?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Полпред Северо-Западного округа Виктор Черкесов: мы были правы, начав федеральную реформу

Полпред Северо-Западного округа Виктор Черкесов видит своей главной целью участие в политическом процессе


- Виктор Васильевич, чего вам удалось добиться в округе за четыре месяца с момента назначения и какова программа дальнейших действий? Создается впечатление, что многое будет корректироваться в процессе работы. Так ли это?
- Безусловно. Набор поставленных перед нами задач будет не просто корректироваться, а определяться или даже меняться. Диапазон наших полномочий будет либо расширяться, либо сужаться. Это все - процесс не застывший. И я думаю, ничего странного или тревожного нет в том, что раз и навсегда не определены их рамки. Первая и главная цель, которая поставлена президентом и которую мы понимаем как его представители в регионах, - это участие в политическом процессе. А здесь нормировать и регулировать крайне сложно, тем более в такие короткие сроки.
Если говорить о достигнутом, то изменение прежней иерархии власти в регионах, когда после федерального Центра сразу шли руководители региональных администраций, - это очень серьезный политический шаг. Прежде всего важно сделать выводы, насколько эта перемена политического расклада состоялась и насколько она эффективна.
- Какие основные выводы вы уже сделали?
- Прежде всего я убедился, что мы были правы, начав федеральную реформу. У государственных органов, у федеральных структур, которые находятся на территории России вне федерального Центра, появилась точка опоры - и в политическом смысле, и в смысле координации и контроля за их деятельностью с учетом региональных особенностей. В течение многих лет у нас происходило ослабление федеральной вертикали. Подразделения федеральных министерств и ведомств в субъектах Федерации оказались не просто под влиянием, а под руководством региональной исполнительной власти. Правда, в некоторых случаях это диктовалось необходимостью, потому что решения региональной власти были здравыми. Но в большинстве случаев чрезмерная зависимость федеральных структур от местной власти затрудняла решение общегосударственных задач.
- Что в этом плане вы предприняли?
- За прошедшее десятилетие в стране возникла колоссальная региональная нормативная база - более 20 тыс. нормативных актов, - не соответствующая российскому законодательству и Конституции. По Северо-Западному федеральному округу за 4 месяца работы 93 таких нормативных акта были отменены или исправлены. Главы всех одиннадцати субъектов Федерации, входящих в округ, представили мне графики корректировки законов, равно как и расписание сессий законодательных собраний, которые будут это делать, соблюдая процедуру.
- Вы претендуете на миссию государственника. Можно сказать, объявляете своей программой усиление государства не только в политике, но и в экономике...
- Ни о каком наступлении на частный бизнес, который делает свой вклад в экономику страны, речи не идет. Подразумевается лишь наведение порядка в государственном секторе, который в последние годы зачастую работал не на благо граждан. По положению о полномочном представителе президента мы обязаны поддерживать все федеральные проекты, которые осуществляются на территории округа. При этом мы столкнулись с тем, что многие проекты существуют не один год на бумаге, реализация их буксует, а то и просто остановлена. Включенные в бюджет, они в то же время не всегда получали финансовое обеспечение. В этом смысле ситуация в округе, можно сказать, пришла в определенное запустение.
- Какие экономические программы в Северо-Западном округе вы намерены реализовать в первую очередь?
- Мы составляем реестр федеральных проектов, которые уже начаты. Говоря откровенно, выполнить все эти проекты невозможно. Россия сейчас не имеет таких возможностей. Поэтому мы выбираем те, которые наиболее социально значимы и могут послужить опорой для дальнейшего развития округа. Именно их реализацию берем под контроль и требуем от федерального Центра обеспечивать их ресурсами.
- Входят ли в этот список такие жизненно важные проекты, как строительство метро, кольцевой дороги и дамбы в Санкт-Петербурге? Или лимит федеральных средств, предназначенных для Санкт-Петербурга, в значительной степени израсходован на строительство Ледового дворца?
- Мы сейчас анализируем этот список. Перечисленные вами проекты безусловно приоритетные.
- Относится ли к приоритетным строительство Балтийской трубопроводной системы (БТС)?
