?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Герман Греф: "Не надо делать вид, будто непонятно, откуда у нас богатые нефтяники"


На фоне модных и популярных у населения лозунгов о том, что богатые должны стать беднее, высказывания министра экономического развития и торговли Германа Грефа звучат диссонансом. Он полагает, что следует не только забыть о деприватизации, но и перестать рассчитывать на то, что сырьевой сектор способен поделиться с государством десятками или сотнями миллиардов долларов. Нормально развиваться мешает не богатство, а бедность, убежден министр, и "отнять и поделить" - не лучший способ борьбы с ней.

- Сейчас многих тревожат отношения Генпрокуратуры с совладельцами и сотрудниками "ЮКОСа". Мало у кого есть сомнения в том, что внезапно возникшая гроздь уголовных дел - это скорее кампания, чем результат кропотливых следственных действий. Расследования даже вдохновили политиков на разговоры о том, что надо пересмотреть итоги приватизации. Вы разделяете опасения, которые озвучил РСПП, что действия силовиков вредят инвестиционному климату?

- Мне, как чиновнику, было бы некорректно комментировать сегодняшние действия прокуратуры. Так же как прокуратуре не следует комментировать, скажем, валютный курс. Но к разговорам о деприватизации я отношусь отрицательно. Я против того, чтобы ворошить историю начала 90-х гг.

Но нужно иметь в виду: нет четкой грани между пересмотром истории и расследованием преступлений. Если в процессе приватизации были совершены преступления, никто не сможет воспрепятствовать их расследованию, пока не выйдет срок давности.

На мой взгляд, в стране все-таки достаточно эффективная - для такого рода дел - судебная система и у всех субъектов есть возможность отстаивать свои права в суде. Поэтому, если все со спокойной головой смогут пережить такой эмоциональный, острый момент, думаю, все встанет на свои места.

- Но независимо от того, будет доказана вина сотрудников и совладельцев "ЮКОСа" или нет, как, по-вашему, сказываются эти обвинения на инвестиционном климате?

- Любые подобные потрясения рынка влияют на инвестиционный климат негативно. Деньги ведь любят тишину, и такие всплески не могут быть положительно восприняты рынком. Вы же видите: котировки падают. Но дело не в краткосрочном падении или росте котировок, а в тенденции. Если действия прокуратуры направлены на защиту прав собственности и торжество закона, то рынок в конечном итоге это оценит. А если наоборот, рынок оценит их негативно. Я предлагаю судить по конечному результату. Вы видите, что расследования ведутся и в отношении правоохранительных органов. И если все эти дела будут доведены до конца, то торжество законности, на мой взгляд, значительно важнее для рынка, чем временные потрясения.

- Некоторые менее радикальные политики сейчас предлагают ограничить месть богатым повышением налоговой нагрузки на сырьевой сектор. ..

- Она и так выше, чем в других секторах. Сырьевые отрасли платят ренту в виде специального налога, которого нет в перерабатывающих секторах. Нет у сырьевиков таких финансовых запасов, о которых зачастую говорят на предвыборной волне, - в десятки или сотни миллиардов долларов. Но относительную нагрузку на сырьевой сектор можно было бы еще повысить. И недавно был увеличен налог на добычу полезных ископаемых. Правда, в денежном выражении мы соберем примерно на $100 млн меньше, чем предлагало правительство, именно из-за того, что многие политики, которые задают вопрос, откуда деньги, консолидированно голосуют против повышения ренты. Так что не надо делать вид, будто непонятно, откуда у нас богатые нефтяники. Это всем известно. Они, к счастью, и не прячут свое богатство, декларируют его и платят налоги. И за последние три года произошло радикальное изменение в этом смысле. Когда кризис произошел в 1998 г. , компании оптимизировали свои расходы. И до 2001 г. налоговые платежи были минимальными. А когда мы изменили систему налогообложения и бизнес во многом поверил в то, что делает правительство, налоговая нагрузка на сырьевиков увеличилась, они стали платить налоги. Это здоровая тенденция. Но эти процессы не бывают быстрыми. Нужно только меньше бросаться из крайности в крайность: то говорить, что сырьевому бизнесу нужны максимально либеральные условия, то "откуда у них большие деньги". Нужно бороться не с источниками богатства, а с источниками бедности. Это сложное дело, и быстрых рецептов здесь нет.

