?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Договорщики


Коррупционная составляющая российского бизнеса отчасти подчинила себе некоторые стандартные корпоративные практики, например GR и лоббистскую деятельность. Устанавливать и поддерживать связи с государством, а именно таковы цели и задачи GR, отечественные компании доверяют, как правило, выходцам из тех же госструктур. Сколько стоит человек со связями и как от его успехов зависит капитализация бизнеса?


Сергей К. умер практически на Красной площади – на Васильевском спуске. Ему не было и 50, он спешил по делам, как всегда, с одной встречи на другую, упал и больше не поднялся. Незадолго до смерти он устроился на хорошее место: с зарплатой, на которую сразу купил себе Land Rover, и с почти не контролировавшимся представительским фондом. Правда, суетиться и нервничать приходилось немало. Такова специфика должности главного по GR, то есть по government relations, или по отношениям с органами власти, в одной крупной компании по производству мобильных телефонов. Суть своего нового дела Сергей объяснял коротко: «Договариваемся».

Было это все в первой половине 1990-х, то есть в период зарождения в России бизнеса и соответственно GR. За годы изменилось многое. Но суть осталась: чем лучше бизнес договаривается с нашей властью, тем он успешнее. Формы и способы достижения такого согласия могут быть очень разными, в том числе вполне благородными и законными. А могут и не быть. По данным международной консалтинговой компании «Грант Торнтон», давление чиновников на предпринимателей в РФ в 2010 г. усилилось. Об этом свидетельствуют результаты опроса самих предпринимателей, проведенного «Грант Торнтон» в IV квартале 2010-го – I квартале 2011-го: в среднем 44,5% респондентов почувствовали усиление влияния госорганов на бизнес против 34,8% годом ранее. При этом понятно, что чем сильнее административное давление на бизнес, тем больше уровень коррупции. «Мировая практика показывает: бюрократию и бизнес нельзя оставлять наедине, – говорил в январе 2010-го член совета директоров ОК «Русал» Александр Лившиц. – Их с неудержимой силой тянет друг к другу. Страсть роковая. Порождает оплаченные решения».



Входной билет

Александр Лившиц, безусловно, хорошо знает, о чем говорит. Бывший министр финансов, спецпредставитель президента РФ в G8, он в 2000 г. был приглашен на должность председателя правления банка «Российский кредит», а с июля 2001-го работает в «Русале» Олега Дерипаски. Официально – заместителем генерального директора по международным и специальным проектам. Неофициально, когда необходимо, как опытный переговорщик, берет на себя общение с чиновниками и инвесторами. «В «Русале» он занимается сглаживанием внутренних противоречий. У Олега Дерипаски существуют обязательства, которые тот не до конца исполнил перед государством, – рассказывает один из бывших чиновников. – Лившиц является тем человеком, которому доверяют крупные кредиторы «Русала». Учитывая, что Олегу Дерипаске удалось в кризис рефинансировать долги и даже изменить законодательство, чтобы избежать банкротства, можно констатировать, что GR-поддержка у бизнесмена на высоком уровне. И по всей видимости, возможностей выхода на финансовые рынки у Александра Лившица было больше, нежели у Олега Дерипаски, который вряд ли мог обратиться в банки напрямую. «Практически в каждой крупной компании работают бывшие чиновники, – констатирует ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. – Формально, как, например, Александр Лившиц в «Русале» или Олег Вьюгин в МДМ-банке, они занимаются общими стратегическими направлениями развития бизнеса, но в реальности исполняют представительские функции, близкие к GR». Как правило, персонам такого уровня отводят место в совете директоров компании или даже во главе этого совета. И делегируют им полномочия для переговоров с чиновниками.

Конечно, кроме Александра Лившица, у Олега Дерипаски существуют и другие джиарщики. Но все они – штатные единицы для выполнения конкретных и достаточно узких задач. Например, в «Базовом элементе» в состав управления по корпоративным отношениям входит 4 человека, подчиненные заместителю генерального директора компании по взаимодействию с государственными и общественными организациями Олегу Мозгунову, в GR-департаменте «Русала» в штате состоит около 80 человек. А годовой бюджет подразделения, по неофициальным данным, превышает $5 млн.

За работу по связям с органами госвласти в ЛУКОЙЛе отвечает начальник департамента общественных связей Александр Василенко. В его подчинении отдел по связям с государственными и региональными органами управления, возглавляемый Максимом Тарарашкиным и состоящий из 20 человек. Его годовой бюджет эксперты оценивают примерно в $2 млн. Однако это всего лишь исполнители.

