?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Николай Кошман: "Прогнозировать, замерзнет кто-то или нет, я не могу"


Нынешней зимой правительство решило ни в коем случае не повторить опыта прошлых лет, когда целые города в результате аварий оставались без тепла. Устремления федеральных чиновников понятны. Подобные катаклизмы в год выборов недопустимы. Но отвечающий за ЖКХ председатель Госстроя Николай Кошман все равно пока не уверен в успехе. Причина банальна: государство не может обеспечить отрасль достаточными средствами на развитие. Кошман говорит, что ЖКХ нуждается в инвестициях на сумму до 60 млрд руб. ежегодно, а бюджет в текущем году дал лишь 5,5 млрд руб.

Кошман надеется, что проблемы отрасли решит бизнес. Но при этом он настаивает на достаточно жестком контроле за частными компаниями. В первую очередь они не должны иметь прав приватизировать коммунальную инфраструктуру. Может быть, поэтому проект "Интерроса" по аренде на 49 лет водоканала в Перми Кошман оценивает исключительно положительно, а старт "Российских коммунальных систем", учрежденных РАО "ЕЭС России" и Газпромбанком совместно с крупными промышленными компаниями, ничего, кроме скепсиса, у него не вызывает. Ведь процесс создания компании начался именно с заявлений о намерении приватизировать коммунальную инфраструктуру за долги перед энергетиками.

- Насколько велика вероятность того, что в эту зиму на каких-то территориях будут аварии?

- Я считаю, что темпы подготовки к зиме сегодня в основном соответствуют плану правительства. То, как идет подготовка, Госстрой отслеживает через свое центральное диспетчерское управление и через территориальные управления, которые созданы во всех федеральных округах. Шесть оперативных групп Госстроя ежемесячно выезжают во все регионы, за исключением южного. Дважды в месяц мы проводим селекторное совещание. По распоряжению председателя правительства создана межведомственная комиссия по подготовке к зиме, где есть представители всех основных министерств и ведомств. Она заслушивает на своих совещаниях руководителей регионов, которые нас волнуют. Представители комиссии также выезжают в проблемные регионы. Первый выезд у нас был в Ульяновск, где мы провели детальный разбор, предварительно рассмотрев положение во всех районах и в самом Ульяновске. Ну и в соответствии с решением правительства выделена целевая ссуда регионам в размере 5,5 млрд руб. на подготовку к зиме объектов, которые находятся в критическом состоянии. Я считаю, что подавляющее большинство регионов идут в соответствии с графиком. Но есть и десяток таких, которые требуют повышенного внимания. Это Камчатка, Карелия, Тыва, Корякский округ, Читинская, Курганская, Кировская и Мурманская области.

- Возможно ли, что в каких-то регионах люди опять будут мерзнуть?

- Никто не ставит так вопрос, что замерзнут. Неэтично, наверное. Мы делаем все, для того чтобы не замерзли. По Ульяновску мы уже рассматривали вопрос. Мой первый зам Сергей Иванович Круглик с четырьмя заместителями губернатора области наметили конкретные меры по выходу из кризиса. 11 сентября будет заседание правительства по подготовке к зиме, на котором мы поставим вопрос по оказанию помощи людям Ульяновска, по направлению туда дополнительных средств. Возможно, в регион придется направлять оперативную группу Госстроя с большими полномочиями по решению вопросов подготовки к зиме. А прогнозировать, замерзнет кто-то или нет, я не могу.

- То есть вы не можете дать гарантий, что аварий не будет?

- Какие гарантии? О гарантиях я буду думать в Центробанке.

- А если все-таки случится авария, что будет с этим руководителем муниципального образования и губернатором региона?

- По губернатору я думаю, что вопросов никаких не будет. За состояние коммунальной инфраструктуры отвечают мэры. Сегодня с нами вместе работают представители силовых структур, ФСБ и Генпрокуратура. Вот недавно по Карелии зампрокурора выдвинул претензии руководству Думы одного из районов. К главе Палатинска во Владимирской области у нас есть серьезные претензии. Потому что если ты избрался, то должен принимать все меры для подготовки своего города к зиме. А не так, что уехал в Сочи и оттуда телеграмму шлешь о сложении с себя полномочий. Такое у нас тоже бывало.

- Вы лично вместе с заместителями, кажется, за это лето избороздили всю страну вдоль и поперек?

- Да.

- Сейчас премьер Касьянов начал тоже инспектировать состояние ЖКХ. Осталось только, чтобы президент куда-нибудь съездил. ..

