?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Сургутная печать для БТС

К дележке нефтеэкспорта приступили задолго до ее начала

Минувшая неделя ознаменовалась очередным скандалом на "нефтяной" почве. На сей раз в качестве противоборствующих сторон выступили государственный монополист по транспортировке нефти "Транснефть" и нефтяная компания "Сургутнефтегаз" ("СНГ"). Поводом для выяснения отношений стало заявление вице-президента "Сургутнефтегаза" Анатолия Нуряева о том, что строительство Балтийской трубопроводной системы (БТС) представляется нецелесообразным с экономической точки зрения. "Транснефть" обиделась не на шутку и в ответ обвинила "СНГ" в сомнительном экспорте нефти через принадлежащий компании нефтеперерабатывающий завод "Киришинефтеоргсинтез".


(01.04.2000)

Что такое БТС?

"Решение о строительстве единой Балтийской трубопроводной системы (БТС) было принято правительством 16 октября 1997 года. Основное назначение БТС - экспорт нефти в страны Северной Европы с месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, а также регионов Западной Сибири и Урало-Поволжья через новый терминал в Финском заливе. В перспективе через БТС возможен экспорт нефти из стран СНГ, в первую очередь из Казахстана. Согласно заявлениям официальных представителей Минтопэнерго и компании "Транснефть", решающим условием привлечения инвестиций в проект БТС являются гарантии объемов прокачки нефти по будущему трубопроводу. Проект строительства Балтийской трубопроводной системы предусматривает прокладку двух новых трубопроводов от поселка Харьяга (Ненецкий АО, Архангельская область) до города Усинска (Республика Коми), а также от города Кириши до нефтеналивного терминала в Приморске (150 км от Санкт-Петербурга, северо-восточное побережье Финского залива). Запланирована также реконструкция участков действующих трубопроводов Усинск - Ухта, Ухта - Ярославль и Ярославль - Кириши. К существующим в настоящее время 1885 км нефтепроводов будут достроены еще 833 км. Таким образом, общая протяженность Балтийской трубопроводной системы составит 2718 км. Затраты на реализацию проекта оцениваются в $2 млрд. Проект планируется реализовать в два этапа. Первый - создание нового экспортного направления пропускной способностью 12 млн т нефти в год на базе существующих нефтепроводов Харьяга - Усинск - Ухта - Ярославль - Кириши и строительство нового нефтепровода на участке Кириши - Финский залив. Второй этап - расширение пропускной способности БТС до 30 млн т в год.

Первый этап проекта оценивается в $500 млн. Из этой суммы затраты на строительство нефтепровода Кириши - Приморск составляют $280 млн, а возведение нефтеналивного терминала на берегу Финского залива - $220 млн. Проектная пропускная способность нового порта - 45 млн т в год. Планируется, что порт включит в себя терминалы для перевалки сырой нефти мощностью до 30 млн в год (первая очередь - до 19 млн т), нефтепродуктов - до 9 млн т в год (4,5 млн т), генеральных грузов - до 2,5 млн т в год, а также сжиженного газа.


В прессе тут же "всплыло" письмо за подписью президента "Транснефти" Семена Вайнштока, направленное в "Сургутнефтегаз" еще в феврале текущего года. Речь в письме шла о том, что "Сургутнефтегазу" необходимо заплатить $7 млн за прокачку в 1999 году на экспорт нефти, которую "СНГ" проводил как поставки сырья на Киришский завод. Вывод представители "Транснефти" сделали простой: "Сургутнефтегаз" не хочет потерять столь доходную статью пополнения бюджета компании, а потому выступает против реализации проекта БТС. Который, добавим от себя, не так давно признан правительством России приоритетным в рамках программы диверсификации экспортных направлений нефти. Ату "Сургутнефтегаз", который осмелился пойти наперекор решениям "партии и правительства"! В общем, кошмар и ужас.

Но если отвлечься от эмоциональной стороны дела и придерживаться исключительно фактов, то ситуация предстает в несколько ином свете. Как в старом анекдоте: "Вы слышали, Рабинович выиграл в лотерею "Волгу"?!" - "Ну, положим, не в лотерею, а в преферанс. И не "Волгу", а 100 рублей. И не выиграл, а проиграл. А в остальном - все правильно…"

Перейдем к сути. Балтийская трубопроводная система - проект сложный и неоднозначный, имеющий примерно равное число сторонников и противников. Идея создания БТС появилась еще в 1997 году, однако споры о ее экономической целесообразности ведутся до сих пор. Ни у кого не вызывает возражений лишь геополитический аспект проекта: с точки зрения минимизации транспортной зависимости от Латвии и сокращения экспортных расходов при перевалке российской нефти через латвийский порт-терминал Вентспилс БТС необходима. По крайней мере, если верить заявлениям представителей "Транснефти", отказ от экспорта нефти через Вентспилс позволит российским компаниям экономить на каждой тонне экспортируемой нефти до $4. А если учесть, что сегодня через Вентспилс проходит от 12% до 15% экспортных объемов российской нефти (в 1999 году Россия экспортировала в дальнее зарубежье 106 млн т), то экономия оказывается внушительной. По оценке экс-президента "Транснефти" Дмитрия Савельева, речь идет о $150 - 200 млн в год.

