Господин поглотитель
Если бы у олигархов была форма с погонами, то Михаил Безелянский в этом году прикрепил бы себе две звездочки - за установление контроля над Московским жировым комбинатом, который может полностью удовлетворить потребности в майонезе, например, такой небольшой страны, как Швейцария, и над предприятием «Бумизделия», которое в свое время полностью удовлетворяло потребности в тетрадях и альбомах школьников такой большой страны, как СССР. Но вот парадокс: Безелянского, который теперь говорит чуть ли не о создании первой «целлюлозно-бумажной вертикальной компании» и о том, что он зальет майонезом всю страну, при этом в среде российских предпринимателей за олигарха не держат. Более того: если бы у них была дисциплинарная комиссия, то Безелянского за неуемную страсть «заливать» наверняка разжаловали бы обратно в завсклады книжного магазина, откуда он выпрыгнул в начале 90-х.
Бумажный магнат и майонезный король
Давно не вызывает вопросов, почему российские заводы приобретаются людьми, которые на вопрос: «Где живете?» - отвечают: «За границей». Мы как-то попривыкли, что не важно, какие средства идут на развитие отечественной промышленности, - главное, чтобы шли. Поэтому ни у кого не вызвало больших нареканий, когда российский бизнесмен Михаил Безелянский, постоянно проживающий во Франции, объявил о приобретении двух крупных предприятий: Московского жирового комбината (МЖК) и ЗАО «Бумизделия», Тем более что, несмотря на всю спорность покупки (главным образом, вопросы остаются по вопросу приобретения пакета акций МЖК), менеджеры Безелянского объявили, что у них большие планы по экономическому развитию новой собственности. Разговор идет чуть ли не о новом скачке, который должен произойти в ближайшее время в пищевой и бумажной промышленности. Но некоторые особенности проведенных сделок и анализ другой предпринимательской деятельности Михаила Безелянского позволяет экспертам говорить, что приобретение им «Бумизделий» и МЖК действительно может войти в историю. Но результатом его станет не становление, а исчезновение пусть проблемных, но все-таки пока «живых» заводов с экономической карты страны. Теперь считается хорошим тоном, если купленное или захваченное предприятие само радостно сообщит о потере своей самостоятельности и представит публике своих новых хозяев. Вот и ЗАО «Бумизделия» (бывшее МНПО «Восход») недавно выпустило пресс-релиз о том, что теперь оно радостно смотрит в будущее, поскольку перешло под контроль некоего Михаила Безелянского. Ведь Безелянский, говорится в пресс-релизе, возглавлял «Альфа-Эко», а оно, как известно, успешно работает на бумажном рынке - управляет Ба-лахнинским ЦБК (ОАО «Волга») в Нижегородской области и Камским ЦБК в Пермской области. Мол, кому как ни Безелянскому после этого говорить о том, что с его помощью будет создана этакая «вертикальная целлюлозно-бумажная компания». Только в самой «Альфе» совместную работу с Безелянским стараются не комментировать. Ведь упомянутые предприятия группа приобрела в 2001 году. Безелянский же расстался с «Альфой» в конце 90-х, то есть при всем желании не мог приобрести опыта работы на бумажном рынке. Примерно так же Безелянский говорит о своем увлечении майонезом: мол, «Альфа-Эко» управляла несколькими предприятиями пищевой промышленности и поэтому эта область является для него, Безелянского, традиционно интересной. Но смеем предположить, что и в пищевой промышленности Безелянский понимает примерно столько же, сколько советский слесарь, внезапно получивший в наследство от троюродной бабушки алмазные копи в Южной Родезии, в огранке бриллиантов. Карьера Безелянского в «Альфа-групп» не принесла ему ничего, кроме строчки в резюме, которое теперь можно тиражировать в пресс-релизах.
Пустили завсклада в антикварный дом
Безелянский пришел в «Альфу» в 90-м году с должности завскладом магазина «Книжный мир» (ныне известного читающей публике как «Библи-оглобус»). Все первые назначения Безелянского в «Альфа-Эко» (да и последующие тоже) не имели большого отношения к управлению производством. Скорее, они имели отношение к рекламе, маркетингу и антиквариату. А судить об уровне Безе-лянского-маркетолога можно как раз по тому, как он управлял антикварным проектом группы.