- А как вам недавнее предложение академика Евгения Ясина совместить отмену регулирования тарифов естественных монополий с резким повышением оплаты труда?

- Я не видел этот доклад, и мне трудно его комментировать. Но прежде чем отпускать тарифы естественных монополий, надо создать условия для эффективной конкуренции. Если монополисту отпустить тарифы, никаких зарплат не хватит, чтобы их компенсировать. А чтобы отпустить тарифы и создать конкуренцию, нужно подготовить инфраструктуру рынка, провести реструктуризацию и т. д. В этих процессах спешка не нужна. Надо двигаться тем маршрутом, которым мы идем в реформировании электроэнергетики, несколько сложнее дело с "Газпромом".

- Вы год назад говорили, что политическое окно начинает закрываться в преддверии выборов и некоторые реформы будут двигаться с большим трудом. ..

- Так и происходит. Но ясно, что есть объективные трудности в реформировании "Газпрома". Таких систем в мире больше нет. И должен признаться, что даже внутри правительства нет единства в отношении "Газпрома". Открою тайну: мы даже с вице-премьером Виктором Христенко по ряду позиций еще не договорились, хотя - за редчайшими исключениями - мы полностью поддерживаем позиции друг друга. И я не могу сказать, что моя позиция на 100% убедительна. Есть веские аргументы и в позиции Христенко. А чтобы взвесить все за и против, нужно, чтобы все идеи отлежались. Осенью мы планируем еще раз обсудить эти проблемы. Но в любом случае "Газпром", наверное, будет наиболее сложным для реформирования. Даже если мы проведем его реструктуризацию, 92% добычи природного газа останется у "Газпрома". Так что ни о какой либерализации тарифов речи быть не может.

- То есть вы не можете сейчас сделать прогноз, станет ли после выборов снова актуален вопрос отделения транспорта от добычи газа.

- Вопрос, безусловно, будет обсуждаться и в конце концов будет решен положительно. Сегодня монополия, в том числе и на трубу, не дает стимулировать конкурентный сектор, хотя у него очень большой потенциал. О сроках решения этой проблемы я сейчас говорить не готов.

- А когда труба будет отделена от добычи, какая часть сырья могла бы оказаться на свободном рынке?

- По оценкам экспертов, которые исследовали этот рынок, независимая добыча газа могла бы вырасти до 20% в течение 3 - 5 лет.

- Вы недавно встречались с торговым комиссаром Евросоюза Паскалем Лами. Он тоже раньше высказывался в пользу реструктуризации газового рынка. О чем с ним удалось договориться по поводу присоединения России к ВТО?

- Мы согласовали позиции по многим вопросам, но говорить о них я не могу. Но в то же время еще четче обозначены точки противоречий. Они известны: во-первых, это пакет пожеланий ЕС в отношении энергетических рынков, сельского хозяйства - здесь уже меньше противоречий, трансграничные поставки услуг в финансовом секторе. Последний вопрос можно решать только через коммерческое присутствие [иностранных финансовых компаний]. И традиционные в переговорах с Европой темы - это таможенная политика в авиапроме и автопроме.

- Вы всегда говорили, что повышение пошлин на автомобили подвигнет иностранные компании открывать здесь свои производства. Уже скоро год, как пошлины повышаются, а новых иностранных производителей пока не видать.

- Мы по большому счету ничего не повысили. Фактически запрещен ввоз иномарок старше семи лет, выравнены условия ввоза для физических и юридических лиц. Это технические вещи. Я и сейчас продолжаю говорить, что, если мы хотим создать современный автопром у себя, мы должны повысить пошлины. Но это повышение должно быть очень тонким, чтобы не ударить по внутреннему потребителю. Поэтому сейчас эта проблема рассматривается и в ближайшее время будет обсуждаться. Пока говорить о сроках ее решения рановато.

- А как можно не ударить по внутреннему потребителю, если он на долгое время будет ограничен в своем выборе - т. е. будет вынужден покупать либо российские машины, либо очень дорогие иномарки?

- Если такое решение будет принято, то оно будет объявлено заранее, пошлины будут повышены только через определенный срок. Допустим, в 2004 г. принимается решение, что с 2007 или с 2008 г. пошлины увеличиваются. За это время иностранные инвесторы должны будут построить здесь заводы, продукция которых будет явно дешевле, чем импортная.

- Но такой рецепт уже привел к остановке конвейера "АвтоВАЗа". Долго обсуждалась сама возможность повышения пошлин на старые иномарки, в итоге их завезли побольше, и они остановили "АвтоВАЗ".