Между тем противники БТС в качестве контраргументов обычно говорят, что реализация проекта Балтийской трубопроводной системы обойдется $2 млрд, а это значит, что стремление сократить сроки окупаемости БТС вынудит российскую сторону проводить жесткую тарифную политику. В отличие от Вентспилского порта, руководство которого постарается устранить конкуренцию со стороны БТС, прибегнув к гибкой тарифной системе. С этим утверждением трудно спорить, тем более что "Вентспилс нафта" с марта прошлого года объявила о программе поэтапного снижения стоимости своих услуг. Более того, латвийская сторона, для которой поступления от перевалки через Вентспилс российского сырья составляют примерно четверть бюджета страны, ведет активную работу по реализации собственного транспортного проекта - Западной системы трубопроводов (ЗСТ). Цель ЗСТ - расширение пропускной способности трубопровода Полоцк (Белоруссия) - Вентспилс, что позволит увеличить объем поставок российской нефти на Вентспилс еще на 18 млн т в год. Потенциальные участники проекта ЗСТ, являющегося прямым конкурентом БТС, - Белоруссия, Латвия, Enron (США) и … российская компания "ЛУКойл".

Возвращаясь к БТС, заметим, что объявленная противником этого стратегически важного для России проекта компания "Сургутнефтегаз" на самом деле противником, судя по всему, не является. Еще за несколько дней до того, как в российских СМИ появились гневные обличения в адрес "СНГ", президент компании Владимир Богданов в интервью "Интерфаксу" заявил, что "необходимо строить и развивать свои перевалочные мощности, поскольку нельзя все время зависеть от тарифной политики, которую проводят страны Прибалтики, прежде всего по Вентспилсу". Однако, подчеркнул Богданов, стоит задуматься и о том, какой порт сегодня выгоднее строить - нефтяной или нефтепродуктовый. Что имеется в виду? Любимое детище "Сургутнефтегаза" - возведение в бухте Батарейная терминала по перевалке светлых нефтепродуктов, экспорт которых несравнимо прибыльнее экспорта сырой нефти. После завершения строительства установки глубокой переработки нефти на "Киришинефтеоргсинтез" и при условии стабильной и полной загрузки завода терминал в Батарейной может заработать на полную мощность, что позволит российской компании экспортировать примерно 15 млн т нефтепродуктов в год. Сумма общих инвестиций в проект (с учетом строительства трубопровода Кириши - Батарейная) - $500 млн, в БТС, как уже упоминалось выше, - $2 млрд. Однако "торговать нужно и сегодня. Поэтому и тот и другой проект должны быть реализованы", - заявил Владимир Богданов. Кстати, напомним, что "Сургутнефтегаз" как будущий акционер уже вложил в БТС $14 млн и гарантировал прокачку по будущему трубопроводу 3 млн т нефти в год.

Получается, что скандал, раздутый вокруг "СНГ" и БТС, не стоит и выеденного яйца? Но, как говорится, если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. "Сургутнефтегаз", стабильно демонстрирующий в последние годы отличные показатели работы, сегодня отмечен и обласкан властью как никогда (еще бы - прибыль по итогам 1999 года "СНГ" в $1,2 млрд пока осталась недостижимой планкой для других российских компаний). И даже знаменательное совещание по проблемам ТЭКа в марте Владимир Путин провел не где-нибудь, а в Сургуте. И встреча Богданова с главой государства была весьма плодотворной и, судя по всему, приятной для обеих сторон. Так почему бы не подпортить имидж более удачливого конкурента?

Вот только повод для "разборок" явно не слишком убедительный. Справедливости ради заметим, что сомнения в экономической целесообразности БТС высказывали представители не только "Сургутнефтегаза", но и многих других российских компаний. В том числе и "ЛУКойла", президент которого Вагит Алекперов неоднократно говорил о том, что БТС отвечает в первую очередь "политическим условиям". А вот что касается экономики, то здесь "надо считать". И совершенно справедливо. Только чем эта позиция отличается от недавних заявлений представителей "Сургутнефтегаза"?

Кстати, вовсе не "СНГ", а тот же "ЛУКойл" в компании с "ТНК" и "Сибнефтью" затеял судебное разбирательство по поводу незаконности взимания с российских нефтеэкспортеров инвестиционного тарифа, сборы от которого пойдут на строительство БТС. Именно эти три компании подали иск в Тюменский суд с просьбой признать нелегитимным постановление правительства, вводившее с 1 мая 1999 года дополнительный сбор в $1,43 с тонны экспортируемой нефти, что позволило аккумулировать на спецсчетах свыше $100 млн для начала реализации проекта БТС. Правда, затем "ЛУКойл" свой иск отозвал, пояснив, что компании предложили приемлемые условия для участия в БТС. По некоторым данным, "ЛУКойл" теперь рассчитывает получить от 15% до 25% в консорциуме, который займется строительством и последующей эксплуатацией БТС.

Одновременно "ЛУКойл" не списывает со счетов планов, связанных с Западной системой трубопроводов. По крайней мере на международной конференции в Риге, прошедшей в апреле прошлого года, представители "ЛУКойл-Балтии" заверили, что "ЛУКойл" будет участвовать в реализации ЗСТ. К тому же компания лелеет еще один конкурентный проект БТС - "Северные ворота", ориентированный на экспорт с терминала в Варандее той же тимано-печорской нефти, которой планируется загружать БТС.

P.S. А по поводу подозрительного экспорта нефти "Сургутнефтегазом" под видом поставок на Киришский НПЗ хочется сказать следующее: не исключено, что часть российских нефтяных компаний, имеющих аналогичные возможности (близко расположенные к границам НПЗ), не отказывают себе в подобном удовольствии."



Компания
http://flb.ru/info/33440.html
Иван Перец, Независимое нефтяное обозрение
19.01.2005

Алекперов | Вайншток |

Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.