Лучшими джиарщиками в России по-прежнему остаются первые лица коммерческих структур. Настоящую работу в ЛУКОЙЛе с чиновниками ведут сам президент компании Вагит Алекперов и его первые заместители. Например, у Леонида Федуна хорошие связи в правительстве и аппарате президента, а первый зампредседателя комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерий Прозоровский до избрания в 2003 г. депутатом работал в ЛУКОЙЛе начальником отдела по работе с госорганами и средствами массовой информации.

Еще одна известная личность в кругах пиарщиков и политтехнологов – вице-президент ООО «Управляющая компания ММК» по внешним коммуникациям Владимир Руга, занимавший ранее пост вице-президента ТНК-BP и «Сибнефти». Ему приписывается раскрутка «брендов» Бориса Березовского, Романа Абрамовича, Александра Лебедя и «Сибнефти», проведение предвыборной кампании президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и экс-президента Молдовы Петра Лукинского. Большая часть его трудовой биографии была связана с нефтянкой, и основные его контрагенты находятся в этой отрасли, в Минпромторге и администрации президента. По слухам, он разруливал скандал с министром природных ресурсов Юрием Трутневым относительно неработающих скважин ТНК-BP, помогал разрешить ситуацию с Ковыктинским газоконденсатным месторождением, на которое претендовал «Газпром», а из личных проектов – помогал Олегу Дерипаске договориться с чиновниками по поводу Байкальского ЦБК. И вдруг неожиданное назначение в металлургическую компанию. «Крупных проектов, в которых можно было бы ему поучаствовать, сейчас нет, а любой человек нуждается в постоянном источнике дохода», – отмечает один из собеседников «Ко». «Просто поступило хорошее предложение из ММК», – говорит сам Владимир Руга.

GR-специалисты такого уровня, как Александр Лившиц, Олег Вьюгин, могут зарабатывать несколько миллионов долларов в год и еще получать процент от реализованных проектов – от 1 до 10%. Если, например, Лившиц договаривается о реструктуриазации кредитов на $1 млрд, несложно подсчитать, что за услуги он может получить минимум $10 млн.



GR на высшем уровне

Нужен ли GR госкомпаниям, которые и так довольно тесно связаны с чиновниками? «Не думаю, что у джиарщика в «Газпроме» есть сколько-нибудь серьезная работа, – полагает топ-менеджер одной из консалтинговых фирм. – Все основные вопросы в монополии решаются на уровне Миллер – Путин». С другой стороны, джиарщики необходимы для отстаивания интересов среди других госкомпаний. Поэтому одним из ключевых департаментов в «Газпроме» считается управление по работе с Федеральным собранием. С середины 1990-х и до прошлого года его возглавляла депутат Госдумы первого созыва Фануза Арсланова, которую называют человеком-легендой на российском рынке GR. Ей приписывают дружбу с губернатором Ханты-Мансийского АО Натальей Комаровой. Якобы с подачи Арслановой Комарова стала главой комитета по природным ресурсам и природопользованию Госдумы. Поговаривают, что именно благодаря Фанузе Арслановой всего за полтора месяца был принят закон «Об экспорте газа». Больше всего от введения закона пострадали «Сургутнефтегаз» и ЛУКОЙЛ, на которые приходилась львиная доля добычи и экспорта газового конденсата, а также «Новатэк», «Роснефть», Южно-Уральская промышленная группа. В 2010 году, когда Наталья Комарова возглавила регион, Фануза Арсланова стала руководителем представительства Ханты-Мансийского автономного округа при правительстве РФ.

Главным переговорщиком с властью в НК «Роснефть» был глава компании Сергей Богданчиков. Его отставку связывают с расхождением во взглядах как раз с вице-премьером Игорем Сечиным, который, несмотря на уход из совета директоров НК, по-прежнему считается куратором «Роснефти». Здесь остались хорошо знакомые и поставленные им же люди. Но приходят и новые. Например, бывший руководитель ФСФР Владимир Миловидов. Последнего, по всей видимости, также пригласили в компанию с прицелом на общение с финансовыми регуляторами. В начале 2008-го вице-президентом «Роснефти», отвечающим за логистику, стал экс-глава Росжелдора Игорь Ромашов. Понятно, что он пришел заниматься транспортными перевозками, но у него имеется и достаточный аппаратный вес, чтобы продвигать выгодные для НК решения и на политическом уровне. Впрочем, в конце апреля Ромашов был отстранен от должности на фоне бензинового кризиса. «У больших компаний много интересов на разных уровнях. Самые важные решения будут продвигаться на самом верху, – подчеркивает генеральный директор экономико-правовой школы ФБК Сергей Петенко. – Но существует множество менее значимых вопросов, которые решаются джиарщиками на несколько рангов ниже».

