?????????.??
?????????.??
?????????.??
?????????.??

Камень за камнем перестроили Кремль

Администрация президента меньше чем за год значительно изменилась дважды. Сначала, c отставкой Александра Волошина, произошедшей за пять месяцев до выборов президента, были прикрыты кадровые бреши. А уже после подведения итогов выборов все президентские службы обрели новый вид, а кремлевские обитатели - новые или уточненные полномочия


Администрация без Волошина
Отставку главы администрации Александра Волошина 30 октября 2003 года можно считать революционной. С этого момента началась организация новой системы, подчиненной непосредственно Владимиру Путину. Переходная администрация, формирование которой началось 31 декабря 1999 года, с назначением в прежнюю, доставшуюся Путину «в наследство» от Бориса Ельцина, Игоря Сечина и Виктора Иванова фактически прекратила свое существование.

Сразу после отставки Волошина президент ограничился рокировкой самых важных фигур. Первый заместитель Волошина Дмитрий Медведев занял его кресло. Дмитрий Козак из простого замглавы администрации превратился в первого, а помощник президента Игорь Шувалов был назначен заместителем главы администрации.

Волошин до своей отставки напрямую руководил работой полпредов в округах и курировал работу экономического управления. Став главой администрации, Дмитрий Медведев получил кураторство над главным государственно-правовым управлением, принадлежавшим ранее Дмитрию Козаку, и над полпредами в федеральных округах, сохранив при этом контроль над помощниками президента, пресс-секретарем и советниками президента. Он также по-прежнему следит за подготовкой и соблюдением графика работы главы государства.

Дмитрий Козак сохранил кураторство над правоохранительной, федеративной и муниципальной реформами, распоряжение финансовыми средствами администрации и взаимодействие Кремля с аппаратом правительства и получил «в нагрузку» общение с Генпрокуратурой и высшими судами (последние ранее контролировал Владислав Сурков), а также право назначать чиновников среднего и низшего звена. К Игорю Шувалову перешло кураторство над экономическим управлением, за которым ранее лично надзирал Волошин.

Полномочия остальных заместителей главы администрации в ноябре 2003 года не изменились. Владислав Сурков сохранил за собой кураторство над главным управлением внутренней политики, Александр Абрамов – над главным теруправлением, Виктор Иванов – над управлениями по кадровым вопросам, по госнаградам, по вопросам гражданства и помилования, Сергей Приходько – над управлением по внешней политике, Евгений Лисов – над контрольным, Джахан Поллыева – над экспертным управлением и референтурой, Сергей Ястржембский – над информационным управлением. Игорь Сечин продолжал заниматься общими вопросами: допуском сотрудников к гостайне и канцелярией.

Администрация для Путина
25 марта, после подведения итогов президентских выборов, продливших полномочия Владимира Путина еще на 4 года, президент реформировал администрацию. Сначала он назначил руководителем аппарата правительства Дмитрия Козака. Как подчеркнул кремлевский собеседник ГАЗЕТЫ, в реформе нет ничего революционного - это подтверждает кадровый состав новой администрации. Единственным новым лицом среди помощников президента стал бывший вице-губернатор Петербурга Александр Беглов, возглавивший контрольное управление, которое исполняет роль внутрикремлевской специальной службы. Путин сам возглавлял это подразделение в 1997-1998 годах и дольше других подбирал кандидатуру на должность начальника контрольного управления: она оставалась вакантной до конца мая.

В структуре администрации вместо 20 прежних подразделений (управлений) осталось 17. Все 10 прежних заместителей главы администрации получили статус помощников. Два помощника - Владислав Сурков (по политическим вопросам) и Игорь Сечин (по техническим и кадровым вопросам) - стали при этом еще и заместителями главы администрации. По поводу того, как лучше именоваться большинству ключевых фигур в администрации, Дмитрий Медведев заметил: «Помощник президента - это звучит гордо!»

Распределение полномочий между главой администрации, его заместителями и помощниками президента изменилось. Дмитрий Медведев помимо привычных обязанностей - кураторства над деятельностью контрольного, государственно-правового управлений и руководства президентским протоколом - теперь непосредственно взаимодействует с высшими судами и Генпрокуратурой. Тем самым он получил часть обязанностей Дмитрия Козака.

