?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Шойгу создает собственную армию

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ПЕРЕХОДИТ В НАСТУПЛЕНИЕ

ГОСДУМА РАССМАТРИВАЕТ ДВА ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИХ ПРОЕКТА ПО ВОЙСКАМ МЧС


Войска гражданской обороны (ГО) неожиданно стали яблоком раздора российских парламентариев. Вопрос стоит - ни много ни мало - о будущем этих войск. Точнее, о том, останутся ли они в составе Министерства по чрезвычайным ситуациям или вернутся в лоно Минобороны, из которого в 1991 г. были переданы в подчинение Сергея Шойгу. "Корень зла", как это нередко сегодня бывает, оказался в российском законодательстве. Точнее, в тех "правовых пустотах", которыми оно изобилует. Уточним, понятие "гражданская оборона" сегодня дают два действующих закона - "Об обороне" и "О гражданской обороне". Но каждый из документов трактует его по-своему.

По закону "Об обороне" гражданская оборона определяется как "система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий". Закон "О гражданской обороне" дополняет к этому возможность привлечения войск ГО к защите населения и при "масштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера". То есть значительно расширяет само понятие гражданской обороны.

АТАКА МЧС

Подчеркнем, что оба закона "мирно сосуществовали" добрый десяток лет. И, наверное, так продолжалось бы и дальше, не прояви законодательную инициативу группа парламентариев-генералов, входящих в Комитет ГД по безопасности. В конце прошлого года депутаты Виктор Войтенко, Валерий Востротин и Алексей Розуван внесли на рассмотрение коллег законопроект, предлагающий не только расширить определение гражданской обороны в законе "Об обороне" (добавив возможность привлечения войск ГО к защите населения и при "масштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера"), но и внести существенные изменения в закон "О гражданской обороне".

В частности, уточняется комплекс мер по усилению безопасности жизнедеятельности граждан в условиях угрозы и при возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Также предлагается ввести статью, определяющую задачи государственного надзора в области ГО. "В документе уточняются и расходные обязательства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в обеспечении мероприятий по ГО", - пояснил корреспонденту "ВПК" один из соавторов законопроекта Виктор Войтенко. В полномочия органов власти, уточнил парламентарий, закладывается требование по организации подготовки и обучения населения в области гражданской обороны, а организации должны вести "обучение своих работников в области гражданской обороны". При этом подчеркивается, что "обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет этих организаций".

Обратим внимание и на предложенный Виктором Войтенко, Валерием Востротиным и Алексеем Розуваном государственный надзор в области ГО. Основной задачей его "является проверка выполнения требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами". А органом госнадзора в области ГО предлагается назначить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны (читай: МЧС).

КОНТРАТАКА МО

Принятие этого законопроекта, по оценке парламентских экспертов "ВПК", означает окончательное закрепление перехода войск ГО из Минобороны в МЧС. В военном ведомстве это поняли и тут же руками члена думского комитета по обороне Андрея Головатюка попытались отбить атаку "эмчээсовцев". В конце января с.г. депутат Андрей Головатюк внес на рассмотрение Госдумы проект прямо противоположного федерального закона.

Пора несколько слов сказать о самих авторах проектов. Члены Комитета по безопасности Виктор Войтенко - генерал-полковник Погранвойск, Алексей Розуван - генерал-лейтенант милиции, а Валерий Востротин - бывший десантник, но генерал-полковником стал в должности замглавы МЧС. Их "антипод" Андрей Головатюк - экс-начальник штаба бригады Внутренних войск, подполковник, представляющий в Госдуме ЛДПР. Он считает, что генералы не правы. Наоборот, по его мнению, необходимо привести закон "О гражданской обороне" в соответствие с законом "Об обороне". Для этого предлагается из задач гражданской обороны, сформулированных в законе с аналогичным названием, исключить ее привлечение к защите населения "при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