В «Норильском никеле» таким человеком называют Вячеслава Полтавцева. Он работал с гендиректором «Норникеля» Владимиром Стржалковским в турфирме «Нева», занимал разные должности в Управлении делами президента и пришел в компанию на должность директора департамента по взаимодействию с федеральными органами власти и оплате труда из президентской администрации. У главы РЖД Владимира Якунина отдельные подобные поручения выполняет его личный пресс-секретарь Александр Пирков.

Особая история – GR на региональном уровне. Но опять же все зависит от величины коммерческой структуры и ее позиций в области или крае. Например, руководители филиалов РЖД – начальники дорог в регионах обладают очень существенным политическим весом и решают практически все серьезные вопросы напрямую с губернаторами. Если деятельность компании напрямую связана с регионом, основной GR ведется именно там. Так же, как и в федеральном центре, на эти позиции стараются приглашать чиновников, но уже региональных. В частности, бывший вице-президент ОАО «Уралкалий» Михаил Антонов занимал пост вице-премьера Пермского края, а сейчас GR в «Уралкалии» курирует экс-мэр Березников Андрей Мотовилов.


Доходы GR-специалистов и лоббистов



При наличии опыта работы в госорганах в течение 2 лет желательно в сводных департаментах министерств – около 100 000 руб.

Начальник департамента GR – около 200 000 руб.

Вице-президент (без бонусов) – около $20 000

Высший уровень – около $1 млн в год

Источник: экспертная оценка


Чей ресурс длиннее

Профессиональные джиарщики в России не востребованы. Чиновник не станет общаться с незнакомым ему человеком. Проще договориться с бывшим коллегой, представляющим интересы бизнеса, или непосредственно с самим владельцем компании. В том числе и по этой причине конкуренцию выходцам из министерств и ведомств за столом переговоров составляют сами хозяева коммерческих структур. Они изначально самолично выстраивали свои связи и не собираются отказываться от этой практики. Владелец компании «Нафта Москва» Сулейман Керимов ведет крупные GR-проекты самостоятельно. Так же поступают глава «Металлоинвеста» Алишер Усманов и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Частично функции джиарщика исполняют глава Альфа-банка Петр Авен, владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков, руководитель «Интерроса» Владимир Потанин и многие другие бизнесмены из списка «Форбс».
В роли хорошего джиарщика выступает для главы «Интерроса» Владимира Потанина генеральный директор «Норильского никеля» Владимир Стржалковский. «Он не имел никакого отношения к металлургии, но располагал хорошим политическим ресурсом, – рассказывает Дмитрий Абзалов. – Это позволило Потанину защитить бизнес от нападок со стороны главы «Русала» Олега Дерипаски. Когда экономические рычаги уже не работают, очередь доходит до политического ресурса. И в качестве ответного шага Олег Дерипаска задействовал в игре против «Интерроса» бывшего главу администрации президента Александра Волошина».

Существует еще одна когорта джиарщиков, называемых «родственниками». Их связи – это не наработанные годами знакомства, а родственные отношения с одним из чиновников или приближенных к власти бизнесменов. «У советника председателя совета директоров Mirax Group Михаила Дворковича ничего, за исключением родственных связей с помощником президента Аркадием Дворковичем, не было», – убежден собеседник «Ко». – Да и работать у Сергея Полонского он начал слишком поздно, когда проблемы компании разрешить было уже невозможно». «Полонский, по всей видимости, переоценил возможности Михаила Дворковича, – рассуждает Дмитрий Абзалов. – У бизнесмена были слабые лоббисты в правительстве Москвы, из-за чего возникли проблемы с Юрием Лужковым, а затем и с Сергеем Собяниным». По мнению экспертов, неустойчивые позиции были у Полонского и во взаимоотношениях с финансовым сектором. Одна из проблем Mirax Group – неэффективное распоряжение денежными средствами. Компания рефинансировалась в Альфа-банке, известном очень жестким отношением к заемщикам.

