируется продвигать на рынок серийные или почти готовые к запуску в серию модели: Ил-96, Ту-204, Ту-214. Этому поможет программа поддержки промышленного экспорта - необходимый объем госгарантий для авиации Минпромэнерго оценивает в 3,1 млрд. долларов до 2015 года. Во-вторых, планируется сконцентрировать усилия на создании регионального самолета вместимостью до 95 пассажиров (RRJ). Этот проект АХК "Сухой" и НПО "Сатурн" разрабатывают вместе с французской Snecma. В бюджете на 2006 год на создание RRJ выделяется 3,6 млрд. рублей, а серийное производство должно начаться в 2008 году. Наконец, в течение двух лет государство вместе с частным бизнесом должно найти принципиально новый "прорывный" проект в авиастроении, с которым можно выйти на рынок в 2012-13 гг.


Впрочем, с методами достижения этих целей у правительства явно есть проблемы, которые грозят сорвать весь предложенный график. В феврале этого года на заседании Госсовета было принято решение о создании объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), куда войдут все ведущие предприятия отрасли. Такой структуре легче конкурировать на мировом рынке с теми же Boing и Airbass. Минпромэнерго планировало еще до конца весны согласовать все необходимые для этого документы, но сделать это не смогло. Сложность в том, что в отрасли существует весьма запутанная структура собственности. Часть предприятий являются ФГУПами (РСК "МиГ", КАПО им. С. П. Горбунова), часть - АО с различной долей государственной собственности (АХК "Сухой", ОАО "Туполев", МАК "Ильюшин", НПК "Иркут").

"Объединения таких сложных и разнообразных активов в российской промышленности еще не создавалось", - оправдывается источник Газеты в правительстве. Впрочем, сегодняшнее заседание может подтолкнуть бюрократическую машину, буквально накануне - во вторник - министр промышленности и энергетики Виктор Христенко на встрече с президентом обещал согласовать все документы по ОАК в течение двух недель.

Но даже самой крупной корпорации нужен устойчивый спрос на ее продукцию. В мире 80-85% новых гражданских самолетов приобретаются авиакомпаниями на условиях лизинга. В России такая система только создается, в 2002 году на конкурсе были определены две компании ОАО "Ильюшин Финанс Ко" и Финансовая лизинговая компания. В рамках лизинговой программы государство собирается обеспечить до 2009 года выпуск 135 самолетов. Пока результаты скромнее - с 2002 года в лизинг отдано 10 машин. В этом году программа и вовсе оказалась под угрозой срыва. Контрольный пакет акций компании ОАО "Ильюшин Финанс Ко" арестован в рамках уголовного дела против ее главы - Александра Рубцова, обвиняемого в злоупотреблении служебным положением. В результате 6 млрд. рублей, предусмотренные в бюджете на 2005 год на поддержку авиализинга, так и остаются нераспределенными. Впрочем, в среду источник Газеты в Минпромэнерго заверил, что в ближайшее время претензии к компании будут сняты, а правительство примет все необходимые решения, чтобы использовать зависшие в бюджете деньги для развития лизинга. Только при успешном решении таких технических на первый взгляд вопросов, правительству имеет смысл рассматривать стратегические планы развития авиапрома."
21.09.2005 / Андрей Литвинов
Материал опубликован в "Газете" №179 от 22.09.2005г.

Газета
http://flb.ru/info/34829.html
Полина Солуянова, Андрей Ковалевский
23.09.2005

Алешин

Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.