Краткая справка по ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС»
Формы и методы ухода от налогов
При осуществлении мероприятий налогового контроля были выявлены следующие формы и методы налогового планирования, используемые ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС» в целях сокращения налоговых платежей.
Трансфертное ценообразование
Перенос центров образования прибыли с нефтедобывающих предприятий, НПЗ, сбытовых контор и самих нефтяных компаний в организации, зарегистрированные в ЗАТО, а также в иных зонах льготного либо так называемого мягкого налогового администрирования:
— мини-холдинговые компании с местом регистрации в гг. Руза, Мосальск;
— высокоприбыльные торговые компании с местом регистрации в гг.
Трехгорный, Лесной и Саров (территории ЗАТО) — до 2000 года; с 2000 года -
Республика Мордовия и Эвенкийский автономный округ;
— предприятия (сервисные и лизинговые компании), имеющие на балансе
мощные производственные активы (скважины, оборудование), с местом
регистрации в Республике Калмыкия;
— высокотехнологичные предприятия (инжиниринговые компании) с местом
регистрации в Республике Калмыкия;
— фирмы-однодневки, выпускающие используемые в расчетах векселя, с
местом регистрации в г.Троицке, Республике Адыгея.
Указанные действия приводят к формированию центров образования безналоговой прибыли, но при соблюдении ряда условий:
1 продажа торговым компаниям нефтяного сырья по заниженным ценам с
последующим приобретением у них же нефтепродуктов, выработанных из этого
сырья, но уже по ценам внутреннего рынка России (снятие прибыли по
операциям на внутреннем рынке);
2 переход к реализации через указанные торговые компании всего объема нефтепродуктов, предназначенного на экспорт, учитывая, что цены внешнего рынка на отдельные виды нефтепродуктов слабо поддаются мониторингу контролирующими органами России и в связи с этим, как правило, сильно занижаются ( формально НК«ЮКОС» выполняет лишь роль комиссионера в целях упрощения процесса согласования вопросов, возникающих при экспорте продукции ) (снятие прибыли по операциям на внешнем рынке);
3 во избежание возможности прямого применения налоговыми органами положений статьи 40 НК РФ отношения взаимозависимости между партнерами не должны непосредственно прослеживаться, что требует учреждения указанных торговых компаний частными лицами либо предприятиями, производными от зарубежных оффшорных структур;
4 во исполнение требований законодательства о допустимости использования льгот организации, созданные в ЗАТО и зонах льготного и «мягкого» налогового администрирования, формально должны ориентировать свои инвестиционные программы на регионы таким образом, чтобы их реализация имела бы ярко выраженную социально направленную мотивировку, но одновременно позволяла бы трансформировать прибыль’ в денежную наличность, чем и объясняются масштабные проекты НК«ЮКОС» по развитию компьютерных технологий, Интернета, принимая во внимание, что цены на программные продукты и услуги технологов не поддаются какому-либо контролю (трансформация прибыли в денежную наличность);
5 цепочка посреднических организаций должна быть достаточно развернутой, чтобы усложнить возможность оперативного выявления достаточно распространенной операции — приобретение у потенциально не ограниченного круга частных лиц (по имеющимся сведениям — жителей Самарской области) по номиналу низколиквидных векселей, использовавшихся в расчетах по сделкам с нефтью и нефтепродуктами и ранее приобретенных частными лицами у этих же компаний, но с высоким дисконтом (формирование денежной наличности при дисконтировании дохода (образования убытка) по операциям с ценными бумагами).
Рассмотренные выше действия можно проиллюстрировать на примере операций за 1999 год.
ОАО «НК «ЮКОС» закупило в 1999 году из ресурсов ОАО«Юганскнефтегаз» 25,8 млн. тонн нефти. При сопоставлении закупочных цен со средними ценами по Ханты-Мансийскому автономному округу разница в пересчете на объемы составит 7,2 млрд. руб. (или 288,3 млн. долл. США).
Таким образом, потери бюджета по ресурсным платежам, которые должны были поступить от организации — недропользователя, — порядка 90 млн. долл. США.
