?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Москвичам готовят машино-месть

Столичные власти фактически расписались в своем бессилии супротив того беспредела, что творится в Москве с парковками. По данным городского Института Генплана, дефицит парковок на наших улицах — 80%. Это значит, что остановиться в столице без хлопот может лишь каждая пятая машина. Но еще хуже то, что в ближайшие лет 15 ситуация вряд ли круто изменится.


Закон, предполагающий штрафы за парковку в неположенных местах, уже принятый в двух чтениях, сами же власти решили заморозить. “Чтобы спрашивать с человека, надо дать ему возможность где-то поставить машину”, — говорят понявшие наконец бесперспективность исключительно карательных мер чиновники. Но при этом от идеи расширения сети платных парковок никто не отказывается. Обозреватель “МК” решил выяснить, что может ждать в ближайшие годы автомобилизированных москвичей.

Мировой опыт для Москвы не годится

Еще год назад в Москве начали работать над законопроектом об организации парковок. Чиновники предложили жестоко штрафовать москвичей, неправильно паркующихся во дворах и на улицах. Впрочем, с самого начала депутаты Мосгордумы понимали, что штрафовать людей за то, что в Москве нет нормальных (бесплатных, удобных) парковок, дико и негуманно. Как, впрочем, негуманно и не пускать машины в центр до тех пор, пока там не будет удобного общественного транспорта. Депутаты заявили, что примут закон лишь в том случае, если столичный Департамент транспорта и связи представит комплексную программу развития парковок в городе. Он должен был ее разработать до 1 июля. Но, увы, как-то не сложилось, судьбоносная программа до сих пор не готова.

Нельзя сказать, что с этой проблемой в Москве совсем уж ничего не делают. Реконструируют МКАД, строят Третье транспортное кольцо и даже готовят проектную документацию под четвертое. Главная цель — сделать все, чтобы транспорт поменьше двигался через центр. Но одним дорожным строительством тут не отделаешься. Мировая практика показывает: чем лучше условия для движения, тем больше автомобилей появляется в городах. Некоторые столицы идут по пути ограничения въезда в свои центральные части. Но и это помогает далеко не всегда.
Так, итальянские автомобилисты ловко обвели свои власти вокруг пальца, когда те постановили пускать по четным дням в центр авто, номера которых заканчиваются на четную цифру, а по нечетным — на нечетную. Тут же в семьях завели по два автомобиля.

В Лондоне за проезд в центр автомобилисты выкладывают по 8 фунтов в день. Остальных штрафуют. Такая система работает в столице Британии уже три года, и ее поддерживают 65% населения. Еще бы — пробки в городе сократились на 30%, а в центр Лондона, по статистике, въезжает вдвое меньше машин. Почему? Потому что попутно в Лондоне появилась куча новых автобусных маршрутов.

По такому же пути планируют пойти в Стокгольме (сейчас там проходит эксперимент, после которого выяснят мнение населения). Но единственный город, где удалось решить эту проблему, Сингапур — там просто жестко ограничивают число машин, которые могут въехать в центр (и плевать на туристов!). Плюс ни один человек не может купить новый автомобиль, пока не представит справку об утилизации старого.
В Москве же решили выбрать другой вариант — платные парковки. Сейчас их в городе 4700. Правда, чтобы все было цивилизованно, нужно решить целый ряд проблем.

Во-первых, на всех платных парковках мечтают создать систему безналичной оплаты — т.н. паркоматы. Шесть из них в качестве эксперимента уже работают на Тверской, и результаты, по словам чиновников, положительные. Обезличенный банкомат помогает исключить взятки парковщикам. Пробовали работать с кассами, но оказалось, они плохо “фурычат” в дождь и зимой. А теперь чиновники мечтают, чтобы в ближайшее время владельцы авто могли оплачивать парковку с мобильного телефона (как в столице Эстонии Таллине).

Нас заштрафуют из-под стекла

А тем временем между юристами идут ожесточенные споры на тему: можно ли вообще взимать плату за парковку? Часть юристов это категорически отрицают, часть выступают “за”. Фактически платные парковки в России пока и не запрещены, и не разрешены. Даже понятия “парковка” нет ни в одном нашем законе. Это первый правовой пробел, который намерены устранить столичные власти (изменения в федеральный закон “О безопасности дорожного движения” уже подготовлены столичным Департаментом транспорта и связи).
Еще одно необходимое изменение, которое нужно внести в законы, — минимум в десять раз повысить штраф за нарушение правил стоянки. Иногда водитель “припарковывается” на второй полосе Садового и спокойно идет работать. Чего “париться”-то? Ведь штраф за такое правонарушение сейчас — 50 рублей, тогда как час стоянки на соседней парковке — 100.

— Сейчас между Садовым и Третьим кольцом в городе ежедневно стоит 260 тысяч автомобилей, из них 130 тысяч — с нарушениями, в том числе под знаком “Остановка запрещена”, — сообщила “МК” завсектором развития пассажирского транспорта НИИПИ Генплана Елена Боровик.
К тому же чиновники считают, что необходимо подвести под западные стандарты и систему начисления штрафов. То есть не нужно, чтобы инспектор заполнял протокол на месте и дальше отсылал его по инстанциям. Нужно так: неправильно припарковался — квиточек с размером штрафа за стекло, как в других странах.
Пока в городе решили, что взимать плату можно лишь на парковках, принадлежащих столичному ГУП “Городская служба платных парковок” (цена символическая — 9—11 руб./час). Однако желающих поживиться за счет автомобилистов — пруд пруди. В ходе проверок столичная ГИБДД установила, что многие префектуры отдают парковки коммерческим организациям, которые незаконно захватывают землю и ставят свои заборы. С начала этого года уже составлено 69 протоколов, выписано 228 предписаний в отношении таких случаев, а в префектуры округов отправлено 30 писем.

