?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Федеральный лохотрон

Прошлогодний подарок бюджетникам до сих пор ускользает у них из рук


Отечественному сериалу под названием "Декабрьское повышение зарплаты бюджетникам" на днях исполнится полгода. В ближайшее время коллегия Счетной палаты России подведет промежуточный итог этого действа. Правда, во многом результат его был ясен еще минувшей осенью, когда федеральный Центр "продавливал" свою затею, настаивая на введении соответствующего закона даже не с декабря, а на месяц раньше.

Благое, безусловно, дело изначально использовали как пропагандистскую акцию - по сей день федеральная власть козыряет злополучным повышением по малейшему поводу, а то и вовсе без него. Поэтому все контрдоводы регионов, предвидевших последствия "подарка", парировались: все будет хорошо. Хотя серьезных оснований для такого оптимизма, как выяснилось, не было.

"Вопрос политический"
Напомним, что с 1 декабря тарифные ставки зарплаты работников бюджетной сферы поднялись, как гордо поведали чиновники, "в среднем в 1,89 раза". Наиболее существенно это повышало, в частности, заработки многих учителей, врачей, а также работников культуры. Однако столь радостное событие влекло и дополнительные расходы. Львиную их долю (140 млрд. руб. за год) предстояло покрыть из региональной и местной казны, меньшую (свыше 45 млрд.) - из федеральной.

Однако почти одновременно с законом, увеличивающим оплату труда бюджетников, вступила в силу и вторая часть Налогового кодекса России. Она сократила доходы консолидированных бюджетов территорий почти на 100 млрд. руб. Получается, что для многих из них задача оказалась неподъемной: три десятка регионов вообще не смогли выделить в своем бюджете деньги на повышение зарплаты, а иные из тех, кто все-таки его учел, получили бюджетный дефицит в 50, а то и 60%. У некоторых субъектов Федерации (например, у Карелии, Хакасии, Чукотки, а также Костромской, Ульяновской, Кемеровской областей) доля зарплаты из-за этого составила до двух третей (и даже выше) всех расходов.

Более того, проверка выдачи денег работникам бюджетной сферы, которую проводит Счетная палата России по поручению Федерального собрания, показала, что лишь 14 регионов не имели на 1 декабря долгов по зарплате. Общие просроченные обязательства по ней остальных территорий уже тогда составляли более 1,6 млрд. А задолженность по начислениям на заработную плату достигла к тому времени почти 12,5 млрд. Например, в Архангельской области на тот момент бюджетники недополучили почти 51,5 млн. руб. самой зарплаты и еще 174 млн. в качестве начислений на нее, в республике Северная Осетия - Алания эти показатели составили 66 и 255,5 млн., в Кировской области - 153,5 плюс 327,7 млн. руб., в Приморском крае - 168 и 201,6 млн.

Центральная же власть при этом особо не скрывала, какое значение придает декабрьскому повышению. Оттого-то наиболее лояльные Кремлю губернаторы (как, например, воронежский глава Кулаков, втолковывавший подчиненным, что это "вопрос политический") пытались решить эту задачу любой ценой. И многие из них сумели сделать так, что на вверенных им территориях вовремя выдали повышенное жалованье, еще не рассчитавшись за предыдущие месяцы.

Позднее, кстати, не кто иной, как экономический советник президента России г-н Илларионов, назвал решение об увеличении зарплаты бюджетникам неразумным и торопливым. Хотя сам Владимир Путин, помнится, говорил, что перед принятием его "были просчитаны все возможные сложности".

Повышение с понижением
В этом году из федеральной казны действительно помимо трансфертов предусмотрено для регионов 13,7 млрд. руб. на выдачу зарплаты бюджетникам (за счет Фонда софинансирования социальных расходов) и еще 3 млрд. на "стабилизацию" доходной базы. В то же время, по подсчетам Минфина России, территориям дополнительно потребуется на оплату труда бюджетников (с начислениями на нее) 156,4 млрд. руб.

В декабре за счет дополнительных доходов федерального Центра регионам в виде дотаций было направлено 2,3 млрд. руб. С января по март на те же цели перечислено 4,5 млрд. Общая ситуация от этого не разрешилась. По итогам декабря задолженность по зарплате бюджетникам возросла в стране до 1,67 млрд. руб., января - до 2,05 млрд., февраля - до 2,8 млрд. руб. На 1 апреля она составила около 2,3 млрд. руб., а задолженность по начислениям на зарплату - примерно 11,6 млрд. (К тому же существуют, например, существенные расхождения официальных данных правительства России и, в частности, Министерства образования со сведениями, которыми располагает ЦК профсоюза работников этой отрасли.)

