?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Ветряные мельницы РАН сменили юрисдикцию

FLB: Депутаты Госдумы проголосовали за поправки в закон о реформе Российской академии наук


«Госдума одобрила поправки к закону о реформе РАН, рекомендованные накануне к принятию профильным думским комитетом по науке, - сообщает корреспондент агентства "Росбалт".

Как следует из поправок, Госдума решила не ликвидировать РАН, РАМН и РАСХН, которые войдут в состав объединенной академии РАН в статусе отдельных юрлиц.

Согласно поправкам, РАН также будет выступать в качестве главного распорядителя средств федерального бюджета, предназначенных для финансового обеспечения деятельности ее региональных отделений.

Также решено, что предельное количество членов РАН будет утверждаться правительством по предложению общего собрания членов академии».

«Организации, подведомственные РАН, перейдут в ведение Федерального агентства по управлению имуществом РАН. Соответствующая поправка к законопроекту о реформе Академии была принята на заседании Госдумы РФ в среду, - передает в серду агентство “Интерфакс”.

Вместе с тем эта норма не будет распространяться на Дальневосточное, Сибирское и Уральское отделения РАН».

«Госдума на заседании в среду приняла поправку о передаче научных институтов, находящихся в ведении Российской академии наук (РАН), Российской академии медицинских наук (РАМН), Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН), в ведение федерального агентства по управлению имуществом РАН, за исключением трех отделений — Дальневосточного, Сибирского и Уральского, - поясняет агентство РИА Новости.

Организации, которые находились в ведении РАН, РАМН и РАСХН до дня вступления в силу закона о реформе РАН, передаются в ведение агентства, которое будет осуществлять функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за этими организациями. Функции учредителя этих организаций агентство будет осуществлять в порядке, установленном правительством РФ.

При этом исключение делается для трех региональных отделений РАН — Дальневосточного, Сибирского и Уральского.

Согласно поправкам, государственные задания на проведение фундаментальных и поисковых научных исследований научными институтами, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, будут утверждаться агентством по имуществу с учетом предложений РАН. Речь идет о тех научных институтах, которые будут переданы в ведение федерального агентства».

«Во время вечерней сессии Государственная дума проголосует за поправку о том, что институты Академии наук остаются подведомственными РАН в научной сфере. Имуществом РАН, как и предполагалось ранее, будет управлять федеральный орган исполнительной власти (чаще именуемый «агентством»), - сообщало ранее издание Газета.Ру со ссылкой на свой осведомленный источник.

Здания институтов также остаются за академией. Агентство финансирует здания по указанию РАН. Путин в споре встал на сторону академиков, добавляет источник. Таким образом, ключевой пункт, не устраивавший научное сообщество в законопроекте, будет решен все-таки в пользу академии.

Другой вариант поправки предполагал, что институты станут подведомственными федеральному органу исполнительной власти. Собеседник издания также подтвердил, что агентство будет подчиняться не Министерству образования и науки, а напрямую правительству России»

«Госдума на заседании в среду приняла поправку, ограничивающую вмешательство госвласти в научную деятельность академии, - уточняло в ходе обсуждения в Госдуме агентство РАПСИ.

"Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в научную (научно-исследовательскую) деятельность РАН, принимать решения, препятствующие осуществлению задач и функций РАН", - говорится в поправке».

«Предложенные сообществом академиков поправки к будущему закону в профильном комитете рассматривали до полуночи — слишком большое столкновение интересов, - говорится в среду в сюжете телекомпании НТВ.

Академики изо всех сил старались себя застраховать от любого влияния «менеджеров от власти» на работу Академии. Сторонники нововведений сегодня убеждали своих оппонентов: от хода предстоящей реформы зависит, будут ли академики радовать россиян новыми научными открытиями, которые, возможно, потрясут мир, или им придется по-прежнему, чтобы выживать, помимо науки заниматься хозяйственной деятельностью.

