?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Бюрократический «кадур-регель»

FLB: Парадоксы израильской системы управления государством. "Кадур-регель" - это «футбол» по-израильски.


"Умом Россию не понять, умом Россию не объять!" Но когда я слышу эти строки, я почему-то думаю про Израиль. Вот уж чью политику и чьих политиков нельзя понять.

Вообще-то, если посмотреть со стороны, то деятельность израильских государственных мужей напоминает, скорее всего, какое-то "броуновское" движение, нежели, какую-то слаженную картину действий. Правда во главе всего этого "хаоса" стоит премьер-министр, который в принципе всем этим и "пытается" руководить.

При этом стоит так же учитывать и наш восточный менталитет, и наше понимание бизнеса! И еще один не маловажный момент, что при одних и тех же вроде "базовых" названиях основных элементов управления, наши политические структуры работают фактически в диаметрально противоположных плоскостях. Российская система управления бизнесом, коренным образом отличается от израильской, которой фактически никто не управляет. Ведь в основе своем израильский бизнес любого уровня (за редким исключением) фактически никак не пересекается с вертикалью власти.

Хвост, что вертит "нашей" собакой, или на каком языке говорят в Израиле?

В Израиле "своя" демократия, вернее свои демократические "извращения". Здесь министерские посты даются не за заслуги в какой-либо отрасли знаний, не за предыдущий опыт в управлении народным хозяйством, а в виде политической "взятки", за вступление в коалицию отдельно взятой партии или политика. Поэтому все вновь испеченные министры воспринимают свое назначение как очередной личный политический успех, как очередную ступеньку в своей политической карьере. И, естественно, что на следующий день после назначения, все министры возвращаются к своей основной деятельности, то есть к политике, и руководят своим министерством только из учета своей или партийной ориентации. Министры в основном рассматривают свою работу в министерстве только через призму своей политической карьеры, и большинство принимаемых ими решений, направлено на усиление собственной политической власти то ли в партии, то ли в целом в стране.

Именно поэтому, премьер-министр вынужден быть в курсе всех глобальных, а вернее бюджетных решений своих министров. Нужно внимательно контролировать строительство всех "воздушных замков", которые непременно готовы выстроить министры за государственный счет. Возможно именно поэтому, все бюджетные проекты проходят согласование у премьера. Для такого "контроля" создан бюджетный отдел министерства финансов, который в принципе по собственной инициативе, может "забыть" перевести утвержденные и проголосованные Кнессетом (парламентом) бюджетные средства в любое министерство или перевести их в конце декабря.

Чтобы хоть как-то снизить политическую "показуху", в законодательстве страны принят пункт, о том, что все выдвигаемые законопроекты, требующие бюджетных средств, должны сопровождаться пояснительной запиской, откуда будут взяты эти средства.

Как говорят в народе, еще отцы-основатели государства, возможно понимая, что все министры, будут политическими назначенцами, приняли закон "защищающий" министерство от политических игр министра. Именно поэтому, сегодня любой вновь назначенный министр может поменять в "своем" министерстве только 7 человек(!). Вернее привести с собой: генерального директора, начальника своей канцелярии и пять советников. Вот и все! Уволить или передвинуть других чиновников министерства, теоретически конечно можно, но очень трудно, даже для министра. Но с другой стороны именно это позволяет министерству вести хоть какую-то единую политику и дорабатывать все ранее утвержденные проекты.

Правда на чем может "отыграться" вновь избранный министр, так это на всех новых назначениях и новых тендерах. Тут уж он не смеет упустить своего, тут уж все будут "свои". И на этом поприще, есть свои "рекордсмены". Как-то один из министров, не подумав, похвастался на съезде членов центра своей партии, что он лично "трудоустроил" во вверенном ему министерстве почти 80 членов центра(!). Однако вместо "спасибо", "товарищи" по партии тут же "настучали" государственному контролеру и уголовное дело против бывшего министра тянется уже который год.

Министры чехарды

С другой стороны чехарда с израильским правительствами последние 10-15 лет привела к тому, что любой чиновник знает, что очередной министр успеет отсидеть в своем кресле год от силы два и "власть" снова смениться. Так что никто не спешит выполнять министерских поручений. А куда спешить, если за последние 10 лет в МИДе, министерствах финансов и транспорта сменилось по семь министров. В министерстве внутренних дел (контролирующем бюджеты городов) и самом привлекательном для партийных бонз всех партий, за это же время, сменилось аж 10 министров. Ну и во что все они успели вникнуть и чем они все успели порулить?

Фактически у министра нет практически времени на такие "мелочи" как работа его министерства, все равно он не успевает разобраться. Поэтому все министры "вынуждены" заниматься только "большой" политикой. Поэтому ни кого в Израиле не удивляет (но никто в мире не понимает), почему министр транспорта рассуждает о безопасности государства, а министр иностранных дел бьется за гражданские браки, а министр здравоохранения говорит о сохранении еврейского образа жизни. Все они отрабатывают "заказ" своего электората. При этом все министры рассуждают в основном не о работе своего министерства, а о развитии мирного процесса на Ближнем Востоке и все как один имеют свое мнение и позицию по проблеме Ирана. Естественно, ведь все хотят "выглядеть" патриотами.

