?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Диагноз: мздоимство

Хроническая болезнь России


Нашего собеседника вполне можно считать одним из самых компетентных людей в вопросах борьбы с коррупцией.
Во-первых, потому что Николай КОВАЛЕВ в начале девяностых годов возглавлял компетентное ведомство - Федеральную службу безопасности, во-вторых, сейчас он руководит Комиссией Государственной Думы по борьбе с коррупцией.

- Николай Дмитриевич, существуют две крайние точки зрения на коррупцию. Первая: "Коррупция бессмертна". Вторая: "Если чиновнику дать большую зарплату, он не будет брать взятки"... Какое из них ближе к истине?

- Истина всегда находится где-то посередине. История коррупции такая же древняя, как и история человеческой цивилизации, где бы она ни творилась - в Египте, Риме или Иудее. Мздоимство упоминается в русских летописях ХIII века. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III, а его внук Иван Грозный ввел смертную казнь "за чрезмерность во взятках".
Исторический опыт показывает, что полностью уничтожить коррупцию невозможно - ни казнями (пример современного Китая), ни полной либерализацией экономики (благополучная Швейцария -и вдруг нашелся банкир-взяточник!). Но снизить уровень этого зла - в том числе и увеличением зарплаты - можно. Однако резко повысить ее сразу всем российским чиновникам невероятно раздутого аппарата нереально. Значит, начинать надо с сокращения чиновничьей армии.
И еще одна проблема. Даже чиновники самого высокого федерального уровня, честно служившие государству, уходят на "гражданскую" жизнь абсолютно нищими. А это люди, которые решали вопросы многомиллиардных сделок. Фактически само государство подталкивает чиновников к коррупционным отношениям.

- А в других государствах как?

- В цивилизованных государствах чиновник знает, что, уходя на пенсию, он получит единовременное пособие, достаточное для того, чтобы начать свой бизнес. Не испытывает такого желания - одних процентов с этой суммы хватит на достойную жизнь. Плюс хорошая пенсия. Ничего этого у нас нет - ни пособия, ни достойной пенсии.

- Взятки берут (и дают) во всем мире. Но почему в России это явление приобрело угрожающие размеры? Называются умопомрачительные цифры.

- На самом деле потери страны от коррупции при самых оптимистических оценках могут составлять от 10 до 20 миллиардов долларов в год. Но нельзя измерять масштаб этого зла только в долларах. Коррупция наносит огромный ущерб нравственному здоровью народа, его отношению к органам власти, становлению демократических институтов и развитию гражданского общества. Это ржавчина, разъедающая устои государства. Любого государства - Россия действительно не исключение. Уровень коррупции объективно возрастает в стране, находящейся в стадии модернизации. Россия переживает сейчас не просто модернизацию, а коренную ломку, связанную с переходом от сугубо централизованной к рыночной экономике. Правда, есть у нас и собственно российская специфика - это традиция подчинения не закону, а инструкции и начальнику.

- Говорят, что коррупция сегодня угрожает безопасности России.

- Это не преувеличение. Современная коррупция тесно связана с организованной преступностью. Криминальные авторитеты берут государственных чиновников различного ранга на содержание, обоснованно полагая, что в нужный момент коррумпированный представитель власти и управления будет действовать под их диктовку. По оценкам МВД РФ, по состоянию на 2000 год организованная преступность контролировала в той или иной степени 40 процентов частных и 60 процентов государственных предприятий, от 50 до 85 процентов банков. В значительной степени из-за продажности чиновников высших рангов, недобросовестного исполнения ими служебного долга теневой бизнес достиг 40 процентов всего валового внутреннего продукта страны.

- Комиссия Госдумы оперирует многочисленными фактами чиновничьих злоупотреблений. Как на эти факты реагируют правоохранительные органы?