Еще одна интересная фигура – вице-президент по административной поддержке бизнеса ООО «Сибур» Кирилл Шамалов. Это родной брат президента негосударственного пенсионного фонда «Газфонд» Юрия Шамалова и сын акционера банка «Россия» Николая Шамалова, известного в качестве соучредителя дачного потребительского кооператива (ДПК) «Озеро», на берегу Комсомольского озера в Ленинградской области, где имеет домик Владимир Путин. Вряд ли с таким сотрудником у «Сибура» возникнут проблемы в бизнесе.


Наиболее эффективные формы взаимодействия между бизнесом и государством



Персональный контакт с главами госорганов – 71,4%

Участие в рабочих группах по законопроекту – 31,4%

Участие в деловых союзах – 28,6%

Участие в рабочих группах по документам в госорганах – 25,7%

Частно-государственное партнерство – 22,8%

Создание в госорганах структур по взаимодействию с бизнесом – 20,1%

Участие в совещательных органах при госструктурах – 17,1%

Участие в экспертизе законопроектов – 14,3%

Участие в заседаниях и коллегиях министерств и ведомств – 11,4%

Участие в работе комитетов и комиссий Федерального собрания – 11,4%

Участие представителей госорганов в мероприятиях делового сообщества – 8,6%

Подготовка компаниями аналитики для решений госорганов – 5,7%

Источник: исследование Ассоциации менеджеров и The Moscow Times

С волками жить...

Но вернемся из высших сфер на землю, где также много политики, но несколько иного масштаба. Возьмем, например, шведскую IKEA, у которой возникали колоссальные проблемы с выделением участков под строительство магазинов и с их открытием. Интересно, что после череды громких и скандальных разоблачений, резких заявлений и демонстративных жестов компания бизнес в нашей стране так и не свернула, но стратегию развития здесь изменила. Зато теперь, обжегшись на молоке, IKEA, похоже, дует на воду и корректирует темпы расширения бизнеса в Китае и на развивающихся рынках, как писала The Financial Times, «в попытке избежать повторения проблем, возникших в России».

А вот, скажем, компания Daimler, как выяснилось, работала у нас без особых проблем. И может, продолжала бы делать это и дальше по принципу «с волками жить – по-волчьи выть», если бы не дотошность и щепетильность самих немцев, которые раскопали и в марте 2010 года официально признали, что в 2000 – 2005 гг. в России платились «откаты» чиновникам за госзакупки автомобилей Mercedes. Кстати, с 1 марта 2011 г. Mercedes-Benz в нашей стране перешла на прямую схему поставок машин для госорганов и компаний с госучастием, чтобы исключить из цепочки дилеров и снизить тем самым уровень коррупции.

Показательно, что после разоблачений c «Мерседесами» с российской стороны расследование началось далеко не сразу. Или вот недавно громко прозвучала информация об итогах торгов на поставку автозапчастей на 8 млрд руб. для 96 машин Volkswagen, Ford и Audi войсковой части 28178, которую в прессе связывают со Службой внешней разведки. По итогам аукциона, выигранного, конечно, компанией, предложившей минимальную стоимость контракта, получалось, что на ремонт и техобслуживание одного VW или Audi допускается истратить более 140,7 млн руб., хотя цена одного нового Volkswagen Passat даже в «непростой» комплектации – примерно 1,1 млн руб. Та же история с машинами Ford: по 36 млн руб. на каждый автомобиль при рекомендованной цене, например, нового седана Ford Focus в максимальной комплектации что-то около 1,5 млн руб.

Заинтересовавшихся любопытной арифметикой тут же отправили почти на три буквы – изучить N94-ФЗ (федеральный закон о госзакупках). И только разве что Федеральная антимонопольная служба пообещала разобраться.


Статистика обращений иностранных компаний в консультативный совет по иностранныминвестициям МЭР РФ по типам проблем



Административные барьеры – 28%

Таможенное законодательство – 16%

Дискриминация иностранных компаний (при рассмотрении споров с российскими компаниями) – 16%
Налогообложение – 8%

Иммиграционное законодательство – 8%

Регулирование торговой деятельности – 16%

Защита прав собственности – 8%

Превышение полномочий госорганов (злоупотребления) – 4%

Источник: сайт МЭР



Сидят на чемоданах денег?

