?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Боги с «Олимпстроя»

Они получают бюджетные миллиарды и делают с ними, что хотят. Олимпиада под угрозой срыва, а все, что может сделать Путин, — это в очередной раз сменить главу госкорпорации


Назначение на пост главы «Олимпстроя» мало кому известного чиновника Сергея Гапликова, на мой взгляд, лучшее решение, принятое в отношении госкорпорации Владимиром Путиным за все время ее существования.

Худшим было само решение о создании госкорпорации.

Напомню: госкорпорация работает по принципу «черного ящика». Раз создав ее и внеся в уставной капитал пакеты акций, недвижимое имущество, живые деньги — любые ликвидные активы — государство перестает быть собственником этого имущества. И рычагов влияния на госкорпорацию у него остается не так много: наблюдательный совет, практически лишенный реальных полномочий, и возможность назначать/снимать президента корпорации. То есть в руках Путина, по сути, оставался один-единственный рычаг реального влияния, который он дернул уже три раза.

Назначение Семена Вайнштока было ошибкой. Нет, в строительстве он, безусловно, разбирается (хотя тянуть трубу через болото и строить олимпийские объекты на месте жилых домов — вовсе не одно и то же). Но на эту должность он попал после того, как его «ушли» из родной «Транснефти» в пользу Николая Токарева, «близкой связи» Владимира Путина. Это, естественно, не добавило мотивации самому Вайнштоку и существенно понизило его вес в глазах чиновников, федеральных и местных. С местными ситуация особенно неприятная. Россия, как известно, устроена по феодальному принципу «вассал моего вассала — не мой вассал». То есть будь ты главой хоть пяти госкорпораций, руководитель местечковой санэпидемстанции не выпишет тебе справку без санкции непосредственного начальника, и так — вверх по вертикали.

Вайншток столкнулся с сопротивлением среды. Среда победила.

Экс-мэр Сочи Колодяжный подбирался как очевидный антипод Вайнштоку. Человек, вообще не имеющий связей и внятной репутации на федеральном уровне, но зато прекрасно знакомый с местной спецификой. Предполагалось, что именно он решит большинство земельных вопросов. Его можно было использовать сначала как бульдозер, а потом как политическую консерву, повесив ответственность как за коррупционные скандалы, так и за экспроприацию частной собственности (не исключено, что второй сценарий еще будет реализован).

Но среда победила и Колодяжного, хоть он и был плотью от ее плоти. Наверное, слишком хорошо знал некоторых местных «инвесторов» и типичные для них способы решения проблем. Эти люди оказались пострашнее Путина.

Теймураза Боллоева справедливо называют давним знакомым и едва ли не другом премьера. То есть сомнений в размере его политического капитала не было ни у кого. И, говорят, первое время после его прихода дела пошли на лад. Однако вокруг «Олимпстроя» уже была выстроена такая коррупционная инфраструктура, что самый честный и профессиональный президент вне ее работать не может. Боллоева среда победила самим фактом своего существования.

Сергей Гапликов совмещает в себе достоинства большинства предшественников. Он знаком с алгоритмами функционирования провинциального чиновничества, потому что долгое время премьерил в Чувашии, но при этом не имеет никаких связей в Краснодарском крае, что исключает его быструю интеграцию в сложившуюся систему коррупционных связей. Гапликов лишен и каких бы то ни было политических амбиций, которые, говорят, сильно портили взаимоотношения Вайнштока и Колодяжного с олимпийским вице-премьером Козаком. Новый президент не имеет собственной команды и готов работать с той, что есть.

Кстати, о команде. Вице-президенты «Олимпстроя» представляют собой гремучую смесь из чекистов, питерских экс-коллег Путина, отставных генералов-силовиков, профессионалов в отдельных смежных со строительством областях и двух собственно строителей — Леонида Моносова и Александра Горностаева (см. таблицу). Иными словами, существуют тесные связи между госкорпорацией и стройкомплексом Москвы (связи возникли еще при Лужкове, которому, говорят, предлагали «Олимпстрой» по окончании карьеры мэра, не утрать он доверия). И, что опять же хорошо, в федеральное правительство из Чувашии Гапликова пригласил Сергей Собянин, тогда руководивший путинским аппаратом. Должности меняются, связи остаются.

Все это, естественно, не гарантирует, что г-н Гапликов добьется в Сочи серьезных успехов. Но политическую и аппаратную поддержку он получит.