- Если правила будут понятны заранее, если потребитель будет видеть, что появляются импортозамещающие производства в России, зачем он будет ввозить машины? Зачем ввозить Ford Focus, если он во Всеволожске гораздо дешевле?

- Ну не Ford Focus, а подержанный Passat, например. Люди же хотят покупать машины сейчас, и, пока есть такой спрос, имеет смысл ввозить иномарки.

- Значит, нам надо за это время завершить переговоры с Volkswagen и начать производить Passat здесь. Может идти речь о снижении пошлин на комплектующие, но тоже на какой-то срок.

- А с представителями российского автопрома вы такой порядок действий обсуждали?

- Обсуждали. Российский автопром тоже понимает, что невозможно вечно производить машины такого уровня комфорта и безопасности, как те, что мы производим сейчас. Нужны серьезные инвестиции и новые технологии, которые могут принести крупнейшие мировые производители. Сумеем модернизировать действующее производство - хорошо, впишемся в мировой рынок. Нет - на мой взгляд, через 10 лет будущего у отечественных машин все равно нет.

- То есть российские автопроизводители не то чтобы с огромным энтузиазмом воспринимают планы, которые вы описываете?

- Скажем так: они воспринимают их как осознанную необходимость. Тем более что мы говорим о том, что правила игры будут расписаны на 10 лет вперед. В этом самое главное. И все имеют возможность защитить свои интересы за это время. Поэтому, если принимать такое решение, нужно принимать его как можно скорее и с максимальной степенью определенности.

- А вот идея создания особых экономических зон - это своего рода компенсация для российских производителей, которым предстоит такое будущее?

- Не для российских производителей, а для тех инвесторов, которые захотят создать новые производства. Потому что проект закона о зонах предполагает их создание на пустом месте. Если закон будет принят, льготы получат только те, кто начнет инвестиции с нуля.

- То есть "АвтоВАЗ" или какой-либо из существующих заводов не может оказаться в такой зоне?

- Нет. Только новые инвесторы.

- Но в такой зоне может оказаться какое-нибудь конструкторское бюро "АвтоВАЗа", которое будет продавать заводу свои разработки.

- Если это научные исследования - очень хорошо, пусть размещаются в зоне.

- А кто будет решать, научные это исследования или нет?

- Предусмотрено два типа зон - промышленно-производственные и технико-внедренческие. В последних будет создаваться новый продукт, которого нет на рынке. Если это КБ "АвтоВАЗа", то оно должно заниматься не разработкой "ВАЗа" 10-й или 11-й модели, а исследованиями и конструкторскими разработками машины, которой сейчас нет на рынке.

- Или новых узлов в "десятке". То есть "АвтоВАЗ" мог бы закупать узлы своего КБ, находящегося в такой зоне, по завышенным ценам и таким образом минимизировать свою базу по налогу на прибыль.

- Во-первых, в бюджете такой организации, как "АвтоВАЗ", научные исследования занимают 5 - 7%. Если вдруг эта цифра вырастает в разы, это вызовет вопросы у налоговых органов.

- На эти вопросы найдутся ответы в рамках действующего законодательства.

- Виртуально такое возможно. Но на практике. .. Представьте: вы должны построить КБ - а это немаленькие инвестиции, - чтобы получить льготный режим всего на три года. Многовато головной боли. Поверьте, есть гораздо более эффективные способы ухода от налогов.

- Но строить КБ все-таки придется не в одиночку, а при помощи федерального бюджета. Вы ведь говорите, что $500 млн из федерального бюджета должны быть потрачены на поддержку проектов в особых экономических зонах.

- На создание инфраструктуры, а не на строительство КБ. Понятно, что речь идет в первую очередь об инженерной инфраструктуре, о транспортной. А в зонах высоких технологий должны строиться и офисы, они будут сдаваться в аренду по приемлемым ценам. Самый главный эффект в том, что технологические фирмы легализуются. Например, фирмы офшорного программирования сегодня вообще никаких налогов не платят. Сектор не развивается, нормальных условий у него нет. А с помощью зон произойдет его легализация, и мы прекратим наконец экспорт программистских мозгов.

- А почему Минфин до сих пор не завизировал ваш проект?

