?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Visa и Mastercard на аванс не заманить

FLB: Принятие закона о национальной платежной системе может оставить россиян без пластиковых карт


«Совет Федерации РФ сегодня рассмотрит закон о создании национальной системы платежных карт, - передает 29 апреля радио “Эхо Москвы”.

Национальная система платежный карт, или НСПК, по замыслу законодателей станет альтернативой системам Visa и Mastercard.

Законопроект, который сегодня вынесен на обсуждение Совета Федерации также прописывает механизм санкций за сбой в осуществлении платежей международными платежными системами. Кроме того, он закрепляет право российских банков закрывать счета резидентов США с целью обезопасить себя от санкций».

«Международные платежные системы Visa и MasterCard, подвергшиеся резкой критике за блокировку операций банков "Россия" и СМП, предсказуемо отреагировали на создание национальной системы платежных карт в РФ: обе компании заявили, что обеспокоены планами российских властей по ее формированию и изучают грозящие их бизнесу риски», - передавало ранее агентство ПРАЙМ.

«Международная платежная система Visa изучает поправки к закону о национальной платежной системе для оценки последствий новых требований для бизнеса и операционной деятельности компании в России, - сообщила вовторник агентству РИА Новости пресс-служба Visa.

"Мы озабочены рядом положений поправок, утвержденных Государственной думой, в особенности, требованием, которое обязывает международные платежные системы размещать в Центральном банке значительные суммы страховых депозитов. По нашим предварительным оценкам, размер этого депозита в несколько раз превышает годовой доход Visa в России", — говорится в сообщении.

По оценкам Visa, новые положения закона могут существенно сказаться на возможностях компании по дальнейшему предоставлению услуг на российском рынке и инвестированию в развитие электронных платежей в РФ».

«Международная платежная система MasterCard также выразила свою озабоченность относительно принятия Государственной Думой РФ в третьем чтении поправок к закону «О национальной платежной системе», - передавало ранее Newsroom24.ru.

«Россия является стратегически важным рынком для компании MasterCard. Как в России, так и по всему миру, мы работаем в строгом соответствии с местным законодательством. Поэтому принятие поправок к Федеральному закону России «О национальной платежной системе» вызывает у нас глубокую озабоченность, и в настоящее время мы работаем над оценкой возможных последствий данных поправок для нашего бизнеса и бизнеса наших партнеров», - сказано в официальном заявлении компании».

«Международные платежные системы Visa и MasterCard не будут запрещены в России после запуска собственной национальной платежной системы (НПС), заявила накануне глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, - передавало инфомационное агентство ИТАР-ТАСС.

"Предполагается, что под эгидой ЦБ РФ будет создаваться такая система (НПС) на основании российских разработок и технологий, но она будет совмещаться (ее применение в стране) с Visa и MasterCard, никто не говорит о том, что они будут каким-то образом запрещены для хождения в России, ни в коем случае. Мы предполагаем, что они останутся, но для внутренних расчетов будем создавать свою платежную систему", - пояснила глава Центробанка.

Набиуллина также отметила, что сейчас в России в обращении находятся 217 млн банковских карт разных платежных систем, из них 95% приходится на международные платежные системы. При этом расчеты картами в 90% случаев происходят внутри страны, и лишь 10% - трансграничные транзакции.

На первом этапе создания национальной платежной системы России владельцы новых карт не смогут использовать их для международных транзакций, сообщила также глава Банка России».

О других изменениях, предусмотренных законом СМИ упоминают реже.


Фото: Дамир Булатов («Известия»)

«Банки должны будут авансом перечислять платежным системам гарантийные взносы за осуществление денежных переводов без открытия счета, - пишут в сегодняшнем номере «Известия».

Сумма взноса будет устанавливаться на этапе заключения договора между банком и платежной системой и может быть скорректирована в зависимости от дальнейших оборотов. Об этом говорится в письме зампреда Центробанка Татьяны Чугуновой, направленном участникам рынка, — такие рекомендательные письма для банков фактически имеют статус нормативных. С начала года ЦБ отозвал лицензии 27 банков, и мера принимается на фоне создания и развития отечественных платежных систем.

Сейчас распространена другая схема: платежные системы устанавливают банкам определенные лимиты из своих средств на осуществление переводов. Лимиты зависят из объемов самих банков. При совершении перевода клиентом банка средства перечисляются получателю из этой суммы лимита, а сами деньги остаются в банке. Банки платят платежным системам постфактум при осуществлении взаиморасчетов — такой клиринг на практике производится на следующий рабочий день. Когда банк неожиданно прекращает работу, суммы переводов превращаются в убыток платежной системы. Переход на систему гарантийных взносов поможет платежным системам избежать таких рисков, указано в письме Чугуновой.