Все проблемы Гапликову, очевидно, придется решать вручную, потому что система «Олимпстроя» функционирует плохо, а без «смазки» — никак. Значит, он готов к круглосуточной фанатичной работе (другого, впрочем, и не взяли бы заместителем Собянина).

Еще принято считать, что Гапликов — сильный финансист. Было бы здорово, потому что ситуация с финансами в «Олимпстрое» неоднозначная.

Денег вроде бы хватает (см. справку «Новой»), однако расходовать их с пользой для дела никак не получается.

Проанализируем отчетность госкорпорации, размещенную на ее официальном сайте. В 2009 году «Олимпстрой» потратил немногим более 25 млрд рублей, из которых только 6,7 млрд были израсходованы на строительство олимпийских объектов, 2,3 млрд — на «деятельность корпорации», еще 1,5 млрд — на «прочие целевые расходы» и почти 14,5 млрд направили в резервный фонд.

Интересно получается: у государства резервный фонд практически исчерпан, а у госкорпорации столько денег, что она не устает набивать ими свою подушку безопасности.

И, между прочим, зарабатывает на этом. Согласно отчету ревизионной комиссии, в которую входили аудиторы Счетной палаты, в 2009 году «Олимпстрой» разместил на счетах восьми крупнейших банков страны (частных и государственных) более 190 млрд рублей и заработал на этом около 9 млрд, то есть больше, чем потратил на строительство олимпийских объектов. Это абсолютно законно. Вопрос в другом: зачем государству понадобилось выдавать на-гора 155 млрд руб. бюджетных денег для формирования уставного капитала госкорпорации, если она так медленно их осваивает? Не разумнее было бы финансировать олимпийскую стройку более мелкими траншами, корректируя их размер каждый год?

Кстати, если вы думаете, что хотя бы копейка из «заработанных» «Олимпстроем» миллиардов попадет в бюджет, то ошибаетесь: госкорпорация сама распоряжается собственным имуществом, включая все полученные доходы.

Между тем, как следует из отчета ревизионной комиссии, земельный вопрос в Сочи решен только на 53%, иными словами, приступить к строительству каждого второго спортивного или инфраструктурного объекта нельзя даже теоретически.

Из этого следуют два вывода. Первый: несмотря на предвыборный год, с земельными собственниками, включая граждан, в Сочи будут разбираться быстро и жестко. Второй: пик реальных строительных работ придется на 2012—2013 годы, на канун самой Олимпиады.

И если ударная стройка закончится провалом, Путину некого будет винить, кроме себя. Нельзя создавать там, где нужен результат, машины по освоению денег, укомплектованные по принципу Совета Федерации — заслуженными, но бесполезными людьми с неоднозначным прошлым.

Одна надежда осталась — на Гапликова.



Справка «Новой»

Эволюция олимпийского бюджета (официальная версия)

В 2006 году правительством была принята федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта (2006—2014 гг.)» с бюджетом в 313,8 млрд руб., в том числе 185,8 млрд руб. — из федерального бюджета, 9,2 млрд руб. — из бюджетов других уровней, и 118,8 млрд руб. частных инвестиций.

С этим бюджетом мы и победили на олимпийском кастинге.

В 2007 году была создана госкорпорация «Олимпстрой» и принят Федеральный закон «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта». В ФЦП внесли изменения, которые вопреки ожиданиям увеличили ее бюджет незначительно — до 316,3 млрд руб.

Но в таком виде программа просуществовала недолго. В конце года ее свернули и приняли взамен Программу строительства олимпийских объектов и развития Сочи как горноклиматического курорта. Свой кусок пирога достался «Олимпстрою», получившему в качестве взноса в уставной капитал 155,8 млрд бюджетных рублей, еще 8,9 млрд в виде субсидий начислили оргкомитету «Сочи-2014».

А потом наступил кризис, и в июле 2009 года профильный вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что строительство олимпийских объектов и инфраструктуры в Сочи обойдется в 195,3 млрд руб., в том числе из бюджета — всего 102 млрд руб.

Правда, в 2010 году, по словам как президента Медведева, так и премьер-министра Путина, Россия вышла из кризиса. Скоро мы узнаем, как это обстоятельство отразится на реальных размерах олимпийского бюджета.

Новая газета
http://flb.ru/info/48486.html
Алексей Полухин, редактор отдела экономики «Новой»
04.02.2011




Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Rambler's Top100
агентство федеральных расследований

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.

Rambler's Top100
//