?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Зачем они туда ходят

23 мая Владимир Путин в пятый раз за годы своего президентства должен принять депутацию олигархов--членов РСПП. Это своего рода юбилей. Пора подвести итоги общения Кремля с крупным бизнесом.


При Борисе Ельцине коллективные походы олигархов к Кремль были не в моде -- свои проблемы крупные банкиры и предприниматели предпочитали решать в одиночку. Тем более что далеко не у всех были друг с другом ровные отношения.
Однако новый президент провозгласил принцип равноудаленности олигархов от власти. Правоохранительные органы истолковали этот принцип по-своему и стали проявлять повышенный интерес к деталям приватизационных сделок, благодаря которым большинство нынешних олигархов и стало олигархами. Налоговая полиция завела уголовное дело в отношении главы ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, Моспрокуратура направила в арбитражный суд иск о признании недействительными итогов залогового аукциона по РАО "Норильский никель". Наконец, Генпрокуратура арестовала Владимира Гусинского.

В обществе всерьез заговорили о масштабном пересмотре итогов приватизации. И олигархи решились на коллективные действия. 28 июля 2000 года состоялся первый коллективный поход олигархов к Владимиру Путину. Неудивительно, что главными ее темами стали угроза всеобщей национализации и прессинг правоохранительных органов. Как образно выразился затем один из участников той встречи, "мы попросили президента -- дяденька, не обижай. Напиши для нас правила, мы их быстро выучим!".

Президент особо успокаивать своих гостей не стал, заявив, что они сами виноваты в последних эксцессах, так как сами и создали такое государство. Но три правила были сформулированы. Первое: итоги приватизации не пересмотрят и собственность у нынешних владельцев не отнимут, если, конечно, она была приобретена по закону. Второе: олигархи не будут вмешиваться в политику. И третье: экономическое законодательство подвергнется либерализации.

С тех пор прошло без малого два года, и наблюдений над тем, как стороны выполняют заключенные договоренности, накопилось вполне достаточно для содержательных обобщений.

При своем

Президент выполнил свое обещание не пересматривать итоги приватизации -- масштабного передела собственности не произошло. Олигархи сейчас утверждают, что это первый ощутимый результат политического компромисса бизнеса с новым режимом. Это, однако, не вполне верно.
Зачем президенту отнимать собственность? Государство неспособно эффективно управлять даже тем, что у него еще осталось, например естественными монополиями. Выступая 15 мая в Думе, премьер Михаил Касьянов признал, что успешно развиваются только те отрасли, где вмешательство государства минимально. Значит, перед тем, как отнять, скажем, "Норильский никель" у Владимира Потанина, надо найти для этого металлургического гиганта нового собственника.

В принципе желающих среди тех же питерских чекистов хоть отбавляй. Многие среди них через подставных лиц давно курируют те или иные доходные предприятия, занимающиеся мебельным, водочным и тому подобными видами бизнеса. Но предприятия типа "Норильского никеля" -- не их масштаб. Приход Алексея Миллера в "Газпром" это явственно доказал. Разбираться с многочисленными финансовыми потоками и уведенной на сторону собственностью газовой монополии ему приходится до сих пор. Пока идет инвентаризация, о давно заявленной правительством реформе газовой отрасли не может быть и речи, зато слухи о скорой отставке Миллера появляются все чаще. На смену инвентаризатору должен прийти топ-менеджер, имеющий опыт управления подобными структурами. Но среди чекистов такого просто нет.

Так что договоренность олигархов с президентом о непересмотре итогов приватизации -- это не исторический компромисс между двумя равными игроками, а самостоятельный выбор Кремля. Кадры подкачали. Не нашлось пока чиновников, которых можно было бы назначить олигархами, как в свое время в Южной Корее.

И потом, если президент все же решился бы на национализацию, из страны сбежали бы последние иностранные капиталы. После чего мечта Путина догнать и перегнать Португалию стала бы полностью несбыточной.

Наконец, президент не может не помнить, что в нашей истории игры с чужой собственностью очень часто плохо заканчивались для заигравшихся государей. Сразу после воцарения в 1801 году Александр I заговорил о необходимости отмены крепостного права. На следующий год он даже подписал указ "О вольных хлебопашцах", разрешивший владельцам крепостных отпускать их на волю. Вскоре за утренним кофе Александр Павлович нашел в сахарнице анонимную записку с вежливым напоминанием о том, как был убит его отец. Государь понял, что со всеми тогдашними олигархами ему не справиться, и предпочел с отменой крепостного права не спешить.