«В новом законе у Академии появляются полномочия, которых у нее не было до сих пор. Это полномочия глобальные в определении программ развития фундаментальных исследований, и это огромная ответственность за контроль. Исследования не только в научных институтах, но и в системе высшего образования», - объясняет депутат Госдумы РФ Николай Булаев.

Основная цель реформы РАН, как считают на Охотном ряду, — превращение Академии в «сообщество эффективных мудрецов» от науки. Именно ради этого и будет создано государственное агентство, главная задача которого приглядывать за тем, насколько верно используется принадлежащая академии недвижимость, и в правильном ли направлении текут выделенные из госбюджета на развитие науки финансовые потоки.

«Зачем ученым функции заведующего хозяйством? Это для облегчения. И потом какая вера: Академия наук — при государстве, и агентство тоже при государстве. Что же вы друг другу не верите?» - недоумевает лукавый руководитель фракции ЛДПР в Госдуме Владимир Жириновский.

Основной аргумент критиков реформы: власть над академиками окажется в руках не ведущих в научных делах чиновников. В Российской академии наук, соглашаясь с целями реформы, просили депутатам позволить ученым реформировать себя самостоятельно. Но в Госдуме посчитали, что такая реформа вряд ли будет эффективной.

«Само агентство не должно подчиняться министерству образования, а должно замыкаться напрямую на правительство, и его руководитель должен согласовываться с президентом», - уверен депутат от фракции «Справедливой России»Михаил Емельянов.

В итоге критики реформы РАН убедили думцев поддержать особые поправки, сохраняющие независимость академиков. Руководители научных институтов будут избираться, а не назначаться сверху. Помимо этого результатом компромисса стали новые строчки в будущем законе об ограничении вмешательства государственной власти в научную деятельность Академии».

«Весь вечер вторника члены думского комитета по науке и наукоемким технологиям провели в консультациях по поправкам, которые должны завтра решить судьбу РАН, - описывает попытку достичь компромисса с депутатами Газета.Ру. - На заседание комитета приехали президент РАН академик Владимир Фортов и заместитель главного ученого секретаря президиума РАН Владимир Иванов, присутствовал на заседании и глава комитета Валерий Черешнев. Интересы Минобрнауки приехали представлять заместители министра Татьяна Третьяк и Людмила Огородова.

За пару часов до заседания стало известно о поправках, которые ко второму чтению внесли депутаты «Справедливой России».

В первые два часа члены комитета одобрили внесение 17 поправок в текст законопроекта. В двенадцатом часу ночи, когда комитет расходился, остался нерешенным ключевой вопрос подведомственности институтов.

Он разделил комитет ровно пополам, пять на пять, — эти вопросы решено вынести на обсуждение как спорные.

Академик Валерий Рубаков, ранее отказавшийся войти в новую Академию наук, прокомментировал изданию некоторые из поправок.

Одно из предложений касалось статуса региональных отделений академии. Если в прошлой редакции законопроекта они не являлись юридическими лицами, то теперь их предложили наделить статусом федеральных государственных бюджетных учреждений. Эту поправку внесли в проект.

«Против статуса региональных отделений никто не возражал. Они будут иметь собственные юридические лица», — рассказал депутат Вячеслав Никонов в перерыве заседания. «Там тоже не все однозначно, так как есть вопросы с региональными центрами РАН, а будут ли институты в подчинении у региональных отделений, тоже неясно. Странная конструкция получается», — сказал, в свою очередь, Иванов.

«Если институты останутся в ведении Академии наук, то это важная, полезная поправка. А если они идут в агентство, то это бантик! Потому что все институты РАН, включая и те, что относятся к ведению отделений, передаются в агентство. И тогда академия становится действительно клубом. В чьем ведении ты находишься, тот тебе и начальник! Передаются и имущество, и коллективы, и все до последней скрепки», — считает Рубаков.

По словам Никонова, прошли одобрение и поправки, касающиеся избрания новых директоров академических институтов
«Формула будет такая же, как для ректоров вузов, один в один. Директора предлагаются президиумом, рассматриваются кадровой комиссией президента, избираются коллективом, после чего заключается контракт с агентством», — рассказал Никонов.

