?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

$15 млрд в год берут "на лапу" российские чиновники

Анатолий Куликов: коррупция, как ржа, разъедает каркас власти


В гостях у редакции - бывший заместитель председателя правительства, экс-министр внутренних дел РФ, депутат Государственной Думы генерал армии Анатолий Куликов. Смысл многих вопросов, заданных ему по телефону, сводился к главному: в стране правит бал криминальный беспредел, люди живут в страхе, чувствуя себя потенциальной жертвой преступников. В состоянии ли правоохранительные органы остановить этот вал преступности?

- Здравствуйте, Анатолий Сергеевич! Вас беспокоит Сергей Голованов из Ярославля. Прежде МВД уделяло больше внимания борьбе с уличной преступностью. Сейчас с наступлением темноты из дома носа не высунешь: того и гляди - изувечат, ограбят или убьют. Неужели милиция не может навести порядок?

- Вы правы: ситуация с уличной преступностью резко ухудшилась. Так, скажем, угон автотранспорта за последнее время увеличился почти на 20 процентов. Такой же показатель и уличного хулиганства, растет количество ограблений. Необходимы срочные меры. Забота о безопасности населения - задача не только правоохранительных органов. Этим не меньше должна заниматься и власть на местах. Есть же так называемая муниципальная милиция, основная цель которой - охранять общественный порядок.

Нужно совершенствовать качество несения милицейской службы, добиваться соблюдения законности, уважительного отношения к людям. Все это - аксиомы. Однако есть вещи, без которых навести порядок в населенных пунктах, особенно крупных городах, просто невозможно. Скажем, часто ли вы видите на улицах пеших патрулей в милицейской форме? Людям, если что случится, практически не к кому обратиться за помощью. Раньше - в царской России - существовали городовые. Это были настоящие блюстители общественной безопасности. Сегодня ничего подобного, к сожалению, нет.

В Англии, например, через каждые полтора квартала стоят стационарные полицейские посты. Любой гражданин, заметив непорядок, может тут же проинформировать полицейского. В США пеших патрулей мало, зато развито моторизованное патрулирование. Думаю, в России необходимы обе эти формы - и милицейские стационарные посты с пешим патрулированием, и широкое использование моторизованных групп внутренних войск. Тем не менее слышал, что специальные моторизованные воинские части внутренних войск хотят убрать с улиц. Это будет большая ошибка.

- Я, Элла Завьялова, учительница из Хабаровска. Хочу спросить вас как генерала, который командовал Федеральными войсками в Чечне: часто ли видите "чеченские сны"? Не мучают ли сомнения, что не все сделано так, как нужно?

- Не сомневается только патологически самоуверенный человек. И в первой, и во второй кампании чеченский вопрос можно было бы решать эффективнее. Сегодня контртеррористическая операция проводится более четко и энергично. Тем не менее и сейчас вопросы есть. Много претензий к военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов по поводу нарушений законности в отношении граждан. Думаю, тут очень уместен приказ генерала Владимира Молтенского о так называемых "вежливых зачистках". Эту проблему, по моему мнению, легко решить, если в каждой группировке (а они должны быть распределены по районам) будет находиться представитель главной военной прокуратуры. Этот сотрудник обязан не только снимать возникающее напряжение, но и следить за соблюдением законности. И в случае нарушения возбуждать уголовные дела, проводить расследование. Только путем законного спроса и с бандитов, и со всех остальных, включая сотрудников милиции и военнослужащих, можно в рамках законности добиться оздоровления обстановки в республике.

- Добрый день. Сергей Афанасьев из Москвы. Мой брат воюет в Чечне, и все мы волнуемся. Можете ли вы как бывший командующий федеральными войсками в Чечне спрогнозировать сроки окончания войны?

- Стабилизировать обстановку в республике позволяют не только успехи федеральных сил, но, главным образом, продуманная социально-экономическая и национальная политика. Скажу без прикрас: делается много по возрождению жизнедеятельности республики - восстанавливаются медицина, образование, коммунальное хозяйство, реанимируется сельское хозяйство, ожила промышленность. Но можно сделать больше, если начатая работа будет лучше организована. Скажем, есть такая задача, как оказание помощи со стороны субъектов Российской Федерации. Желательно закрепить по три-четыре субъекта за одним районом Чечни. И возможности милиции задействовать. И если три УВД закреплено за одним районом, то одно даст машину, другое - компьютер, третье - спецтехнику. Получится и для бюджета не накладно, и в то же время оказана большая помощь чеченским коллегам...

- Вам звонит ваш земляк Роман Оганян. Мой вопрос - о терроризме. Он действительно угрожает России или нас попросту запугивают?

- Терроризм - одна из самых страшных угроз нового тысячелетия. Единственная война, которая должна вестись в XXI столетии, - это война с международным терроризмом и преступностью. И победить можно только вместе, так как жизнь показывает, что в отдельной стране, даже такой богатой, как США, безопасность своих граждан обеспечить просто невозможно.

В этой войне очень важно избежать двойных стандартов. Если, скажем, в России действия боевиков в Чечне будут считать терроризмом, что соответствует истине, а в Англии будут их воспринимать как национально-освободительное движение, то мы никогда не победим международный терроризм.

Для координированной борьбы с терроризмом недавно создан Всемирный антикриминальный и антитеррористический форум, который мне поручено возглавлять. В него вошло около 40 ведущих государств мира.

- Здравствуйте, звонит Анна из Московской области. Я работаю в государственном учреждении и вижу: коррупция буквально захлестнула чиновничий аппарат.

