?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Параллельная академия Кремля

FLB: Реформаторы готовы отдать академикам то, что останется от РАН


“Подготовленные согласительной комиссией поправки к законопроекту о реформе госакадемий предусматривают, что академия сохранит за собой право назначать директоров институтов и распределять бюджетные деньги, а президент РАН будет по должности возглавлять будущее госагентство по управлению имуществом академических НИИ, - передает 8 августа агентство РИА Новости.

Перечень изменений в законопроект, предложенных согласительной комиссией с участием представителей РАН и органов власти, опубликован на сайте академии. По информации источника в академии, они уже переданы в Госдуму, которая соберется на осеннюю сессию в сентябре».

“Помимо финансовой самостоятельности — согласно поправкам, РАН должна быть прямым получателем и главным распорядителем средств из федерального бюджета, — и статуса членкоров Академии, речь идет также о процедурах принятия решений. Поправки предусматривают, что решения можно будет принимать двумя третями голосов общего собрания Академии, а не тремя четвертями, как говорится в рассмотренном Госдумой законопроекте, -- сообщает в четверг Лента.Ру.

“Руководство Российской академии наук отвергло основные правительственные предложения по реформированию академии, включая вопросы хозяйственной деятельности, распоряжения имуществом и финансирования исследований, а также упразднение звания члена-корреспондента РАН, - пердает сегодня Русская служба ВВС.

Собрание директоров институтов Российской академии наук утвердило окончательный список поправок к законопроекту о реформировании РАН, третье чтение которого в Госдуме намечено на начало осенней сессии в сентябре.

"Поправки готовились специальной комиссией при совете директоров РАН и президиуме РАН, которую возглавлял президент академии Владимир Фортов. В течение месяца в комиссию поступали предложения со всей страны", - сообщают в пресс-службе РАН.

Владимир Фортов был избран президентом РАН в мае, однако до сих пор не утвержден в этой должности президентом России.

Во время рассмотрения законопроекта в Госдуме Владимир Фортов встречался с Владимиром Путиным и передал ему крайнюю обеспокоенность научного сообщества реформой в той версии, которую предлагает правительство. Ко второму чтению документа президент действительно внес ряд поправок к законопроекту.

"Я хочу успокоить наших коллег: реформирование переходит в разумно-уважительное, заинтересованное русло", - заявлял тогда Фортов.

Список поправок РАН состоит из 14 пунктов, и смысл многих из них прямо противоположен тому, что предлагало правительство.

Академия рассчитывает по-прежнему самостоятельно распоряжаться деньгами, получаемыми от государства, а не передавать эту функцию особому агентству.
Существенно расширяется список источников финансирования академии: помимо средств федерального бюджета предполагается получать деньги от общественных и частных фондов, в том числе международных, от выполнения коммерческих контрактов и от использования имущества, например, сдачи помещений в аренду.

В поправках к закону академики предлагают прямо прописать: "Российская академия наук и ее региональные отделения являются получателями и главными распорядителями средств федерального бюджета".

Из текста законопроекта удаляются все упоминания того, что Российская академия наук в прежнем виде прекращает существование, а на ее основе возникает новое объединение с новым уставом – формально положение о ликвидации РАН было исключено из текста законопроекта еще при обсуждении в Госдуме, но отредактировать соответствующим образом текст депутаты не успели.
При этом академики РАН согласились на то, чтобы в состав РАН вошли Российская академия медицинских наук и Российская академия сельскохозяйственных наук.

Еще одной важной поправкой предлагается сохранить существующие статусы членов РАН - действительный член и член-корреспондент. В первоначальном варианте правительственной реформы РАН все члены-корреспонденты должны были автоматически получить статус академиков. В нынешней версии законопроекта звание члена-корреспондента также упраздняется, однако чтобы стать академиками, действующим членам-корреспондентам придется пройти процедуру выборов».

«Совет директоров Российской академии наук /РАН/ обсудил сегодня поправки, которые намерен внести в проект федерального закона о реформе государственных академий наук. Об этом накануне сообщил информационному агентству ИТАР-ТАСС председатель профсоюза РАН Виктор Калинушкин.