Владислав Сурков усилил свои позиции. Он по-прежнему курирует работу управления по внутренней политике. Функции последнего расширились - в него включены многие подразделения ликвидированного главного территориального управления, ведавшего работой с губернаторами и региональными заксобраниями. Кроме того, Сурков вместе с пресс-секретарем президента Алексеем Громовым следит за работой пресс-служб министерств, освещающих деятельность президента.

Аппаратный вес помощника президента Александра Абрамова, который ранее курировал территориальное управление, напротив, значительно уменьшился. Теперь он занимается только работой Госсовета. Но собеседник ГАЗЕТЫ в Кремле считает, что слияние двух управлений и их подчинение Владиславу Суркову - всего лишь закрепление сложившейся ситуации. При решении важнейших вопросов теруправление все равно подчинялось именно Суркову, а не Абрамову.

Помощник президента Игорь Сечин, проработавший в аппаратах всех ведомств, которые возглавлял Владимир Путин - в комитете петербургской мэрии по внешним связям, кремлевском управлении делами президента, контрольном управлении администрации и в правительстве, - расширил круг обязанностей. Ему передана работа по составлению графика визитов и поездок президента и кадровые вопросы Кремля. Теперь именно Сечин принимает, наказывает, поощряет и увольняет сотрудников - от специалиста 1-й категории до замначальника отдела -и курирует общие вопросы: работу управления документационного и информационного обеспечения и президентской канцелярии. Владимир Путин повысил его статус - он теперь один из двух замов Медведева.

Новые полномочия получил бывший замглавы администрации Виктор Иванов. Став помощником президента, он контролирует созданное в марте управление по вопросам госслужбы. 'Это скорее бумажная работа', - пояснил ГАЗЕТЕ его назначение источник в Кремле. Теперь, после принятия закона о госслужбе, управление должно завершить ее реформу, доработав систему обеспечения и регламент работы. Иванов по-прежнему следит за силовыми ведомствами, назначениями чиновников и судей, награждением орденами и медалями, а также решает вопросы гражданства и помилования. В подразделениях, подчиненных Виктору Иванову, произошли изменения: управление по вопросам гражданства и помилования преобразовано в управление по обеспечению конституционных прав граждан, а управления по кадровым вопросам и государственным наградам соединены в одно.

Игорь Шувалов следит за выполнением президентских посланий и общенациональных проектов. К нему от Джахан Поллыевой перешел контроль над экспертным управлением. Кроме того, Путин недавним указом поручил ему руководство рабочей группой по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления в составе «большой» комиссии по совершенствованию госуправления. В подразделениях, которые курирует Шувалов, произошли большие изменения. Экспертное управление вместо Симона Кордонского возглавил бывший замминистра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович. В его состав вошло экономическое управление. Его ликвидация символизирует окончание эпохи Александра Волошина. Именно он был сначала начальником, а затем куратором экономического управления в период острого противоборства Кремля и правительства Евгения Примакова. 'Необходимость в противовесе правительству отпала давно. Оба управления были заняты одной и той же работой', - пояснил мотивы ликвидации экономического управления собеседник ГАЗЕТЫ в Кремле.

Сергей Приходько фактически сохранил свои полномочия. Он больше не возглавляет внешнеполитическое управление администрации (должность его начальника занял бывший первый зам Приходько Александр Манжосин), но работу его курирует.

А статус еще одного кремлевского старожила, начальника государственно-правового управления Ларисы Брычевой, при сохранении полномочий повысился - она стала помощником президента. Джахан Поллыева потеряла кураторство над экспертным управлением, но сохранила контроль над референтурой, готовящей тексты выступлений главы государства.

В результате всех изменений структура администрации президента приняла законченный вид. Численность ее сотрудников сократилась с полутора тысяч до 1200 человек.

Инструменты управления
Главная обязанность управления по внутренней политике, указанная в положении об его работе, - мониторинг, анализ и прогнозирование общественно-политической ситуации в России и подготовка предложений о дальнейших шагах президента во внутриполитической сфере. Организация взаимодействия главы государства с парламентом, партиями и общественными объединениями, бывшая первоочередной задачей прежнего главного управления по внутренней политике, после формирования конституционного пропрезидентского большинства в Думе оказалась на втором месте. Управление разрабатывает концепцию президентских законопроектов и договоров о разграничении полномочий между центром и регионами и, наконец, разрабатывает свои предложения по информационной политике и взаимодействию с прессой.