- Большую часть коллег из Минфина можно понять: они вместе с нами потратили много времени на то, чтобы закрыть офшоры внутри страны. Есть негативный опыт закрытых административно-территориальных образований и различных зон. Поэтому зачастую отпугивает не столько суть того, что предлагается, а форма. Я не вижу никаких опасностей. Наш проект уже согласован с МНС. И я не могу привести в пример ни одной страны, которая добилась бы существенного экономического роста, не используя подобные инструменты. Большинство стран сегодня пользуются ими, начиная с США, Франции, Германии и заканчивая Китаем. Совершенно очевидно, что мы проигрываем в международной конкуренции за инвестиции. Возьмем такой пример - Крым и российское побережье Черного моря. Крым объявлен территорией приоритетного развития. Там инвесторы получают соответствующий набор льгот. Я лично знаю российских инвесторов, которым по большому счету было все равно, где запускать свои проекты - в России или на Украине. И они принимали решения в пользу Крыма. Есть пример Китая. У нас на Дальнем Востоке огромные незаселенные территории, а в Китае совокупная ставка налогообложения - 12% от дохода плюс упрощенные режимы администрирования и готовая инфраструктура. Какая может быть конкуренция? Европейские инвесторы с удовольствием размещали бы свои производства у нас, но, когда налогообложение здесь в четыре раза выше, они задумываются. Под Пекином открыли промышленную зону, небольшой участок земли, и за два года на этой территории было сделано инвестиций на $4 млрд - это только в высокие технологии. Такую сумму мы получаем в виде иностранных инвестиций за год на всю страну.

- А на какую сумму в этой зоне произведено продукции?

- Не могу сказать. Понятно, что пока произведено не очень много, потому что идет процесс инвестирования. Но это инвестиции в мозги. Как показывает практика, первые 5 - 6 лет в таких зонах работает иностранный персонал, потом свыше 80% штата оказывается местным.

- Вы раньше много говорили о том, что в "Шереметьево" к строительству третьего терминала, да и к управлению вторым, следует привлечь иностранную управляющую компанию. Как вам желание "Альфа-групп" и НРБ поучаствовать в конкурсе на управление "Шереметьево"?

- Очень хорошее желание. Будет совершенно нормально, если в конкурсе будет участвовать консорциум из российских и зарубежных компаний. Ни у одной российской компании нет опыта строительства и эксплуатации хабов - транзитных транспортных узлов. Так как в России нет ни одного такого узла. Поэтому опыт крупнейших иностранных компаний, которые эксплуатируют такие узлы, крайне необходим. У них отработаны великолепные технологии, оборудование и, главное, есть опыт управления. Все это нам придется покупать на Западе. С другой стороны, иностранной компании трудно прийти в такой крупный порт с его огромным количеством проблем. И здесь российский бизнес, очевидно, обладает лучшими ноу-хау в части наведения порядка.

- Вы имеете в виду общение с чиновниками или с менеджерами?

- Все. Аэропорт был очень странно приватизирован. Сам он является государственным, но огромное количество объектов внутри - частные. Там нужно разбираться с отношениями собственности. Безусловно, наши компании гораздо лучше решат эти проблемы. И если участие в конкурсе примет российско-западный консорциум, это будет наиболее эффективно.

- А не знаете ли вы о каких-то переговорах между "Альфой" и НРБ и иностранными инвесторами?

- Пока не знаю. "Альфа" и НРБ подтверждают, что в том или ином виде использование опыта международных хабов необходимо. Вопрос в том, о какой форме использования договорятся.

- А когда появится гендиректор у "Шереметьево"? Не исполняющий обязанности, а постоянный. В чем сейчас задержка?

- Поживем - увидим. Сейчас задержка связана с тем, что государство определялось с дальнейшей формой управления аэропортом. Сейчас принято решение о привлечении управляющей компании, и понятно, что институт директора будет носить временный характер. Поэтому сейчас должен быть выбран директор, у которого будет единственная задача - содействие качественному проведению конкурса и передача всего комплекса в эффективное управление.

- Скажите, как получилось, что TotalFinaElf подает в суд на правительство за нарушение условий соглашения о разделе продукции на Харьягинском месторождении?