"Законопроект "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О гражданской обороне" приводит понятие "гражданская оборона", установленное в этом законе, в соответствие с аналогичным понятием, установленным в статье 21 Федерального закона "Об обороне" и нормами международного права", - отмечается в пояснительной записке к проекту, предложенному Андреем Головатюком. "Федеральный закон "Об обороне" является базовым по вопросам обороны государства и определяет основы и организацию обороны России, - пояснил член Комитета ГД по обороне. - Под обороной, согласно закону, понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер как по подготовке к вооруженной защите, так и по вооруженной защите России. При этом гражданская оборона является неотъемлемой частью обороны. Вопросы, не относящиеся к подготовке к вооруженной защите и самой защите России, к обороне не относятся. Следовательно, круг вопросов гражданской обороны также не может выходить за установленные рамки". Позицию Андрея Головатюка поддержал Комитет по обороне, отметивший в своем заключении, что статьей 71 Конституции РФ вопросы обороны относятся к исключительному ведению Российской Федерации. А вопросы ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии со статьей 72 Конституции отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации. "Очевидно, что смешение этих вопросов недопустимо. Каждый из них имеет свою область правового регулирования, в рамках которой сформировались самостоятельные массивы нормативных правовых актов", - подчеркивается в заключении комитета.

ГРАЖДАНСКАЯ ИЛИ ВОЕННАЯ?

Еще несколько аргументов, приведенных Андреем Головатюком. Понятие гражданской обороны, напомнил депутат, также установлено международным правовым актом. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, определяет ГО как выполнение "гуманитарных задач, направленных на то, чтобы защитить гражданское население от опасностей и помочь ему устранить непосредственные последствия военных действий или бедствий, а также создать условия, необходимые для выживания". В соответствии со статьей 15 Конституции РФ, "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". "Определение, установленное Федеральным законом "О гражданской обороне", дает более расширенный круг задач гражданской обороны, а следовательно, нарушает указанную конституционную норму", - считает Андрей Головатюк.

Гражданская оборона действительно является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство ГО осуществляет правительство РФ. Руководство гражданской обороной в регионах обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО.

Заметим, в России государственная организация защиты населения берет свое начало с 4 октября 1932 г., когда Совет народных комиссаров СССР утвердил Положение о местной противовоздушной обороне. Ее первым серьезным испытанием стала Великая Отечественная война, во время которой подразделения МПВО обезвредили 40 тыс. зажигательных бомб, потушили 2700 пожаров, ликвидировали более 3 тыс. крупных аварий. В те годы впервые в нашей истории была организована система защиты населения, которая позволила сохранить жизни тысячам мирных граждан.

В послевоенный период система защиты населения совершенствовалась с учетом появления ядерного, химического и бактериологического оружия. С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой ГО стало осуществлять Министерство обороны СССР. Однако в условиях прекращения холодной войны гражданская оборона уже не отвечала новым требованиям и оказалась не готовой к работе в условиях крупных аварий и катастроф. В 1991 г. войска ГО были выведены из состава МО.

Сегодня войска ГО - это государственная военная организация, включающая воинские формирования (соединения, воинские части и организации), входящие в состав российского МЧС и составляющие часть Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Они представляют собой основу сил быстрого реагирования "чрезвычайного" ведомства и решают специальные задачи мирного и военного времени. Главными из них являются аварийно-спасательные работы в зонах крупных аварий и катастроф, обнаружение и обозначение районов радиоактивного, химического и биологического заражения, а также специальные мероприятия по защите людей и обеззараживанию техники, зданий и территорий.

В последние годы войска ГО все чаще привлекаются к эвакуации населения, решению вопросов его первоочередного жизнеобеспечения, восстановлению пострадавших объектов и коммуникаций, сопровождению гуманитарных грузов, охране особо важных объектов, а также локализации и тушению крупных очагов лесных и торфяных пожаров. Подразделения ГО не раз работали и в зонах вооруженных конфликтов (Южной и Северной Осетии, Абхазии, Грузии, Приднестровье, Югославии, Таджикистане, Чечне, Афганистане). Они обеспечивали людей питьевой водой и продуктами питания, организовывали эвакуацию раненых и доставку почты. Не раз во время крупных эпидемий медики совместно с войсками МЧС проводили эвакуацию больных, обеспечивали людей предметами первой необходимости.


СПРАВКА "ВПК"

На войска ГО при организации и проведении в государстве мероприятий по гражданской обороне возлагаются следующие основные задачи:

- обеспечение постоянной готовности соединений и воинских частей гражданской обороны, своевременный их перевод с мирного на военное время;
- проведение аварийно-спасательных работ в случаях возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий.