Государственно-правовое управление готовит указы президента, юридически оформляет его законодательные инициативы перед их внесением в Думу, подготавливают заключения на законопроекты после первого чтения в Думе и предложения о подписании или отклонении законов, одобренных парламентом. Наконец, государственно-правовое управление официально разъясняет указы и распоряжения президента.

Не изменились полномочия контрольного управления. Оно проверяет исполнение указов и распоряжений главы государства органами власти, следит за расходованием средств в ходе реализации национальных проектов, контролирует деятельность и исполнение бюджета администрации. О нарушениях докладывается руководителю администрации и президенту.

Управление по внешней политике разрабатывает стратегию внешней политики России, участвует в планировании зарубежных визитов президента. Оно обеспечивает его контакты с главами, политическими и общественными деятелями иностранных государств. Наконец, это подразделение участвует в подготовке международных договоров и вносит предложения по специальным (в том числе военно-техническим) вопросам международного сотрудничества.

Управление по государственным наградам и кадровым вопросам рассматривает кандидатуры для назначения на должности высокопоставленных госчиновников, военных и федеральных судей, присвоения им классных чинов и готовит решения об их награждении орденами и медалями, а также об увольнении с государственной и военной службы. Кроме того, кадровое управление формирует резерв для замещения высших государственных должностей. Это же подразделение готовит проекты указов о награждении орденами и медалями. Наконец, оно обеспечивает деятельность оргкомитета по подготовке празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Управление по обеспечению конституционных прав граждан занимается подготовкой президентских указов о помиловании осужденных, предоставлении гражданства и политического убежища для иностранных граждан. Управление также следит за деятельностью региональных комиссий по помилованию, которые с августа 2001 года ведут отбор осужденных, обратившихся к президенту с просьбой о помиловании. Наконец, управление готовит для главы государства предложения об усовершенствовании законодательства о помиловании и предоставлении гражданства.

Полномочия управления по вопросам госслужбы носят технический характер. После принятия Думой закона о госслужбе оно должно обеспечить единую политику исполнительной власти в сфере госслужбы и совершенствование ее правовых основ.

Задачи управления пресс-службы не ограничиваются информированием журналистов о деятельности президента и администрации и предоставлением им откликов прессы на действия Владимира Путина. Основные задачи управления - «взаимодействие со средствами массовой информации, а также с журналистами в целях полного и объективного освещения деятельности президента» и «формирование через средства массовой информации объективного общественного мнения о деятельности президента». Это подразделение наряду с управлением внутренней политики собирает информацию об общественно-политической ситуации в стране.

Наконец, именно пресс-служба обеспечивает деятельность пресс-секретаря главы государства и работу сайта kremlin.ru.

Референтура президента готовит проекты его публичных выступлений и ежегодных посланий к Федеральному собранию.

Наконец, реформа затронула и управление делами президента (УДП). Его начальник Владимир Кожин сохранил свою должность, а УДП по-прежнему занято «материально-техническим, транспортным, социально-бытовым и медицинским обслуживанием» администрации президента, правительства, парламента и высших судов. Однако теперь УДП будет единолично обеспечивать госслужащих жильем, транспортом и качественным медобслуживанием, забрав эту работу у министерств и ведомств.

Противоречия остаются
Прерогативы четырех управлений: экспертного (куратор - Игорь Шувалов), протокольно-организационного (глава президентского протокола Игорь Щеголев), информационного и документационного обеспечения и по работе с обращениями граждан, а также канцелярии президента (за их работой следит Игорь Сечин) и секретариата руководителя администрации (Дмитрий Медведев) формально пока не определены - до вчерашнего дня не подписаны указы, утверждающие положения об их деятельности.

Их главные задачи (за исключением, наверное, экспертного управления) в общем понятны. Протокольно-организационное управление занимается обеспечением регламента мероприятий с участием Владимира Путина, готовит списки участников и рассаживает их по местам. Управление по работе с обращениями граждан принимает устные и письменные обращения к главе государства (по несколько тысяч в неделю), анализирует их и еженедельно направляет Владимиру Путину данные о проблемах, которые волнуют россиян. Управление информационного и документационного обеспечения, канцелярия президента и секретариат главы администрации заняты технической работой.

