Парадоксы ЦИК
Немного истории. С целью реализации программы ГАС «Выборы» указом президента в 1995 году был образован Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ФЦИ при ЦИК РФ). Головным и единственным разработчиком системы был назначен НИИ «Восход». Фактически существующие на сегодня версии системы схожи с разработками 1995 года, основаны на устаревших технологиях, нефункциональны и содержат многочисленные ошибки. Помимо этого поддержка подобных реликтов в высшей степени неэффективна и дорога. Казалось бы, функционирующая с ошибками информационная система может дискредитировать действия Администрации президента накануне любых выборов. Стоимость данной программы не менее 50 млн. долларов за период 1995-2000 гг.
Конкурс на разработку системы нового поколения объявлен только сейчас, но, учитывая тесную связку ЦИК - Минсвязи -«Восход», результат известен. Следующие несколько лет уйдут на разработку, закупку компьютеров, как обычно. Вероятно, с тем же итогом и за те же деньги. Работать не будет.
Крайне интересны упражнения ЦИК с так называемыми сканерами — любимое предприятие ОАО «ЛОМО» осенью взяло на себя очередной заказ на очередные сканеры. 30000 штук, да по 2000 долл. за штуку — порядком, особенно если они не работают. Г-н Клебанов, г-н Вешняков, позвольте спросить — а где предыдущие сканеры? Там тоже на всю страну делали. И если где-то на складах лежит хоть 1000 шт. — просто замечательно. Также не работают, кстати.
Про здание ЦИК лучше не говорить — уже все сказано. Зайдите, коли пустят - 10000 «интеллектуальных» квадратных метров плюс купол, крупнейший в России, на 200 человек. Мрамор, видеостена. Круто.
Глядя на ЦИК, кстати, и городские избирательные комиссии не бездействуют. Средства визуализации, компьютеры, связь, и так далее... Тоже недешево, да еще в масштабах страны.
А охрана (ФСО) первого лица ЦИК? Вице-премьеров так не охраняют. «Мерседесы», кортежи, мигалки - просто игра в новых русских, ей-богу. Тоже дорого, кстати.
Главное - не это. Любые затраты можно понять и даже принять, если они приводят к движению вперед, т.е. прогрессу. Действительно, во всем мире и информационные системы для проведения выборов, и сканеры присутствуют. В США даже что-то еще более монстрическое затеяли, да и не дешевле, чем у нас, очевидно.
Проблема в том, что менталь-ность на прежнем, пещерном уровне так и осталась. Например, бюллетень формата A3 — как был, так и остался. А зачем? У нас что, кандидатов в президенты 100 человек будет? Или думских фракций, партий и объединений 100 штук? Там же за глаза четвертушки бумаги хватит. Кстати, тираж, знаете, сколько стоит на всю страну? Да еще и перепечатать половину при изменении персональных данных кандидатов...
Собственно говоря, идеи с ГАС «Выборы» и сканерами отличные. Исполнение хромает,«... как всегда...».
А теперь самое главное. Все эти затраты нелегитимны. Противозаконны, одним словом. Потому что ни в старом, ни в новом Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» нет НИ СЛОВА об электронном способе подсчета голосов, о передаче данных в электронном виде через каналы связи, в том числе и юридически значимых данных. Может быть, сначала над правовой основой затрат на новые технологии поработать, а ПОТОМ тратить? А то как удобно — что-то сделал, средства потратил — а проверить, работает или нет, нельзя. Закона нет. Можно что-то следующее делать (тратить)... Вероятно, следует к ЦИК юристов прикрепить, там мало, аж 12 человек и все кандидаты... А то с новой идеей — Регистр населения называется — бюджет не справится.
Новые Известия
http://flb.ru/info/0.html
01.11.2001
Вешняков
|