Войска ГО принимают участие:

- в обучении населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- в эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- в мероприятиях по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- в борьбе с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Кроме того, войска ГО принимают участие в решении задач территориальной обороны в части охраны и обороны важных объектов в соответствии с перечнем, согласованным с МО России и утвержденным министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В мирное время при чрезвычайных ситуациях на войска ГО возлагаются следующие основные задачи:

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, а также последствий террористических актов;
- ведение радиационной, химической и биологической разведки в зонах чрезвычайных ситуаций и на маршрутах выдвижения к ним;
- обнаружение и обозначение районов радиационного, химического, биологического и иного загрязнения (заражения);
- проведение работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию объектов и территорий;
- проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием неразорвавшихся авиационных бомб;
- доставка и обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций в качестве гуманитарной помощи, в том числе в иностранные государства.

При ликвидации чрезвычайных ситуаций войска ГО принимают участие:

- в эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- в проведении мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- в проведении работ по восстановлению системы жизнеобеспечения населения, важных объектов и коммуникаций;
- в локализации и ликвидации крупных лесных, торфяных и других пожаров.


Естественно, формирования гражданской обороны меняются и качественно. На их оснащении сегодня современная специальная и инженерная техника, спасательный инструмент, приборы поиска пострадавших, средства жизнеобеспечения населения. В МЧС говорят, что продолжающееся в настоящее время реформирование войск ГО позволит сделать их более мобильными и эффективными, а также улучшить специальную подготовку, систему управления и материально-техническое обеспечение. Сейчас в их состав входит 14 спасательных центров (первый из них был открыт в подмосковном г. Ногинске в 1998 г.), 6 пунктов управления, 3 отдельные смешанные авиационные эскадрильи, учебный спасательный центр и некоторые другие подразделения. Общая численность войск - порядка 20 тысяч человек. За последнее десятилетие, по данным МЧС, военные спасатели около 40 тыс. раз участвовали в ликвидации последствий аварий и катастроф. В результате проведенных операций ими было спасено свыше 65 тыс. человек.

ПРИНЯТЬ НЕЛЬЗЯ ОТКЛОНИТЬ

Где же депутаты поставят запятую? То есть чьему законопроекту отдадут предпочтение? Комитет ГД по обороне, напомним, уже высказался в поддержку поправок Головатюка и предложил отклонить законодательные изменения, выдвинутые Войтенко, Востротиным и Розуваном. Комитет ГД по безопасности занял прямо противоположную позицию, поддержав своих членов и отвергнув законодательную инициативу представителя Комитета по обороне.

Как замечают наши думские эксперты, генералы Войтенко, Востротин и Розуван имеют в Думе "больший авторитет". Плюс к этому Сергей Шойгу не отдаст гражданскую оборону, которая сейчас подчиняется ему. Он активно привлекает ее части к защите населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Тем более, как заявил Сергей Шойгу на прошедшем на днях Всероссийском сборе МЧС, в настоящее время идет "девоенизация" ведомства и к 2011 г. служащие его министерства получат правоохранительный статус. "Большая часть служащих должна стать либо гражданскими, либо перейти на правоохранительную службу", - сказал главный спасатель страны.

В любом случае по законопроектам о ГО будет серьезный спор. Хотя, по оценкам наших думских собеседников, Комитет по обороне в итоге уступит. "Глава думских оборонщиков Виктор Заварзин не боец и не будет спорить с тремя генералами, за которыми стоит Шойгу, один из лидеров "Единой России". "И Заварзин - член этой фракции. А рассчитывать на поддержку Сергея Иванова в этом споре председателю Комитета ГД по обороне не приходится. У министра обороны достаточно проблем и без войск гражданской обороны", - заявил корреспонденту "ВПК" один из сотрудников аппарата Госдумы.

Кстати, Войтенко, Востротин и Розуван также представляют "Единую Россию". Так что вопрос, по мнению наших источников, будет решаться на фракции. И во имя партийного единства вопросы законотворчества и обороны страны будут отодвинуты, скорее всего, на второй план.

"ВПК"
http://flb.ru/info/36511.html
Сергей ПЕРМЯКОВ
01.03.2006

Шойгу

Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.