Счетную палату не пустили в подвалы ЦБ
Вчера между Госдумой и Банком России вспыхнул конфликт, который может стоить последнему заметной части полномочий. ЦБ отказался пустить в свои хранилища аудиторов Счетной палаты, собиравшихся по поручению депутатов проверить его финансово-хозяйственную деятельность. Банк России посчитал, что аудиторы не имели на это законных оснований. И теперь депутаты намерены создать их, исправив законы.
До сих пор ни одно ведомство со стороны Центробанк не проверяло: раз в год аудиторами, которых назначает Дума, анализируется только финансовая отчетность Банка России. В основном же проверки проводятся его собственным департаментом внутреннего аудита и ревизий. И уже материалы этих проверок в случае необходимости могут затребовать Генпрокуратура или МВД. Такие уникальные права дает ЦБ статус, описанный законом "О Центральном банке (Банке России)".
И естественно, что у депутатов не раз возникали подозрения, что ЦБ злоупотребляет своими правами. Однако доказать это им ни разу не удалось. По версии ЦБ, так случалось потому, что злоупотреблений не было, а по версии депутатов -- потому, что им не давали провести достаточно глубокие проверки. Так, Счетной палате разрешали проверять лишь счета, которые подпадают под закон "О государственной тайне".
И депутаты уже не первый год пытаются добиться права контролировать прочие финансовые операции ЦБ. Даже сейчас на рассмотрении Госдумы находятся поправки в закон "О Банке России", дающие депутатам право утверждать смету расходов и доходов ЦБ. Теперь же у них появился отличный повод вновь вернуться к этому вопросу.
Очередная проверка ЦБ, инициированная депутатом Госдумы аграрием Александром Салием, по определению должна была закончиться ничем. К нему поступило письмо одного из сотрудников межрегионального хранилища ЦБ, в котором говорилось о финансовых злоупотреблениях со стороны некоторых руководителей департамента эмиссионно-кассовых операций (см. справку). На его основании, заручившись поддержкой необходимого числа депутатов, Александр Салий обратился в Счетную палату с предложением включить в план ее работы проверку финансово-хозяйственной деятельности хранилищ ЦБ.
Однако проверить ЦБ Счетной палате, как обычно, не удалось -- в хранилища ее не пустили. Все основания для этого у ЦБ были. По закону (см. справку) Счетная палата может проверять только операции, связанные с бюджетными средствами. А средства ЦБ, как известно, таковыми не считаются.
И Сергей Степашин немедленно обратился с письмом к спикеру Госдумы Геннадию Селезневу, в котором предложил исправить существующие законы и обеспечить Счетной палате право проверять ЦБ. Вчера, когда это письмо поступило в финансовые комитеты, реакция депутатов оказалась вполне предсказуемой.
"Это нонсенс: Дума, назначающая главу ЦБ, утверждающая его денежно-кредитную политику, не может проверить его финансовую деятельность,-- заявил Ъ Александр Салий.-- Конечно, мы будем вносить в закон поправки". И можно не сомневаться, что они будут внесены. Некоторые депутаты настроены еще более радикально.
"ЦБ не имеет никакого права отказывать Счетной палате в проверке. Если для этого нужно внести какие-то изменения в закон о Банке России, то я уверяю вас, скоро они будут сделаны,-- заявил Ъ член банковского комитета Думы Алексей Митрофанов.-- Если Геращенко не подчинится, к нему придут люди в масках. Степашин, как известно, бывший силовик и знает, как это делается. Пора кончать с этим беспределом".
Что хотела найти Счетная палата в Банке России
Из обращения депутата Александра Салия к депутатам Госдумы
"Шугушев Руслан Юнусович предполагает (он пока вынужден апеллировать такими терминами и формулировками до проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности сотрудниками Счетной палаты и проверки органами прокуратуры, МВД, ФСБ) наличие мощной организованной преступной группировки, занимающейся весьма успешно хищениями денежных средств в чрезвычайно крупных размерах в Департаменте эмиссионно-кассовых операций вообще и Межрегиональном хранилище #3 в частности.
Известны два факта, подтвержденных документально, позволяющих предположить совершение мошенничества в особо крупных размерах.
...в начале 1996 года директор Межрегионального хранилища #3 Петров Вольдемар Иванович закупил 202 электрорадиоизмерительных прибора по формуле: '...закуплены 202 прибора на общую сумму 4327099099 рублей'. Не был заключен договор купли-продажи, продавец до сих пор неизвестен, отсутствовали первичные бухгалтерские документы, приборы не сертифицированы, т. е. их не было в реестре приборов, разрешенных на применение на территории России, отсутствовали паспорта и другая техническая документация...
...во втором случае, при приобретении технологической линии взвешивания и упаковки слитков драгоценных металлов Петров В. И. купил двое несложных клещей (для зажима плоских фиксирующих пломб на контейнерах со слитками) на сумму 102366980 рублей, что сопоставимо со стоимостью 4-5 автомобилей ВАЗ 2105(06) на момент закупок этих клещей.
Сотрудник Межрегионального хранилища #3 Шугушев Р.Ю. обращался с вышеизложенными материалами в Генеральную прокуратуру 2 года назад, и второй раз -- 3 месяца назад, в ФСБ -- 1 год назад, в МВД -- 3 месяца назад. К сожалению, ими не производятся действия по проверке изложенных фактов..."
Что может проверять Счетная палата
Из закона "О Счетной палате"
"...Задачами Счетной палаты являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации; регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
В процессе реализации задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов..."
Коммерсант
http://flb.ru/info/4137.html
18.12.2000
Геращенко
| Степашин |
|