"Мы хотим, чтобы были внесены поправки, которые оставляют научные институты под управлением Российской академии наук, чтобы финансирование институтов проходило через академию, и чтобы назначение директоров осталось за научным сообществом, даже если его процедура усложнится", - сказал он.

При этом совет директоров считает возможным создание федерального агентства по управлению академическим имуществом, что предлагает существующий законопроект.

"Обсуждение проходило в конструктивном духе", - отметил Калинушкин.

Как писала на днях «Независимая газета», «внеочередное Общее собрание Российской академии наук (РАН) намечено на 9 сентября. Сейчас уточняется его повестка дня. Но главное известно: высший орган РАН обсудит меры противодействия разрушительной, по мнению академиков, реформе академического сектора науки, предложенной правительством в законопроекте «О Российской академии наук…» от 28.06.13.

Однако в минувшую пятницу стало известно, что Владимир Путин поручил Дмитрию Медведеву уже к 1 сентября рассмотреть вопрос об изменении «правового статуса» 15 научных учреждений физического профиля. Часть из них – институты Российской академии наук. Фактически речь идет о выводе этих институтов из-под юрисдикции РАН. Таким образом, изменение структуры Академии наук началось в явочном порядке.

Как сообщил в беседе с изданием академик, член президиума РАН, директор Института океанологии РАН Роберт Нигматулин, на 9 сентября намечено проведение внеочередного Общего собрания РАН. На вопрос, удастся ли, по его мнению, ситуацию с Академией наук канализировать в приемлемое для ученых русло, академик Нигматулин ответил так: «Время подумать есть. На Госдуму я не надеюсь. Она примет все, что ей скажут. Совет Федерации, по моим данным, тоже настроен проголосовать (за правительственный законопроект реформы академии наук). Я надеюсь на президента страны. Я верю, что в конце концов разум возьмет верх и все будет сделано более гармонично, чем сейчас».

Напомним, что, согласно правительственному законопроекту, руководство РАН предлагается отделить от распределения финансовых потоков и сконцентрировать на координации собственно научных исследований.

Оперативное управление институтами академии передается специально создаваемому Агентству научных институтов РАН.

Законопроект «О Российской академии наук…» не удалось провести в трех чтениях через Госдуму РФ за одну неделю, до ухода ГД РФ на летние каникулы. Третье чтение отложили на осень. Академики готовились к этой осенней схватке в парламенте, мобилизовав все возможные ресурсы: такой открытой общество не видело РАН, наверное, последние 15–20 лет. «Академия потеряла всякий контакт с внешним миром за последние пять лет», – заметил в беседе с изданием физик мирового уровня, академик Владимир Захаров.

Увы, может оказаться, что осознание этого факта пришло к академикам слишком поздно. Как стало известно, президент Владимир Путин поручил председателю правительства Дмитрию Медведеву рассмотреть вопрос об изменении «правового статуса» 15 научных учреждений физического профиля. Цель – создание нового механизма проведения и финансирования работ по так называемой мегасайенс, то есть науки крупных экспериментальных установок, прежде всего в области ядерной физики и физики высоких энергий. Шесть из этих 15 – институты РАН.
Если быть точным, то формула «объединения» несколько иная: 1+14. Дело в том, что ведущую партию – по крайней мере организационно-финансовую – в предлагаемом объединении, несомненно, будет играть национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», директором которого является член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук. Другой член-корреспондент РАН из института физико-математического профиля, попросивший не называть его имени, так и заявил изданию, что, по его мнению, «создается параллельная Академии наук организация, причем под Михаила Ковальчука».

Что будет означать для РАН создание такого «объединения 15»? Академия потеряет, возможно, наиболее дееспособные в научном плане организации, которые всегда считались элитой академической науки. Вообще Отделение физических наук – это, по существу, ядро академии. По крайней мере важнейшая его компонента. Из тех, кто получил в советское время Нобелевскую премию, только академик Николай Николаевич Семенов проходил по номинации «Химия» – за исследование механизма цепных реакций (1956). Остальные – физики.
Кроме того, по некоторым оценкам, РАН лишится нескольких процентов бюджетного финансирования.