- У нас нет полномочий на проведение всеобъемлющего парламентского расследования, принятого в ряде других стран, и тем более на оперативно-розыскную деятельность. Комиссия имеет право лишь запрашивать прокуратуру, судебные и правоохранительные органы, чтобы они уточнили обстоятельства, факты, которые косвенно свидетельствуют о коррупционной деятельности высших должностных лиц. Иногда полученных ответов достаточно, чтобы сказать - да, чиновник нечист на руку. Но явно мало, чтобы привлечь его к уголовной ответственности, как в случае с рядом бывших министров.
Мы подготовили проект закона "О парламентских расследованиях", который должен позволить, в том числе и депутатам, более эффективно бороться с коррупцией.

- Руководители правоохранительных органов нередко жалуются на то, что законодатели не вооружили их всем необходимым для борьбы с коррупцией. Эти жалобы справедливы?

- Не вполне. Основная проблема состоит не в отсутствии соответствующих законов, а в ненадлежащем применении существующих. Только один пример - история возбуждения уголовного дела против бывшего министра путей сообщения Аксененко. Еще в 1999 году материалы Комиссии, выводы Счетной палаты, документы Минфина и ряда других ведомств, подтверждающие факты грубейших нарушений в системе МПС, были направлены в Генпрокуратуру, но в возбуждении уголовного дела в отношении Аксененко было отказано. Прошло немного времени, сменился Президент, изменилась ситуация в стране - и в октябре 2001 года Генпрокуратура на основе практически все тех же материалов, подкрепленных дополнительной проверкой Счетной палаты, несколько неожиданно вдруг возбудила уголовное дело в отношении Аксененко, предъявив обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями с причинением тяжких последствий. Значит, не отсутствие закона о борьбе с коррупцией было причиной?
Тем не менее новые законы готовятся. Недавно в первом чтении был принят Кодекс поведения государственных служащих. При всех недостатках это важный и нужный документ с точки зрения описания, что может делать государственный служащий, чего он не должен делать, а что считается коррупционным поведением. Пока, конечно, это в большей степени декларация. Но на подходе закон "О борьбе с коррупцией". Я один из авторов проекта. Готовятся изменения в закон о государственной службе, касающиеся борьбы с коррупцией. Есть и другие проблемы, которые мы пытаемся решать.

- Недавно Генпрокурор Владимир Устинов критиковал законодателей за то, что они создали немало законов в сфере экономики, которые провоцируют коррупцию. Вы с этим согласны?

- Должен признать справедливость критики Генпрокурора. Из-за того, что российское законодательство очень сложно и противоречиво, толкователем закона на практике выступает чиновник. И во многих случаях трактует его не просто в свою пользу, а создает условия, когда коррупционная сделка становится единственным выходом. Вот потому и требуется специальный орган, который бы анализировал законы как действующие, так и еще только готовящиеся, чтобы исключить эти провокационные нормы.

- Не раз слышала от руководителей правоохранительных органов в регионах, что они имеют чуть ли не полный список чиновников, связанных с криминалом. Хоть табличку на двери кабинетов вешай - коррупционер, взяточник. Впрочем, люди и без табличек осведомлены, какому чиновнику и сколько дать "за услугу". Но почему это знание не имеет никаких последствий?

- Могу ответить почему. В силу слабой профессиональной работы. Из органов ушли асы, специалисты высокого класса. А как следователь - студент третьего курса - может собрать доказательства, чтоб обвинить опытного взяточника? Практически все мы - в широком смысле этого слова - миримся с коррупцией. Потому что гораздо проще дать деньги и решить вопрос, чем пройти процедуры, предусмотренные законодательством, когда чиновник будет над тобой измываться, вносить какие-то изменения в документы, допустим, при регистрации предприятия. Возьму на себя смелость утверждать, что в России почти во всех случаях вымогательство отсутствует, нет необходимости: люди сами несут. То есть общество, с одной стороны, возмущается, с другой - провоцирует коррупцию, не хочет с ней бороться. Это и беда общества, и его диагноз.

