?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Почему чиновники не летают, как люди?

Министры и главы госкорпораций ответили на вопрос «Новой» о том, как они передвигаются по небу


Высшие должностные лица государства и топ-менеджмент государственных же бизнес-единиц — слишком важные персоны, чтобы перемещаться по правилам, придуманным для простых смертных. На земле у них есть мигалки, в море — яхты. А что в небе?

Этот вопрос, кстати, на несколько ближайших месяцев будет вполне утилитарным, так как в связи с ремонтом правительственного аэропорта «Внуково» вся VIP-авиация перебазировалась в «Шереметьево».

«Новая» решила выяснить, кто из числа высших должностных лиц государства и государственных компаний пользуется услугами бизнес-авиации. Чтобы получить достоверную и объективную информацию, мы решили спросить самих чиновников.

Запросы были отправлены в конце февраля по факсу, а затем мы продублировали их по почте — с уведомлением. И теперь можем быть уверены, что они дошли:

— в Правительство РФ: вице-премьерам, Игорям Ивановичам Сечину и Шувалову, а также Сергею Борисовичу Иванову;
— в администрацию президента: ее главе Нарышкину Сергею Евгеньевичу и его заместителям Суркову Владиславу Юрьевичу и помощнику президента Дворковичу Аркадию Владимировичу;
— федеральным министрам: Левитину Игорю Евгеньевичу, Христенко Виктору Борисовичу, Шойгу Сергею Кужугетовичу, Нургалиеву Рашиду Гумаровичу, Набиуллиной Эльвире Сахипзадовне, Кудрину Алексею Леонидовичу, Щеголеву Игорю Олеговичу;
— главам госкорпораций: Чемезову Сергею Викторовичу, Кириенко Сергею Владиленовичу, Чубайсу Анатолию Борисовичу, Миллеру Алексею Борисовичу, Костину Андрею Леонидовичу.

Многие уже ответили. Причем ответы легко классифицировать по четырем категориям.

Летают только регулярными рейсами:

Анатолий Чубайс

«…Менеджмент ОАО «РОСНАНО», включая председателя правления А.Б. Чубайса, не пользуется услугами бизнес-авиации. Для перелетов использует регулярные рейсы».

Рашид Нургалиев

«В рамках исполнения своих должностных обязанностей министр внутренних дел Российской Федерации Р.Г. Нургалиев регулярно выезжает в служебные командировки. При этом преимущественно используется авиационный транспорт. Выезды в рабочие поездки осуществляются регулярными авиарейсами».

Летает госавиацией и регулярными рейсами:

Виктор Христенко

Исполнение обязанностей Министра связано с частыми командировками, как по регионам нашей страны, так и за рубеж. В том числе с использованием авиационного транспорта. Львиная доля таких поездок проходит в составе официальной делегации в рамках рабочих мероприятий первых лиц государства. Соответственно, к месту событий я добираюсь в общей группе на самолетах государственной авиации. Если речь идет о плановой поездке делегации Минпромторга на промышленные предприятия, в устоявшейся практике нашего министерства – использование самолетов регулярных рейсов.

Периодически летают бизнес-джетами:

Алексей Кудрин

«Предпочитаю использовать регулярные рейсы ведущих российских и иностранных авиакомпаний. Когда расписание регулярных рейсов не позволяет состыковать график мероприятий в Москве, в которых мне надо участвовать в обязательном порядке, и график мероприятий, проводимых в других городах России или за рубежом, пользуюсь услугами бизнес-авиации.

В случае вылета на это же мероприятие представителей бизнес-структур (в основном с государственным участием), использующих самолеты бизнес-авиации, по их приглашению лечу таким попутным бортом. При этом стоимость перелета оплачивается в обязательном порядке в соответствии с нормами, установленными указом президента РФ № 813 от 18.07.2005 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных служащих». Хочу особо подчеркнуть, что по этим нормам оплачиваются абсолютно все мои перелеты самолетами бизнес-авиации, совершаемые в связи с исполнением мною должностных обязанностей.

При необходимости полета бортом бизнес-авиации прибегаю к услугам компании «Бизнес Аэро».

Игорь Левитин

«Личного самолета у министра транспорта нет. В подавляющем большинстве случаев он летает регулярными рейсами авиакомпаний. Перелет самолетами бизнес-авиации осуществляется в тех редких случаях, когда действующее расписание не позволяет оптимальным образом выстроить программу рабочей поездки министра».

Летают самолетами, которые арендуют их ведомства либо компании:

Сергей Шойгу

«…воздушные транспортные средства, которые используются в поездках С.К. Шойгу — самолеты Ил-76 и Як-42, вертолеты Ми-26, Ми-8 и Ка-32».