- Безусловно. Она чрезвычайно важна для страны, поскольку соединяет трубопроводами нефтегазовые месторождения Республики Коми и Ненецкого округа с Европой. По нитке трубопровода, который будет наращиваться от Ярославля, Киришей к строящемуся порту в Приморске, нефть будет поставляться дальше в Европу.
Другая нить соединит город Усинск в Республике Коми с Варандейским месторождением почти на побережье Ледовитого океана. Мы предполагаем, что нефтепровод не просто решит проблемы снабжения энергоресурсами российских регионов, но и стимулирует экономическую жизнь по большому счету, то есть, говоря экономическим языком, вызовет эффект мультипликатора. Эта стройка имеет универсальное значение. Именно этот проект сейчас очень динамично реализуется.
- Для России международный транзит становится одной из главных статей пополнения федерального бюджета. Помимо трубопроводов сейчас активно обсуждаются возможности создания транспортного коридора Север-Юг. Какое сопровождение вы будете оказывать таким проектам?
- Сегодняшняя экономическая конъюнктура складывается именно так, и упускать этих возможностей никак нельзя. Поэтому приходится заниматься согласованием подходов к строительству БТС, регулированием форм участия в этом проекте административных структур Ленинградской области. Позиции Министерства транспорта, "Транснефти", администрации Ленобласти по этому вопросу различаются. Я думаю, что без контроля со стороны окружного начальства, которое выступает своего рода арбитром, возникли бы сложности в плане темпов строительства и заинтересованности территорий или компаний.
- Мы имеем печальный опыт нескольких попыток строительства порта в Усть-Луге. Деньги на его строительство, как известно, разошлись...
- Они расходились не по одному кругу.
- Потребуются ли от вас особые усилия по контролю целевого использования средств на БТС? Испытываете ли вы сопротивление "балтийского лобби"?
- Я встречался и детально обсуждал позиции сторон и с руководителем "Транснефти" Семеном Вайнштоком, и с министром транспорта Сергеем Франком, и с губернатором Ленинградской области Валерием Сердюковым. В результате найден оптимальный алгоритм решения этой проблемы. Если вы имеете в виду какие-то еще усилия контрольного характера, которые могли бы пресечь использование федеральных средств в период этого бурного строительства не по назначению, то и это само собой разумеется. Затем, в сущности, и созданы федеральные структуры в округе.
- Какой реальный вклад предприятия ВПК могут внести в подъем экономики вашего округа?
- Сейчас мы проводим инвентаризацию и проверку всех объектов ВПК на территории округа. Только в Санкт-Петербурге их больше 140. Принцип тот же - выделить те, чья деятельность имеет ключевое значение для страны и которые способны эффективно работать.
- Как реализуется инициированная вами программа создания окружных СМИ, о которой так много говорила летом петербургская и московская пресса? Что вы подразумевали под экспансией петербургских СМИ в регионы?
- Возможно, вы очень жестко поняли мой почин. Я не фантазер и трезво оцениваю возможности власти. Создавать некий печатный или электронный рупор окружного масштаба я не намерен. Но мы заинтересованы в том, чтобы у действующих на территории округа СМИ была возможность иметь доступ к информации о работе полпреда и государственной политике на территории округа. Другие причины, которые заставляют расширять информационное пространство, - возникшие в последние годы тенденции к информационной изоляции, когда на большинстве территорий подавляющее большинство населения выписывало только местные газеты и ограничивалось только местными радиостанциями и телевидением. Правда, общенациональное телевидение в большей степени остается доступным. А вот что касается печати, то проблемы есть. Доля центральных газет в потоке информации ничтожно мала. В региональной прессе до 80% информации касается местных дел и только 20% в лучшем случае новостей общероссийских. Жизнь соседних регионов почти совсем не освещается. Люди разных регионов Северо-Запада должны получать информацию не только о своем регионе, но и о соседних.
- То есть речь идет о своего рода самоидентификации округа через единое информпространство?
- Жители должны ощущать себя членами Северо-Западного культурно-исторического сообщества. Границы федеральных округов выводятся не только из границ военных - они очерчивают территории с тесными культурными и экономическими связями. В далекие времена Новгородчина простиралась до Белого моря. Так что ощущение тех, кто живет в пределах Северо-Запада, жителями всей этой большой земли началось не с появлением федеральных округов. К сожалению, жизнь последнего десятилетия была устроена так, что они все больше замыкались в своем регионе.