- На мой взгляд, в этой ситуации в значительной степени виноват сам инвестор. Ему много раз предлагалось представить комплексный план освоения месторождения на весь срок в 29 лет, но это не сделано до сих пор. Под честное слово [инвестора] утверждались годовые планы работ до прошлого года. После этого утверждать не стали. У инвестора есть ряд объяснений и объективных причин, по которым он этого не сделал. Но тем не менее комплексный план - это четкое условие соглашения о разделе продукции, и оно не выполнено. Каждый год цифры планов работ изменяются, и не совсем в нашу пользу, а целиком картину мы не видим. Эти годовые планы серьезно меняют первоначальный расчет. В этом суть конфликта. Есть также ряд расходов, которые вызывают вопросы у представителей государства. Поэтому и было желание у представителей государства, в том числе Ненецкого округа, увидеть полный расчет. Потому что затраты растут, а значит, доходы государства падают. Но в принципе мы договорились с TotalFinaElf, что осенью необходимые документы будут представлены. Я надеюсь, что обойдемся без судебного вмешательства.

- Некоторое время назад президент РСПП Аркадий Вольский отправил в Кремль предложения, как стимулировать экономический рост. Там речь шла о введении массы льгот и об использовании золотовалютных резервов для инвестиций. ..

- Я видел эти предложения. Цель хорошая. Намерения можно поддержать. (Смеется. ) Но. .. Знаете, когда есть макроэкономическая стабильность, всем кажется, что она ничего не стоит, что так и должно быть. А если она пошатнется из-за того, что мы проинвестируем резервы, средства стабилизационного фонда? При известных способностях государства инвестировать не приходится сомневаться в том, куда мы вложим эти деньги. Ясно, что ничего не получим обратно. Тогда возникнут проблемы с макроэкономикой. И цена, которую придется заплатить за это, на порядок выше, чем выгоды от такого использования средств. Слава богу, что сейчас все в порядке, что за это время не растранжирили резервы. Но накопили пока недостаточно.

Конечно, сейчас много предложений насчет того, куда эти деньги пристроить. Безусловно, они должны работать. Главное - направить их на страхование рисков и инвестировать в такие инструменты, которые позволят на 100% сохранить эти средства на случай резкого падения цен на нефть. Средства финансового резерва можно тратить и на то, чтобы компенсировать снижение налогового бремени. То есть они должны страховать кратковременные риски, которые возникают при снижении налогов.

- А если совпадет снижение цен на нефть с изменениями Налогового кодекса?

- Нужно учитывать такую возможность. Поэтому мы при планировании закладываем уровень цен пониже.

- Правительство обсудило вопрос выкупа и аренды земли под приватизированными предприятиями. Бизнесмены жаловались, что местные власти устанавливают слишком высокие цены выкупа и аренды и настаивают на краткосрочных договорах аренды. Вы довольны решением, которое принято?

- В принципе, да. Самое главное, что есть определенность, в каком направлении дальше двигаться. Существует явное противоречие между интересами предпринимателей, которые хотят купить землю по максимально доступной цене, и интересами губернаторов и муниципалитетов, которые не хотят продавать землю по низким, как им кажется, ценам. Понятно, что решения, которое устроило бы всех, нет - всегда будут нарушаться интересы либо публичной власти, либо бизнеса. Фактически сделан выбор в пользу бизнеса. Но с маленькой оговоркой: все-таки ставки должны стимулировать предприятия к тому, чтобы рационально использовать площади.

Правительство утвердило цель: земельные ресурсы должны быть доступными для промышленных предприятий. По большинству регионов нужно провести анализ, и если ставки выкупа получаются сравнимыми с рыночными, то речь пойдет об их снижении.

Собственно говоря, основной конфликт даже не в том, чтобы предприятия могли позволить себе выкупить землю, на которой они работают. Сейчас у промышленных предприятий избыточные площади, и речь идет о том, кому достанется разница между ценой выкупа и рыночной ценой.

Еще одна важная проблема - сроки аренды. Они записаны в Земельном кодексе, но, к сожалению, регионы нашли возможность трактовать их по-своему. Они умудряются сдавать землю на год, на два, и каждый раз бизнес должен приходить и кланяться чиновнику, чтобы продлить договор аренды. Это никуда не годится. И на заседании правительства однозначно было решено, что у бизнеса должно быть право заключать договоры на срок до 49 лет по желанию арендатора. В законе должна быть очень жесткая запись, которая не позволит чиновнику настаивать под каким-либо предлогом на уменьшении срока.

- А ставки выкупа и аренды, как правило, будут снижены? И насколько?

