Гиперкомпенсация чувства собственной неполноценности
Психологический портрет политика, перегруженного собственными аффективными переживаниями
Определяющим для формирования личностных особенностей Глазьева С. Ю., по-видимому, явился его малый физический рост. Уже на первых школьных фотографиях отмечается его отставание в росте от сверстников. Рассматривая этот факт вместе с его блестящей академической карьерой (защита докторской диссертации в 29 лет), можно предположить наличие в структуре его личности совокупности черт именуемых традиционно «комплексом Наполеона».
Происхождение данного комплекса — сильные и длительные негативные эмоциональные переживания мальчиков в подростковом и юношеском возрасте, вызванные недостаточными физическими размерами своего тела и его частей.
Нехарактерные для людей среднего и высокого роста, и потому часто недопонимаемые, эти подростковые переживания отличаются особой глубиной и сопровождаются ощущениями собственной ущербности, изолированности и незаслуженной обиды.
Собственные уничижительные переживания и фантазии низкорослого ребенка усиливаются насмешками и обидными кличками, характерными в подростковом возрасте для всех детей. Однако, мальчик низкого роста склонен относить появление кличек и прозвищ опять-таки на счет своих физических особенностей
Все вышеуказанные аффективные переживания накапливаются, суммируясь, и образуют высокозаряженный комплекс представлений собственной ущербности. Энергия, заключенная в этих эмоциональных структурах требует разрядки и может быть направлена на мирные цели — например, на достижение интеллектуального реванша над одноклассниками, студентами своего курса и т.п. В этом случае можно говорить о компенсаторном характере такой деятельности. Ее мотивом, движущей силой, является не удовольствие, получаемое вследствие занятий в данной сфере, а негативные эмоции, относящиеся к совсем другой сфере деятельности. Известно, например, что в бывшем Советском Союзе средний рост милиционера был на 5 сантиметров меньше, чем у среднестатистического мужчины
Стремление к власти — один из основных способов компенсации у людей, испытывающих сильное чувство неполноценности. В этом случае принято говорить о гиперкомпенсации чувства собственной неполноценности: для того, чтобы ощущать себя эмоционально комфортно такой индивид (поскольку он не может изменить себя) стремится изменить жизнь окружающих. По своему усмотрению.
Можно предположить, что для С. Глазьева, как и для многих других, занятие наукой компенсировало сформировавшееся с детства ощущение собственной ущербности, пока научная карьера была престижной в глазах общества. Но в конце 80-х годов престижность карьеры академического ученого стала сомнительной из-за резкого снижения финансирования науки. Именно тогда Сергей Глазьев начал интересоваться политикой.
Для иллюстрации напомним, что для Ленина занятие юриспруденцией было вполне адекватным, пока он не начал адвокатскую практику и не обнаружил толпы восторженных поклонников на процессах с его участием. Аналогично, для Адольфа Шикльгрубера занятие живописью было приемлемым до тех пор, пока он не обнаружил, что после поражения Германии в 1-й мировой войне, его реалистические акварели не вызывают интереса у публики.
С этой точки зрения, все политические метания С. Глазьева вполне объяснимы. Не следует пытаться искать в них какую-либо иную логику, кроме вышеуказанной: поиск пространства, на котором можно победить, вновь взять реванш. Если сегодня это правые, то завтра это могут быть левые.
Что касается конкретно экономических предложений Глазьева, то следует иметь ввиду, что для людей с данным психотипом, характерно использование простых формул и лозунгов, понятных большинству людей. Однако, декларируемые цели и ценности, никогда не совпадают со своей практической реализацией, а, напротив, часто находятся в вопиющем противоречии с ней.
Это объясняется тем, что произносимые речи и тексты, политическими деятелями данного типа рассматриваются только как одно из средств борьбы за власть. И в этом качестве, не могут быть подвергнуты анализу на соответствие требованиям логики, отношении к реальности, и не подразумевают ответственности за их дальнейшую реализацию.
http://flb.ru/info/0.html
Константин Белосельский, кандидат психологических наук
12.03.2004
Глазьев
|