Никто не хочет оскорблять скопом всех джиарщиков, априори причисляя их к корпоративным коррупционерам. Да, есть хороший и плохой, цивилизованный и нецивилизованный GR. «Есть мнение, что корпорации платят деньги, что они кормят своих профильных чиновников. Это имеет место быть. Потому что есть факты, которые подтверждают такое. В основном в российских корпорациях, тех, что еще не отошли от 1990-х, – уверен руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павел Толстых. – Но можем ли мы по единичным фактам говорить о всей картине? Считать, что джиарщики сидят на чемоданах денег для взяток, – глубокое заблуждение». В конце концов, в Этическом кодексе (есть и такой) Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов (IABC) первый принцип работы профессиональных коммуникаторов сформулирован так: «Профессиональные коммуникации соответствуют требованиям закона».

Главную же задачу цивилизованного GR в самом общем виде можно сформулировать как уменьшение корпоративных рисков, связанных с госорганами. «GR-специалист должен прежде всего заниматься мониторингом профильной информации, то есть оперативно и максимально заблаговременно получать информацию из профильных для его компании органов власти, чтобы иметь возможность при необходимости повлиять на готовящееся решение, – поясняет Павел Толстых. – Работа джиарщика заключается в том, чтобы на профессиональном языке сформулировать корпоративную позицию и донести ее до госоргана, а также в том, чтобы знать и понимать внутреннюю кухню госорганов, иерархии, порядка согласования, прохождения и принятия решений».

Как рассказывал прессе Денис Гудым, директор Intel по связям с правительственными организациями, именно подобные методы убеждения позволили Intel в 2007 году добиться отмены ввозных пошлин на микропроцессоры. Компания убедила власти в том, что подешевевшие с отменой пошлин компьютеры станут средством преодоления цифрового неравенства в России, что к тому же привлечет в страну контрактных производителей электроники, а вместе с ними – инвестиции и налоги. А вот в Volkswagen, судя по всему, что-то в свое время упустили и теперь вынуждены добиваться пересмотра уже принятых правительством условий промсборки автомобилей. Компания просит позволить собирать крупноузловым методом 30% машин вместо оговоренных 5%, но эксперты считают, что идея не пройдет.

В России уже имеются примеры результативного использования цивилизованного GR даже на уровне совсем некрупных бизнесов и даже не в Москве. Нередко получается так, что, решая в отношениях с властью вроде бы свои узкие задачи, фирмы на самом деле объективно продвигают идеи и подходы общеэкономической значимости. «Нам как инновационной компании GR необходим, – уверен Александр Большунов из ФПГ «Энергоконтракт». – Чтобы инвестировать средства в НИОКР, мы должны видеть перспективу, которую могут дать только долгосрочные договоры. А во всех российских компаниях, хоть как-то аффилированных с государством, сложилась практика годовых контрактов. В результате каждый год все участники тендеров вынуждены отвлекать немалые ресурсы, которые могли бы быть направлены на научные разработки и внедрение инноваций. А благодаря GR можно искать возможности понемногу убеждать госинституты в их собственной заинтересованности в развитии в России высокотехнологичных производств. Правда, пока на долгосрочные договоры у нас приходится 5% от объема производства».


Чем должен заниматься gr-менеджер в первую очередь



Контакты с госорганами – 71,4%

Непоср. влияние на принятие госорганами решений – 31,5%

Встречи и переговоры руководства – 22,8%
и собственников с представителями госорганов Формирование общественного мнения – 20,1%

Разработка планов по воздействию на госорганы – 11,4%

Мероприятия по социальной ответственности бизнеса – 8,6%

Подготовка аналитики для госорганов – 2,8%

Источник: исследование Ассоциации менеджеров и The Moscow Times






Никто не говорит вслух

Вместе с тем многие считают, что в российских условиях уже можно говорить о частичной институционализации GR в качестве одного из приводных ремней GR-коррупции. Да, GR – это прежде всего умение договариваться, причем с нужными людьми. Не всегда с теми, кто принимает то или иное решение, чаще всего – с людьми, имеющими влияние на персону, принимающую решение. «Конечно, GR в России в том числе носит и коррупционный характер, – согласна генеральный директор агентства PR Partner Инна Алексеева. – Просто обычно об этом никто не говорит вслух. Поэтому, в частности, образовательные курсы по GR в России получаются скомканными: вроде нет смысла говорить об инструментах, которые не работают или работают кое-как (письма в органы власти, пресс-конференции в надежде получить ответ от органов власти и прочее), а говорить о реально работающих инструментах (так называемых благотворительных проектах, образовательных проектах крупного бизнеса и т.д.) неприлично».

