?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??
Зеленые активы нефтяного лобби

Зеленые активы нефтяного лобби

Несмотря на скандал, кандидаты от ЮКОСа, по-прежнему, числятся на почетных «проходных» местах в предвыборных списках «Яблока» и КПРФ.


Расследование Генеральной прокуратурой деятельности владельцев и топ-менеджеров компании ЮКОС связывают с попытками не допустить усиления влияния нефтяного лобби на состав будущей Государственной думы. Но совершенно очевидно, что попытки эти вряд ли увенчаются успехом. Масштабы бизнеса Михаила Ходорковского и группы сегодня таковы, что лоббизм является одним из механизмов корпоративного управления. И механизм этот надежно отлажен, смазан и работает -в течение долгих лет не снижая обороты.

Задачи нефтяного лобби в любой богатой углеводородами стране — защита интересов бизнеса, расширение сферы влияния на рынки сбыта и перераспределение активов в добыче и переработке. В то время как большинство развитых стран уже пережили этапы скандального вмешательства капитала в государственные и общественные институты, в России понятие «лобби» до сих пор не может оформиться в более или менее пристойном виде.

Опыт ЮКОСа наглядно демонстрирует всю палитру лоббистских приемов, применявшихся и применяемых в нашей стране. Например, в середине 90-х годов, когда понятие «частная собственность» по инерции отождествлялось с «награбленным имуществом», нефтегазовые компании прославились так называемым «закрытием городов». Прием, практиковавшийся советской оборонной машиной для засекречивания стратегически важных военных разработок, в условиях труднодоступных сибирских городов сработал на редкость эффективно, и продолжает применяться до сих пор.

Однако в случае необходимости, атрибуты государственности брали верх. Например, в период выборов. Избирком Ханты-Мансийского АО с 1993 года более 10 раз менял нарезку округов якобы по причине изменения количества и перераспределения населения по районам. На самом же деле речь шла о банальном увеличении числа мандатов для «нефтяных округов» и как следствие — увеличении количества «частных» депутатов в законодательном собрании АО. О том, что результаты голосования в таких округах могли решаться обычным «приказом по компании», главу автономного округа просили не беспокоиться.

Покорение Сибири

Помимо ХМАО, ЮКОС всерьез обосновался и в других регионах Сибири и Дальнего Востока, входящих в сферу интересов компании в качестве источников сырья и рынков сбыта. Учитывая финансовые возможности ЮКОСа, наличие «своей» фракции в законодательном собрании субъекта Федерации, — вопрос чисто технический. Так же как и формирование губернаторских команд из состава топ-менеджеров ЮКОСа. Например, Виктор Казаков, вице-губернатор Самарской области, на территории которой ведет добычу принадлежащее ЮКОСу ОАО «Самаранефтегаз», является одним из акционеров нефтяной компании, а до прихода во власть был президентом «ЮКОС-ЭП» (структурное подразделение по добыче нефти и газа). В декабре ему предстоит побороться в Новокуйбышевском одномандатном округе за переезд в Государственную думу.

Аналогичные кадровые инъекции в исполнительную и законодательную власть ЮКОС регулярно проделывает в Эвенкии, Томской, Омской, Иркутской, Новосибирской областях, на Дальнем Востоке. Наличие стабильного лобби в исполнительной власти позволяет сделать вывод об использовании так называемых трансфертных цен в поставках ГСМ и нефти ЮКОСа для данных субъектов Федерации. Кроме того, это открывает вполне определенные возможности для проведения финансово-хозяйственных операций, непрозрачных для федерального центра. Фактически, начинаясь от «закрытых городов», экспансия бизнес-модели ЮКОСа распространяется на целые регионы, создавая эффект «государства в государстве». Положительным моментом в этой ситуации безусловно можно назвать стабильную наполняемость местных бюджетов и внебюджетных фондов — в этой конкуренции ЮКОС зачастую опережает, а вернее — подменяет — российские Правительство и Минфин. Однако когда доля поступлений от ЮКОСа начинает превышать 1/3 часть доходов бюджета региона, под сомнение ставится не только его финансовая независимость, но и суверенитет. Что в свою очередь создает реальную угрозу государственной безопасности. Так, в случае получения контроля над ЮКОСом зарубежными инвесторами, правительства их стран будут весьма заинтересованы в сохранении влияния нефтяной компании на регионы Поволжья, Сибири и Дальнего Востока.