- По моему мнению, цена выкупа не должна превышать 50% рыночной стоимости. А ставки аренды для тех, кто переоформляет право постоянного землепользования на аренду, должны быть сопоставимы со ставками земельного налога.

- РСПП предлагал отложить обязательный переход на срочную аренду или выкуп земли на три года.

- Нет, что касается сроков, они отодвигаются на год или на два. Мы должны еще посчитать по технологии землеустроительных работ и по регистрации, сколько времени у нас уйдет на всеобщее переоформление. Но три года, мне кажется, избыточный срок. Двух лет более чем достаточно.

Не менее важный вопрос - это экспертиза градостроительной документации и методика землеустроительных работ. По этим вещам мы договорились, что вся процедура должна быть пошагово расписана, из нее должны быть убраны лишние звенья. И у нас есть принципиальное согласие о том, что предварительную экспертизу градостроительной документации надо убрать. Нужно снять эти барьеры за счет увеличения ответственности проектировщика, в том числе уголовной, административной и материальной через механизм страхования.

- Но муниципалитеты ведь будут возражать против этого. ..

- Муниципалитеты, которые ориентируются на собственное развитие, на привлечение инвестиций, а не на взимание административной ренты, не будут возражать. Я знаю многих губернаторов, которые пытаются бороться с этой системой. Но им не всегда удается это сделать - эти нормы прописаны в федеральном законодательстве. И когда мы эти нормы снимем, многие субъекты будут благодарны. А остальным придется согласиться.

- Вы говорите "многие"?

- Мы собирали здесь совещания перед заседанием правительства. Все федеральные органы власти согласились с такой системой. Даже Госстрой, хотя его ведомственным интересам это противоречит. И мы собирали вице-губернаторов 10 - 12 областей, большинство из них тоже поддержали такие изменения - Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Саратов. ..

- А вы по-прежнему считаете, что ВЭБ не должен быть государственной управляющей компанией по инвестированию пенсионных средств?

- Да.

- Но ведь постановление правительства уже принято, поздно что-то менять.

- Нет, почему же? Мы подготовили предложения, как выйти из этой ситуации, и в ближайшее время доложим их премьеру. Суть их в том, чтобы либо была "китайская стена" внутри ВЭБа, либо из него должна быть выделена "дочка" для управления пенсионными средствами. В любом случае должны быть четко прописаны правила надзора, контроля и инвестирования. Сейчас проблема в том, что ВЭБ не участник рынка ценных бумаг и не банк. То есть он не подпадает под пруденциальный надзор ЦБ или ФКЦБ. Мы обсуждали это с премьер-министром, и есть решение о том, что этот пробел нужно заполнять.

БИОГРАФИЯ.

Греф Герман Оскарович родился 8 февраля 1964 г. в с. Панфилово Павлодарской области Казахской ССР. В 1980 г. закончил Омский государственный университет по специальности "юрист". В 1981 - 1982 гг. - юрисконсульт райсельхозуправления Иртышского района Павлодарской области. В 1982 - 1984 гг. служил в Советской Армии. В 1984 - 1985 гг. - слушатель подготовительного отделения юридического факультета Омского государственного университета, в 1985 - 1990 гг. - студент Омского государственного университета. В 1990 г. - преподаватель юридического факультета Омского государственного университета. В 1990 - 1993 гг. - аспирант юридического факультета Ленинградского университета. В 1991 - 1992 гг. - юрисконсульт Комитета экономического развития и имущества администрации Петродворца, Санкт-Петербург, в 1992 г. - начальник Петродворцового районного агентства Комитета по управлению имуществом администрации, Санкт-Петербурга, в 1992 - 1994 гг. - председатель Комитета по управлению имуществом - заместитель главы администрации Петродворцового района, Санкт-Петербург, в 1994 - 1997 гг. - заместитель председателя - директор Департамента недвижимого имущества, первый заместитель председателя Комитета по управлению городским имуществом администрации, Санкт-Петербург. В 1997 - 1998 гг. - вице-губернатор - председатель Комитета по управлению городским имуществом администрации, Санкт-Петербург. В 1998 г. - член коллегии Министерства государственного имущества Российской Федерации, в 1998 - 2000 гг. - первый заместитель министра государственного имущества, в 1999 г. - член коллегии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. С 2000 г. - министр экономического развития и торговли РФ.

Ведомости
http://flb.ru/info/19531.html

22.07.2003

Греф


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Rambler's Top100
агентство федеральных расследований

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.

Rambler's Top100
//