Нарушитель конвенции
На мировой шахматной доске и современная Россия, и тем более Грузия выступают пешками, вынужденными реализовывать наступательные планы глобальных королей.
Годовщина атаки международного терроризма на Америку ознаменовала собой начало политического кризиса в отношениях между Россией и Грузией - Президент России В.В.Путин в своем заявлении от 11сентября 2002г. выдвинул политическому руководству Грузии требование принять незамедлительные меры по гарантированному обеспечению прекращения набегов чеченских террористов с территории Грузии на приграничные районы России и выполнения Грузией ее обязательств, вытекающих из признанной мировым сообществом антитеррористической резолюции СБ ООН № 1373. В противном случае Россия оставляет за собой право нанесения привентивных ударов по базам чеченских террористов, расквартированных в Панкиском и Кондорском ущельях и преследования бандформирований вглубь грузинской территории до полного их уничтожения.
Последующие выступления В.В.Путина и Министра обороны России С.Б.Иванова по сути содержали обвинения в адрес Шеварднадзе Э.А. в сотрудничестве с чеченскими террористами против России. Грузинская сторона приняла тактику отрицания подобного рода фактов, используя политическую и пропагандистскую поддержку США. В политический и журналистский обиход вошла формулировка, что отношения между Россией и Грузией оказались на грани войны.
Был ли российско-грузинский кризис предопределен логикой развития двусторонних отношений в постсоветский период, или, может быть, у Шеварднадзе остались личные счеты с Кремлем ? Как показывает анализ не то и не другое. Известно, что своим вторым постсоветским политическим "воскресением" теперь уже на грузинской "ниве" Шеварднадзе Э.А. во многом обязан Москве, а народы России и Грузии межнациональной розне предпочитают провозглашать совместные тосты за дружескими застольями. Возникновение кризиса получается явлением достаточно парадоксальным, если ... не учитывать контекст глобальной шахматной доски, на которой и современная Россия и тем более Грузия выступают пешками, вынужденными реализовывать наступательные планы глобальных королей, борющихся за выживание в XXI веке.
До последнего времени российско-грузинские межнгосударственные отношения развивались достаточно динамично, сотрудничество продвигалось вперед, имеющиеся проблемы решались на принципах добрососедства.
В июне с.г. состоялось пятое заседание Российско-Грузинской комиссии по вопросам экономического сотрудничества. В протоколе заседания зафиксировано поступательное развитие двусторонних отношений, а также решения по актуальным вопросам сотрудничества в энергетике, на транспорте, в погашении грузинской задолженности за газ и электроэнергию.
В прошлом году оборот двусторонней торговли вырос на 18,6% (до 140,9 млн.долл. или 15,4% всего внешнеторгового оборота Грузии), российский экспорт составил 57,9 млн.долл., импорт - 83 млн.долл.
В этом году отмечается дальнейший рост показателей торгово-экономического сотрудничества. За первое полугодие текущего года товарооборот составил 75,6 млн.долл., и по сравнению с первым полугодием 2001 г. вырос на 13,9 %, российский экспорт уже достиг 44,8 млд.долл, что в 1,8 раза превысил аналогичный показатель прошлого года.
Грузинская экономика зависит от поставок из России энергоносителей и электроэнергии (задолженность Грузии по ним достигла почти 150 млн.долл.), открытости российских рынков для грузинской продукции и рабочей силы. По просьбе Тбилиси российская сторона пошла на повторную реструктуризацию грузинского долга. В качестве основного условия при этом была выдвинута ратификация Соглашения об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего долга и активов бывшего СССР. После ратификации Грузией этого Соглашения Россия в марте 2001 г. в рамках Парижского клуба кредиторов согласилась на реструктуризацию грузинского госдолга (157 млн.долл.) на многосторонней основе.
Регулярные контакты поддерживаются между парламентариями России и Грузии.Заключены соглашения о сотрудничестве ряда российских регионов (Москва, Санкт-Петербург, Свердловская и Саратовская области) с Исполнительныой властью (правительством) Грузии. Традиционно активные двусторонние связи осуществляются по линии организаций деятелей культуры и искусства, проходят гастроли театров, художественных коллективов.
Между президентами двух стран происходят регулярные телефонные контакты и обмен посланиями по актуальным вопросам двусторонних отношений. В рамках саммитов СНГ традиционно проходят встречи В.В.Путина и Э.А.Шевардназдзе - последняя состоялась 1 марта 2002.
Россия продолжает играть ведущую посредническую роль в урегулировании конфликтов центральных властей Грузии с Абхазией и Южной Осетией. Задача российских миротворцев - поддерживать стабильность и невозобновление военных действий в зонах указанных конфликтов, обеспечивать возможность поиска политических решений.