Надо заметить, впрочем, что приватизационные неприятности у многих олигархов так и не закончились. Моспрокуратура, например, до сих пор уверена, что Владимир Потанин задолжал бюджету $140 млн.

Вне политики

В обмен на неприкосновенность собственности олигархи обязались не лезть в политику. Собственно, иного выбора у них и не было. Опасность этого занятия им наглядно продемонстрировал пример Владимира Гусинского и Бориса Березовского. Никто из олигархов, оставшихся в России, больше не пытается высказывать даже в самом узком кругу какие-либо идеи о замирении Чечни или о кандидатурах на посты директора ФСБ и генпрокурора. Многие не хотят вмешиваться и в разборки власти с оппозиционными СМИ. Один из олигархов недавно признался, почему он не вошел в состав учредителей нового ТВ-6: "Не хочу подставлять свою компанию под танк государства". Судя по тому, что из ТВ-6 стали уходить один за другим остальные олигархи, это опасение разделяют многие.

Однако политика -- понятие растяжимое, и совсем в нее не вмешиваться олигархи не могут. Особенно в тех случаях, когда им приходится защищаться от назойливости правоохранительных органов. В январе ряд членов руководства РСПП во главе с Аркадием Вольским посетили Владимира Устинова. Правда, поход в Генпрокуратуру оказался неудачным, и президент РСПП, которого вскоре принял президент России, не стал поднимать в Кремле вопрос о преследованиях господ Голдовского и Шеремета.

Некоторые олигархи нарушают обещание не лезть в политику в открытую. Олег Дерипаска, например, пытается затормозить присоединение России к ВТО. Для Владимира Путина членство во всемирном торговом клубе означает признание его западным истеблишментом. Поэтому он торопит российских переговорщиков. Дерипаска же опасается, что вступление в ВТО может похоронить его автомобильный бизнес. И олигарх не побоялся начать публичную кампанию против слишком быстрого присоединения к ВТО. Дело дошло даже до сжигания чучела одного из самых влиятельных министров -- Германа Грефа.

Над законом

Последний пункт, по которому президент и крупный бизнес достигли компромисса,-- либеральная модернизация экономического законодательства. Более того, по неофициальной информации, Кремль даже обещал олигархам в исключительных случаях не применять в хозяйственных спорах отжившие, но еще не отмененные законы. И независимость судебной власти от исполнительной этому нисколько не мешает: были даже отмечены случаи, когда олигархи успешно разрешали судебные тяжбы друг с другом при посредничестве Александра Волошина. Например, так поступили ЮКОС и ТНК.

Однако власть и бизнес в последнее время все чаще недовольны друг другом. Олигархи считают, что президент и правительство хотя и проводят реформы, но не в полной мере учитывают их интересы. В частности, что налоговое бремя в результате реформы нисколько не уменьшилось, а отчисления по налогу на прибыль фактически даже увеличились (раньше существовали инвестиционные льготы, благодаря которым в казну поступало не более 18% от прибыли, сейчас -- 24%). Другое дело, что налоговая система стала более упорядоченной, что позволяет корпорациям осуществлять долгосрочное планирование. Президент же, по словам участников его встреч с представителями РСПП, искренне недоумевает, почему премьер говорит ему об уменьшении налоговой нагрузки на предприятия, а их владельцы утверждают обратное.

Недовольны олигархи и тем, что Михаил Зурабов лишил их "длинных денег", заиграв вопрос с допуском негосударственных пенсионных фондов к инвестиционным накоплениям будущих пенсионеров. "Государство может быть неплохим распределителем и контролером, но никогда не станет хорошим инвестором",-- пытаются доказать президенту олигархи.