Изменения в структуре позволят более четко разграничить обязанности подразделений администрации. Тем не менее некоторые противоречия между ними останутся. В частности, вопросами местного самоуправления и федеративных отношений должна заниматься не только рабочая группа под руководством Игоря Шувалова, но и управление внутренней политики, которое курирует Владислав Сурков. Сбором информации об общественно-политической ситуации в стране занимаются управление внутренней политики и пресс-служба.

За вопросами помилования помимо управления по обеспечению конституционных прав граждан должно надзирать и контрольное управление. Наконец, работа управления по обеспечению конституционных прав граждан, которое курирует Виктор Иванов, неизбежно пересекается с деятельностью советника президента по вопросам помилования Анатолия Приставкина. В декабре прошлого года Виктор Иванов резко высказался против помилования осужденных. Это вызвало бурную реакцию в прессе. Вскоре после этого в Кремль на должность советника по вопросам помилования был возвращен Анатолий Приставкин, который до августа 2001 года возглавлял комиссию по вопросам помилования при президенте. Кроме того, о возможной аппаратной борьбе свидетельствует и отсутствие положений, определяющих круг обязанностей экспертного управления, управления информационного и документационного обеспечения, канцелярии президента и секретариата главы администрации президента.

Газета
http://flb.ru/info/30047.html

05.08.2004

Волошин | Козак | | Медведев

Абрамович Р.А.
Авдийский В.И.
Авен П.О.
Агапов Ю.В.
Агафонов С.Л.
Адамов Е.О.
Акаев А.А.
Акилов А.Г.
Аксененко Н.Е.
Алаферовский Ю.П.
Алекперов В.Ю.
Александров В.Л.
Алексий II ..
Алешин Б.С.
Алиев Г.А.
Алиев Г.А.
Алматов З.А.
Алханов А.Д.
Ананенко А.А.
Ангелевич А.В.
Анодина Т.Г.
Анпилов А.Н.
Антонов Ю.В.
Антошин С..
Артюхов В.Г.
Аушев .С.
Афанасьев В.Л.
Ашлапов Н.И.
Аяцков Д.Ф.
Баварин В.Н.
Барановский Д.Р.
Баркашов А.П.
Барсуков В.С.
Барщевский М.Ю.
Басаев Ш.С.
Басалаев В.А.
Басилашвили О.В.
Батожок Н.И.
Батурин В.Н.
Батурина Е.Н.
Бельянинов А.Ю.
Беляев С.Г.
Бендукидзе К.А.
Березкин Г.В.
Березовский Б.А.
Берстейн И..
Беспаликов А.А.
Бессонов Г.К.
Блаватник Л.В.
Бобрышев В.С.
Богданов В.Л.
Богданов В.Л.
Богданчиков С.В.
Богомолов Г.С.
Богомолов О.А.
Бойко О.В.
Бойко М.В.
Бойцев .А.
Болдырев Ю.Ю.
Боллоев Т.К.
Боровой К.Н.
Бородин П.П.
Бородин А.Ф.
Браверман А.А.
Брудно М.Б.
Брынцалов В.А.
Буданов Ю.Д.
Будберг А.П.
Букаев Г.И.
