«На протяжении длительного времени применялись различные способы, позволяющие выводить прибыль в офшоры»
СПРАВКА
О схемах уклонения от налогообложения, применяемых ОАО НК «ЮКОС».
Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации в ходе проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, пресечению и предупреждению нарушений налогового законодательства вскрыт ряд схем, используемых руководителями вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) для сокрытия получаемой прибыли. Одной из таких компаний является ОАО НК «ЮКОС», руководителями которой на протяжении длительного времени применялись различные способы, включающие использование несовершенства законодательства: формирование внутренней корпоративной ценовой политики. позволяющей выводить прибыль в зоны льготного налогообложения, офшоры, а также многоступенчатые схемы уклонения от уплаты налогов с использованием фиктивных фирм, незаконного применения льгот на прибыль и т. д.
Так, ФСНП России в 2002-2003 гг. проводилась целенаправленная работа по документированию противоправной деятельности руководителей ОАО Банк «Менатеп» (Председатель Правления Ходорковский М. Б.) по не поступлению налоговых платежей в бюджет. Установлено, что в период с 15.10.1998 по 18.05.1999 гг. с расчетных счетов налогоплательщиков-клиентов (дочерние предприятия ОАО НК «Юкос») ОАО Банк «Менатеп» списаны, но не зачислены на бюджетные счета денежные средства в размере 4,7 млрд. рублей.
В ходе доследственной проверки удалось собрать исчерпывающие материалы, cвидетельствующие о преднамеренном характере совершенных операций. В результате проведенных мероприятий и обжалования в. арбитражном суде ряда вынесенных ранее решений, акционеры ОАО Банк «Менатеп» добровольно согласились и погасили образовавшуюся задолженность банка по непоступившим в бюджет налоговым платежам в размере 2,122 млрд. рублей.
В 1999 году ОАО НК «Юкос» и МНС России было подписано соглашение о поручительстве № 10-3-04/442дсп от 27.05.99г., в соответствии с которым ОАО «НК «Юкос» брало на себя обязательства уплачивать федеральную составляющую налогов за свои дочерние и зависимые компании. Вместе с тем, по имеющейся информации указанное соглашение
использовалось ОАО НК «Юкос» для ухода от уплаты соответствующих налогов за свои дочерние общества.
Проверить исполнение соглашения не представляется возможным в связи с неоднократным отказом как ОАО НК «Юкос», так и МНС России представить данное соглашение и материалы по его реализации.
Проводимые ФСНП России проверочные мероприятия показали, что одной из основных схем ухода от уплаты акцизов при производстве горючесмазочных материалов в 1999-2001 гг. со стороны структур ОАО НК «Юкос» явилась передача производственных мощностей нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) по фиктивным договорам в аренду организациям, зарегистрированным в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). Нефть, добываемая дочерними предприятиями ВИНК, перерабатывалась на мощностях НПЗ, арендованных указанными организациями. При этом, благодаря льготам существенно снижались налоговые платежи и сборы за перерабатываемую нефть, а получаемая прибыль оставалась в подконтрольных ВИНК банках. Установлено, что рассматриваемая схема применялась на нефтеперерабатывающих заводах ОАО НК «Юкос»: ОАО «Ачинский НПЗ», ОАО «Сызранский НПЗ», ОАО «Куйбышевский НПЗ» и ОАО «Новокуйбышевский НПЗ». В результате реализации указанной противоправной схемы в федеральный бюджет не поступило более 10 млрд рублей.
Кроме того, ФСНП России проверяются материалы о незаконном возмещении из бюджета сумм акцизных платежей за реализованные на экспорт нефть и нефтепродукты, формально принадлежащие организациям, зарегистрированным в ЗАТО. Реализация указанных нефтепродуктов на комиссионной основе осуществлялась ОАО НК «Юкос» и ООО ТД «Юкос-М» фиктивным фирмам, после чего в ИМНС России предъявлялись соответствующие документы к получению возмещения акцизных платежей из бюджета. Ориентировочная сумма ущерба составляет около 5-7 млрд. рублей.
Так же, ФСНП России проводит комплекс оперативно-розыскных и проверочных мероприятий в отношении финансово-хозяйственной деятельности ОАО НК «Юкос» и ЗАО ВК «Юкэс» при перечислении в 1997 г. валютной выручки от реализации за рубеж нефти и нефтепродуктов через ЗАО «Креди Лионе Руссбанк». По имеющимся в ФСНП России данным в результате указанной сделки около 80 миллионов долларов США не были отражены в налоговом и валютном учетах ОАО НК «Юкос», что повлекло неуплату соответствующих налогов и сборов.
Информация по вышеуказанным преступным деяниям легализуется в рамках дел оперативного учета.
В 2001 году была выявлена схема уклонения от уплаты налогов ОАО НК «Юкос» путем формальной перепродажи нефтепродуктов предприятиям, зарегистрированным в ЗАТО (г. Лесной, г. Трехгорный) и расчетов с бюджетом необеспеченными векселями ОАО НК «Юкос» на сумму 3,8 млрд. рублей, которые позже были зачтены в федеральный бюджет. Впоследствии правопреемником указанных фирм стало ООО «Инвестпроект». Проведенной проверкой силами УМНС по Читинской области были выявлены нарушения налогового законодательства на сумму 22,4 млрд. рублей Однако в результате повторной проверки проведенной МНС России соответствующий акт был отменен, а фирма была ликвидирована. Указанные действия отрицательно сказались на дальнейшем расследовании уголовного дела и сделали невозможным возмещение выявленной недоимки в бюджет.
Сложность в документировании противоправной деятельности руководства ОАО НК «Юкос» объясняется не представлением длительное время в органы налоговой полиции соответствующей документации.
Аналогичную позицию, ссылаясь на налоговую тайну, занимает руководство МНС России. Имеется достоверная информация, что Министр МНС России Букаев Г. М. дает конкретные указания территориальным органам МНС, препятствующие объективной проверке крупных налогоплательщиков.
В целях реализации имеющихся материалов дальнейшие мероприятия по пресечению выявленных налоговых нарушений и преступлений, совершенных руководителями ОАО НК «ЮКОС» планируется осуществлять во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерацией и МНС России, в ходе которых целесообразно:
принять меры по признанию незаконным предоставление налоговых льгот и ничтожности сделок по сдачи в аренду производственных мощностей НПЗ организациям, зарегистрированным в ЗАТО;
инициировать пересмотр проведенных МНС России проверочных мероприятий в отношении организаций, зарегистрированных в ЗАТО и вынесенных по их результатам решений об отсутствии налоговых правонарушений и недоимки в бюджет;
рассмотреть возможность отмены Постановления о прекращении уголовного дела в отношении должностных лиц Администрации ЗАТО и его дальнейшего расследования, в целях получения судебного решения о незаконном приеме векселей в качестве платежного средства по налогам и сборам.
ГОУ ФСНП РОССИИ
http://flb.ru/info/0.html
20.02.2004
Ходорковский
|