Тамара Шкель

Где больше берут и меньше сажают

Сведения о состоянии преступности по взяточничеству за 5 месяцев 2002 года (по данным МВД)

Рос-
сия ЦФО Севе-
ро-
Запа-
дный ФО Юж-
ный ФО При-
волж-
ский ФО Ураль-
ский ФО Сибир-
ский ФО Дальне-
восточ-
ный ФО
Взяточничество 2995 1208 266 605 750 239 569 157
по сравнению с 2001 г. (%) -4,4 -9,9 -25,3 1,0 3,7 -26,0 28,7 14,6
раскрыто 2774 826 198 388 594 142 365 132
по сравнению с 2001 г. (%) 8,1 5,0 -29,0 24,8 45,6 -43,7 35,7 46,7
направлено в суд 1975 634 143 307 382 102 225 81
по сравнению с 2001 г. (%) 0,6 1,1 -19,2 26,9 10,4 -41,4 19,7 32,8


Жалко, что попался

Никто из коллег не осудил военкома

За тысячу "зеленых" заведующий радиологическим отделением Брянского онкологического диспансера Н. Молотков пообещал освободить здорового молодого человека от службы в армии, то есть выдать справку, будто он страшно больной и вообще не жилец на этом свете.
А парень рассказал о благодетеле и любителе баксов сотрудникам милиции.
Следствие выявило, что Молотков уже не раз выдавал фиктивные справки молодым людям, не желающим служить в армии.
Приговор суда: пять с половиной лет в исправительной колонии строгого режима. "Простите, что не устоял..." - попросил прощения осужденный у своих сотрудников, жены и детей.
Это единственный случай, когда взяточник наказан действительно по заслугам. Поэтому факт был доведен до сведения не только врачей, но и до всех военных комиссариатов области. Мол, упаси вас бог от подобного. Но не прошло и двух месяцев, как в мае нынешнего года не устоял А. Воинов - начальник одного из райвоенкоматов Брянщины. Он обещал за пятьсот баксов аннулировать двухгодичный контракт лейтенанта и отпустить его на "гражданку". Но у военкома аннулировали конверт со взяткой...
Заслуживает внимания реакция на этот позорный факт коллег Воинова. Все, с кем пришлось говорить, просили не называть их фамилии. Трое райвоенкомов области сказали одно и то же: "Очень жаль коллегу по-человечески". Осуждать же его поступок они... воздержались. В областном военкомате заявили: "Не верим! Подставили порядочного человека. Подбросили конверт с долларами..." В Московском военном округе ответили так: "Очень уж деликатный инцидент. Мы бы не афишировали его, пользы от этого не будет".
И только в военной прокуратуре Брянской области высказались определенно: "Если взятка будет доказана в суде, то военкому не покажется мало, чтобы другие не соблазнялись. Мы сообщили об этом случае в Москву своему начальству".
Тревожит во всем этом позиция брянских судей. В основном они выносят взяточникам или условные приговоры, или с отсрочкой их исполнения. Ну если уж не тюремные нары, то надо наказывать мздоимцев их же "оружием" - присуждать штрафы на сотню и тысячу минимальных размеров оплаты труда.

Анатолий Грачев
"Российская газета"
Брянск

Следователю - сто тысяч, замдекана - сто рублей

Старший следователь следственного отдела при УВД города Курска Игорь Скоркин стал довольно легкой "добычей" оперативников областного управления ФСБ.
Контрразведчики чисто провели операцию по задержанию предполагаемого (до суда) взяточника. Они взяли его, как говорится, с поличным за двадцать минут до полуночи на окраине города неподалеку от Триумфальной арки, где следователь сам назначил встречу человеку, у которого вымогал деньги.
В УФСБ с официальным заявлением обратился предприниматель, приехавший в Курск из Владимира. Он сообщил, что майор Скоркин требует от него 100 тысяч рублей за прекращение уголовного дела, которое якобы возбуждено и может повредить этому предпринимателю. Договорились о том, что первая половина суммы будет передана в качестве "предоплаты", а вторая - "по факту" прекращения дела. Сейчас майор коротает время в следственном изоляторе.
А на днях попался заместитель декана одного из факультетов Курской сельскохозяйственной академии, который пытался взять со студента за экзамен 150 рублей. Но тут уже начеку были сотрудники милиции.

