?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Золотые горы мусора

FLB: Борьба за чистоту грозит экологической катастрофой. О странностях хозяйствования подразделений Минобороны России и эффективности бюджетных трат


Ни в одной стране мира ни одно ведомство не может работать без нареканий. Россия в этом смысле не исключение. То же Министерство обороны РФ, несмотря на то, что прошло через целую волну скандалов и уголовных разбирательств из-за финансово–хозяйственной деятельности руководства, время от времени вызывает к себе вопросы.
И хотя со стороны государства сделано немало шагов для предотвращения возможных хищений и злоупотреблений при расходовании денежных средств, а их для нужд оборонного ведомства на 2015 год выделено более 3 триллионов рублей, уровень странного отношения к служебным обязанностям отдельных руководителей оставляет желать лучшего.



Как полагают авторы расследования, способствует данному обстоятельству и освобождение Евгении Васильевой, покинувшей зону по решению суда. Впрочем, судебная система и тема справедливости – это отдельный разговор. Сейчас же речь пойдет о новых странностях хозяйствования, прозрачности закупок услуг и эффективности бюджетных трат.

Аукционы, смердящие коррупцией

«21.04.2015 на электронной площадке «РТС-тендер» был инициирован аукцион по вывозу твердых коммунальных (далее ТКО) и жидких бытовых (далее ЖБО) отходов с территории казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны РФ в 2015-2016 годах (Восточный военный округ) с начальной ценой контракта более 450 млн. рублей (№ 0173100004515000617).

Анализ имеющейся в доступе документации и информации вскрывает массу вопросов к честности проведения аукциона.

На участие в аукционе было подано 5 заявок, из них 4-м участникам закупки под разными формальными предлогами было отказано в допуске к участию в данном электронном аукционе, соответственно допущено к участию в аукционе только ООО «АЛЕКСАНДР», которое, естественно, стало победителем аукциона. Итог - стоимость услуги, которая на самом деле превышает среднерыночную в несколько раз, снизилась на копейки.

Получается, что в «аукционе», если это можно так назвать, фактически участвовал только один участник – ООО «Александр», образованное в декабре 2011г. Организация не имеет ни опыта в сфере вывоза ТКО и ЖБО, ни одной единицы спецтехники, никаких производственных мощностей. У организации нет необходимой для такого рода деятельности лицензии, а её уставной капитал на сегодняшний день составляет всего 22 тысячи рублей.

Таким образом, тендер был отдан сомнительной фирме без всякого аукциона и понижения цены. Складывается такое ощущение, - отмечают авторы расследования, - что для организаторов процедуры это и была главная цель, и кто-то был явно заинтересован в победе именно этой организации. Деньги же не личные и цель, как полагают журналисты, была удачно достигнута. Отмечается, что «в июне 2015 года эта же организация выиграла еще два конкурса по вывозу отходов в других регионах страны на сумму свыше 400 млн. рублей. Совпадение, или кто-то «курирует» эту организацию в самом Министерстве обороны? Об этом мы еще порассуждаем чуть ниже, пока же вернемся к этому «уникальному» конкурсу.

Итак, продолжают авторы, «в аукционе участвовали 5 организаций. Четыре организации были отклонены по различным, вплоть до абсурда, критериям. Так, в описании объекта закупки было указано, что в дезинфицирующем средстве содержание диметилкарбинола не должно быть менее 17,1%. Одна из организаций была отклонена из-за того, что заявила лишь 17%, что на 0,1 менее требуемого. Складывается такое ощущение, что данные организации-участники были в сговоре между собой, победителем ООО "АЛЕКСАНДР" и организатором закупки, поэтому специально указали в приложении к закупке неверные сведения для победы в аукционе без снижения цены. Это является широко распространенной схемой в области госзакупок. В итоге аукцион был признан несостоявшимся, и контракт заключен по максимальной цене с единственным оставшимся участником «удовлетворяющим все требования организаторов».

Продолжая изучение поданной ООО «Александр» конкурсной документации, было замечено, что в контракте отсутствуют хоть какие-либо объемы вывоза ТКО и ЖБО. Нет их ни по объектно, то есть по каждой воинской части, ни общих. Расчет объема работ исходя из единицы стоимости услуги совершенно неправилен, тем более, что и наименования услуг, и условия их оказания и цена различны. Да, и к стоимости единицы услуги большие вопросы.

Согласно цели Федеральной контрактной системы, торги должны быть четкими и прозрачными. А при отсутствии элементарных объемов, указанные цели не достигаются, а наоборот способствуют различного рода махинациям с государственными бюджетными денежными средствами и припискам. Как говорится – гуляй коррупция, бери денег насколько хватит взаимных устных договоренностей. И никто никак не проконтролирует!

В Расчете начальной максимальной цены контракта в 2015-2016 годах указана цена единицы услуги:- вывоз ТКО (1м3) – 690 руб. 00 коп.; - вывоз ЖБО (1м3) – 588 руб. 98 коп. В то время как анализ существующего рынка аналогичных услуг на территории ВВО показывает, что в контракте цена завышена в среднем в 1,5-2 раза по ТКО и в 2-4 раза по ЖБО.

Из-за кризиса расходы федерального бюджета сокращаются, режут по живому, но видимо, в МО РФ есть возможность за счет государства вывозить «золотой» мусор. По отдельным статьям расходов, таким как эта, финансирование найдут - ведь его можно «попилить». Таким образом, федеральные бюджетные средства пойдут не на реализацию обозначенной Президентом России программу перевооружения армии, не на социальные нужды и иные, столь необходимые госпрограммы, а, - как полагают журналисты, - в карманы ловких дельцов от Министерства обороны.

