Олигархическая недоимка
По экспертным оценкам владельцы российских сырьевых компаний ежегодно присваивают сумму сопоставимую с федеральным бюджетом РФ
Одним из самых скандальных законопроектов, который предстоит рассмотреть обновленной Госдуме, станет проект Валерия Гартунга «О правах граждан России на доходы от использования природных ресурсов РФ» (о ренте). Идея «природной ренты» быстро вошла в политический обиход. Карикатурное представление о ней -«взять все и поделить» в «олигархической» прессе стало привычным. Но зачем на самом деле нужен закон о ренте?
В России рента за использование природных ресурсов страны (прежде всего углеводородного сырья) и эксплуатацию ее недр, по Конституции принадлежащих всему населению страны, по сути, незаконно присваивается небольшой группой «сырьевых олигархов» и большей частью вывозится затем за рубеж. По экспертным оценкам, рента, присваиваемая сегодня владельцами сырьевых компаний это деньги сопоставимые с федеральным бюджетом порядка 50 млрд. долларов в год. По другим оценкам, которые успели высказать несколько министров российского правительства сумма «олигархической недоимки» составляет 3 5 -10 -30 миллиардов долларов в год.
Поэтому в законопроекте предлагается прежде всего кардинально изменить систему изъятия рентных платежей. Сейчас государство определяет для собственников нефтяных компаний лишь фиксированный налоговый платеж, не рассматривая при этом, как правило, условия рыночной конъюнктуры и оставляя владельцам компаний все сверхдоходы, связанные с реализацией сырья на мировых рынках. Авторы законопроекта убеждены, что государство должно работать с частными нефтяными и иными добывающими компаниями исключительно на условиях концессии, изымая в свой доход всю разницу между оговоренной в договоре с компанией ценой за тонну и ценой ее реализации на рынках.
Для этих целей будет создан специальный государственный некоммерческий фонд («Фонд прав граждан»), в который будут перечисляться все рентные платежи за использование природных ресурсов. Затем, через лицевые именные счета (например, в отделениях Сбербанка), эти средства должны регулярно распределяться между всеми гражданами России.
Так как рентные платежи являются постоянными, эти счета могли бы стать средством обеспечения кредитоспособности граждан. Под них можно будет брать кредиты в банках и оплачивать образование свое и детей, дорогостоящее лечение, решать жилищные проблемы и любые другие. В дальнейшем планируется создание по аналогии с федеральным региональных фондов, в которые зачислялись бы доходы не только за использование недр, но и от использования госимущества и земли всего, что сегодня принадлежит государству, муниципальным и региональным властям.
Предполагается также и такой вариант, при котором лишь половина средств, аккумулируемых в Фонде пойдет на личные счета граждан другая же будет использована для сокращения налоговой нагрузки на обрабатывающий сектор отечественной промышленности (прежде всего на резкое снижение НДС).
Что получит российское обществе вследствие принятия этого закона и реализации заложенных в нем идей?
Во первых, снимается проблема платежеспособности населения. Оно становится кредитоспособным, повышается кредитный рейтинг страны. Увеличение платежеспособного спроса на внутреннем рынке дает мощный импульс развитию производства, сервиса, торговли..
Второе. Кардинально меняется сам характер экономики России. Сегодня страна развивается как сырьевой придаток западных стран. Почему? Потому, что такой нормы прибыли, как в сырьевых, добывающих отраслях у нас нет ни в одной обрабатывающей отрасли. И не будет, пока рента изымается в полном объеме теми же, кто добывает и продает эти ресурсы. В обработке, машиностроении не будет инвестиций, не будет развития. Сегодня цена на нефть и размер прибыли в «нефтянке» таковы, что все инвестиции идут только туда. Прибыли добывающих компаний выводятся за рубеж, а затем частично расходуются на закупку импортного оборудования. В итоге импорт растет, а база развития отечественной промышленности рушится.
Третье. Изъятие ренты, сверхприбылей «сырьевиков», позволит не только вырвать из нищеты основную массу населения, но и уравнять в условиях работы сырьевые и добывающие отрасли.
Экономика развивается там, где норма прибыли выше. Если она снижается в добывающих отраслях, а в обрабатывающих одновременно снижается налоговая нагрузка, растет рентабельность капитал перетекает в обработку, в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли. Это полностью преображает экономику страны, ее облик, ее будущее.
Становится возможным снизить (а затем и полностью отменить) НДС, который реально не должен сейчас превышать 10%, единый социальный налог с 28% вдвое, а единый социальный и подоходный налоги вместе должны составить не более 25%. Тогда наша обрабатывающая промышленность, наши высокотехнологичные отрасли станут конкурентоспособными. В страну пойдут иностранные инвестиции, потому что в России станет выгодно не только качать нефть (запасы которой при нынешнем варварском способе добычи, когда не разведуются и не разрабатываются новые месторождения, а вычерпываются «до дна» уже освоенные, иссякнут через 25 лет) открывать новые производства, производить продукцию. За 10-15 лет в стране можно было бы провести полную производственно-техническую модернизацию.
Наконец, резко снижаются риски в развитии общества. Отдав людям их долю национального богатства, мы передаем им и ответственность за решение большой части их проблем. Сегодня все ресурсы стараются сконцентрировать в Москве, в правительстве и оттуда уже все перераспределять. Однако чем выше концентрация власти и ресурсов, тем выше вероятность и цена ошибки. Ошибки даже самого умного и самого честного чиновника. 140 миллионов населения России не могут ошибиться. Девять десятых населения правильно распорядятся деньгами они будут направлены туда, где нужнее всего стране, людям.
Речь идет не только об экономике. Сосредоточение громадных средств в руках узкого круга «сырьевых олигархов» создает оптимальные условия для коррупции, для элементарной скупки чиновников правительства, Федерального собрания, судов, силовых структур. Именно отсюда деформированность нашей политической системы: формально демократия, реально жесткая власть капитала. Неправедно нажитого капитала, что самое главное.
специально для «Компромат.Ru»
http://flb.ru/info/0.html
Михаил Сажин
20.02.2004
Ходорковский
|