Но больше всего разногласий у олигархов с властью по поводу либерализации валютного режима. Эта тема поднималась на всех трех последних встречах с Владимиром Путиным (см. справку). Он вроде бы соглашался с требованиями олигархов разрешить им свободно ввозить и вывозить капиталы. В прошлом году в послании Федеральному собранию президент даже специально отметил необходимость валютной либерализации. Но правительство и ЦБ не спешат. Пока лишь уменьшена норма обязательной валютной выручки с 75% до 50%, а в новом варианте закона о валютном контроле и валютном регулировании позволяется без разрешения ЦБ вывозить за границу до $70 тыс. Но олигархи оперируют не тысячами, а миллиардами долларов.

Сопротивление чиновников легко объяснимо -- кто же добровольно откажется от контроля за перемещением многомиллионных средств? Но пока чиновники не торопятся выполнять поручение президента, олигархи понемногу звереют. Каха Бендукидзе, например, назвал нынешний валютный режим фашистским.

Под президентом

Отношения власти и крупного бизнеса переживают сейчас переломный момент. Президент явно теряет интерес к коллективным посиделкам с олигархами и все чаще предпочитает общение с глазу на глаз. Пятая встреча с лидерами РСПП неоднократно переносилась. Зато накануне выступления с ежегодным посланием Федеральному собранию Владимир Путин приглашал олигархов в Кремль поодиночке. По словам участников этих встреч, они нужны президенту прежде всего как источники независимой и от правительства, и от силовиков информации. Так что приглашать олигархов по одному в Кремль будут и дальше. А вот коллективные встречи, скорее всего, скоро потеряют всякое практическое значение, хотя формат их будет сохранен.

Поэтому олигархи торопятся. На нынешней встрече они, видимо, будут обсуждать лишь самое важное, пожертвовав второстепенным. Решено воздержаться от высказывания президенту многочисленных узкокорпоративных просьб. И не волновать его разговорами о произволе правоохранительных органов.

Для начала Владимира Путина хотят завлечь в диалог с РСПП по так сильно взволновавшей его недавно проблеме замедления роста. Вслед за Михаилом Касьяновым организаторы встречи со стороны РСПП, по их словам, намерены доказать президенту, что высокие темпы роста ВВП можно обеспечить лишь быстрым проведением структурных реформ. Заинтересовав же Владимира Путина своими предложениями, участники встречи постараются договориться с ним и о ряде принципиальных моментов нового диалога власти и бизнеса.

Во-первых, Путина попросят взять на себя роль высшего арбитра при реализации важнейших реформ. Иными словами, именно президент и никто иной должен принять все важнейшие решения.

Во-вторых, Путин должен дать своим подчиненным прямые и ясные указания. Иначе те будут выхолащивать любые договоренности президента с РСПП.

В-третьих, экономические реформы надо ускорить, использовав опыт разработки и проведения судебной реформы. Она, как известно, проводится в жизнь не судейскими чиновниками, а человеком, наделенным достаточными полномочиями и лично незаинтересованным,-- заместителем Волошина Дмитрием Козаком. Это означает, в частности, что реструктуризацию правительства должен проводить не премьер, как сейчас, а кто-то со стороны.

Если олигархам удастся уговорить президента сделать хоть часть из вышеизложенного, на десерт они предложат обсудить свою излюбленную тему -- валютную либерализацию.

Чего добьется делегация РСПП от президента, мы скоро узнаем. В любом случае обойтись совсем без олигархов власть не сможет -- государственная машина просто остановится.

Во-первых, фактически РСПП играет роль политической партии с четко обозначенной экономической программой. В условиях почти полного отсутствия в России реальных политических партий этот факт трудно переоценить.

Во-вторых, олигархи обладают не только значительными финансовыми, но и интеллектуальными ресурсами. Причем последних у них явно больше, чем у государства. Не случайно реформа РАО ЕЭС идет по плану Анатолия Чубайса, а не губернаторов, пусть даже те опираются на поддержку Андрея Илларионова.

Но главное -- олигархи контролируют большую часть российской экономики, а значит, бюджет в основном пополняется налогами, выплачиваемыми их предприятиями. Поэтому дальнейший ход рыночных реформ и перспективы роста зависят не только от Кремля и Белого дома, но и от Старой площади, где находится правление РСПП. Но как бы то ни было, в политической связке "крупный бизнес--президент" решающую роль играет последний. И бизнес с этим смирился.

Четыре олигархических похода

28 июля 2000 года.

Приглашены 22 олигарха. Не пришел Анатолий Чубайс.
Главная тема: будут ли у олигархов отнимать собственность.
Итог: президент пообещал, что не будут.

