?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Крупнейшие танкерные катастрофы

Гибель "Престижа" сокращает доходы нефтяников и провоцирует скандал в Европе


Одной причиной для возможного подорожания нефти стало больше. Танкер "Престиж" с грузом 73 000 тонн мазута вчера разломился надвое в 250 километрах от испанского побережья. Десятки километров побережья уже загрязнены мазутом, вылившимся из трюмов танкера, который с 6 ноября терпел бедствие. Пять буксиров пытались вчера оттащить обломки танкера еще дальше в открытое море. Глубина океана здесь достигает 4 километров, и если танкер быстро опуститься на дно, то из-за низкой температуры воды мазут в трюмах судна застынет. Тогда большая часть опасного груза надолго останется на дне Атлантики, а утечка ограничится несколькими тысячами тонн.
Но если у экологии Пиренейского полуострова еще остается небольшой шанс, то политические и экономические последствия катастрофы предотвратить уже вряд ли удастся. Непосредственным ее итогом, скорее всего, станет серьезное перевооружение нефтеналивного флота. Собственно, оно уже началось после катастрофы танкера "Эрика" у берегов Франции в 1999 году: с того времени стали постепенно вводить запрет на однокорпусные танкеры (судна без двойных бортов, при повреждении обшивки которых нефть немедленно выливается в воду). Сейчас в Европе уже запрещено использовать такие суда, построенные до 1982 года. Тот же однокорпусный "Престиж", построенный в 70-е, уже не имел права захода в испанские порты, и именно поэтому следовал в Гибралтар, не подчиняющийся пока единой Европе. А к 2015 году европейцы вообще хотели запретить эти устаревшие танкеры, и нынешняя катастрофа наверняка ускорит этот процесс. Скорее всего, будет создан международный регистр судов, в который войдут лишь самые надежные танкеры. Что повлечет за собой серьезное удорожание перевозок нефтепродуктов. Только за последнюю неделю, по данным нефтяного агентства Petroleum Argus, стоимость фрахта возросла на 60%, и эксперты агентства предсказывают продолжение такого роста, причем уже "в разы", до конца года. Правда, роста розничных цен на сами нефтепродукты, формируемые лишь спросом и предложением, эксперты не ожидают. И тогда главным экономическим последствием катастрофы станет сокращение прибыли нефтекомпаний и нефтетрейдеров от экспортной деятельности.
Но это еще далеко не все последствия. На глазах возникает и политический сценарий.
В Испании поднимается волна критики в адрес правительства, которое обвиняют в том, что оно слишком поздно начало операции по предотвращению катастрофы. Испанские власти утверждают, что танкер находится в зоне ответственности Португалии, португальцы в свою очередь это опровергают, а "черный прилив" тем времнем движится к пиренейским берегам. В Португалии вчера собралось экстренное заседание правительства, на котором министр обороны Пауло Порташ четко заявил, что танкер находится в экономической зоне ответственности Испании. Португальские власти связались с капитаном судна, запретив ему двигаться к берегам своей страны, хотя испанцы надеялись, что танкер может доползти до португальского порта.
В Лиссабоне также рады ветру, дующему в эти дни в сторону Испании, -- это еще одна гарантия, что пятно не доползет до Португалии. У португальцев есть еще один повод для тайного удовольствия: раньше португальские рынки были забиты дешевой испанской рыбой, а теперь появился официальный повод запретить испанским конкурентам поставлять рыбу на местные рынки. В целом же португальцы считают, что проблемой должна заниматься не отдельная страна, а весь Евросоюз, уж коль он существует. Кроме того, указанная зона -- это зона ответственности НАТО.
Скандал разрастается не только на Пиренеях. Французская "Монд" увидела чуть ли не международный заговор: "Греческий судовладелец под прикрытием либерийской компании, флаг Багамов, азиатский экипаж, технический и судоходный контроль осуществлялся в США и Франции, русский мазут, бездействие испанских и португальских властей..."

Крупнейшие танкерные катастрофы

Название судна

Год катастрофы

Место катастрофы

Разлив нефти (тыс. тонн)

Atlantic Empress1979 Около 40 км к северу от побережья Венесуэлы287
ABT Summer 1991 Атлантика, 700 морских миль к западу от Анголы260
Castillo de Bellver 1983 Атлантика, недалеко от залива Салданья (ЮАР) 252
Amoco Cadiz 1978 У берегов Бретани (Франция) 223
Haven 1991 Генуя (Италия) 144
Odyssey 1988 Атлантика, 700 морских миль к востоку от Новой Шотландии (Канада)132
Torrey Canyon 1967 О-ва Силли у берегов Великобритании119
Urquiola 1976 Ла-Корунья, Испания100
Hawaiian Patriot 1977 Тихий океан, 300 морских миль к западу от Гонолулу (Гавайи)95
Independenta 1979 Пролив Босфор, Турция95
Jakob Maersk 1975 Порту, Португалия88
Braer 1993 Шетландские острова, Великобритания85
Khark 5 1989 Атлантика, 120 морских миль к западу от Марокко80
Aegean Sea 1992 Ла-Корунья, Испания74
Sea Empress 1996 Порт Милфорд Хэйвен, Великобритания72
Katina P. 1992 Неподалеку от порта Мапуту (Мозамбик)72
Assimi 1983 Оманский залив, 55 морских миль от Маската, Оман53
Metula 1974 Магелланов пролив50
Wafra 1971 Рядом с мысом Агульяс (ЮАР)40
Exxon Valdez 1989 У берегов Аляски, США37


Катастрофа в Бискайском заливе не первая в этом регионе -- в двадцатку крупнейших катастроф за всю историю танкерного флота попали три "галисийско-португальских" случая. В 1976 году под Ла-Коруньей при аварии танкера Urquiola в море попало около 100 тыс. т нефти, годом раньше около португальского города Порту танкер Jakob Maersk вылил 88 тыс. т, а всего 10 лет назад у той же Ла-Коруньи потерпел крушение и разломился греческий Aegean Sea. В тот раз в галисийские воды вытекло 74 тыс. т нефти.
Однако ущерб не зависит напрямую от количества вылитых в океан нефтепродуктов. Например, после самой известной танкерной катастрофы, когда в 1989 году танкер Exxon Valdez потерпел крушение у берегов Аляски, затраты корпорации Exxon на сбор нефти, восстановление природы побережья и штрафы достигли астрономической суммы в 1,9 млрд долларов. При этом в море попало "всего" 37 тыс. т нефти. С другой стороны, после крупнейших катастроф -- таких, как столкновение греческого танкера Atlantic Empress и либерийского Aegean Captain у берегов Венесуэлы (разлито 287 тыс. т) -- выплаты были существенно меньше. А вот при наделавшей шуму в декабре 1999 года катастрофе танкера "Эрика" у берегов Бретани в море попало лишь 12 тыс. т нефти, но правительству Франции пришлось выделить для очистки побережья кредиты почти на 2 млрд долларов. И именно эта авария привела к тому, что Евросоюз задумался о введении новых стандартов перевозки нефти.
Российские корабли не внесли серьезного вклада в загрязнение моря. Большинство отечественных танкеров -- это старые мало- и среднетоннажные однокорпусные суда. За последние годы самой скандальной историей такого рода была катастрофа танкера "Находка" у берегов Японии 2 января 1997 года. Тогда вылилось около 6 тыс. т нефти, часть которой осела на западном побережье острова Хонсю. Выплата компенсаций закончилась лишь в этом году и превысила 200 млн долларов.

Время новостей
http://flb.ru/info/13818.html
Александр Здитовецкий, Лиссабон, Владимир Дзагуто
20.11.2002


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.