?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Мятеж подавлен

Правительство и Центробанк проигнорировали радикальные предложения РСПП по реформе банковской системы


На прошлой неделе правительство рассмотрело проект совместной стратегии Банка России и кабинета министров по развитию российского банковского сектора. Эта, в общем-то, достаточно специфическая тема стала более чем актуальной для всего отечественного бизнес-сообщества после того, как в начале августа РСПП огласил свои весьма радикальные предложения по реформированию банковской системы России. Напомним, что предложения, подготовленные руководителем рабочей группы РСПП по банковской реформе Александром Мамутом, фактически предусматривали переход от нынешней двухступенчатой банковской системы (ЦБ-коммерческие банки) к трехступенчатой (ЦБ-федеральные банки-региональные банки). Предполагалось, что федеральные банки получат право открывать филиалы в любом регионе, обслуживать любую клиентуру, включая бюджет и население, иметь прямые корсчета с иностранными банками и т. д., в то время как региональные лицензии позволят их обладателям работать только в одном или нескольких регионах. При этом чуть ли не единственным пропуском на федеральный уровень, согласно планам группы Мамута, выступал размер собственного капитала банка в 1 млрд рублей - сейчас такой "вес" способны взять не более шестидесяти банков (подробнее план Мамута мы обсуждали в N30 от 20 августа 2001 года).
Нельзя сказать, что предложения РСПП не имели под собой вообще никакой экономической почвы. Подавляющее большинство российских банков действительно категорически не соответствуют объему кредитного спроса своих промышленных клиентов. Другое дело, является ли размер капитала или активов главным и единственным критерием отбраковки в банковском сообществе. Еще не стершийся из памяти кризис 1998 года - яркий пример уязвимости и ненадлежащего качества управления рисками именно крупных и сверхкрупных банков. "Я считаю, что сама идеология стимулирования капитализации российских банков должна иметь место, потому что российская банковская система недокапитализирована, - говорит председатель думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Александр Шохин. - Конечно, от того, что мы создадим несколько общенациональных банков, а остальные будут региональными, общий капитал банковской системы не увеличится. Другое дело, что мы должны создать стимул для капитализации банков, и 'пряник' в виде федерального статуса вполне мог бы рассматриваться в качестве такого стимула".
В ходе весьма оживленного обсуждения предложений РСПП специалистами различных структур и ведомств стало очевидно, что все сходятся в одном: львиная доля существующих сегодня банков права на жизнь явно не достойна. В частности, по оценкам экспертов, после закрытия всех ныне действующих банков с отрицательным капиталом, банков, хронически не вписывающихся в установленные нормативы ликвидности, а также банков, регулярно задерживающих клиентские платежи из-за недостатка средств на корсчете или имеющих долги по обязательному резервированию, их число сократится с нынешних 1300 до 700-800. При этом средний размер капитала российского банка (без учета Сбербанка, ВЭБ и ВТБ) возрастет почти в три раза, а прибыльность (как отношение прибыли к активам) - как минимум в полтора раза.
Проблема только в том, что действующее законодательство, во-первых, существенно осложняет процесс ликвидации нерентабельных банков, а во-вторых, практически не препятствует возникновению новых "слабаков". "Сейчас есть требование: капитал вновь создаваемых банков должен составлять пять миллионов евро, - отмечает Александр Шохин. - При этом старым банкам можно иметь капитал в сто тысяч долларов. И получается, что единых требований к капиталу банков нет. А требование о пяти миллионах евро вообще непонятно для кого предназначено: зачем новый банк создавать, когда можно купить старый гораздо дешевле". Вероятно, исходя из всего перечисленного, многие эксперты предсказывали, что правительство одобрит реформу банковской системы "по Мамуту". Но не случилось.