Новация касается денежных переводов, поскольку для платежных систем они несут большие риски, нежели карточные операции. В последних обычно задействовано больше участников: взаимоотношения складываются между платежной системой, банком-эмитентом и банком-эквайером (банк, обеспечивающий точки приема банковских карт — банкоматы, терминалы). В случае отсутствия средств на карте эмитента эквайер просто не проводит операцию.

«Необходимо усилить контроль за рисками, связанными с возможностью признания денежных переводов недействительными, обращения взыскания на переведенные средства, в том числе в случае наступления банкротства участников платежной системы (банков)», — пишет Чугунова.

Как говорится в письме, нововведение касается социально и системно значимых платежных систем — это те, чей оборот не менее 100 млрд рублей за три месяца, а более половины переводов меньше 100 тыс. рублей. По данным ЦБ на 16 апреля 2014 года, в России действует 29 платежных систем, из них социально значимых шестьContact Русславбанка, Visa, http://koronacard.ru/Pages/default.aspx"target="_blank">«Золотая корона», MasterCard, платежная система ВТБ и платежная система Сбербанка. Последняя система, а также ЗАО «Национальный расчетный депозитарий» относятся к системно значимым: объем их переводов превышает 240 млрд рублей за три месяца, а значение суммы отдельных переводов достигает 100 млн.

Выручка всех платежных систем, работающих в России, составляет порядка 100–400 млрд рублей, три четверти рынка у Visa и MasterCard. Львиную долю доходов платежных систем составляют комиссии по карточным операциям, но примерную долю поступлений от переводов без открытия счета опрошенные изданием аналитики оценить не смогли. Уплачиваемая клиентом комиссия в переводах без открытия счета, которую уплачивает клиент, распределяется между банком-отправителем, банком-получателем и платежной системой. Доля банков может составлять от 25% той комиссии, которую уплачивает клиент, остальное приходится на платежную систему и на банк-получатель. Комиссия, которую платит клиент, варьируется от 60 до 200 рублей за отправку суммы в 10 тыс. рублей по России.

Как отмечает начальник управления каналов дистанционного банковского обслуживания банка «Интеза» Евгений Васильев, новая модель более интересна платежным системам, нежели банкам, так как у банков образуются затраты на открытие и обслуживание корреспондентского счета в расчетном банке платежной системы. Также возникает потерянная выгода из-за отвлечения средств и, в случае возникновения проблем у расчетного банка, риски потерь в объеме остатка на этом счете. Что касается платежной системы, то у нее не только снижаются риски, но также появляется бесплатный доступ к остаткам на счетах ее участников (банков).

— В целом риски для банков и платежных систем равнозначные, — указывает руководитель направления центра комиссионных продуктов Бинбанка Виктория Ермакова. — Но для полного исключения собственных рисков некоторые системы уже сейчас обязывают банки размещать денежные средства на корреспондентских счетах, открытых в расчетных центрах платежных систем, и позволяют им осуществлять операции только в пределах размещенных средств. В свою очередь, банки рискуют не меньше — ведь при возникновении аналогичных проблем у платежной системы банки-участники могут потерять сумму отвлеченных гарантийных взносов, а также денежные средства в размере обязательств системы перед банками, возникших по результатам клиринга за предыдущий период. Кроме того, поскольку гарантийные взносы требуют отвлечения денежных средств со стороны банка, предложенный способ сотрудничества с платежными системами является менее выгодным для банков, в сравнении с взаимодействием в рамках установленных на него лимитов.

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий опасается, что издержки банков по уплате гарантийных взносов, несомненно, будут переложены банками на плечи клиентов.

— Вопрос же о гарантиях со стороны платежных систем на случай их банкротства или неправомерных действий (например, незаконной блокировки карт) мог бы быть решен с помощью обеспечительных депозитов, которые платежные системы будут отчислять в ЦБ согласно поправкам к закону «О национальной платежной системе», — говорит Осадчий. — Однако такой механизм компенсации держателям карт, пострадавшим от действий платежных систем, законопроектом не предусмотрен.

По мнению эксперта по банковским рейтингам «Эксперт РА» Юрия Беликова, ЦБ актуализировал вопрос введения системы гарантийных взносов в связи с планами по формированию единой национальной платежной системы (НПС).

— Ввиду того что НПС будет создана с участием ЦБ, банки не понесут операционных рисков при переходе на гарантийные взносы, — указывает Беликов. — При этом платежная система будет защищена от неисполнения банками своих обязательств. А для частных платежных систем гарантийные взносы не только минимизируют кредитный риск, но и облегчат управление ликвидностью, что повысит их надежность для клиентов. Принципы действующей сейчас лимитной системы не унифицированы и не всегда прозрачны для регулятора. Поэтому в среднесрочной перспективе нельзя исключать вероятность обязательного характера перехода на систему гарантийных взносов»».