В соответствии с достигнутыми в рамках Стамбульского саммита ОБСЕ российско-грузинскими договоренностями, две из четырех российских военных баз в Грузии были расформированы. Сроки функционирования двух оставшихся баз (Ахалкалаки, Батуми) предстоит определить в ходе двусторонних переговоров.
Актуальной остается подготовка проекта основополагающего двустороннего документа - нового Договора о дружбе.
Таким образом, ход развития двусторонних контактов по всему комплексу взаимоотношений России с Грузией - в политической, торгово-экономической и культурной сферах, не содержит причин объективного характера для осложнения межгосударственных связей. Имеющиеся проблемы достаточно результативно решались с использованием существующих механизмов политического взаимодействия и сотрудничества.
Такого рода причины трудно найти и в сфере личностного отношения Шеварднадзе Э.А. к политическому руководству Кремля.
Из досье "Компромат.Ru":
К исполняющемуся в этом году 200-тию Министерства иностранных дел в здании МИД на Смоленской площади вывесили портреты всех 30 бывших министров, возглавлявших внешнеполитический курс России на протяжении двух столетий в условиях трех ее исторических "измов": царизма - с 1802 по 1917г.г., от Воронцова А.Р. до Терещенко М.И., всего сменилось 18 министров; социализма - с 1917 по 1991г.г., от Троцкого Л.Д. до Панкина Б.Д., всего - 10 министров, "демократизма"- с 1991г. по н.вр., от Козырева до ныне действующего Иванова И.С., пока на этом "изме" сменилось всего три главных дипломата страны.
При этом показательны некоторые универсальные рекорды. В частности, самый продолжительный период- 28 лет, внешней политикой бессменно командовал А.А.Громыко. Самый ротационный год -1991, в течение которого на посту главы внешнеполитического ведомства прочность своих новых демократических принципов успели проверить четыре министра - Э.А.Шеварднадзе, А.А.Бессмертных, Б.Д.Панкин и А.В.Козырев. Этот "рекорд" красноречиво говорит, в частности, о том, что переход от первого "изма" ко второму (от царизма к социализму) в 1917 году был совершен более организовано, поскольку первый социалистический министр Лев Троцкий на этом посту один год все-же продержался.
1991 год, в течение которого осуществлялся переход от второго "изма" к третьему (от социализма к "демократизму"), оказался ротационно рекордным во всей двухсотлетней истории внешней политики России и достаточно красноречиво свидетельствует о фундаментальном развале российской государственности. Видное место в этой невралгической точке истории России принадлежит Эдуарду Шеварднадзе, занимавшему высшие посты в советской партийной и государственной иерархии и входившему в ближайшее политическое окружение главного "реформатора" СССР М.С.Горбачева.
Эдуард Шеварднадзе был доверительно поставлен М.С.Горбачевым на пост главы МИД в 1985году и прослужил на этом посту достаточно эффективно, с точки зрения внешнеполитических задач перестройки ( идею которой по его словам Горбачеву М.С. первым подсказал именно он). Затем министерская эстафета была передана специалисту по США А.А.Бессмертных, назначение которого должно было знаменовать собой, по мысли неугомонного реформатора М.С.Горбачева, переход от политического руководства МИД к профессиональному (как показали дальнейшие события эта "реформа" оказалась ошибочной и политически несвоевременной, во многом предопределившей заточение самого М.С.Горбачева в Форосе). Работа в МИД оказалась весьма полезной и для самого Шеварднадзе Э.А., поскольку позволила его богатый внуртиполитический опыт обогатить внешнеполитическим и установить личные контакты с лидерами западного мира.
Именно фактор доверительности Горбачева М.С. к Шеварднадзе Э.А. способствовал тому, что после августовского 1991г. путча ГКЧП и скандального снятия с поста министра иностранных дел А.А.Бессмертных, как несправившегося, МИД во второй раз доверили Шеварднадзе Э.А., хотя, как оказалось, и не надолго. Последовавший вскоре распад СССР смел с политической авансцены Горбачева М.С. вместе с его "креслами" политического лидера советского общества и главнокомандующего "всеми войсками" и, казалось, поставил точку на политической карьере Шеварднадзе Э.А., оставив, тем не менее, достаточно призрачный для него на тот период времени шанс политического возрождения - Грузию. Эдуард Шеварднадзе не упустил этот шанс.
Откуда же взялась проблема причастности Тбилиси к международному терроризму, приведшая к политическому кризису, поставившему отношения между Россией и Грузией на грань войны?
Первой протекционистской реакций В.В.Путина на эту проблему было введение с 5 октября 2000 г. визового режима в отношениях с Грузией, не давшее, однако, ожидаемых результатов и не приведшее к решению проблемы. Заявление Президента России от 11 сентября 2002 г. представляет собой следующий шаг в развитие сценария осложнения отношений России и Грузии. Кто же в действительности автор этого "сценария войны", кому жизненно важно состояние конфликта между россиянами и грузинами ?
