Сибирский аэрокосмический позор
Четвертого декабря в Красноярске завершился первый Сибирский аэрокосмический салон "САКС-2001".
Завершился с помпой и торжественными речами, с награждением победителей почетными дипломами и прочей чиновничьей чепухой, за которой скрывалось главное - пустота при полном отсутствии экономического смысла. Сам салон, организованный авиакомпанией "Красноярские авиалинии" при поддержке краевой власти, стал еще одной финансовой "черной дырой", куда неизвестно на что ухнули деньги налогоплательщиков края.
Такое, кстати, не так давно здесь уже было - во время проведения Дней Санкт-Петербурга в Красноярском крае из-за "крепкой дружбы" Владимира Яковлева и Александра Лебедя. Экономический эффект от того дорогостоящего "наземного" мероприятия оказался настолько низким, что сейчас об этом в крае стараются не вспоминать. И вот теперь властей потянуло в небеса с тем же результатом... Впрочем, все по порядку.
В воскресенье 1 декабря САКС-2001 стартовал. Высокопарных фраз было сказано множество. Полномочный представитель Президента в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский, выступая на открытии авиасалона, отметил, что это мероприятие "имеет благоприятные перспективы". Его ценность состоит не только "в рождении новой сибирской традиции", - подчеркнул он. Здесь открываются возможности делового сотрудничества как для авиаторов и авиастроителей многих стран, так и предприятий действующего здесь ракетно-космического комплекса, который способен оснастить всей необходимой спутниковой аппаратурой международные авиатрассы, проходящие над Северным полюсом, - отметил Драчевский. В программу салона входили демонстрация авиационной и спутниковой техники, показательные полеты и научно-практическая конференция по проблемам кроссполярных перелетов.
Что это такое, придется немного объяснить. С 1 февраля 2001 года наша страна открыта для начала регулярных авиарейсов по так называемым трансполярным направлениям. Теперь любая авиакомпания мира может сделать заявку на перевозку грузов или пассажиров из Канады и США через Северный полюс в страны Юго-Восточной Азии. И хотя экономически это довольно выгодно, но до сих пор ни одна авиакомпания не заявила о своем желании открыть такие регулярные рейсы. Все дело существенно тормозит нищета российских регионов, которые при этом еще и организовывают салоны, вовсю призывая иностранцев вкладывать деньги в этот проект.
Впервые идею трансполярных перелетов выдвинул в 1994-м году тогдашний губернатор Красноярского края Валерий Зубов, обосновавший экономическую выгоду проекта для всех его участников. Так, например, время рядового грузопассажирского рейса из Нью-Йорка в Гонконг через полюс и Россию можно было сократить на 3 часа по сравнению с существующим ныне маршрутом через Торонто и Анкоридж. Правда, особые технические условия позволяют делать это только на самолетах класса "Боинг", в связи с чем разрешения на тестовые полеты тогда получили только две из семи заявившихся зарубежных авиакомпаний - американские "Юнайтед Эйрлайнс" и "Нот Вест Эйрлайнс". Российские компании к новшеству интереса не проявили.
Чуть позже эстафету по организации трансполярных трасс принял новый красноярский губернатор Александр Лебедь, которому удалось в июле 1998-го года даже подписать с Канадой соглашение об организации работ по созданию в Восточной Сибири системы таких полетов и сопутствующей инфраструктуры. По этому плану Красноярскому краю, над которым должны пролегать 2 из четырех авиатрасс, отводилось особое место. Предполагалось, что Красноярск обзаведется своим международным аэропортом, где самолеты из США и Канады будут дозаправляться с соответствующим комплексом сопутствующих услуг и вытекающими из этого инвестиционными проектами. Все это осталось лишь на бумаге.
На данный же момент сам план существенно скорректирован, хотя окончательно еще не утвержден. Во-первых, в Министерстве транспорта решено, что зарубежные самолеты будут только пролетать над территорией России, а в качестве резервного аэропорта для дозаправки лайнеров выбран уже существующий международный авиатерминал Новосибирска. Что же касается выгоды края, то ему обещано платить за каждые 100 километров пролета над его территорией по 35 долларов за аэронавигационное сопровождение лайнеров (к этому уже все готово).
Разумеется, в Новосибирске искренне рады такому повороту дела и намерены на этом настаивать. А это в свою очередь не устраивает Лебедя, который стойко лоббирует интересы "своего" региона. Не согласны с таким положением дел и красноярские авиапредприятия, надеявшиеся на свою и более весомую "долю" трансполярного "пирога". В итоге, пока ведутся переговоры с Центром о праве того или иного региона играть главную роль в обеспечении трансполярных перелетов, заокеанские авиакомпании предпочитают дождаться, чем закончится эта внутрироссийская борьба. И - никто никуда не летит.