Вопрос по косвенным налогам и налогу на прибыль не является прямолинейным. Однако, учитывая, что деятельность НК«ЮКОС» в целом длительное время оставалась убыточной и, принимая во внимание, что обязательств по НДС у нефтяной компании практически не возникало, поскольку нефть далее перепродавалась с минимальной наценкой (3-5 рублей), а торговые организации впоследствии применяли налоговые льготы, потери бюджета по НДС и налогу на прибыль, которые должны были поступить от организации — недропользователя, можно оценить на уровне 40 млн. долл. США. Из ресурсов ОАО «Самаранефтегаз» и «Томскнефть» в 1999 году нефтяной компанией суммарно было закуплено 18,3 млн. тонн нефть по тем же внутрикорпоративным ценам. По аналогии с расчетами по ОАО «Юганскнефтегаз» потери бюджета суммарно (по ресурсным платежам, налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость) должны составить порядка 90 млн. долл. США.
Таким образом, общие потери бюджета в результате закупок нефтяной компанией сырья в 1999 году по заниженным внутрикорпоративным ценам можно оценивать на уровне 220 млн. долл. США.
Финансовая политика ОАО «НК «ЮКОС», включающая элементы налогового планирования, не претерпела принципиальных изменений и в последующие годы.
Привлечение займов с минимизацией налогооблагаемой прибыли
Использование формально в целях финансирования основной торгово-сбытовой деятельности наиболее дорогих заимствований (кредитов зарубежных банков), что существенно утяжеляет расходную часть бюджета компании. Остаются слабыми, а вернее — полностью отсутствуют собственные программы по привлечению более дешевых в обслуживании облигационных займов.
Следует учитывать, что фактически кредитные ресурсы, заместившие собственные денежные средства, обслуживают обороты не самой нефтяной компании, а безналоговых торговых организаций, поскольку до 70 процентов и более нефти, предназначенной на внутренний рынок, продается компанией указанным организациям с отсрочкой платежа (до 6 месяцев и более), но без одновременной корректировкой цены в сторону ее повышения.
Возникает следующая ситуация — нефтяная компания перепродает безналоговой компании нефть формально по более высокой цене, чем ранее приобрела сырье у дочернего нефтедобывающего предприятия (на 5-30 рублей дороже), но, учитывая отсрочку платежа, и при допущении использования ставки рефинансирования на срок товарного кредита получается, что реально нефтяная компания перепродает нефть себе в убыток. С другой стороны, заемные средства, фактически бесплатно вовлеченные в денежный оборот безналоговой торговой компании, приносят указанной компании прибыль. Перераспределение доходов при внешнеторговых сделках
Осуществление совершенно не оправданного с экономической точки зрения перехода на наименее выгодные для российских нефтяных компаний условия поставок нефтепродуктов на внешний рынок (с СИФ и ФОБ на ФСА), т.е. отдаление пунктов перехода прав собственности на товар от экспортных терминалов, приводящее к резкому возрастанию скидок с мировых цен, обоснованность которых затруднительно проконтролировать, поскольку зарубежный партнер (аффилированная с нефтяной компанией оффшорная фирма) закладывает при расчете скидки не только собственно транспортные тарифы, агентские и иные услуги, но и всевозможные риски. В этом случае отдельные виды нефтепродуктов (мазут, например) могут реализовываться на экспорт по ценам внутреннего рынка России и ниже.
Отгрузка на экспорт в значительных объемах отдельных видов нефтепродуктов, выступающих по существу полуфабрикатами (высоковязкий мазут, прямогонный бензин), что приводит к значительным потерям на скидках от биржевых цен, расчет которых (скидок) также можно считать произвольным при отсутствии публикуемых котировок на указанные виды ГСМ. Фактически основные объемы мазута, экспортируемого через Вентспилс, направляются на дальнейшую перегонку на НПЗ, расположенные в портах Дании и некоторых других стран Балтии.
http://flb.ru/info/0.html
20.02.2004
Ходорковский
|