Эффективность регионального лобби-ресурса нефтяников не вызывает сомнений. Как и в базовых для компании ЮКОС регионах, в Государственной думе лоббизм уже принимает системную форму. В частности речь идет о работе с политическими партиями федерального масштаба. Для ЮКОСа основным ресурсом здесь является фракция «Яблоко» Григория Явлинского и КПРФ Геннадия Зюганова.

«…Выслуживаться тошно?»

Ситуация с лоббизмом в Госдуме сложилась своеобразная: мечта о двухпартийности оказалась воплощена в ходе протаскивания и проталкивания через нижнюю палату выгодных бизнесу законов. Госдума условно разделена на «консерваторов», к которым относятся центристы, как не странно СПС и мелкие депутатские объединения, и «либералов» — их представляют КПРФ, «Яблоко» и ЛДПР. «Консерваторы» являются своеобразным буфером между законодательными интересами крупного бизнеса и инициативами Администрации Президента и Правительства, поэтому лоббистские усилия направлены не столько на их представителей, сколько на исполнительную власть. «Либералы» же работают с бизнесом напрямую, и в отличие от «консерваторов» имеют достаточно устойчивый прейскурант цен на лобби-услуги и отличаются стабильной дисциплиной при голосовании.

Одним из самых циничных инструментов лоббирования интересов ЮКОСа среди «либералов» зарекомендовала себя фракция «Яблоко». В первую очередь это связано с неудачной финансовой политикой ее лидера и главы одноименной партии Григория Явлинского. Раз за разом он предпринимал шаги, заканчивавшиеся громкими скандалами, и даже, как говорят, криминальными эпизодами и делами, в которых российским правоохранительным органам неизменно приходилось обращаться за помощью к Интерполу. Причем, надо отдать Явлинскому должное, сам он успевал вовремя увернуться от разящего меча правосудия.

«Яблоко» на пару с НТВ этой осенью празднуют свой десятилетний юбилей. Если свидетелями самых ярких моментов в истории НТВ становилась вся страна, то лидеры партии «Яблоко» весьма умело показывали публике специально смонтированную картинку. До сих пор даже многим партийцам не известно, что «Яблоко» создавалось в начале 90-х на деньги гуманитарных фондов Соединенных Штатов, которые выполняли весьма прозрачный политический заказ Вашингтона по установлению контроля над неокрепшей российской демократией. Когда провал молодого политика Явлинского в борьбе за политическое влияние стал очевиден даже за океаном, а роль американского следа в экономической политике подверглась резкой критике как власти, так и общества, финансирование «Яблока» из США существенно сократилось. Взамен был избран не менее спорный, зато весьма щедрый источник — сионистский капитал. Кампанию «Яблока» по выборам в Госдуму в 1995 году и лично Явлинского на президентских выборах 1996 года спонсировал Владимир Гусинский, распоряжавшийся в те годы огромными фондами Российского Еврейского Конгресса (РЕК). Однако и ему не удалось удержаться в рамках законности, а «Яблоко» так и не смогло обеспечить своему спонсору достойную поддержку на государственном уровне. Коэффициент влиятельности Григория Явлинского замерз на грани трех десятков депутатов нижней палаты Федерального Собрания.

К следующему штурму Госдумы у партии Явлинского случился не афишируемый, но весьма острый кризис финансирования. Накануне выборов сезона 1999-2000 годов «Яблоко» и вовсе было вынуждено по выражению журнала «Эксперт» «положить зубы на полку» и отдаться, как свидетельствуют эксперты, в руки бизнесмена Андрея Дробинина, никогда не обладавшего какой-либо легальной собственностью, однако контролировавшего на уровне управления финансовые потоки «Легпромбанка» и аффилированных с ним структур. И хотя на волне политической конъюнктуры «Яблоку» в 1999 году удалось преодолеть пятипроцентный барьер, как и следовало ожидать, совместный проект с Дробининым окончился для последнего банальной уголовщиной. Стрельба из гранатометов, похищения людей, тяжкие телесные повреждения, подкуп судей и прокуроров и в результате объявление бывшего смотрящего за «Легпромбанком» в международный розыск попали в прессу. Однако Григорий Алексеевич, один из соратников которого пытался укрыть Андрея Дробинина в своей депутатской приемной, в очередной раз отделался легким испугом и в криминальные сводки не попал. Однако денежные потоки на время сильно обмелели.