24 января 2001 года.
21 олигарх.
Главные темы: как президент выполняет обещание не отнимать у олигархов собственность; обсуждение новых законов; валютная либерализация.

Итоги: Владимир Путин заявил, что если летом 2000 года "активно и нарочито распространялись слухи об уничтожении российского бизнеса и о переделе собственности", то теперь "эти страхи -- позади" и "ничего подобного не произошло". Олигархам поручено подготовить к следующей встрече доклады по судебной, налоговой и пенсионной реформам, о вступлении в ВТО и о положении предприятий в сырьевых отраслях. Положение о необходимости валютной либерализации включено в послание президента Федеральному собранию.

31 мая 2001 года.
23 олигарха.

Главные темы: судебная, налоговая и пенсионная реформы; вступление в ВТО; положение предприятий в сырьевых отраслях; валютная либерализация.

Итоги: олигархам обещано учесть их мнения при проведении реформ. С 1 июля уменьшена с 75% до 50% норма обязательной продажи экспортной валютной выручки. Однако общая налоговая нагрузка фактически не уменьшилась, к пенсионным деньгам негосударственные фонды не допущены.

23 ноября 2001 года.
22 олигарха.

Главные темы: проверки крупного и малого бизнеса; уменьшение налогообложения малого бизнеса; валютная либерализация. Олигархи требуют разрешить свободный ввоз и вывоз капитала.
Итог: президент отделался общими обещаниями.

Кто такие сегодня олигархи?

Олег Бетин, губернатор Тамбовской области.

"Кровопийцы" ли олигархи, строители ли нового гражданского общества, зависит от того, какое общество мы строим. Если олигархическое, то олигархи являются его строителями. Но строят они, как правило, для себя, подавляя своими интересами интересы государства.

Алексей Подберезкин, генеральный секретарь Социалистической единой партии России.

Олигархи-производственники -- это плюс для страны. И таких, кто сделал что-то полезное, уже немало. И многие из них, такие, как Ходорковский и Потанин, переросли масштабы своих корпораций и давно мыслят глобально. Они вполне способны работать в правительстве. И это было бы неплохо: они люди состоятельные и воровать ничего не стали бы.

Андрей Житинкин, главный режиссер Театра на Малой Бронной.

Любое государство нуждалось в таких людях. Однако многие наши олигархи немного с дурью. В Америке богатые люди стремятся увековечить свое имя, жертвуя большие деньги на культуру, науку. Это делали богатые люди России и при царе, например, Савва Морозов, Третьяков. А современные олигархи часто пытаются увековечить и прославить просто сами себя.

Борис Березовский, сопредседатель партии "Либеральная Россия".

Я считаю, что именно олигархи сыграли решающую роль в реформировании России, не дали ей окончательно развалиться и смогли собрать то, что осталось после разгула чиновников. А то, что общество так ожесточилось против олигархов, свидетельствует, что они поступали правильно. Олигарху не нужна любовь граждан, большая часть которых так и остается рабами, он самодостаточен и самостоятелен в принятии решений.

Василий Бочкарев, губернатор Пензенской области.

К сожалению, всех российских олигархов хорошими не назовешь. Примерно 60% из них решают вопросы личного обогащения и только оставшиеся 40% все же думают о будущем своего народа. Они понимают, что бедность -- прямая угроза их капиталу, поэтому поддерживают спорт, культуру и образование.

Виктор Букато, заместитель председателя совета директоров Внешагробанка.

Олигархи -- благо для России. Они инвестируют и создают новые производства и рабочие места. Они двигают экономику. Но нельзя, конечно, во всем делать ставку только на них. Их и так исторически на Руси не любят, а так это чувство будет еще больше усиливаться.

Татьяна Малютина, президент Ассоциации женщин-предпринимателей России.

Олигархи разные бывают -- все зависит от их культуры, нравственности и воспитания. Есть, конечно, культурные люди, которые заработанные трудом деньги не жалеют на благотворительность. Но, к сожалению, российские олигархи -- это узкая кучка придворных Кремля, которые решают только свои личные вопросы.

Коммерсант-Власть № 19
http://flb.ru/info/7802.html
Константин Смирнов
20.05.2002

Путин

Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.