?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

И «ангелам» бывает трудно

Они приходят на помощь экипажам и пассажирам воздушных судов, терпящих бедствие. Большинство людей называет их авиационными поисковиками-спасателями. В войсках специалистов Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания (ФПСУ) порой называют «ангелами». Но с 1 марта с.г. это управление… упразднено. Наш корреспондент обратился за разъяснениями к начальнику ФПСУ генерал-майору Владимиру ПОПОВУ.


- Владимир Александрович, чтобы лучше понять суть проблемы, давайте разберемся, когда и зачем возникла ваша служба?

- Не буду подробно останавливаться на известных исторических событиях, связанных с авиационным поиском и спасанием. Напомню лишь о некоторых героических страницах. В 1928 году полярный летчик Б. Чухновский успешно осуществил авиационный поиск оставшихся в живых семерых участников экспедиции У. Нобиле, потерпевшей катастрофу на дирижабле «Италия». В 1934 году авиаторы проявили героизм при поиске и эвакуации пассажиров и экипажа парохода «Семен Челюскин», затертого и раздавленного арктическими льдами. Тогда летчики-спасатели, выполнившие столь трудную задачу, стали первыми Героями Советского Союза.
Необходимость наличия и функционирования поисково-спасательной системы в государстве с развитой авиационной транспортной инфраструктурой не вызывала сомнений. Однако централизованно управление создано лишь в 1966 году, когда была образована поисково-спасательная служба (ПСС) Военно-воздушных сил со специальным оперативным органом на ЦКП ВВС. Сделано это было отнюдь не случайно: и тогда, и сегодня военная авиация обладала и обладает самыми мобильными средствами, которые дают возможность в кратчайшее время прийти на помощь терпящим бедствие и локализовать возникшую аварийную обстановку.
Бурное развитие космонавтики потребовало объединения усилий на этом важном направлении. Основываясь на опыте авиационной поисковой службы, стали формировать поисково-спасательный комплекс для обеспечения полетов космических объектов. Затем в 1976 году создали Единую государственную авиационную поисково-спасательную службу (ЕГ АПСС). Поскольку основные силы и средства авиационных поисковиков находились в Минобороны (читай — в военной авиации), новую службу организовали на базе ПСС ВВС, которая решала задачи в интересах всего государства. После развала Союза она была переименована в Российскую федеральную авиационно-космическую службу поиска и спасания при Минобороны РФ. Так что единая система поиска и спасания в России существовала и фактически устойчиво работала до сего дня, но…

- В памятные 1990-е годы зуд реформаторства не мог не коснуться и вашей структуры?

- Действительно, одно время мы «ходили» под МЧС, только было это недолго, так как быстро выяснилось, что передать все силы и средства в другое министерство не представляется возможным, наша служба имеет иное предназначение, хотя их и объединяет слово «спасать». Вот почему в 1994 году во исполнение президентского указа постановлением Правительства РФ и было создано Федеральное управление авиационно-космического поиска и спасания при Минобороны России. За десять с небольшим лет наши специалисты спасли не одну сотню человеческих жизней.
Достаточно сказать, что только в прошлом году нами было проведено 24 полномасштабные поисково-спасательные работы по летательным аппаратам, потерпевшим бедствие в воздушном пространстве России. Мы отработали по 14 катастрофам и 10 авариям. Спасены 69 человек, в том числе 22 специалиста летного состава экипажей. Еще нас привлекали на 10 работ поискового и эвакуационного характера по ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этих работах были спасены 32 человека. Кроме этого, выполнено обеспечение по двум космическим пилотируемым стартам на МКС и несколько десятков работ по автоматическим космическим спускаемым аппаратам, в том числе и связанных с обеспечением государственной безопасности страны.

- Спасатели – кто они?

- Это героические, без преувеличения, преданные делу люди, да к тому же и профессионалы высочайшего класса. Например, полковник Александр Жуков (на снимке второй справа) - авиационный спасатель, заслуженный мастер парашютного спорта - участвовал в боевых действиях в Чечне, за одну из поисково-спасательных операций удостоен звания Героя России. В зоне боев мы работаем вместе со спецназом. Не раз сбитых летчиков наши специалисты выхватывали, что называется, из пасти боевиков.
Мы гордимся уникальной системой подготовки своих специалистов. Это поисково-спасательные экипажи специальных самолетов и вертолетов, наземные поисковые команды, штатные и нештатные группы поисковиков-спасателей, парашютистов. Бывает невозможно сразу произвести посадку рядом с потерпевшими бедствие, тогда мы можем направить к ним парашютистов-спасателей, в группу которых обязательно входит медик, они способны оказать экстренную помощь и организовать жизнеобеспечение пострадавших.
Нами накоплен бесценный опыт по действиям при выживании в различных климатических, географических и экстремальных условиях. Например, прошлой весной мы провели сборы спасателей в Заполярье, в Тикси, с парашютными прыжками и другими элементами теории и практики выживания и оказания помощи в критических условиях Арктики.