Существует и экономическая необходимость на новом информационном рынке. Для развития крупного бизнеса нужно продвигать деловую информацию за пределы области и республики. Поэтому сейчас некоторые центральные газеты планируют издавать региональные полосы. Речь идет не просто о выпуске вкладышей, которые по содержанию ничем не отличались бы от местных газет, а о создании окружной картины новостей, о принципиально иной тематике. РТР ведет работу над проектом, который позволит в сетке вещания российского телевидения показывать продукты региональных студий. В этом смысле можно вспомнить опыт петербургского телевидения, которое несколько лет назад имело федеральный канал с зоной вещания, выходящей за Урал.
- Планируете ли вы как-то стимулировать рост интереса к окружной тематике?
- Я не встречал журналистов, которые добровольно согласились бы на роль воспитанников. По счастью или несчастью - я еще и сам не могу этого точно определить - мы не имеем пульта, нажав на который, я зажгу телевизоры во всем федеральном округе. Равно как и печатного издания, которое завтра положат в почтовые ящики всех жителей Северо-Запада. Зато от самих руководителей СМИ, которые собираются на рабочие группы в территориях, поступает много идей и проектов. Так что тяга к новому есть.
- У Северо-Запада России были традиционно тесные культурные связи с соседними странами Балтии. Могут ли они стать партнерами в создаваемом информационном пространстве? Будете ли вы их включать в окружную информзону?
- Пока я не знаю о намерениях кого-либо из региональных администраций округа выйти на балтийский информационный рынок. Независимой же прессе это экономически не под силу. Если говорить о том, что Россия имеет национальные интересы в Балтии, то это, безусловно, так - начиная от проблем русскоязычного населения и кончая стратегическим значением Балтийского моря. Поэтому, скорее всего, можно говорить о том, что какие-то проекты федеральных изданий должны развиваться в сторону стран Балтии. Разумеется, для петербургских СМИ это было бы логичнее. Просто на сегодняшний день я исхожу из того, чем мы реально располагаем для решения этой важной задачи в свете геополитических перемен в Европе и в мире. Практически я смогу всячески этому содействовать, скажем, через создание федерального центра телевещания с центром в Петербурге. И если это удастся реализовать, то Балтия окажется в зоне такого вещания.
- Вы высказались о свободе слова и независимых СМИ как о достижениях последнего десятилетия. Как вы оцениваете недавно принятую Советом безопасности, членом которого вы являетесь, доктрину информационной безопасности? Не вызовет ли она соблазна ужесточить контроль над прессой?
- Я не обнаружил в тексте никаких позиций, которые можно было бы напрямую или косвенно трактовать как сигнал к ограничению свободы слова, - этого там нет. Другое дело, что сама схема отношений "пресса-власть-гражданин" сегодня нуждается в более четком регулировании. Я имею в виду, например, материалы, авторы которых пытаются давать свои, зачастую ни на чем не основанные оценки отдельных людей, должностных лиц. Иногда это делается столь размашисто, что репутация человека оказывается запятнанной. В тех редких случаях, когда суд признает неправоту автора публикаций, в углу страницы появляется малозаметное опровержение в несколько строк. Я бы поставил вопрос так: степень ответственности четвертой власти должна быть сопоставима со степенью ее влияния. А это требует правового регулирования.
- Как вы видите пути реального решения проблемы борьбы с преступностью в Санкт-Петербурге и Ленинградской области? Как продвигаются расследования по наиболее громким убийствам последних лет?
- Это тема для отдельного разговора. Недавно у нас прошло совещание с участием заместителя генпрокурора в Северо-Западном округе, начальников региональных управлений по борьбе с организованной преступностью, руководителей окружных и межрегиональных правоохранительных органов. Один из самых важных пунктов - смена и жесткий контроль кадрового состава правоохранительных органов.
- Когда вы познакомились с Владимиром Путиным?
- Познакомились мы много лет назад, жили в одном городе, работали в одном ведомстве.
- Часто ли вы общаетесь с президентом теперь?
- Я стараюсь не злоупотреблять тем, что имею возможность напрямую выходить на президента.
- Продолжает ли Владимир Путин вникать в проблемы Санкт-Петербурга?
- Многие проблемы города интересуют президента. Я бы сказал, что он не оторвался от города, в котором жил и работал.

Независимая газета
http://flb.ru/info/8471.html

10.09.2000

Черкесов

Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.