- Почему? Владимир Владимирович Путин, в каком бы регионе он ни был, ставит отдельно вопрос по подготовке к зиме. Даже когда он в связи с недавней трагедией был Сахалине. После того как посетил церковь, выразил соболезнование родным и близким [губернатора Игоря Фархутдинова], он провел совещание с руководством области и конкретно поставил вопрос: справитесь ли вы с подготовкой к зиме? Президент наш достаточно, я считаю, владеет обстановкой.

- Нет, я о другом. Как долго сможет нормально функционировать система, при которой руководители страны, руководители Госстроя должны лично проверять готовность к зиме?

- Без знакомства с обстановкой пока не обойтись. Как появились 5,5 млрд руб. на ссуды регионам? Мы провели инвентаризацию коммунальной инфраструктуры. Подсчитали и сказали на правительстве, что, если мы не дадим, допустим, Карелии деньги, вот в Муезерский район, в Медвежьегорск, значит, надо думать о том, куда вывозить людей. Да, не дали тех денег, которые мы просили. Надо было 14,5 млрд руб. , дали 5,5 млрд руб. Но и эти деньги мы сегодня распределяем на конкретные объекты. Но, по нашим подсчетам, необходимо, чтобы в ближайшие 10 лет в отрасль извне приходило 55 - 60 млрд руб. ежегодно. Если этого не будет, уже к 2007 - 2008 гг. система может встать.

25 сентября мы будем на правительстве ставить вопрос о модернизации отрасли. Для этого необходимо привлекать заемные средства или Всемирного банка реконструкции и развития, или Европейского, или наши. Вот, скажем, стоят сегодня котельные такие могучие, которые тащат на себе и предприятия, и города. Они нам такие не нужны. Где-то их надо просто отрезать и расставить блочные котельные. Надо минимизировать вот эти сотни, тысячи километров теплотрасс, которые греют атмосферу или землю. Параллельно с этим мы ставим вопрос о реструктуризации кредиторской и дебиторской задолженности отрасли. Сегодня если мы и говорим о модернизации, то связываем ее с приходом частного капитала. Но коммерсант, ведь он же не пойдет, скажем, в город, где громадная кредиторская и дебиторская задолженность и где инфраструктура вся ветхая. Простите, он вложит туда деньги и пропадет. Но если какой-то регион поднимает ЖКХ, значит, вот ему мы должны помочь вытащить все это хозяйство. Чтобы потом он мог передавать его в управляющие компании или создавать открытые акционерные общества, для того чтобы приходил туда частный капитал.

Вот Череповец, куда ездил Михаил Михайлович [Касьянов], получил заем Всемирного банка. Город привел в порядок жилье, водоканал. Они закольцевали все четыре теплоэлектростанции, и, если что-то с одной из них случится, никто этого не заметит. То же самое с энергообеспечением сделали, с ремонтом жилья. То есть Михаил Михайлович смотрел на положительный опыт. Ни в Вологодчине, ни в Пермской области, где он тоже был, ни разу у него не попросили дать денег. В Перми мы увидели совершенно новый подход, когда "Интеррос" берет в аренду городской водоканал на 49 лет. При этом имущество остается в муниципальной собственности, а "Интеррос" вкладывает деньги, для того чтобы привести новые технологии. Я скажу, что, когда увидел водоочистку по швейцарской технологии, которая делается в Перми. .. Я вообще-то преклоняюсь перед этими мужиками, которые там работают. То есть потихоньку мы уже начинаем вкатываться, хотим мы этого или нет, в частный бизнес.

- А что делать с малыми населенными пунктами, с сельской местностью? Бизнес туда вряд ли пойдет.

- Пойдет, конечно. Я могу в пример привести Омскую область. У губернатора Леонида Полежаева 24 района, 19 из них он уже газифицировал. И мы ему говорим: "Слушай, чего ты не делаешь управляющей компании? " Но он боится, у него выборы, вдруг ошибется. Но я уверен, что выборы пройдут, и не удивлюсь, что через месяц или два будет мощнейшая управляющая компания. Ведь там же плюсы какие? Объединив все районы под единым управлением, будешь знать все слабые места, где профилактику провести и все остальное.

- Вы говорите, что без бизнеса не обойтись. Но почему вы негативно отзываетесь о "Российских коммунальных системах"?