Официальные, формализованные каналы связей бизнеса и государства в России, как и везде в мире, – это отраслевые ассоциации, деловые объединения, участие представителей компаний в работе ведомственных рабочих и экспертных групп и т.п. Но топ-менеджеры и джиарщики явно и с большим перевесом отводят приоритетную роль в своей работе личным связям. Показательная статистика: 71,4% участников проведенного еще четыре года назад Ассоциацией менеджеров и газетой The Moscow Times во многом уникального опроса считают, что наиболее эффективной формой взаимодействия между бизнесом и государством является персональный контакт с должностными лицами их госорганов на уровне руководства (см. диаграмму). Ничего не остается, кроме как согласиться с выводом Александра Лившица о том, что именно «неформальные отношения – несущая конструкция нашей экономики. Да и общества в целом».

Очевидно, что не в последнюю очередь и поэтому президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ, уточняющий, кому из высокопоставленных чиновников придется в течение двух лет после увольнения с госслужбы получать разрешение специальных комиссий на трудоустройство в коммерческие организации, связанные с их прежней сферой деятельности. То есть нельзя будет поступать так, как, например, в 1997-м сделал экс-министр топлива и энергетики Петр Родионов, ставший зампредом правления «Газпрома», или бывший министр финансов Александр Лившиц, пришедший в 1999 г. в банк «Российский кредит», а также экс-руководитель ФСФР Олег Вьюгин, возглавивший в 2007-м совет директоров МДМ-банка, Вячеслав Кравченко, превратившийся в 2008 году из бывшего директора департамента электроэнергетики Минпромэнерго в гендиректора ООО «РНэнерго», или ушедший в отставку с поста руководителя ФСФР Владимир Миловидов, устроившийся тут же вице-президентом в «Роснефть». Будут ли они востребованы? Ведь по большому счету GR в России трансформировался до такой степени, что главную роль во взаимоотношениях с властью продолжают играть сами владельцы бизнеса.



Павел Толстых: лоббист – своего рода адвокат

GR, лоббизм и коррупция.

Можно отделить плюсы от минусов, «чистых» от «нечистых»?Сравнивать лоббистов или представителей корпораций, которые взаимодействуют с чиновниками (их на западный манер еще называют GR-специалистами), с коррупционерами все равно, что сравнивать всех предпринимателей с мошенниками. Профессиональные лоббисты – это адвокаты общества только в исполнительной и законодательной власти. Эти люди знают, каким образом принимаются политические решения, каким образом они согласовываются, как пишутся документы, понимают внутренние механизмы власти и пр. Можно обойтись в судебном процессе без адвоката? – Можно, но результат, скорее всего, будет намного лучше с адвокатом, который знает процедуры, судебную практику, который на профессиональном языке, в наиболее приглядном виде, донесет позицию потерпевшей стороны до судьи, а судья уже в итоге примет то решение, которое посчитает нужным. Другое дело, что чисто по масштабности проблем, которые решаются на уровне исполнительной и законодательной власти, клиенты у лоббистов соответствующие – в основном это крупные корпорации, отраслевые организации, хотя бывают, конечно, и исключения.


Кекс-фекс-пекс



AT&T поглощает T-Mobile, что, если сделка будет одобрена регуляторами, приведет к перекройке отраслевого ландшафта в США и позволит AT&T обойти Verizon и стать лидером рынка. На борьбу за положительное решение властей мобилизованы все лоббистские ресурсы, включая армию внешних лоббистов, шестеро из которых – бывшие парламентарии. А возглавляет кампанию старший исполнительный вице-президент AT&T по внешним связям и юридическим вопросам 58-летний Джеймс Сикони, не упускающий ни одной мелочи.

Так, в момент, когда регулятором рынка – Федеральной комиссией по связи – решались некоторые принципиально важные технические моменты слияния, туда, во все 63 офиса, от имени AT&T доставили 1500 небольших изысканных кексов. Все было расписано почти по-военному: 48 кексов – в отдел проверок, по 12 – каждому члену комиссии, 18 – председателю, 120 – в отдел беспроводной связи...

За последние 6 лет, по данным американской прессы, возглавляемая Сикони структура потратила на лоббистские усилия $115 млн. Во время последней избирательной кампании AT&T сделала пожертвования в избирательные фонды 390 американских конгрессменов и 70 сенаторов – членов верхней палаты Конгресса.

Компания
http://flb.ru/info/48828.html
Юлия Жеглова, Андрей Красавин
11.05.2011


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.