?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Пойман и вор

Заместитель Генпрокурора РФ Константин Чайка - о коррупции в рыбном промысле на Дальнем Востоке


Крупные разоблачения в кабинетах московских чиновников, связанные с деятельностью Госкомрыболовства, - лишнее доказательство того, что опора дальневосточной морской мафии - в столице.
Хитроумные бумажные операции с пресловутыми нормами ОДУ на миллионы долларов, доказанные следствием, совершались не без участия государственных служащих. Генеральная прокуратура в Дальневосточном федеральном округе ведет свое расследование с целью разобраться, что способствует оскудению рыбных богатств России. Почему мы ежегодно теряем на территории Дальнего Востока 2-3 миллиарда долларов от браконьерского вылова морепродукции? На эти и другие вопросы отвечает заместитель Генерального прокурора РФ по Дальневосточному федеральному округу Константин ЧАЙКА.

- Константин Леонтьевич, как расследуется дело по убийству морского пограничника Виталия Гамова, которое привлекло широкий интерес общественности?

- Расследование уголовного дела продолжается. В настоящее время установлены лица, совершившие данное преступление. Кроме того, идет работа и по заказчику преступления.

- В некоторых газетах расследовалась причастность самого генерала Гамова к махинациям в море. Она доказана?

- Таких фактов в деле нет. Сейчас работает большая бригада прокуратуры, ФСБ, МВД как на Сахалине, так и в других местах.

- Последовавшее убийство губернатора Магаданской области Валентина Цветкова также имеет "ресурсную" подоплеку. Судя по прокурорской статистике, ежегодно растет количество возбужденных уголовных дел по экономзоне. В 2001 году рост таких преступлений составил 57 процентов, а в 2002 году - 22 по отношению к 2001 году. В 2003 году еще больше! Значит, браконьеров становится все больше?

- Нет, просто их стали чаще выявлять. А браконьерят на море столько же, сколько и раньше. При этом хочу отметить, что только по уголовным делам органы прокуратуры округа предъявили иски на сумму 2,5 миллиарда рублей.
Это сопоставимо с некоторыми годовыми бюджетами субъектов Федерации. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 года N 1010 регламентирует порядок вылова и переработки биоресурсов, согласно которому рыбаки получают промышленные квоты субъектов и должны весь улов реализовать и переработать на территории Российской Федерации. Но практика показывает, что в 80 процентах случаев данное постановление нарушается.

- Контрольных органов у нас множество. Но, несмотря на это, мы терпим такие убытки. Почему?

- Контроль за выловом биоресурсов осуществляют разные ведомства, причем зачастую не имеющие взаимодействия, совместных планов работы и даже не стремящиеся к этому. Почему? Потому что между ними, с одной стороны, стоят заборы из нормативных актов, противоречащих порой друг другу. Это противоречие между ведомствами, кстати, отчетливо прослежено Генеральной прокуратурой во время проверок на Сахалине и Камчатке. А с другой - некоторые должностные лица абсолютно не заинтересованы в проведении совместных проверок. Согласитесь, проверяя в море судно в одиночку, куда проще закрыть глаза на нарушение, в том числе за определенную плату. Органами прокуратуры возбуждено и направлено в суд только за прошлый год пять уголовных дел в отношении государственных инспекторов ФПС России и два дела - в отношении сотрудников спецморинспекции Министерства природных ресурсов. Находясь на судах в качестве контролеров, эти должностные лица не осуществляли контроль за выловом, а попустительствовали браконьерам за взятки.

- Размеры взяток велики?

- Да. Они составляют от нескольких тысяч до десятков тысяч долларов. Недавний пример: ФСБ совместно с прокуратурой возбудила уголовное дело против начальника отдела Сахалинской госморинспекции Конькова. Он получил взятку в 10 тысяч долларов. Однако обратите внимание, взятки берут не только непосредственные контролеры, но и масса других лиц, имеющих отношение к работе предприятий. К примеру, руководитель управления экспортного контроля по Камчатской области в конце 2002 года вымогал взятку у руководителя предприятия "Хоккайдо-краб" в размере 37 с половиной тысяч долларов. Прокуратурой "предприимчивый" чиновник арестован и находится под стражей.

- Константин Леонтьевич, а может, оттого у нас коррупции много, что контролеров много? "Что охраняю, то и имею..."

- Почему вы решили, что взятки берут все? 19 мая в Приморской подзоне на судне "Парусное" обнаружен краб стригун на сумму 4 миллиона 118 тысяч рублей. На судно наложен арест, приняты меры к возмещению ущерба, капитан осужден. Кстати, и ущерб - полтора миллиона рублей - уже возмещен.

- Кстати, что-то очень часто суда, принадлежащие Преображенской базе, фигурируют в криминальных сводках. Может, вместо того чтобы сажать капитанов, следует разобраться с судовладельцами?

- В отношении руководителей этой базы возбуждено уголовное дело и направлено в прокуратуру Приморского края. На сегодняшний день генеральный директор базы от должности освобожден. Хочу отметить, что если за два года на территории Дальневосточного федерального округа возбуждено всеми правоохранительными органами более тысячи уголовных дел, то за правонарушения в экономической зоне Российской Федерации возбуждено 154 уголовных дела. 99 уголовных дел на 1 января 2003 года направлены в суд.

- А дальше?

- На сегодня осуждены 55 лиц. Оправдательных приговоров по таким делам нет. Но прошу заметить, что воруют в нашей экономзоне не только российские браконьеры - здесь можно встретить и японские суда, китайские и корейские шхуны.