От этого последнего скандала с финансированием «Яблоко» так и не смогло оправиться, потеряв с 1999 по конец 2002 года наиболее авторитетных и профессиональных членов фракции и партии. Как результат, проявивший интерес к нуждам Явлинского Михаил Ходорковский приобрел «яблочный» актив по демпинговой цене.

Смотрящие в Госдуме

Тот факт, что ЮКОС приобрел «Яблоко» целиком, нетрудно проверить, проанализировав структуру представительства связанных с нефтяной компанией кандидатов в партийных списках на нынешних выборах. Большое число кандидатов «от ЮКОСа» в федеральных и региональных списках партии или блока означает, что уровень контроля над этими партиями или блоками в целом невысок. А значит непосредственный процесс лоббирования интересов ЮКОСа в случае прохождения его кандидатов в Государственную Думу будет осуществляться на внутрипартийном (фракционном) уровне.

В случае с Яблоком ситуация прямо противоположная, из 17 человек федерального списка кандидатов ЮКОС представляют пятеро. Александр Осовцев, Константин Кагаловский, Михаил Моторин, Галина Антонова и Марина Сеньковская, которых зампред партии Сергей Митрохин публично назвал «представителями спонсоров», вряд ли будут напряженно работать в новом составе Госдумы. Во-первых, сам по себе нынешний федеральный список «Яблока» откровенно слаб и не сможет набрать больше 4 процентов голосов. А значит, не будет и фракции. Во-вторых, в случае прохождения «Яблоком» пятипроцентного барьера, ЮКОСу не придется тратить силы на убеждение депутатов этой фракции по каждому конкретному законопроекту — достаточно будет осуществлять так называемое абонентское сопровождение партии финансированием, а по вопросам голосования вызывать «на ковер» лично Григория Явлинского. Последний известен среди думских лоббистов как один из самых авторитарных предводителей фракций, поддерживающий в «Яблоке» дисциплину любыми способами. Не случайно покинувшие в свое время «Яблоко» депутаты в кулуарных беседах упоминают период 1996-1998 годов, когда созданная группой «Мост» Владимира Гусинского внутрикорпоративная спецслужба по заказу Явлинского собирала компрометирующие материалы на членов фракции «Яблоко» в Госдуме и на наиболее активных лидеров региональных отделений партии.

Наконец, в-третьих, когда «Яблоко» провалится на выборах, у ЮКОСа так или иначе останется на руках пусть и виртуальный, но зато раскрученный политический кадр — Явлинский, которого при желании можно внедрить в кабинет министров или в руководство контролируемых государством естественных монополий — «Газпром», РАО «ЕЭС России», ОАО «РЖД». И хотя с функциональной точки зрения польза от Явлинского будет невелика, но для ЮКОСа вопрос контроля над естественными монополиями через своих представителей в советах директоров — стратегически важен.

Что же до Госдумы, то ЮКОСу и без «Яблока» будет вполне по силам сформировать небольшую самостоятельную фракцию. Эдакий штурмовой отряд внутри законодательной власти для поддержания эффективности своего лобби. Напомним, что основной блок законодательных инициатив, принесших Михаилу Ходорковскому существенные преференции, был проведен через нижнюю палату еще до того, как ЮКОС начал системную спонсорскую поддержку «Яблока».А значит наличие в Госдуме фракции с таким названием в следующие четыре года для ЮКОСа — вопрос не принципиальный. Обходились раньше, обойдутся и впредь. Тем более, что эффективность «Яблока» как лоббиста в ходе конфликта вокруг главного акционера группы Менатеп стремится к нулю. Выражаясь языком бизнеса, актив нелеквиден, языком жизни — зелен.

специально для «Компромат.Ru»
http://flb.ru/info/0.html
Константин Пален
20.02.2004

Зюганов | Ходорковский | | Явлинский

Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.