Сергей Чемезов

«…генеральный директор ГК «Ростехнологии» С.В. Чемезов, его заместители, руководители холдинговых структур используют для организации служебных поездок арендуемый государственной корпорацией самолет российского производства Як-42».

Игорь Щеголев

«…при поездках за рубеж и по территории России И.О. Щеголев не прибегает к услугам бизнес-авиации. В связи с исполнением своих служебных обязанностей министр регулярно пользуется рейсовыми перелетами авиакомпании «Аэрофлот — Российские авиалинии». В случае поездок в составе официальных делегаций вместе с другими сопровождающими лицами перевозка осуществляется бортом специального авиаотряда «Россия», а также самолетами российских госкомпаний «Росатом», «Ростехнологии» и т. п.»

Предпочитает бизнес-джеты

Андрей Костин

«Президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин пользуется самолетами, принадлежащими компании ВТБ-Лизинг, что обусловлено спецификой работы руководителя ведущей международной финансовой группы российского происхождения. Иногда в течение суток Андрей Костин может провести встречи в двух-трех различных странах (как, например, было в момент подготовки недавней приватизации 10-процентного пакета ВТБ). К сожалению, временные рамки регулярных рейсов далеко не всегда отвечают жестким требованиям современных бизнес-коммуникаций».

Отказываются раскрывать информацию:

Герман Греф

«Информация об организации поездок руководства Сбербанка является непубличной. Что касается сотрудников банка, то для их служебных командировок используются регулярные авиарейсы, как и в большинстве других организаций».

Сергей Иванов

«…Заместитель председателя Правительства Российской Федерации С.Б. Иванов является объектом государственной охраны… в связи с этим информация о маршрутах и способах передвижения С.Б. Иванова носит закрытый характер».

Так и не ответили на запрос «Новой»:

Игорь Сечин, Игорь Шувалов, Сергей Нарышкин, Владислав Сурков, Аркадий Дворкович, Эльвира Набиуллина, Сергей Кириенко и Алексей Миллер. Что ж, у них на это есть еще неделя.

Пока же нам приходится добывать информацию самостоятельно. Так, источник «Новой» на условиях анонимности сообщил, где и когда видели самолеты, на которых предположительно передвигался Аркадий Дворкович. Список интересный.

5 декабря 2010 г. Карлсруэ/Баден-Баден. Авиакомпания Amira Air (борт OE-HRR);
2 января 2011 г. Краснодар. Авиакомпания «Меридиан» (борт RA-65798);
23 января 2011 г. Инсбрук. Авиакомпания «Московское небо» (борт OE-IIC);
11 февраля 2011 г. Уфа. Авиакомпания «Сириус-Аэро» (борт Ra-65604);
17 февраля 2011 г. Красноярск. Авиакомпания Jet Aviation Business Jet (борт VP-BNO).

При этом очевидно только, что Дворкович делал в Уфе, — летал на Госсовет с президентом. А вот упоминаний об остальных визитах Дворковича в открытых источниках, включая «Твиттер», не сохранилось. Правда, на интересные размышления наводит тот факт, что на Gulfstream V авиакомпании Jet Aviation Business Jet (борт VP-BNO) постоянно летает… Олег Дерипаска, которому Красноярск, прямо скажем, не чужой.

Кроме того, нам удалось найти датированную 2 декабря видеозапись: Аркадий Дворкович комментировал телеканалу «Дождь» победу российской заявки на право проведения чемпионата мира по футболу. Интервью он давал по скайпу, причем на заднем фоне был интерьер, явно не похожий на внутренности Кремля или Белого дома — скорее на европейский отель.

А на сайтах плейнспоттеров — фотоохотников за самолетами — нам удалось найти фотографии некоторых бортов из «списка Дворковича». Любуйтесь.

Там же размещены не менее любопытные фото самолета Ту-204-300А (бортовой № RA-64010). Любопытен он в первую очередь тем, что его эксплуатантом является компания ООО «Авиапредприятие Бизнес Аэро». В официальном ответе «Новой» министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что пользуется услугами этой авиакомпании. Других самолетов на балансе у нее нет, а значит, Алексей Леонидович иногда летает именно этим бортом.

Кстати, Ту-204-300А был презентован на МАКС-2009 и пока существует в единственном экземпляре, но, по словам производителей ОАО «Туполев», позиционируется в первую очередь как «правительственное» средство передвижения. Значит, мы его еще увидим.

Забавное совпадение: генеральным директором «Бизнес Аэро» является Сергей Эдуардович Княгиничев, который ранее был гендиректором и акционером авиакомпании «Меридиан» — той самой, которая, если верить нашим источникам, возила и Дворковича.