- В наш российский дом давно пришла новая беда – терроризм. У всех свежа в памяти чудовищная августовская трагедия 2004 года, когда сразу два лайнера были взорваны в небе. И тогда на месте катастрофы работали спасательные службы только силовых структур. Почему же об этом мало кто знает, тем более что соответствующая гражданская служба осталась, говорят, в стороне?

- Это связано с хорошей оперативностью функционирования военной поисковой системы. Прибыв на главный координационный центр поиска и спасания ФПСУ, я получил всю имеющуюся на тот момент информацию, оценил обстановку и связался с соответствующими службами других силовых структур и гражданской авиации. На основе полученных данных классифицировал произошедшее как теракт и подтвердил эту версию специалистам ЦКП Генерального штаба, руководству МВД, ФСБ, которое тогда вышло на меня. Организовал поиск мест падения самолетов и спасание пострадавших. К сожалению, выживших в этой трагедии не оказалось…
События развивались ночью. Гражданские специалисты оказались не совсем готовы к проведению поисковых работ в это время суток. Более того, на вертолете, находящемся на дежурстве в этом районе, в ночное время выполнялись технические работы, поэтому оперативный вылет был невозможен.
Вообще организация поисково-спасательного обеспечения полетов предусматривает ежесуточное дежурство 130-150 воздушных судов от разных министерств и ведомств. Как правило, 25-30 процентов - от Минобороны России, до 15 процентов - от других силовых ведомств (МВД, ФСБ). Оказывает содействие и авиация РОСТО, которая на договорной основе часто работает в интересах гражданской авиации. На 80-90 аэродромах заступают на дежурство экипажи гражданской авиации. Но это, что называется, де юре, а де факто, например, сегодня от гражданской авиации дежурят лишь 16 самолетов, из них только 12 готовы выполнять задачи в ночное время. Вертолетов по этому ведомству дежурит 61, но только 50 из них смогут выполнять задачи в темное время…
У военных же 100-процентная готовность днем и ночью без ссылок на какие-либо регламенты и иные условия.

- Позвольте, но получается парадоксальная ситуация: востребованная жизнью спасательная служба вдруг прекращает существование. Вас уже нет, а правопреемника еще нет! Кто теперь, не дай бог, случись беда, будет нести ответственность за поиск и спасание людей?

- Предполагается, что авиационно-космическая служба поиска и спасания будет действовать в рамках формируемой Федеральной аэронавигационной службы, которая призвана заниматься… управлением воздушного движения. Таким образом, по сути, она выполняет совсем иные – это даже видно из названия – задачи. К тому же львиная доля сил и средств по спасанию остается в силовых структурах.
И хотя юридически мы не существуем, но мои подчиненные не могут бросить свои посты и на все махнуть рукой. Слишком хорошо мы знаем цену своевременной помощи попавшим в беду. Вопрос не в том, что будет с нами, а в том, кто и когда придет нам на смену. Пока на него нет ответа. В интересах дела будет лучше временно приостановить расформирование нашего управления, до того как появится его действующий правопреемник.

- Насколько эффективно, на ваш взгляд, будет строиться работа в этой области гражданской службы, не имеющей специальных сил и средств, а уж тем более не знакомой со спецификой работы военной авиации?

- Понятно, что для Федеральной аэронавигационной службы поиск и спасание – новая задача, там вся структура создана для обеспечения транспортных перевозок грузов и пассажиров. Их система отлажена и действует в коммерческих целях. Авиакомпаниям обеспечивать поиск и спасание с экономической точки зрения не выгодно, т.к. надо закупать специальную авиационную и другую технику, готовить и содержать штат специалистов, терять время на дежурствах и т.д. Все это большая расходная статья, не предусматривающая получение прибылей. Вот почему многие считают эту систему убыточной. Предполагается, что она будет заключать договоры с силовыми структурами на обеспечение полетов других ведомств, но к чему такие сложности и нововведения? Ведь наше управление до последнего времени играло координирующую роль, обеспечивая работу всех в интересах общего дела по авиации и космическим объектам.
Сегодня уже, кажется, появилось понимание, что такая служба в Вооруженных Силах и в государственной авиации должна быть. Где она займет свою нишу, останется самостоятельной или будет при Службе безопасности полетов авиации Вооруженных Сил, не столь уж и важно, лишь бы сохранили структуру. Главное — не упустить время, а также не растерять имеющийся бесценный опыт и подготовленных специалистов-профессионалов.

"Красная звезда"
http://flb.ru/info/36643.html
Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».
16.03.2006

Иванов

Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.