Борьба за чистоту грозит экологической катастрофой

Напомним, ООО «Александр» имеет уставной капитал в 22 000 рублей. Своих производственных мощностей, площадок и транспорта на территории Дальнего Востока у организации нет.

При всём этом объемы мусора просто огромны. Исходя из арифметики «специалистов», составлявших конкурсную документацию, можно сделать вывод о том, что объемы могут достигать 100 тысяч кубометров в месяц! (мы взяли сумму контракта и усредненные значения цены услуги). С учетом этого возникает вопрос – так кто же вывозит мусор? Мы постарались выяснить и этот момент. Прежде всего, мы обратили внимание на местные организации, специализирующиеся на подобных работах. С помощью общественников-экологов удалось выяснить, что наиболее крупные местные спецорганизации, которые могут осилить исполнение подобного объема работ, никогда не заключали договоров с ООО «Александр» и вывоз отходов с интересующих территорий не осуществляют.





Так куда же деваются отходы? Вот тут начинаются настоящие сюрпризы современного «капитализма». Получая настолько выгодные госконтракты можно и обязательства перед заказчиком (государством) исполнить в полном объеме и при этом получить немалую прибыль. Но реалии таковы, что о фактическом выполнении работ беспокоятся в последнюю очередь. Так происходит и в этой истории – утверждают авторы расследования.

В итоге, отмечают журналисты, - на протяжении долгого времени вывоз мусора не осуществляется. Пока ООО «Александр» решает свои, более важные вопросы, воинские части самостоятельно занимаются проблемами утилизации скапливающегося мусора. Как рассказали нашему представителю в одной из воинских частей, решают эти вопросы как могут. Мусор сжигают, захоранивают поодаль от части, часто вывозят подальше просто в лес. Какой при этом ущерб причиняется экологии и природе посчитать нереально. Несмотря на некоторые меры по утилизации мусора в воинских частях проблему своими силами им решить не удаётся. Территории превращаются в опасные свалки, ведь в числе прочего мусора присутствуют и опасные отходы, и даже медицинские, которые нужно утилизировать специальным образом.

Как мы уже предполагали выше, - указывают авторы, - наверняка за победами ООО «Александр» в аукционах кто-то стоит. Причем нити тянутся к самой верхушке Министерства Обороны, ведь именно на том уровне инициировали и проводили аукцион. В кругах военных ходят слухи о том, что к деятельности этой организации причастен очень высокий чин. Пока называть его не будем, но в редакции имеются документы доказывающие то, что ООО «Александр», как претендент на исполнение контракта была утверждена еще в ноябре 2014 года, тогда как сам аукцион состоялся лишь в мае 2015. Как нам рассказали военные, именно наличие высокого покровителя и вынуждает командиров частей Восточного военного округа не предавать огласке катастрофическое положение дел и не идти к вышестоящему руководству с дурнопахнующим вопросом. Никто из военных не хочет получить кучу неприятностей из-за какого-то мусора. Проще решать вопросы на местах самим. Причем свалка, по данным все же не равнодушных людей в погонах, образовалась даже на территории Штаба Восточного военного округа.

В настоящее время явно возникла необходимость жесткого контроля и экономии миллиардов бюджетных средств при организации госзакупок в МО РФ. Сейчас данные функции возложены на ФАС РФ, но работа данной службы журналистам видится крайне неэффективной.

Как полагают авторы журналистского расследования, «однозначно вопросы к этой фирме и по данному аукциону у официальных лиц возникнуть должны. Интересно было бы побеседовать и руководителем Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО РФ Пойда Иваном Ивановичем или его коллегой руководителем Департамента государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации Форсовым Георгием Львовичем, но больше всего вопросов к Заместителю руководителя Департамента государственных закупок Министерства обороны РФ госпоже Кравцовой, ведь именно она от лица МО и подписывала все договора и извещения с ООО «Александр». Ну и безусловно хотелось бы услышать мнение по «мусорной» проблеме от министра обороны Шойгу С.К. – подчеркивают журналисты.

Не думаем, - рассуждают авторы, - что министр обороны Шойгу С.К., считающийся непредвзятым и борцом с коррупцией, знает про эти «темные делишки» с ООО «Александр». Надеемся, что ему станет известно про наши подозрения, безалаберную деятельность его подчиненных и коррупционные связи в министерстве обороны.

На личном опыте мы знаем, как тяжело достучаться до федеральных чиновников, общественников, правозащитников, депутатов и т.д. В нашей стране пока еще бытует мнение, что инициатива наказуема, поэтому многие из высокопоставленных лиц, руководствуясь этим принципом, отправляют всё вниз по инстанциям для разбирательства. А в итоге все спускается на тормозах. Но бывают и иные случаи, опять же из личного опыта знаем, что достучаться возможно, и когда это происходит результаты не заставляют себя ждать. Так, к примеру, было и с нашим расследованием нарушений на строительстве Космодрома «Восточный», с конца 2012 года мы начали трубить во все инстанции, звонили во все колокола и стучались во все двери, и в итоге в 2014 году наши доводы нашли подтверждения – подчеркивают авторы расследования, выражая надежду на то, что «общественные организации, в том числе и ОНФ (Общероссийский народный фронт), и полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев, а так же Военный прокурор ВВО и других правоохранительные и контрольные органы, от которых во многом зависит порядок и честность государственных процедур, заинтересует данная история и она найдёт свое логическое завершение в привлечении виновных к ответственности – резюмируют авторы расследования, предлагая вниманию всех заинтересованных лиц фотоотчет, где в центре экспозиции – территории, относящиеся к воинским частям.






FLB
http://flb.ru/info/59867.html
Обзор FLB
04.09.2015


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.