В 1995 году Безелянский уволил команду менеджеров и маркетологов Виктора Филиппова, которые пытались сделать из компании «Альфа-Арт» серьезный антикварный дом. В свое время Филиппова пригласили именно потому, что его планы предусматривали работу на базе серьезных маркетинговых разработок. Но в итоге - именно за системный подход -менеджеров и выставили за дверь. Безелянский и товарищи посчитали, что разбираются в рынке антиквариата лучше любых специалистов - видимо, потому, что являются его активными потребителями. Они предпочли и дальше заниматься этим «непредсказуемым делом», основываясь исключительно на собственной интуиции. Как известно, к созданию российского «Сотбис» такая логика ведения бизнеса почему-то не привела. К 2000 году в «Альфе» произошли знаковые кадровые изменения, аналогичные переменам практически во всех крупных структурах, которые вставали на ноги в начале 90-х. Связаны «увольнения и назначения» были с тем, что многие из тех, кто стоял у истоков компаний, по-прежнему претендовали на функции управления производством и экономической деятельностью. В итоге акционерные пакеты, которыми в свое время скреплялись дружеские узы «отцов-основателей», стали мешать развитию холдингов. И более сильные и дальновидные партнеры стали их размывать, избавляясь от тех соратников, которые не чувствовали новых веяний времени. Нити управления стали переходить от крупных акционеров к наемным менеджерам. Новые же управленцы от «отцов-основателей» как раз тем и отличаются, что руководствуются законами развития бизнеса и экономики, а не собственными настроениями, и при принятии решений уж точно предпочтут маркетинговое исследование интуиции.
Понять, что твое время прошло, вообще тяжело, а принять это — тем более. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Безелянский, считая себя одним из основателей «Альфы», рвался в бой туда, где уже работали наемные менеджеры-профессионалы. И решение руководства «Альфы» выдавить Безелянского из группы также выглядит абсолютно закономерным. Надо отдать должное бывшему руководителю «Альфа-Эко», свою отставку он спровоцировал сам -перманентным конфликтом с Михаилом Фридманом. От работы в «Альфе», кроме резюме, у Безелянского остались кое-какие связи. Так, например, «Альфа-Эко» была учредителем сети супермаркетов «Перекресток». Но так как к «Альфе» Безелянский больше никакого отношения не имел, то после ухода из группы он сошелся со своими бывшими конкурентами - владельцами сети супермаркетов «Седьмой континент». Вместе они открыли компанию «Мосмарт», в планах которой - создание целой сети одноименных гипермаркетов в Москве и Питере. Здесь надо было бы оговориться, что именно «Альфа-групп» является законодателем логики корпоративного поведения, которая сводится к простой фразе «кто не с нами, тот против нас». Но и без этого нетрудно догадаться, как относятся в холдинге к Безелянскому после его демонстративной вражды с Фридманом и бегства к конкурентам. Все, что так или иначе связано с фамилией Безелянский, в «Альфе» предпочитают в лучшем случае деликатно не комментировать. Это не мешает самому Михаилу Безелянскому постоянно, и не только в пресс-релизах, намекать, что его уход из «Альфы» - это согласованный с ее руководством тактический маневр, а на самом деле за ним по-прежнему стоит вся мощь этой гигантской финансовой структуры. Хотя на самом деле уже несколько лет за Безелян-ским стоит только он сам.