На сайте http://russianplanes.net/REGINFO/32 есть сообщение, что Ту-204-300А (бортовой № RA-64010) «выкуплен ООО «Торговый дом ВИЛ» у АО «Росавиаконсорциум» за $24 млн. Борт летает в интересах банка ВТБ». Достоверно известно, что самолет был произведен по заказу «ВТБ-Лизинг».

Интересная деталь: в ответе на запрос «Новой» Алексей Кудрин сослался на указ президента РФ № 813 от 18.07.2005 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных служащих».

Мы изучили документ. Наиболее любопытным показался пункт 37 указа, в котором говорится, что президент и правительство РФ «вправе разрешать государственным органам выплачивать в необходимых случаях отдельным гражданским служащим в период их пребывания в краткосрочных служебных командировках на территориях иностранных государств безотчетные суммы в иностранной валюте на расходы протокольного характера, а также производить иные выплаты».

Вот что по поводу этого пункта сказала «Новой» директор московского отделения Transparency International Елена Панфилова:

— Для начала мы должны говорить о функциональности данной ситуации: одно дело — лететь в Женеву и совсем другое — куда-нибудь в Тимбукту, где могут сложиться форс-мажорные обстоятельства и возникают различные расходы, например, необходимость оплачивать дополнительные перелеты. Но выделять любые бесконтрольные суммы в валюте, не прописывая формы контроля, ненормально. По факту их использования должна быть отчетность. Если бы дополнить указ таким пунктом, то не возникало бы никаких вопросов.

Видимо, это стоит сделать во избежание кривотолков.

Наконец, к вопросу о том, какими неприятностями для всех нас чреват временный переезд правительственной авиации, усиленной бизнес-джетами, в аэропорт «Шереметьево». Пресс-служба аэропорта уверяет, что никакими: «Временное пребывание специального летного отряда «Россия» в «Шереметьеве» было запланировано, и заранее подготовлено, и не повлияло на составление центрального расписания аэропорта на этот период. Оперативные службы и подразделения аэропорта продолжат функционирование в штатном режиме. Авиакомпании и деловые партнеры аэропорта были заблаговременно проинформированы о сроках перебазирования СЛО. Непосредственно для пассажиров сохранится обычный порядок обслуживания и пребывания в терминалах и на всей территории аэропорта. Полеты из аэропорта «Шереметьево» будут выполняться в плановом режиме и с высокой пунктуальностью».

Кроме того, в пресс-службе аэропорта «Новой» заявили, что никаких спецусловий для бизнес-джетов с VIP-грузом на борту не предусмотрено: «Специальный режим на бизнес-джеты не распространяется независимо от статуса пассажиров. Данные самолеты обслуживаются в обычном режиме».

Мы обязательно изучим табло аэропорта в канун ближайшего крупного форума/госсовета, предполагающего массовую миграцию чиновников.

Мы, конечно, понимаем, что невозможно заставить чиновников класса А++ отказаться от использования бизнес-джетов. Более того, мы согласны, что в некоторых случаях это действительно может быть продиктовано служебной необходимостью.

Выход один — вывести их полеты из тени.

Для этого не надо ничего специально придумывать — есть ведь реально действующий закон о госзакупках. Так почему бы в соответствии с ним не объявлять электронный аукцион. Тогда, во-первых, можно будет добиться снижения цены, а во-вторых, мы будет знать, кто, куда и почем летает.

А всего-то и надо — дополнить указ президента парой абзацев.

Исследование «Новой» продолжается, и нам важна ваша помощь.
Если вдруг в силу необычного стечения обстоятельств вам достоверно известно, что кто-то из нашего списка (либо чиновников рангом пониже) летает бизнес-джетами, — пишите. Если вы — плейнспоттер, кидайте ссылки на ваши фото в Сети.

Куда писать?

novgazdocs@gmail.com


P.S. Благодарим Анатолия Чубайса, Рашида Нургалиева, Алексея Кудрина, Игоря Левитина, Сергея Шойгу, Сергея Чемезова и Игоря Щеголева за открытость.

Под текст

«Новая газета» не впервые обращается к теме льгот, которые получают чиновники при передвижении по небу. Так, в № 81 от 22 октября 2007 года мы опубликовали материал «Небожители», в котором речь шла о секретном списке «Аэрофлота» — персонах, имевших возможность бесплатно и безлимитно летать бортами государственного перевозчика. После публикации программа была свернута, а первым от VIP-карты добровольно отказался председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин.

Новая газета
http://flb.ru/info/48790.html
Екатерина Иванова
27.04.2011


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.