- Насколько сопоставим ущерб от них с отечественными браконьерами?

- Иностранцы совершают пять процентов от числа всех преступлений на территории экономической зоны. Входя по межправительственному соглашению в наши воды, они вылавливают не только разрешенную норму, но и сверх того. На сегодня 9 капитанов и рыбопромышленников-иностранцев, нанесших ущерб России, привлечены к уголовной ответственности и осуждены. Так, Петропавловск-Камчатским городским судом осужден капитан корейского траулера "Ши Ан Хо" Ким Чанг Кю за незаконный промысел в исключительной экономической зоне, причинивший ущерб биоресурсам России на сумму 92 миллиона рублей.

- Выходит, отечественный браконьер ворует больше. Почему ему невыгодно жить по правилам?

- Чтобы реализовать продукцию на берегу и вообще подойти к причальной стенке, встать на рейд, надо получить разрешение от всех контролирующих органов. Их десятки. Это затраты времени, удорожание себестоимости продукции и т.д. Самый простой способ ухода от контроля государства - перегрузить продукцию покупателям в море. Кстати, за рубежом механизм сдачи продукции на берегу происходит значительно проще, без лишних операций. Наша бюрократическая машина более неповоротлива.

- Это же и есть главная причина взяток! Коммерсант торопится, сует всем, кому ни попадя....

- Российское законодательство допускает сдачу продукции прямо в море, но под контролем государства, что зачастую нарушается.

- Но ведь здесь тоже немало способов проскользнуть мимо!

- Но есть и меры противодействия. Мы в начале года получили документы из Японии, Южной Кореи о заходах всех российских судов - сдатчиков морепродукции... И когда стали проводить сверку, выяснилось, что значительная часть не была учтена на территории России. По фактам незаконной добычи и незаконного пересечения Государственной границы правоохранительными органами возбуждены и расследуются 17 уголовных дел.

- Это как-то повлияло на любителей легкой наживы?

- Первым делом капитаны кинулись сдавать продукцию в Китай. Но мы имеем межправительственное соглашение с КНР, а также договор о сотрудничестве между органами прокуратуры и запросили такую информацию у коллег. Сегодня необходима прозрачная схема по вылову и перемещению всей морепродукции, и она создается. В 2001 году мы поставили задачу создать базу данных всех рыбодобывающих предприятий Дальнего Востока. Она уже есть и в экспериментальном порядке работает. Все контролирующие органы могут ею пользоваться, узнавать, существует ли такое предприятие в природе, сколько у него судов, когда пересекало Госграницу, сколько вывозило продукции и сколько уплатило налогов...
Более того, мы обнаружили, что наши морские просторы бороздят так называемые "летучие голландцы" - суда, которые не значатся в реестрах как рыбопромышленные, однако занимаются выловом сырца. Стали их проверять. Выяснилось, что на территории субъектов есть государственные инспекции по маломерным судам МПР России. Эти инспекции должны регистрировать маломерные суда во внутренних водоемах. Промышленные же суда регистрируются в другом месте и должны уплатить государственную пошлину кратно больше. Однако эти "чиновники от государства" в инспекциях стали незаконно регистрировать российские суда (не лодки и не катера) и зарегистрировали их на территории округа 235 единиц. Больше половины из них зарегистрированы в Хабаровском крае, в Магаданской области - 53 судна, в Приморском крае - 30 судов.

- Потворствуют ли этому беспределу региональные власти?

- Они порой принимают нормативные акты, превышающие их полномочия. Мы выявили 5 таких законов и 22 постановления глав администраций субъектов России. Я сам, к примеру, обратился в суд о признании закона Сахалинской области "О рыболовстве и рыбохозяйственной деятельности..." противоречащим федеральному законодательству. Кроме того, органами госвласти рыбопромышленники незаконно облагаются податями, что тормозит развитие производства. Прокуратура выявила на Камчатке договоры, которые заключила администрация области с промышленными предприятиями. После выявления промышленных региональных квот предприятие обязывали перечислять на счета администрации средства в размере от 80 до 150 долларов за тонну минтая, по 200 долларов за тонну палтуса. А ведь квот выделяется тысячи тонн. Получается дополнительный финансовый груз.

- Скорее, государственный рэкет.

- Поэтому, чтобы получить прибыль, капитаны и директора предприятий идут на браконьерство. Сейчас по требованию прокуратуры идет расторжение этих договоров. В настоящее время проводим проверки: выясняем, сколько предприятия перечисляли средств, куда, по требованию каких должностных лиц. По итогам проверок прокуратура даст уголовно-правовую оценку.

- Это хорошо, но при нашей российской зависимости от губернаторов, от местных чиновников всегда найдется причина, по которой заставят рыбаков вывернуть карман.

- С моей точки зрения, необходим закон "О рыболовстве", который бы регламентировал порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, порядок контроля за выловом биоресурсов. А сегодня действуют, к сожалению, лишь инструкции, которые давно устарели.

Ирина Степура
"Российская газета"
Хабаровск

Кстати

Вчера, как стало известно, заместитель Генпрокурора РФ Константин Чайка возбудил уголовное дело по факту вымогательства 500 тысяч долларов. Такую сумму требовали криминальные структуры Камчатки у руководителя ООО "Океан" Владимира Грязнова. Расследование дела поручено прокуратуре Камчатской области, и его ход берется под особый контроль прокуратурой РФ в округе. Общество с ограниченной ответственностью "Океан" из города Петропавловска-Камчатского занимается добычей рыбы и морепродуктов.

Российская газета
http://flb.ru/info/16556.html

03.04.2003


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.