- Проблема, бесспорно, колоссальная. По некоторым оценкам, на сегодняшний день криминальные структуры контролируют до 40 процентов экономики и примерно половину банковских ресурсов страны. Представьте себе, что на подкуп чиновников в России ежегодно тратится 15 миллиардов долларов. Половина годового бюджета страны! Коррупция, как ржа, разъедает весь каркас власти. Коррупция в России стала проблемой национальной безопасности, от решения которой зависит не только будущее страны, но и сам факт ее существования. И знаете, к сожалению, в прошлом году закон о борьбе с коррупцией не прошел в Госдуме даже в первом чтении. Это ли не свидетельство того, что уровень коррупции у нас высок и продолжает расти?

Группа депутатов, в том числе и я, на Комитете безопасности вновь вернулись к этому вопросу, теперь уже с поддержкой президента. Сегодня практически закончена работа над законопроектом, и мы будем представлять его Государственной Думе. Надеюсь, в этом году закон о противодействии коррупции будет принят хотя бы в первом чтении.

- Меня зовут Татьяна. Я - домохозяйка. Живу в Москве. Анатолий Сергеевич, очень надоели "лица кавказской национальности", которые правят на столичных рынках. Не пора ли законы какие-то вводить, чтобы навести порядок?

- Раз вы эту проблему обозначаете, значит, она, наверное, есть. Хотя я сам себя тоже отношу к лицам кавказской национальности, поскольку вырос на Кавказе. Я думаю, что порядок на рынках - это проблемы не федеральной власти. У нас ведь есть районные структуры, есть законодательные органы субъектов Российской Федерации. Эти вопросы должны решаться на таком уровне. Что такое рынок? Это, так скажем, один из источников пополнения доходной части местного бюджета. И там, где чиновники не берут взяток, а занимаются своими должностными делами предметно, там никаких нарушений нет. И неважно, кто будет стоять за прилавком - лицо кавказской или славянской национальности. Важно, чтобы не обвешивали, не обворовывали, не обсчитывали, чтобы все имели свободный доступ к торговле и платили исправно налоги.

- Здравствуйте! Меня зовут Олег, я капитан милиции. Сейчас нас часто обвиняют во взяточничестве, крышевании преступных структур. Понятно, что главная причина этих явлений - низкое материально-денежное обеспечение сотрудников. С первого июля милиционеров приравнивают к государственным служащим, повышают их оклады на 50-60 процентов. Но явится ли эта акция решением всех социальных проблем милиционеров, если у них забирают ряд серьезных льгот?

- Мне часто приходится выслушивать и от рядовых граждан, и от депутатов упреки в адрес милиции - и за мздоимство, и за плохую работу, и за бездушное отношение к людям. К сожалению, в среде работников милиции и других правоохранительных органов немало "оборотней", которые позорят милицию.

Один из вариантов улучшения качества работы милиции - улучшение жизненного уровня работников правоохранительных органов, более тщательный отбор людей на эту службу. Сейчас рассматривается закон о повышении денежного содержания работников милиции, так же, как и военнослужащих. Но при этом многие льготы будут отобраны. Лично я не разделяю такую постановку вопроса. Именно по этой причине голосовал против этого закона, но он, к сожалению, принят. Я против отмены льгот, ибо эта мера не относится к денежному увеличению. Льготы для людей в погонах - это плата государства за особые условия при исполнении профессиональных обязанностей.

- У телефона Кузнецов Игорь Владимирович, город Белгород. Ваше отношение к отмене смертной казни?

- Я категорически против ее отмены, но хочу уточнить: сегодня смертная казнь не отменена, на нее просто наложен мораторий. Могу обосновать свою позицию. Мы находимся пока на таком уровне демократии, когда отменять смертную казнь нам еще рано.

В России за прошлый год особо тяжкие преступления - убийства перевалили 30-тысячную отметку. За прошлый год убито 33 583 человека. С 1996 по 1998 год эта цифра колебалась в пределах от 27 до 29 тысяч человек. Я не исключаю, что одной из причин такой статистики как раз является мораторий на смертную казнь и безнаказанность.

В этом году, с января по март, количество убийств возросло еще почти на один процент. И это, повторяю, - результат отмены приведения в действие закона о смертной казни.

- Пантюхов Олег Валентинович, из Ставрополя. Милиционеры Ставропольского края активно участвуют в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. Ходят слухи, что участники контртеррористической операции будут приравниваться к участникам боевых действий. Так это или нет?

- Это моя самая главная и больная тема. Действительно, скоро на пленарном заседании Госдумы будет рассматриваться в первом чтении закон о дополнении к Закону о ветеранах. В нем предлагается приравнять всех участников боевых действий на территории Российской Федерации, в том числе и на Северном Кавказе, к ветеранам боевых действий. Предварительно могу сказать, что мы достигли согласия и, думаю, в первом чтении этот закон будет принят, но для его выполнения понадобится около двух миллиардов рублей. Правительство неохотно шло навстречу, но благодаря поддержке главы государства, а он - за этот законопроект, надеюсь, будет принят.

- Как бывший глава МВД оценивает работу нового руководства МВД? Стала милиция работать лучше или нет? Представлюсь: я из Академии внешней торговли, Павлов Константин Александрович, профессор.

- Константин Александрович, мне как бы некорректно оценивать работу руководства министерства. Я вижу, люди понимают свои задачи, острейшие вопросы, озабочены их решением. Однако проблемы по своему масштабу таковы, что новому министру очень трудно решить их за год. Есть хорошие и обнадеживающие начинания. Прежде всего - стремление оценку деятельности милиции вынести на суд жителей нашей страны. Если хотя бы половина населения одобрит работу милиции, то это будет уже большая заслуга органов правопорядка. Не процент раскрываемости, а удовлетворенность россиян работой милиции - это, на мой взгляд, основной критерий. Работу милиции должен оценивать народ.

Труд-7
http://flb.ru/info/0.html

24.04.2002


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.