Вдобавок немало бюджетников по стране оказались, по сути, обманутыми. Например, во многих регионах для них действовали местные надбавки к зарплате, теперь их отменили, чтобы иметь возможность выдать "кремлевские". В ход, разумеется, пошли и всякого рода хитрости: известны случаи, когда работникам даже занижали прежние тарифные разряды.

Но даже такие меры не улучшили картину в целом. Скажем, в последние годы в Башкирии долгов по зарплате бюджетникам не было. По состоянию же на 15 апреля учителя, врачи, работники культуры республики недополучили 47 млн. руб. (это примерно месячный фонд). А в Свердловской области из-за повышения зарплаты бюджетникам срываются дорожные работы. Правительство региона, не имея других источников, вынуждено было воспользоваться для выплат средствами дорожного фонда.

Правда, с начала года Минфин России выдал регионам свыше 3,5 млрд. руб. в качестве бюджетных ссуд (из них только с 1 по 18 апреля - 1,13 млрд.) на покрытие кассовых разрывов. Большую часть этих средств они и направили на зарплату бюджетникам. Фактически сегодня эти ссуды оказались единственным инструментом оперативного влияния на сложившуюся ситуацию.

Однако, как полагает аудитор Счетной палаты России Сергей Рябухин (его группа ведет мониторинг выдачи зарплаты бюджетникам), такая практика является заведомо ошибочной. Не решая проблему в принципе, ссуды ложатся лишним бременем на региональные бюджеты, лишь изменяя структуру их задолженности.

Тем не менее Министерство финансов в этой ситуации вполне довольствуется ролью бухгалтера. В конце концов федеральный-то бюджет и принят, и исполняется с профицитом, это региональным приходится наращивать дефицит.

Хватит - заплатим, нет - сократим
Разумеется, бюджеты российских территорий, особенно тех, что побогаче, верстают тоже не ангелы. И нет сомнений, что маскировать благосостояние они умеют, например, занижая доходы. Но ведь и Москва сегодня делает все, чтобы такое взаимное объегоривание процветало и дальше. И пока, например, на федеральном уровне не разработаны минимальные социальные стандарты и финансовые нормативы, величина трансферта региону зачастую зависит от того, прокремлевскую ли позицию занимает его сенатор, голосуя в Совете Федерации.

Больше всех в ситуации с придавившей территории прибавкой, пожалуй, пострадали муниципалии, за чей счет региональное начальство по привычке попыталось сэкономить в первую очередь. А именно местное самоуправление, как известно, тянет основной воз жилищно-коммунальных хлопот. В результате даже в крупных городах вроде Иркутска на выплату повышенной зарплаты бюджетникам уходит 70% всех расходов. А в небольших городах, например Шелехове, только на это сегодня тратят почти весь свой бюджет до копейки. При этом здесь, как и во многих других муниципальных образованиях, стремительно растут долги перед энергетиками и коммунальщиками.

Осенний оптимизм заметно выветрился и у самого правительства России. По прогнозу Валентины Матвиенко, к концу года общая задолженность по зарплате бюджетников может составить до 11 млрд. руб. Сегодня в большинстве регионов на ее выдачу расходуют более 40% консолидированного дохода, в двух десятках - от 50 до 60%, а еще в девяти - и того больше.

Впрочем, в нынешнем конфузе с надбавкой Валентина Матвиенко даже нашла положительную сторону. Оказывается, история с незадавшимся повышением заставит правительство и руководителей регионов провести "тщательную ревизию бюджетной сферы" и, например, вынудит сократить ненужные учреждения.

А вот вице-премьер Алексей Кудрин даже заверял, что задачи с выплатами бюджетникам будут решены во всех регионах к середине года. Об этом он говорил, выступая на первом Всероссийском съезде членов партии "Единая Россия" - депутатов органов законодательной власти и местного самоуправления.

Кстати, тогда же сопредседатель этой партии Сергей Шойгу обещал, что она, партия, будет защищать социальные права граждан. Глава МЧС говорил и о том, что контроль за социальной сферой и своевременной выдачей зарплаты бюджетникам станет "стратегическим приоритетом партии". Ведь, по его словам, у "Единой России" достаточно сил, чтобы по каждому факту задержки зарплаты провести собственное расследование и наказать виновных...

Независимая газета
http://flb.ru/info/8015.html

27.05.2002


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.