Окружающий нас мир изменился существенно. Эволюция человеческого менталитета, идет вслед за изменяющимися реалиями и постоянно отстает от них. Таков био-социозакон, создающий определенный вакуум осмысления действительности на поворотных этапах цивилизационной эволюции, что позволяет заинтересованным силам манипулировать международным сообществом.
Примерно такая ситуация сложилась в начале первого тысячелетия. В чем состоит суть новых реалий современного мира?
К началу XXI века завершается двутысячелетний мировой процесс концентрации капитала и происходит формирование де-факто глобального капитала, означающее превращение планетарной цивилизации по своей сути в глобальное акционерное сообщество, централизованно управляемое из единого культурологического центра глобальным капиталом.Национальные государства фактически превращаются в управляемых акционеров, теряя свой классический суверенитет и свободу развития.
Формально философию и общую культурологию глобального капитала выражает атлантическая цивилизация, а ее конкретную политику проводят в жизнь государства "Большой семерки"("G-7"). Известная концепция "золотого миллиарда" представляет собой принципиальную схему борьбы за выживание богатых планеты за счет малоимущих. Эта борьба в XXI веке в условиях реального осмысления международным сообществом конечности источников жизнеобеспечения на планете становится определяющим фактором мирового политического процесса и так называемой "большой политики".
России в этих реалиях отводится роль "кладовой" с ее природно-ресурсным потенциалом Сибири и Дальнего Востока. "Взять эти богатства", к чему еще в XIX веке призывал ученый соотечественник М.В.Ломоносов, в XXI веке, провозглашается не как задача россиян, а глобального капитала, постепенно перетаскивающего из "тайных стратегий" теперь уже в документы международных организаций, в том числе и ООН, тезис о том, что природные ресурсы постсоветского пространства являются стратегическим резервом выживания всего человечества.
Решить эту стратегическую задачу - "освоить кладовую России" можно лишь при одном условии - если Россию будут раздирать внутренние и внешние конфликты, ослабляющие ее государственные устои и делающие ее более доступной. По сравнению с "недоступным" для Запада СССР, современная Россия в этом смысле уже стала "доступной ", что свидетельствует о постепенном приближении атлантизма к поставленной цели.
По сути демократические реформы в России, которые так охотно финансируются глобальным капиталом, представляют собой форму подключения России к глобальному механизму капиталистического управления мировым развитием. Поэтому в этом контексте нетрудно предположить, что без изменения внешнеполитической стратегии Россия и далее будет не избавляться от конфликтов, а "обрастать" ими, что мы и наблюдаем. Примеры: использование чеченских боевиков для втягивания России в цивилизационно-стратегический конфликт с исламом, открывающий атлантизму путь к контролю над мировыми запасами сырья и энергоресурсов, построению культурологически униформного мира, оринтированного на культ денег, в котором общества "золотого миллиарда", сосредоточившие у себя мировые финансовые ресурсы культурологически подчинили бы себе остальную часть человечества; антироссийская "разработка" грузинского нацменьшинства чеченского происхождения - кистинцев, для раздувания "пламени" Чечни на Грузию; искусственное создание проблемы "калининградской области", представляющей собой стратегический "крючок", на который "G-7", неустанно твердящая о равноправном партнерстве, подвесила Россию. Нет сомнения в том, что при любом варианте решения этой проблемы ключ от этого решения всегда будет оставаться в руках Евросоюза, а не у России, несмотря на то, что фактически это ее внутреннее дело.
В этом контексте, к сожалению, не только не дальновидной но и трагикомической выглядит кремлевская политика преследования чеченских боевиков в грузинских ущельях, что не имеет ничего общего как с реальным урегулированием российско-грузинского конфликта, так и решением проблемы Чечни в целом..
Россия будет вынуждена идти по пути наращивания своих проблем и конфликтов до тех пор, пока будет находится в плену атлантического миропонимания, а ее внешняя политика, как следствие этого, независимо от формально изъявляемой воли Кремля, реально будет играть роль составного элемента глобальной стратегии мировых денег. Внешнеполитическая ориентпция на присоединение к так называемому "цивилизованному миру"является исторически беперспективной, поскольку культурологический потенциал этого мира к XXI веку оказывается выработанным и больше не в состоянии решать проблемы, с которыми сегодня сталкивается международное сообщество, что и подтвердила проходившая в сентябре с.г. под эгидой ООН международная конференция в Иоганесбурге (ЮАР), посвященная современным проблемам человечества.
Исторические перспективы России заключены в собирании традиционалистического мира, естественным культурологическим центром которого она является, в политике, ориентированной на возрождение духовных ценностей в глобальном развитии, укреплении цивилизационно-культурологической полифонии современного мира.
http://flb.ru/info/0.html
В.Г.Соколенко, доктор политических наук, специально для Компромат.Ru
29.10.2002
Шеварнадзе
|