Булавинов В.Е.
Буренин Д.А.
Бутов В.Я.
Быков А.П.
Быстров Е.И.
Бычков Е.М.
Вавилов А.П.
Вайнштейн А.Л.
Вайншток С.М.
Ванин М.В.
Ваничкин М.Г.
Васильев Д.В.
Вахмистров А.И.
Вексельберг В.Ф.
Вексельберг В.Ф.
Вернер Н.В.
Верясов Ю.В.
Вешняков А.А.
Вилков П.В.
Вильчик В.А.
Винниченко Н.А.
Виноградов В.В.
Виноградов А.В.
Вирясов В.И.
Волин А.К.
Волков А.А.
Волков А.М.
Воловик А.М.
Волошин А.С.
Волчек Д.Г.
Вольский А.И.
Вульф А.Ю.
Вьюгин О.В.
Вьюнов В.И.
Вяхирев Р.И.
Газизуллин Ф.Р.
Гайдамак А.А.
Гайсинский Ю.А.
Гальчев Ф.И.
Гаон Н..
Гафаров Г.Г.
Геворкян Н.П.
Геращенко В.В.
Глазков А.А.
Глазунова В.Ф.
Глазьев С.Ю.
Глушков Н..
Глущенко М.И.
Говорин Б.А.
Голдовский Я.И.
Голикова Т.А.
Головлев В.И.
Голомолзин А.Н.
Голубицкий В.М.
Горбачев М.С.
Горбенко Л.П.
Гордеев А.В.
Горнштейн А.С.
Городецкий В.Ф.
Грач Л.И.
Грачев П.С.
Греф Г.О.
Громов Б.В.
Грошев В.П.
Грызлов Б.В.
Гудовский А.Э.
Гужвин А.П.
Гулямов К.Г.
Гуров А.И.
Гусинский В.А.
Гуцериев М.С.
Гущин Ю.Н.
Дамитов К.К.
Дарькин С.М.
Дерипаска О.В.
Деркач Л.В.
Джабраилов У.А.
Дзасохов А.С.
Добров А.П.
Доренко С.Л.
Драчевский Л.В.
Дробинин А.Д.
Дубинин С.К.
Дубов В.М.
Дубов К.С.
Дьяченко Т.Б.
Дьяченко(Юмашева) Т.Б.
Ебралидзе А.И.
Евдокимов М.С.
Евдокимов Ю.А.
Евлоев М..
Евстафьев А.В.
Евтушенков В.П.
Егиазарян А.Г.
Егоров В.Г.
Ельцин Б.Н.
Епимахов В.В.
Еременко В.И.
Ефремов А.Ф.
Ефремов А.А.
Жаботинская Е.И.
Жеков С.В.
Живило М.Ю.
Жириновский В.В.
Жуков А.Д.
Забелин С.В.
Задорнов М.М.
Заполь Ю.М.
Зеленин Д.В.
Зивенко С.В.
Зимин Д.Б.
Золотарёв Б.Н.
Золотарев Б.Н.
Зубков В.А.
Зубов В.М.
Зубрин В.В.
Зуев С..
Зурабов М.Ю.
Зюганов Г.А.
Зязиков М.М.
Иванинский О.И.
Иванишвили Б.Г.
Иванов В.П.
Иванов С.Б.
Иванов И.С.
Игнатенко В.Н.
Игнатов В.А.
Игнатьев С.М.
Игумнов Г.В.
Ильюшенко А.Н.
Ильюшин А.В.
Ильясов С.В.
Илюмжинов К.Н.
Илюхин В.И.
Индинок И.И.
Йордан Б.А.
Каган А.В.
Каданников В.В.
Кадыров А.Х.
Кадыров Р.Х.
Кадыров Р.А.
Кажегельдин А.М.
Казанцев В.Г.
Казьмин А.И.
Калмурзаев С.С.
Каменев А.Л.
Камышан В.А.
Кантор В.В.
Карелин А.А.
Карелова Г.Н.
Каримов И.А.
Касьянов М.М.
Катанандов С.Л.
Квашнин А.В.
Керимов С.А.
Кибирев С.Ф.
Кириенко С.В.
Кириллов В.В.
Кирпа Г.Н.
Киселев Е.А.
Киселев В.В.
Киселев О.В.
Кислицын В.А.
Клебанов И.И.
Климашин Н.В.
Климов В.Н.
Кобзон И.Д.
Ковалев В.А.
Ковалев А.Я.
Коган В.И.
Кодзоев Б.И.
Кожин В.И.
Кожокин М.М.
Козак Д.Н.
Колмогоров В.В.
Кольба Н.И.
Коляк Р.А.
Комаров А.А.
Кондратенко Н.И.
Кондратов А.Ф.
Коновалов В.Ф.
Коняхин Г.В.