Эволюция против революции

"Стратегия развития банковской системы России", подготовленная Минфином, Центробанком и Минэкономразвития и обсуждавшаяся на заседании правительства, оказалась гораздо ближе к разработанным Центробанком "Концептуальным вопросам развития банковской системы РФ", чем к предложениям РСПП. Если группа Александра Мамута говорила о кардинальной реструктуризации банковского сектора с целью скорейшего создания небольшого числа крупных привилегированных банков, то стратегия ЦБ нацелена на последовательное реформирование банковского законодательства и рассчитана на пять лет. При этом делается оговорка, что конкретные сроки реформы будут зависеть от общих темпов развития национальной экономики. Не будет и перехода к трехуровневой банковской системе: в "Стратегии" отмечается, что "определенные действующим законодательством принципы организации российской банковской системы, а именно двухуровневая структура и универсальные функциональные возможности банков, отвечают базовым потребностям экономики". Не будет предоставления особых привилегий крупным банкам: "изменение структуры банковского сектора и размещение кредитных организаций по регионам должно происходить на рыночных принципах". Не будет резкого увеличения требований к размеру уставного капитала действующих банков. Не будет ограничения сферы деятельности госбанков через введение профильного лицензирования - правительство РФ исходит из того, что ограничение сферы деятельности контролируемых им кредитных организаций возможно для банков, создание которых определялось необходимостью решения специальных задач государственной экономической политики. К таким банкам в настоящее время относятся Российский банк развития, Росэксимбанк и Россельхозбанк.
Зато уже в этом году будет рассмотрен вопрос о целесообразности участия государства в банках, где ему принадлежит меньше 20% акций, и составлен перечень кредитных организаций, государственные доли в которых должны быть проданы на рынке. В отношении Внешторгбанка будут разделены функции агента по обслуживанию внешнего долга и функции кредитной организации (во что это выльется на практике, к сожалению, не разъясняется), и ориентировочно к 1 января 2003 года Центробанк собирается выйти из капитала ВТБ. При этом в "Стратегии" отмечается, что правительство будет воздерживаться от создания новых государственных банков и от предоставления привилегий действующим госбанкам, а в 2003 году в Закон о Центральном банке будут внесены изменения, предусматривающие выход ЦБ из состава акционеров российских загранбанков.
В "Стратегии" предусмотрен перевод финансовой отчетности российских банков на международные стандарты бухгалтерской отчетности, что предлагалось и в программе РСПП. В декабре этого года правительство и Центробанк определят комплекс мер, необходимых для перехода российских банков на отчетность в соответствии с международными стандартами, и с 2004 года отечественные банкиры будут составлять балансы по тем же правилам, что и их западные коллеги. Что же касается одного из важнейших вопросов - оздоровления банковской системы, - то эта проблема, в соответствии со "Стратегией", должна решаться тремя способами: путем улучшения работы по ликвидации нежизнеспособных банков, путем развития конкуренции в банковском секторе включая открытие доступа на отечественный рынок иностранным банкам и за счет обеспечения большей прозрачности банковской системы и усиления банковского надзора со стороны Центробанка.
Функции "корпоративного ликвидатора банков с отозванной лицензией" (так в тексте. - "Эксперт") будут переданы АРКО. В 2002 году должны быть внесены соответствующие поправки в законы "О реструктуризации кредитных организаций" и "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". До конца текущего года правительство и Центробанк должны составить перечень мер, содействующих расширению деятельности в России банков с участием иностранного капитала.
В целом же невозможно не заметить, что "Стратегия" на 80% повторяет цэбэшные "Концептуальные вопросы развития банковской системы", и еще процентов пятнадцать ее объема составляют положения "Концептуальных вопросов" в новой литературной редакции. Из заметных отличий можно указать лишь конкретные заявления о выходе Центробанка из капитала ВТБ и загранбанков, которых не было в "Концептуальных вопросах", придание АРКО статуса "главного ликвидатора" и исчезновение из "Стратегии" главки, посвященной тарифной политике Банка России. Есть и другие, менее важные, различия, но ни одно из них не перекликается с предложениями группы Мамута, которые Центробанк и правительство как будто и не заметили. А шуму-то было.

Эксперт
http://flb.ru/info/1522.html

30.09.2001

Геращенко | Мамут |


Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Rambler's Top100
агентство федеральных расследований

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.

Rambler's Top100
//