Наконец, в-третьих, «объединение 15» – это своеобразная модельная структура, которая призвана показать остальным сомневающимся, что есть жизнь и вне РАН. Таким образом, это поможет «додавить» реформу академической науки, предложенную в правительственном законопроекте от 28 июня с.г.

«Мы к этому делу категорически отрицательно относимся, – подчеркивает академик Роберт Нигматулин. И поясняет: – Тут два обстоятельства. Во-первых, это означает раздербанивание академии. А во-вторых, есть уже опыт такого перехода. Вот Институт теоретической и экспериментальной физики, который уже перешел <под крыло НИЦ «Курчатовский институт»>… Его опыт, по высказываниям всех моих коллег, очень отрицательный. Прежде всего сильно возрастает административная компонента. Приходят люди, которые очень далеки от науки и научного духа. Дело доходит до анекдотических случаев: членом ученого совета назначается начальник отдела кадров».

Однако самое парадоксальное, что Владимир Путин опирался в своем решении на письмо, подписанное 24 июня с.г. Михаилом Ковальчуком и экс-президентом РАН, академиком Юрием Осиповым. Это послание стало достоянием СМИ. Авторы напоминают в этом письме о партнерском соглашении между НИЦ «Курчатовский институт» и 14 институтами, называя его «основой для создания объединения ведущих научных учреждений страны», и просят президента «придать формальный статус такой структуре».

Между тем Отделение физических наук – лицо и витрина РАН. Самое самостоятельное и непокорное отделение РАН – скажем, в июне это отделение демонстративно отказалось утверждать того же Михаила Ковальчука на следующий срок в качестве директора Института кристаллографии РАН – показательно реформируют.

Это, конечно, послужит примером и для других отделений. В итоге, если экстраполировать эту логику ad infinitum, то РАН может превратиться в структуру почти исключительно гуманитарно-экономическо-политологического профиля. Оставшиеся естественно-научные институты тихо отойдут, например, к РГО – Русскому географическому обществу.

Впрочем, возможно, говорить о модельности ситуации с «объединением 15», то есть ее применимости ко всей Академии наук, не совсем правомерно.

«Она, ситуация, была бы модельной, типовой только в том случае, если рассматривать все институты РАН как имеющие равную ценность, – считает Евгений Семенов, директор Российского НИИ экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП). – Но в данном случае, мне кажется, реформатора интересуют прежде всего те группы институтов и научных организаций, которые полезны для ВПК. У нас выбор был между инновационным проектом – сориентировать науку на инновации. Не получается: и экономика не такая, и наука не такая, и коррупция все задавила. Второй путь – все через ВПК. И в этом смысле начали не с типового, а с самого нужного».

По мнению Евгения Семенова, с остальными институтами РАН вопрос будет решаться постепенно: может быть, МИД захочет взять страноведческие институты под себя, и создадут какой-то комплекс; может быть, эти комплексы возникнут на основе территориального принципа: «Может быть, Сибирское отделение РАН вспомнит идею развития производительных сил к востоку от Урала и создаст комплексный национальный исследовательский центр».

Как бы там ни было, уровень, этаж, на котором все это будет решаться, конечно, не министерский. Возможно, сейчас дело гораздо серьезнее, чем даже сохранение национальной науки. Не в национальной науке дело, а в национальной безопасности».

Как сообщали ранее российские СМИ, первоначальная версия реформы РАН, разработанная вице-премьером Ольгой Голодец и министром образования и науки Дмитрием Ливановым и представленная общественности в конце июня, предполагала ликвидацию трех российских академий путем их объединения в единую общественно-государственную организацию. Научное сообщество приняло такой план правительства в штыки, и проект реформы подвергся изменениям.

Ранее о реформе РАН на FLB: «Академики и депутаты в поисках авторов», «Реформу РАН проголосовали как по маслу», «Ливанов спрятался за Ольгу Голодец», «Реформа РАН не прошла комитет», «Министр дрогнул в коллективе авторов», «На Болотную пойдем, если что», «Академикам осталось две недели».

http://flb.ru
http://flb.ru/info/55517.html
Обзор FLB
08.08.2013


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.