Корбут Н.П.
Коржаков А.В.
Костиков И.В.
Костин А.Л.
Котелкин А.И.
Кох А.Р.
Кошкарева Т.П.
Кошман Н.П.
Крамарев А.Г.
Красненкер А.С.
Кресс В.М.
Кротов В.Ю.
Круглов А.С.
Кудрин А.Л.
Кузнецов В.Е.
Кузнецов В.И.
Кузнецов Г.С.
Кузык Б.Н.
Кукес С.Г.
Кулаков В.Г.
Кулаков И.Е.
Купцов В.А.
Курманаев А.Т.
Кучма Л.Д.
Лаврик А.Н.
Лавров С.В.
Лазаренко П.И.
Лазовский В.Н.
Лапшин М.И.
Латыпов У.Р.
Латышев П.М.
Лебедев Ю.И.
Лебедев С.Н.
Лебедев П.Л.
Лебедев А.Е.
Лебедь А.И.
Лебедь А.И.
Леваев Л.А.
Левин Н.И.
Левитин И.Е.
Леонов В.В.
Леонтьев М.В.
Лесин М.Ю.
Лившиц А.Я.
Лиманский Г.С.
Лисин В.С.
Лисицын А.И.
Лисовский С.Ф.
Литвин В.М.
Литвиненко А.В.
Лихачев А.Н.
Логинов Е.Ю.
Логинов В.Г.
Лодкин Ю.Е.
Локоть А.Е.
Лондон Я.Р.
Лужков Ю.М.
Лукашенко А.Г.
Лучанский Г.Э.
Лысенко А.Г.
Лысенко Г.И.
Лычковский А.Е.
Львов Ю.И.
Люлько А.Н.
Магомедов М.М.
Макаров И.В.
Макаров А.С.
Малин В.В.
Малышев В.И.
Мальцев Л.С.
Мальцев С.И.
Мамай И.И.
Мамут А.Л.
Мананников А.П.
Маркелов Л.И.
Маркова А. .
Марчук Е.К.
Маслов Н.В.
Масхадов А.А.
Матвиенко В.И.
Матюхин В.Г.
Махачев Г.Н.
Махмудов И.К.
Машковцев М.Б.
Медведев Д.А.
Мельников А.А.
Мельниченко А.И.
Мерзликин К.Э.
Миллер А.Б.
Минаков И.А.
Мирилашвили К.М.
Мирилашвили М.М.
Миронов С.М.
Миронов О.О.
Михайлов А.Н.
Михайлов Е.Э.
Михайлов С.А.
Мозяков В.В.
Мордашов А.А.
Мороз И.Г.
Морозов А.В.
Мочалин Н.А.
Мусаев А.А.
Мутко В.Л.
Муха В.П.
Назарбаев Н.А.
Назаров А.В.
Наздратенко Е.И.
Нарусова Л.Б.
Наумов В.В.
Невзлин Л.Б.
Немцов Б.Е.
Никешин С.Н.
Никитин В.А.
Николаев В.Н.
Николаев М.Е.
Никольский Б.В.
Ниязов А.В.
Ниязов (Туркменбаши) С.А.
Новиков В.А.
Новицкий Г.В.
Нургалиев Р.Г.
Нухаев Х.Т.
Окулов В.М.
Омельченко А.А.
Онищенко Г.Г.
Ооржак Ш.Д.
Орджоникидзе И.Н.
Осин В.К.
Оськина В.Е.
Отдельнов М.Г.
Павловский Г.О.
Пак В.А.
Паколли Б..
Палий В.О.
Парамонова Т.В.
Патаркацишвили Б.Ш.
Патрушев Н.П.
Петров В.А.
Петров Ю.В.
Петрунько А.К.
Петухов В.Г.
Пехтин В.А.
Пехтин В.А.
Пимашков П.И.
Платов В.И.
Плетнев О.Н.
Позгалев В.Е.
Полежаев Л.К.
Полещук С.Е.
Политические секс-скандалы ..
Полтавченко Г.С.
Потанин В.О.
Потебенько М.А.
Потехин А.В.
Потехина И.П.
Похмелкиин В.В.
Похмелкин В.В.
Починок А.П.
Прилепский Б.В.
Примаков Е.М.
Простяков И.И.
Прохоров А.Д.
Прохоров М.Д.
Прусак М.М.
Пугач В.Н.
Пугачев С.В.
Пуликовский К.Б.
Путин В.В.
Путина Л.А.
Рабинович В.З.
Радуев С.Б.
Райков Г.И.
Рахимов М.Г.
Рахмонов Э.Ш.
Резников А.В.
Рейман Л.Д.
Рейман Л.Д.
Ремезков А.А.
Ресин В.И.
Рогозин Д.О.
Родионов П.И.