Виктор Чемодуров
"Российская газета"
Курск

Президента ударили два раза

Коррупционный скандал, в который оказались вовлечены два из трех сыновей президента Республики Корея Ким Дэ Чжуна, по мнению аналитиков, грозит самыми серьезными неприятностями для правящей партии и больно бьет по репутации президента.
Прокуратура Кореи рискнула предъявить обвинение с интервалом в несколько недель сначала младшему, а затем и старшему сыну южнокорейского президента. Тем более во время чемпионата мира по футболу, в ходе которого корейцы, задействуя весь пропагандистский арсенал, стремятся представить Страну утренней прохлады как "государство без проблем". Удивительно и то, что эти обвинения были предъявлены на самом пике избирательной гонки и существенным образом повлияли на потерю правящей президентской партией значительной части своего электората на прошедших 13 июня выборах в местные органы власти.
В порядочности самого 77-летнего Ким Дэ Чжуна, который в годы военной диктатуры в Южной Корее чудом избежал смертной казни, никто не сомневается. Патриарх корейской политики, чьи президентские полномочия истекают в декабре, никогда не был замечен в каких-либо скандалах и уж тем более никто не осмелится употребить в связи с происшедшим термин "семейный бизнес".
Президент Ким Дэ Чжун сразу после ареста старшего сына был вынужден выступить в прямом эфире национального телевидения с публичными извинениями за проступки его отпрысков. Глава Южной Кореи попросил прощения у нации за то, что не сдержал своего слова. Во время президентской кампании он пообещал, что никто из членов его семьи не будет вовлечен в какие бы то ни было скандалы. Дело в том, что ранее сын предыдущего президента Ким Ен Сама был арестован за взяточничество и отсидел полгода в тюрьме.
В данной ситуации сыновья президента попали под обвинения о взяточничестве, желая оказать медвежью услугу своим знакомым бизнесменам и незаконно лоббируя их интересы с использованием положения ближайших родственников главы государства. 18 мая был арестован младший отпрыск президента Ким Хон Голь. По данным прокуратуры, Хон Голь получил взятки на сумму около трех миллионов долларов США от крупного бизнесмена Чхве Гю Сона.
А спустя месяц корейская прокуратура нанесла второй принципиальный удар по отпрыскам Ким Дэ Чжуна, даже не дожидаясь окончания чемпионата мира, которому президент страны уделил столько внимания. Сумма взятки, по данным прокуратуры, предназначавшаяся Ким Хон Опу, старшему сыну президента, около 1,8 миллиона долларов.
Ситуация напоминает русскую народную сказку. Из трех сыновей - двое разительно отличаются от третьего. И, похоже, двое, как и в финале народной притчи, окажутся в дураках, настолько решительно настроены в отношении Хон Опа и Хон Голя Кимов судебные власти Кореи.

Максим Макарычев
"Российская газета"
Сеул - Москва

ИНДЕМ - куда идем...

55 миллионов россиян признаются, что давали деньги в конвертах

В фонде ИНДЕМ в течение трех лет на основе экспертных интервью и социологических опросов граждан и бизнесменов составлялся своеобразный словесный портрет российского взяточника.
В итоге были сделаны ужасающие выводы. Российские граждане отдают в виде взяток более 36 миллиардов долларов в год. Причем Георгий Сатаров уточняет, что в исследовании речь идет о минимальных цифрах. На самом деле через руки взяточников проходят гораздо более значительные суммы. Приведенная цифра складывается из приблизительно 3 миллиардов долларов, которые наше население вкладывает в так называемый рынок бытовой коррупции. Еще более 33 миллиардов отдают российские бизнесмены.
Больше всего люди тратят на поступление детей в вузы - 449 миллионов долларов. Далее идет автоинспекция - 368 миллионов, а замыкают тройку "лидеров" российские суды - 274 миллиона. При этом, согласно проведенным исследованиям, в ситуации, когда приходится решать, давать или не давать взятку, попадала половина всего населения страны. Однако только 38 процентов соглашались с требованиями чиновников различного уровня и отдавали конвертики с купюрами. Получается, взятки давали более 55 миллионов россиян.
Правда, политологи уточняют, что при сопоставлении всех полученных данных был сделан достаточно интересный вывод: степень вовлеченности бизнесменов в коррупцию не влияет на деловой успех того или иного предприятия. Это означает, что давать взятки совершенно не обязательно. Хотя нечистые на руку чиновники, наверное, обидятся, прочитав эти строки.
Говоря о политической коррупции, эксперты ИНДЕМ обращают особое внимание на взяточничество в стенах Государственной Думы. Они полагают, что рынок коррупционных сделок в этом органе законодательной власти уже окончательно сложился. Причем "теневой доход" депутата ключевого комитета может в 15-20 раз превосходить его официальный заработок.
Анализ показал, что выделяются три основные причины взяточничества среди государственных чиновников. Это низкая зарплата, слабость социальных гарантий при отставке и правовая незащищенность. Одновременно с этим подчеркивается, что само по себе повышение зарплаты госчиновникам автоматически не приведет к снижению количества взяток.
Эксперты в своих оценках сходятся в том, что коррупция в России уже вошла в новую стадию формирования коррупционных сетей - организованных групп, созданных для совместного обирания и без того небогатого населения.