Между тем в понедельник стало известно, что «международная платежная система Visa заблокировала карточные операции СМП Банка и его дочернего Инвесткапиталбанка, сообщила во вторник пресс-служба американской компании. Известие об этом распространило РИА Новости.

Эти два российских банка, контролируемых братьями Аркадием и Борисом Ротенбергами, в понедельник были включены властями США в список российских компаний, в отношении которых действуют санкции в связи с ситуацией вокруг Украины.

"В целях соответствия законодательству США Visa International Service Association прекратила доступ к сети Visa для указанных финансовых институтов. Мы сожалеем о неудобствах, доставленных этим организациям, держателям карт — клиентам этих банков, а также торгово-сервисным предприятиям", — говорится в сообщении пресс-службы платежной системы.

"Все системы Visa функционируют в обычном режиме, и мы продолжаем оказание услуг остальным нашим клиентам в России", — отмечает американская компания.

Международная платежная система MasterCard уже в понедельник проинформировала о намерении в ближайшее время приостановить операции по картам СМП Банка и Инвесткапиталбанка.

СМП Банк сообщил, что расценивал вероятность введения санкций со стороны США как высокую, поэтому предпринял ряд мер, чтобы минимизировать возможные убытки. В частности банк поддерживал остатки на корреспондентских счетах на минимальном уровне. В настоящее время у банка существуют договоренности с рядом российских банков о создании межхостовых соединений для обеспечения работы карт».

25 апреля в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Visa ощутила утрату доверия» говорилось: «крупнейшая в мире платежная система Visa опасается негативных последствий для своего бизнеса из-за санкций, введенных США против России в конфликте вокруг Украины, - передавала Deutsche Welle.

"Мы оказались заложниками политики США и политики России", - заявлял директор Visa по финансовым вопросам Байрон Поллитт, представляя отчет за последний квартал.

По его словам, объем трансакций в России уже заметно сократился, и санкции негативно скажутся и на других деловых операциях. В то же время Поллитт выражал надежду на то, что Visa и впредь будет активно работать в России.



"У нас в России 100 миллионов клиентов, и никто, в том числе и русские, не может быть заинтересован в том, чтобы люди больше не могли пользоваться этими кредитными картами", - подчеркивал он».

«Новость о снижении деловой активности Visa в РФ вызвала негативную реакцию на финансовых рынках: акции Visa подешевели почти на пять процентов», - информировало агентство Reuters.

«Президент России Владимир Путин, выступая на медиафоруме ОНФ 24 апреля, заявил, что Visa и Mastercard, которым в России отдали 90% рынка, подрывают доверие и могут потерять этот рынок, так как показали, что подвержены политическому влиянию извне. Президент РФ еще раз подчеркнул, что России необходима своя платежная система», - сообщало агентство РИА Новости.

«По словам Путина, в России никто не собирается наказывать платежные системы Visa и Mastercard, внезапно прекратившие в конце марта обслуживать несколько банков. По словам президента, эти компании просто будут терять рынок в России, - говорилось с сюжете телекомпании НТВ.

Глава государства уточнил, что эти две системы, имеющие 90% рынка в нашей стране, оказались подвержены очень сильному политическому влиянию и «прогибаются» под этим давлением.

«Я сейчас не говорю о каких-то административных шагах с нашей стороны. Мы не предусматриваем никаких шагов наказания недобросовестных партнеров, но они подрывают доверие к себе, а значит точно совершенно будут терять рынок», - выражал уверенность президент России.

Отказ Visa и Mastercard от обслуживания некоторых своих клиентов Путин назвал «очень большой ошибкой»».

«С экономической точки зрения, на мой взгляд, для них это очень большая ошибка, потому что внутри РФ VISA, Мastercard имели 90% рынка. Им отдали добровольно. Расчеты внутри страны происходят через VISA, Mastercard», — раскрывало смысл высказывания президента на медиафоруме ОНФ РИА Новости.

Законопроект о национальной платежной системе был внесен на рассмотрение Госдумы после того как под санкции США попал банк "Россия", и международные платежные системы Visa и MasterCard без предупреждения перестали проводить операции по выпущенным им картам».

Ранее на FLB о конфликте РФ с международными платежными системами и создании национальной платежной системы: «Иностранный пластик зажало в банкомате», «Эльвира Набиуллина получила «платежку», «Банкиры бегут от Грефа к Набиуллиной», «В УЭК нашлось слишком много MasterCard», «Банки РФ примеряют «китайскую платежку», «Суверенитет, отлитый в пластик».

http://flb.ru
http://flb.ru/info/57744.html
Обзор FLB
29.04.2014


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.