Гектароносец
На первый взгляд, если посмотреть на предприятия, к которым теперь имеет отношение Михаил Безелянский, ему хочется прописать таблетки от жадности. А на второй - средство от излишней расточительности. Ведь подконтрольные ему «Бумизделия» и МЖК объединяет только то, что предприятия остро нуждаются в инвестициях для обновления основных фондов. Неужели предприниматель нашел какой-то таинственный источник сверхдоходов, который дает ему возможность стать крупным инвестором в производственную сферу? Но по самым оптимистичным данным «злых языков», ежемесячный доход Михаила Безелянского составляет всего полмиллиона долларов. Этого вполне достаточно для ОДНОГО человека, которому нравится собирать антиквариат и руководить операциями по захвату предприятий с постоянного места жительства во Франции. Но совершенно не достаточно для того, чтобы «поднять заводы». Например, саратовская группа «Букет», которая оспаривает у фирм Безелянского контроль над МЖК, оценивает только первоначальные необходимые вложения в это предприятие в районе 15 миллионов долларов. Понятно, сам Безелянский активно намекает на то, что в его случае аффилированным партнером МЖК будет являться группа «Альфа» и средства придут оттуда. Но согласитесь: если бы «Альфа» захотела прикупить майонезный завод, она, пожалуй, справилась бы и без «аффилированного» Безелянского. Но есть и еще один фактор, который объединяет «Бумизделия» и МЖК — большие производственные площади. Вполне достаточные для того, чтобы там разместился большой магазин — гипермаркет. Например, «Мосмарт». И концы с концами начинают сходиться, если допустить, что планируется вкладывать средства не в производство, а исключительно в сам захват предприятий. В этом случае покупка площадей, лежащих под МЖК, под огромный киоск «Мосмарт» с экономической точки зрения выглядит более чем логично. Ведь Безелянскии занял МЖК как миноритарный акционер. То есть до сих пор потратиться ему пришлось только на пакет акций и на то, чтобы забаррикадироваться в дирекции. Есть и косвенные признаки того, что никаких инвестиций в обновление комбината Безелянским изначально и не планировалось. Например, то, что в качестве главного «специалиста по майонезу», нового руководителя МЖК, Безелянскии пригласил своего товарища по «Альфа-Эко» Сергея Ильина. Господин Ильин больше известен общественности не как производственник или экономист, а как таран, с помощью которого захватывали в свое время торговый дом «Смирновъ».
Даже если МЖК отойдет «Букету», то траты Безелянского укладываются в «разумный минимум», которым не жалко было рискнуть «на удачу». Если нет - то ему отойдут площади с большим количеством га по цене меньшей, чем стоит несколько соток в дачном Подмосковье. Есть за что повоевать. И если для инвестиций в производство Безелянскому деньги взять особенно неоткуда, то под строительство гипермаркета резерв как раз есть — если ситуация с предприятиями станет однозначной, туда наверняка придут деньги того самого «Седьмого континента». Так что надежды «Бумизделий» на то, что школьники опять начнут писать только в их тетрадках, тоже вряд ли оправдаются. Больно уж подходящее для большого магазина у бывшей фабрики «Восход» количество га, на которых она расположена. В принципе, Безелянского за эту тактику даже тяжело упрекать: давно известно, что ларьки и автостоянки дело куда более понятное и выигрышное, чем какое бы то ни было производство. Здесь тот случай, когда и маркетинговое исследование проводить не надо -интуицией вполне можно обойтись.
Последний жест
В этом году Безелянский со страниц «Российской газеты» поздравил всех чиновников нашей страны (а именно они и являются основной аудиторией «РГ») со светлым еврейским праздником Пурим и даже поведал как эксперт, что это такое. На страницах уважаемого издания его представили как вице-президента уважаемой еврейско-азиат-ской организации. И хотя знающие люди уверяют, что организация эта больше азиатская, Безелянский теперь может намекать, что за ним стоят капиталы не только «Альфы», но и всех ротшильдов на свете. Жест, прямо скажем, от безысходности. Поддерживать имидж финансового магната Безелянскому становится все труднее, и в этом ему никак не могут помочь пассажи ни про «захват бумажного рынка», ни про «майонезную империю». Даже молчание «Альфы», именем которой он прикрывается, уже играет против него. Не спасают и тусовки на французской Ривьере с воротилами отечественного бизнеса - новые олигархи дают таким, как Безелянский, сто очков вперед. А ему позарез необходим хотя бы один успешный проект. Но даже история с гипермаркетами в итоге может закончиться ничем - партнерам начинает надоедать ждать, когда захваченными площадями можно будет воспользоваться. Время работает не на Безелянского во всех отношениях: и сроки до начала строительства новых магазинов практически на исходе, и эпоха агрессивных захватов под чужими флагами вот-вот пройдет навсегда.
http://flb.ru/info/0.html
Михаил Курманицкий
11.12.2003
|