Владислав Воробьев

Предлагали ли вам когда-нибудь взятку?

Виктор Казанцев, полпред Президента РФ в Южном федеральном округе:
- В основе взяточничества лежит не только проблема безнравственности отдельных людей. Рост уровня доходов работников бюджетной сферы во многом снизит остроту данной проблемы. Во всяком случае большинству людей уже не придется выбирать между своей совестью или материальным достатком в семье. Это в равной мере касается и чиновников среднего уровня.
Другое дело - высшие эшелоны власти. Никакая зарплата не сравнится с тем, что может посулить при желании, например, крупная нефтяная корпорация. Но взяточничество на этом уровне приобретает несколько иную форму - без традиционных конвертов. Все гораздо тоньше. Гонорары за лекции, стипендии для детей, обучающихся в престижных зарубежных университетах, и так далее.
Как сказано в Послании Президента РФ Федеральному Собранию, нынешняя организация работы госаппарата способствует коррупции, что ставит задачу проведения широкомасштабной административной реформы. В том числе необходимо повышать прозрачность в работе властных структур. Ну а на ваш вопрос отвечу так: пусть только кто-нибудь попробует намекнуть мне о взятке!!!

Константин Пуликовский, полпред Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе:
- На должности полномочного представителя Президента РФ в ДФО взятку не предлагали и даже не намекали. Но вообще в моей биографии такой факт был, хотя его трудно назвать взяткой. Я работал помощником мэра города Краснодара. У меня была возможность выделять деньги из городского бюджета на плату за обучение детей в вузах. Ко мне подошел один из сотрудников администрации с предложением выделить средства на обучение в институте его сына. За такую услугу он обещал через какое-то время вернуть лично мне половину потраченных бюджетом денег. Я, естественно, отказал и выгнал его из кабинета с позором. Сейчас мне кажется, что он действовал не самостоятельно, а по чьей-то указке. Какие-то силы проверяли меня на неподкупность.

Репетитор счастливого билетика

Ректор Московского Государственного Университета
ЕСЛИ преподаватель попался на взятке, во-первых, его надлежит судить, а во-вторых, бесспорно, уволить из учебного заведения. Двух мнений тут быть не может. Никакие отговорки, что у него маленькая зарплата, не должны приниматься в расчет. Это не обсуждается, и не может обсуждаться.
Многие студенты высших учебных заведений страны не скрывают, что прошли по конкурсу благодаря своим репетиторам, которые "гарантировали успех". Являясь членами экзаменационных комиссий, они "протолкнули" своих подопечных. Таким образом, репетиторство порой выступает как своеобразная форма взятки. Как с этим бороться?
Я думаю, что репетиторство никакими запретами искоренить нельзя. Оно есть во всех странах, даже в таких высокоразвитых, как Япония.
Мне кажется, суть проблемы в другом. Надо сделать так, чтобы репетитор никоим образом не мог влиять на сам процесс поступления в вузы. В университете мы давно издали приказ: ни один человек, который занимается репетиторством, не должен быть членом экзаменационной комиссии. И это требование абсолютно жестко выполняется.

Российская газета
http://flb.ru/info/9179.html

29.06.2002


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.