- С чего вы взяли? Я их поддерживаю. Но просто надо увидеть, что ими сделано. Я только говорил, что там, куда зашли РКС, мы деньгами помогать не будем.

- Почему?

- А зачем? Они обещали $700 млн вложить, а у нас есть всего 5,5 млрд руб. Несопоставимые вещи.

- Но ЖКХ - это такая отрасль, где, как говорится, каждое лыко в строку.

- Я думаю, что если компания берет что-то, то пусть и занимается этим конкретно. Это ее бизнес. Зачем государство будет помогать?

- А с чем связана инициатива Госстроя о запрете приватизации коммунальной инфраструктуры?

- Вот я привожу пример с Черемховым в Иркутской области. Там приватизировали котельную. А потом приходят хозяева к главе администрации и требуют 42 млн руб. , угрожая в противном случае демонтировать котельную. А то, что там 16 000 населения, на это им наплевать. Такое нельзя делать. У нас нет закона о концессиях. Если бы мы его приняли, тогда с инвестором заключались бы договоры на 49 лет. И смотрим, как он работает. Если только начинает гнать, на себя работать, это мы доказываем, разрываем договор и расходимся. Все. И я считаю, что это абсолютно правильно, пока не сформировался вот этот управленческий муниципальный уровень, пока не пришел бизнес. Бизнес придет, он расставит все на свои места.

- Но вице-премьер Владимир Яковлев уже высказался против запрета на приватизацию коммунальной инфраструктуры. Вы все равно будете продолжать настаивать на своей позиции?

- Я вижу реальный путь с Черемховым. Я вижу приватизированную котельную в Карелии, которая сегодня вот так тоже на игле держит все окружное население. Если я монополист, то сразу подниму тариф и никто никуда не денется, потому что иначе все будет отключено. Поэтому абсолютно правильно, что стратегические объекты не имеют права на приватизацию. Мы говорим, что сегодня шутки с приватизаторами - они очень плохие. Вот я приведу в пример временный мост в Санкт-Петербурге. Когда я там был, подходит ко мне шустрый такой приватизатор: "Это мой мост, я прошу за него 5 млн руб. ". Едем назад, он говорит: "Вы знаете, я передумал, я прошу уже 10 млн руб. ". Я ему ответил, что мост заберем бесплатно. Это я гарантирую. Чтобы не было таких шуток ни с водой, ни с теплом, ни с энергией.

- Вы говорите о привлечении частного бизнеса в отрасль. Но при этом хотите при Госстрое создать компанию по управлению коммунальными и строительными активами. ..

- Никаких управляющих компаний при Госстрое мы создавать не собираемся.

- Как по-вашему, надо ли как-то ограничивать рентабельность работы частных компаний в ЖКХ?

- Все зависит от того, кто и как будет работать. Например, в Пскове башковитые парни взяли в аренду ТЭЦ. Поставили там частотные регуляторы на электродвигатели, поставили учет, привели в порядок теплотрассу. Взяли кредит на три с чем-то миллиона рублей. За год кредит отбили и начали зарабатывать прибыль. А те, которые сидят над ними, приходят и говорят: "Мужики, надо делиться". - "А как? " - "А вот так, я начальник". Сегодня ведь почему так плохо в ЖКХ все идет? Потому что сегодня нет новых управленцев. Бизнесмен упадет на первом этапе. Но зато свои затраты отобьет на втором и на третьем будет уже получать прибыль. И в таком плане будет идти и пошла уже цепная реакция по всей России.

БИОГРАФИЯ.

Николай Кошман родился в 1944 г. В 1966 г. окончил Дальневосточное военное автомобильное училище (Уссурийск) , в 1973 г. - Военную академию тыла и транспорта по специальности "военный инженер путей сообщения". Воинское звание - генерал-полковник. Служил в железнодорожных войсках, прошел путь от командира взвода до замдиректора Федеральной службы железнодорожных войск РФ. Участвовал в ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС. В 1996 - 1999 гг. работал советником представительства полномочного представителя президента России в Чечне, председателем правительства Чеченской республики, замминистра путей сообщения РФ, руководителем Федеральной службы специального строительства России, статс-секретарем - замминистра путей сообщения РФ. В 1999 г. назначен вице-премьером - полпредом правительства в Чечне. С октября 2002 г. руководит Госстроем.

Награжден орденом Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооруженных силах СССР" 3-й степени, девятью медалями. Женат. Имеет двух сыновей.

Ведомости
http://flb.ru/info/20681.html

08.09.2003

Кошман

Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.