На этом парадоксы израильской системы управления государством не заканчиваются. Ведь, хвост, что вертит, нашим государством, называется бюрократия. Израильская бюрократия развилась до таких высот, научилась таким "демократическим" методам торпедирования любой инициативы и решения не только своего правительства, но и своих бизнесменов. В результате такой политики в стране начался отток капиталов за рубеж. К примеру, многие из израильских строительных подрядчиков "сбежавшие" в Европу, Африку и Россию утверждают, что на строительство одного объекта там, у них уходит столько же времени, сколько требуется в Израиле только на подачу соответствующих бумаг с просьбой о строительстве.

А сегодняшние скандальные разоблачения в Иерусалимском муниципалитете в области строительства, в которых фактически замешаны представители всех органов власти, ведомственных и правоохранительных структур, может на долгие годы похоронить вообще всю строительную отрасль. Вывод из этого скандала может быть только один - без того чтобы "не подмазать" бюрократическую систему невозможно сдвинуть ни один серьезнейший проект. Однако "подмазанный" бюрократ может многое, а вернее практически все. Как было и с проектом "Холуэнд" когда 300 единиц гостиничного проекта, превратились в 1200 единиц жилищного элитного строительства, попутно сократив еще расходы строительного подрядчика на десятки миллионов долларов налогов.

Технические причины

Окончательный победный аккорд израильского образа руководства прозвучал в феврале с.г., когда вице-премьер, министр обороны государства Израиль Э.Барак не смог вылететь в Москву на встречу с руководством России из-за "забастовки"(!) служащих министерства иностранных дел. Нет, это не еврейская хохма, это правда! Дело в том, что, профсоюзный комитет МИД объявил забастовку!! Сотрудники ведомства требовали приравнять их зарплату и льготы к тому, что получают работники Минобороны и секретных служб. В рамках забастовки служащим МИД воспрещалось контактировать с канцелярией главы правительства, Советом национальной безопасности (МАЛАЛЬ) и военным ведомством. Во все зарубежные представительства страны были разосланы телефонограммы, запрещающие принимать министров государства Израиль! А почему бы и нет. Как сказал один персонаж из фильма о бароне Менхаузене " Я каждый день хожу на работу в магистрат. Я не скажу, что это подвиг, но, что-то героическое в этом есть!" В принципе я в чем-то согласен, с сотрудниками МИД - никто и нигде, не оценивает работу простых служащих по достоинству и здесь их чаянья понятны, но всему есть предел.

И это не единственный случай, когда чиновники МИД, "вопреки" воле ее руководителя "срывают" визиты делегаций. Так, к примеру, на днях был "по техническим" причинам перенесен визит министра МЧС Азербайджана в Израиль. Чиновники МИДа его просто не успели согласовать, а принять помощь руководства международной организации АЗИЗ (Израиль Азербайджан), которые в принципе составили все расписание визита (так как были одними из его инициаторов), им было "неприлично", поэтому легче всего было сорвать визит, сославшись якобы на загруженности израильских министров.

Трудности перевода

Поэтому всем тем, кто по долгу службы или по собственной инициативе пытается вести диалог с израильской политической системой, должен для начала найти себе «переводчика» хотя бы с русского на русский. Потому что в одни и те же слова у нас вкладывается различный смысл. И как видите, тот же израильский министр в корне отличается от российского, в плане своих возможностей и принимаемых им решений. А практически любое правительственное решение может сорвать собственная «игра» любого депутата или собственное «виденье» вопроса любого чиновника. Вспомните хотя бы «возню» вокруг Сергеевого подворья в Иерусалиме.

Да что там подворье! Где все нано-технологические и хай-тековские проекты, о которых громогласно было заявлено не раз? Просто государственные мужи, которые о них заявляют, чаще всего даже понятия не имеют, о чем говорят и где это лежит. А естественно, те, кто разрабатывает эти проекты, понятия не имеют о том, что кого-то в России могут заинтересовать их разработки. Хотя бы по тому, что подавляющее большинство разработчиков, работает в частном секторе и вообще не перекликается с государством. Поэтому и в России с трудом представляют, как компания из трех человек, может выставить на рынок собственную разработку, помещающуюся на одной дискете, в 100 миллионов долларов. По российским меркам, компания из трех человек - это компания "однодневка" и скорее всего созданная для «кидка» на деньги, а по израильским понятиям это естественная система работы старт-аповских проектов.

Так что если, кто-то в России после этого и захочет вести диалог с Израилем, то приобретите для начала «наш словарь терминов», чтобы избежать диалога слепого с немым!

В качестве примера могу лишь сказать, что во всем мире "футбол" переводиться как футбол, только вот в Израиле это "кадур-регель" – ("мяч для ног" или "ножной мяч"!!). И так здесь во всем.

От ред. FLB: При всем при этом все же остается неизбывное ощущение, что израильский бюрократ по сравнению с российским просто добрый волшебник. По крайней мере при всем бардаке израильская система госуправления не славится столь масштабными коррупционными хищениями как в России.

FLB
http://flb.ru/info/47402.html
Юрий Бочаров, Израиль, специально для Агентства федеральных расследований FLB.ru
17.05.2010


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.