Рокецкий Л.Ю.
Россель Э.Э.
Румянцев А.Ю.
Руцкой А.В.
Рушайло В.Б.
Рыбкин И.П.
Рыдник Ю.Е.
Рюзин В.В.
Саакашвили М.Н.
Сабадаш А.В.
Сабсаби З.М.
Савин А.А.
Савинская Н.А.
Садовничий В.А.
Сажинов П.А.
Сафин Р.Р.
Селезнёв Г.Н.
Семенов В.М.
Семигин Г.Ю.
Сенкевич Н.Ю.
Сергеев И.Д.
Сергеенков В.Н.
Сергиенко В.И.
Сердюков В.П.
Серов К.Н.
Сечин И.И.
Скуратов Ю.И.
Слиска Л.К.
Сметанин О.А.
Смирнов В.Г.
Смирнов В.А.
Смоленский А.П.
Смушкин З.Д.
Соинов А.Н.
Соколов А.С.
Солтаганов В.Ф.
Спасский И.Д.
Спиридонов Ю.А.
Стародубцев В.А.
Степанов А.Г.
Степашин С.В.
Столповских В.С.
Строев Е.С.
Струганов В.В.
Субанбеков Б.Ж.
Сулейменов К.Ш.
Султанов У.Т.
Сумин П.И.
Суриков А.А.
Сурков В.Ю.
Сыдорук И.И.
Танаев Н.Т.
Тарасов С.Б.
Тасмагамбетов И.Н.
Тахтахунов (Тайванчик) А.Т.
Тимошенко Ю.В.
Титков С.Н.
Титов А.К.
Титов К.А.
Тихомиров Н.В.
Тихон (..
Ткачев А.Н.
Толоконский В.А.
Томилов Н.Ф.
Томчин Г.А.
Топоев Э.Т.
Торлопов В.А.
Тохтахунов (Тайванчик) А..
Трабер И.И.
Трошев Г.Н.
Трутнев Ю.П.
Тулеев А.М.
Тургуналиев Т.Т.
Тусупбеков Р.Т.
Тюльпанов В.А.
Тяжлов А.С.
Усманов А.Б.
Усс А.В.
Устинов В.В.
Уткин Н.Д.
Фадеев Г.М.
Фархутдинов И.П.
Федоров Н.В.
Федоров Б.Г.
Федорова О..
Федулев П.а.
Филатов В.Б.
Филатов С.С.
Филипенко А.В.
Филиппов В.М.
Филичев А.Г.
Фомин А.А.
Фортыгин В.С.
Фрадков М.Е.
Франк С.О.
Фридман М.М.
Фурсенко А.А.
Хагажеев Д.Т.
Хайруллоев Ш.Х.
Хакамада И.М.
Хан Г.Б.
Хапсироков Н.Х.
Харитонов Н.М.
Хлопонин А.Г.
Ходорковский М.Б.
Ходырев Г.М.
Холод Л.И.
Хомлянский А.Б.
Христенко В.Б.
Церетели З.К.
Чайка Ю.Я.
Червов В.Д.
Черкесов В.В.
Чернoй Л.С.
Чернoй М.С.
Черномырдин В.С.
Чернухин В.А.
Чигиринский Ш.П.
Чикуров С.В.
Чуб В.Ф.
Чубайс А.Б.
Шаймиев М.Ш.
Шаманов В.А.
Шамузафаров А.Ш.
Шандыбин В.И.
Шанцев В.П.
Шаповалов Г.Г.
Шарипов Х.Х.
Шаталов В.И.
Шахновский В.С.
Швец Л.Н.
Швидлер Е.М.
Швыдкой М.Е.
Шеварнадзе Э.А.
Шевченко В.А.
Шевченко Ю.Л.
Шевченко С.А.
Шершунов В.А.
Шефлер Ю.В.
Шимкив А.И.
Шкребец А.Н.
Шматов Ю.А.
Шойгу С.К.
Шохин А.Н.
Штыров В.А.
Шувалов И.И.
Шустерович А..
Шутов Ю.Т.
Щербинин А.Я.
Южанов И.А.
Юмашев В.Б.
Ющенко В.А.
Явлинский Г.А.
Язев В.А.
Яковлев В.А.
Яковлев И.В.
Яковлев В.Ф.
Яковлев К.К.
Яковлева И.И.
Янковский А.Э.
Янукович В.Ф.
Ястржембский С.В.
Яшин В.Н.

Электронное общественно-политическое периодическое издание «Компромат.ru» («Kompromat.ru») («Compromat.ru») Свидетельство Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций о регистрации СМИ Эл № 77-6736 от 14 января 2003 г.