Вот для этих-то целей в Красноярске по сути и прошел Сибирский авиакосмический салон. Красноярцы подготовились к нему: пригласили гостей, обещали красочное авиашоу, но... На весь проект транссполярных трасс требуется, по оценкам специалистов, около 800 миллионов долларов. У края их нет. У России тоже. У "Красноярских авиалиний", принадлежащих властям, есть только своя концепция, где основной задачей считается переоборудование аэропорта в международный стандарт, так как на кроссполярных перелетах самолетам требуется самолетам пункт дозаправки. Между тем, у российских компаний нет такого количества грузов и пассажиров, как у иностранных компаний, которым нужно летать в Северную Америку. А об уровне комфорта на российских самолетах и в российских аэропортах вообще не приходится говорить нормальными словами.
Помните, как раньше назывались подобные планы? Правильно, прожекты. Однако ради этих-то прожектов и Лебедем и был организован САКС-2001. И салон оправдал себя в этом направлении во всей своей красе...
Простые зрители, пришедшие на аэрошоу, увидели немного: старые самолеты, уже летавшие в красноярском небе (ТУ-154М, Ил-86, была даже старенькая "Аннушка"-"кукурузник"), и вертолеты - всего около 20 машин. "Гвоздем" программы должно было стать выступление пилотажной группы "Русские витязи" - два летчика прилетели в Красноярск и показали на боевом СУ-30 все фигуры высшего пилотажа. Правда, пришлось зрителям померзнуть на ветру на взлетной полосе часа два, туалетов здесь в принципе не предусматривалось, но разве на такие мелочи организаторы салона обратили достойное внимание? В общем, "шоу состоялось".
Для специалистов же, профессионалов своего дела САКС-2001 открытием и вовсе не стал. На выставке во Дворце спорта были представлены лишь макеты космических спутников да самолетов. Всего в Красноярск приехали около 70 фирм из России, Украины, Узбекистана и Германии - стран, явно не диктующих свои законы в этой сфере бизнеса за исключением последней. Немцы вообще привезли лишь свои предложения по продаже небольших 6-18-местных самолетов деловым людям. А гиганты самолетостроения "Боинг" и "Аэрбас" и вовсе прислали своих представителей, но не из штаб-квартир этих компаний в США и ФРГ, а из собственных московских филиалов, явно дав понять бесперспективность подобного дела. "Отличился" же на салоне Омский авиа-моторостроительный завод, прислав в Красноярск... собственную сувенирную продукцию. В общем, смех да и только.
Кстати, видя такое положение дел, полномочный представитель президента по Сибирскому федеральному округу Леонид Драчевский в конце концов решил спасти репутацию гибнущего салона, заявив, что... "ожидать немедленного экономического эффекта от любого салона или крупной промышленной или военно-промышленной ярмарки не следует, так как это как бы знакомство, внимание друг к другу и импульс" (!!!!!). Спрашивается, а для чего тогда вообще все это было нужно устраивать?! Ответа нет до сих пор.
Простые зрители, пришедшие на аэрошоу, увидели немного: старые самолеты, уже летавшие в красноярском небе (ТУ-154М, Ил-86, была даже старенькая "Аннушка"-"кукурузник"), и вертолеты - всего около 20 машин.
В конце концов, красноярскую общественность порадовали сообщением, что на научно-практической конференции по проблемам транссполярных трасс и эксплуатации техники и аэронавигационного оборудования в сибирских условиях низких температур прозвучало 270 докладов 30-ти специалистов из 8 стран мира, в том числе США и Германии. Чуть позже было заявлено, что на салоне было заключено около 30 договоров (на самом деле это были ни к чему не обязывающие протоколы о намерениях - прим.ред.). Журналисты - а многие телекомпании поставили новость о закрытии вообще в конце выпусков новостей - недоумевали, когда услышали только об одном таком договорчике: Красноярское служба лесного хозяйства получит (возможно, если деньги найдутся в краевом бюджете) несколько самолетов для борьбы с лесными пожарами в 2002-2004 годах от авиастроительного объединения в Комсомольске-на-Амуре.
Видя такое положение дел, полномочный представитель президента по Сибирскому федеральному округу Леонид Драчевский в конце концов решил спасти репутацию гибнущего салона, заявив, что... "ожидать немедленного экономического эффекта от любого салона или крупной промышленной или военно-промышленной ярмарки не следует, так как это как бы знакомство, внимание друг к другу и импульс"
Сибирский авиакосмический позор лопнул мыльным пузырем, оставив совершенно определенное впечатление - как и от организаторов, пытающихся без средств прорекламировать свои гигантские возможности и гигантские аппетиты, так и от краевых властей, поддержавших эту идею.... Что же будет дальше?..
Компромат.Ру
http://flb.ru/info/0.html
Илья Кубарев
15.04.2002
Лебедь
|