По словам же Иванова, с этим вопросом остались проблемы. «Это связано с тем, что кому они подчиняются, тот и назначает. Пока Минобрнауки стоит на том, что назначение директоров должны осуществлять чиновники. Когда будет решен вопрос о подведомственности, станет понятно», — говорит он.

Депутаты также настояли на том, чтобы создаваемое агентство, в ведение которого отойдет имущество РАН, подчинялось не Министерству образования, а правительству.

«Вообще-то это (подчинение правительству) и так из существующего текста законопроекта следует», — заявил Никонов.

«Это лучше, конечно, чем Министерство образования, но все равно это катастрофа. Потому что руководитель этого органа будет подчиняться премьеру. Премьер скажет ему сократить число институтов вдвое – он сократит. Это убьет демократию в институтах, так как там наверняка будут совсем другие порядки», — считает академик Рубаков.

Ключевой вопрос, который остался не решен, — вопрос подведомственности институтов.

«Мы вынесли такую формулировку: у бюджетного учредителя один федеральный орган, другой — научный. Мы хотим, чтобы федеральный орган управлял в части имущества и хозяйственной деятельности, а в части науки была бы академия», — рассказал изданию глава комитета по науке Валерий Черешнев. «Проголосуют или нет, посмотрим. Вот правовое управление Думы говорит, что так нельзя делать, а правоведы Института философии и права говорят, что можно!» — говорит он.

Поэтому данная поправка будет вынесена на обсуждение в таблице поправок под номером 3, как спорная.

«На состоявшемся сегодня президиуме РАН была подтверждена позиция академии: мы настаиваем на сохранении институтов в рамках Академии наук. Вот это главный вопрос, и в этом суть конфликта: разваливается ли Академия наук как единое целое, единое сообщество российских ученых, занимающихся фундаментальными исследованиями, или сохраняется. Потому что если институты переходят в ведение агентства, то полностью меняется вся организационная структура, вплоть до заключения новых трудовых соглашений с сотрудниками академии (ведь они теперь будут работать не в академии, а в агентстве) и проблема финансирования – бюджета. Значит, у академии, бюджет которой сейчас составляет 60 млрд рублей, останется только «клуб пикейных жилетов» и обслуживающий их персонал», — поделился с «Газетой.Ru» академик, директор Института США и Канады РАН Сергей Рогов.

«Что касается трех академий, то РАМН и РАСХН не сливаются, не объединяются, а присоединяются. Эта формулировка всех устроила, так как главное юридическое лицо РАН остается, но исчезают медицинская и сельскохозяйственная», — рассказал Черешнев.

«Какие у меня ощущения? Из двух зол выбрали наименьшее. Если еще решить вопрос о двух учредителях для институтов, тогда ничего, в целом. Хотя, конечно, это ущемление прав академии: вы же понимаете, кто будет голосовать и кто это предложил. Рассмотреть-то рассмотрят, но я не сомневаюсь, что институты отдадут агентству», — заявил Черешнев.

Сам президент РАН остался недоволен результатами заседания. «Мы недовольны, потому что существенные поправки не были приняты. Мы думали, что профессионалы в комитете разберутся и поддержат. Этого не вышло», — отметил Владимир Фортов».

Ранее на FLB о скандалах вокруг реформы РАН: «ОНФ инициирует «академическое» уголовное дело», «Сугубо «научный» интерес», «Хищения на научной основе», “Реформу РАН притормозили под охраной автозаков”, «Реформа РАН закольцевалась на второе чтение», «Реформу РАН проголосовали как по маслу», «Ливанов спрятался за Ольгу Голодец», «Реформа РАН не прошла комитет», «Министр дрогнул в коллективе авторов», «На Болотную пойдем, если что», «Академикам осталось две недели».

http://flb.ru
http://flb.ru/info/55893.html
Обзор FLB
18.09.2013


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.