— Мы вывезли “хлам”, то есть незаконные ограждения, с 87 адресов, — сказали нам в ГИБДД. Впрочем, без особого оптимизма в голосе.
Гаишников очень печалит то, что Административный кодекс запретил эвакуировать автомобили за нарушение правил парковки:
— Необходимо срочно внести в кодекс изменения и разрешить работу эвакуаторам. Тем более что Москва закупает еще 100 штук, и мы сможем очистить город от неправильно припаркованных автомобилей.

Попутно столичные власти делают ставку на перехватывающие парковки (пока в Москве работает лишь одна). Здесь расчет такой: человек, направляющийся на работу с окраины или из области, оставит машину на перехватывающей парковке за символическую плату (30 руб. за 8 часов) и пересядет на автобус. Планируется, что к 2020 году в городе должно появиться 150 тысяч перехватывающих парковочных машино-мест (из них 30 тыс. — за МКАД).
Тем временем Департамент природопользования уже подготовил законопроект о запрете въезда в центр Москвы для ряда авто. Однако у еще не принятого документа уже есть серьезные противники...
— Этот закон мы считаем преждевременным, — говорят в НИИПИ Генплана. — В Лондоне хорошо развита система общественного транспорта, там к этому были готовы. А у нас — нет.
Если Москва пойдет по пути платных парковок, это решит лишь десятую часть проблемы, считают эксперты НИИПИ Генплана. Для начала нужно решить вопросы с развитием альтернативного транспорта. То бишь общественного. Например, при потребности в 600 километрах линий метро у столицы сейчас есть только 280. Кроме того...
— Чтобы перевести 30—35% пассажиров на легковой транспорт, нужно построить еще 1,5 тысячи километров автомагистралей, — утверждает г-жа Боровик.

3/4 автомобилистов надо пустить в расход

Максимум, что может выдержать Москва, — это 25% пассажиров на собственных колесах. И именно под них НИИПИ Генплана сделал детальный расчет до 2020 года. Итак, чтобы обеспечить хотя бы 70%-ную потребность, до 2020 года необходимо построить 750 тыс. парковочных машино-мест и еще 1750 тыс. машино-мест для постоянного хранения авто (сегодня их всех вместе лишь около миллиона).
— По темпам прироста столичного автопарка на эти цифры мы катастрофически не выходим, — говорит г-жа Боровик.

В НИИПИ Генплана считают, что в Москве нужно активно развивать сеть многоярусных стоянок, строить их, образно выражаясь, “до небес и до ядра земли”. Но пока с этим весьма серьезные проблемы.
Например, по закону при строительстве любого объекта в городе должна непременно учитываться парковка. Она, конечно, учитывается. Но чаще всего появляется совсем не в том объеме, что прописана по документам. А порой не появляется вообще. Иногда при потребности в 1000 машино-мест учитывают лишь 200, а строят — 100. Почему? Да потому что земля, особенно в центре, очень дорогая, а никакой ответственности за парковочную самодеятельность сегодня закон не предусматривает.

Между тем транспортные чиновники считают, что никакие усилия не помогут до тех пор, пока у каждого второго взрослого москвича не будет автомобиля. На этой цифре наращивание парка авто, которое сейчас идет со скоростью 200 тысяч штук в год, по идее, должно приостановиться. И рассчитывать машино-места всех видов на перспективу нужно именно из этих ужасающих городские власти цифр.

Что можно сделать уже сегодня? Увы, крайне немногое. Да и эти меры входят в противоречие с реальной жизнью. Так, столичный Департамент транспорта и связи сейчас готовит программу выделения отдельных полос для общественного транспорта в Москве. Это значит не только то, что общественный транспорт станет быстрее и комфортнее. Но и то, что число самовольных парковок в городе сократится — на этих полосах их точно не будет. А где тогда будут? Куда переставят свои машины их многочисленные владельцы: в соседние дворы? на тротуары? на крыши?.. Эти вопросы, как и многие, касающиеся парковок, остаются без внятного ответа.
Что же касается нынешней неопределенности с законностью взимания платы за парковку, то на сегодняшний день у московских водителей есть три выхода:

1) просто не платить (нет закона, предусматривающего наказание за это!);
2) всегда просить с парковщика квитанцию;
3) всегда платить только по официальному тарифу.
Вот только когда хмурые личности в грязных жилетках требуют с тебя 50—100 рублей, а ты протягиваешь им 10, уверенности в сохранности авто и отдельных его частей как-то не добавляется. А, как говорится, не уверен — не оставляй...

СПРАВКА МК
ДЕФИЦИТ МАШИНО-МЕСТ ПО ХРАНЕНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ В МОСКВЕ — 60%.
ПО ПАРКИРОВАНИЮ — 80%.

Московский комсомолец
http://flb.ru/info/37775.html
Екатерина ПИЧУГИНА
18.07.2006

Лужков

Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.