Свидетельские показания
Юрий Гехт:
«Я не бедный человек, но подарки на $10 млн. делать не в состоянии»
Противостояние между городскими властями и девелопером длится уже третий год. По распоряжению мэра столицы, привлекательный участок на Арбатской площади был отобран у инвестора – компании "Сокольники", а контракт расторгнут. Гендиректор девелоперской компании утверждает, что виной этому – интерес к участку супруги московского мэра Елены Батуриной, и отстаивает свои интересы в суде.
Битва за 0,5 га на Арбатской площади
Участок в 0,5 га, полученный в начале 1994 г. холдинговой компанией «Сокольники», с самого начала представлял из себя лакомый кусок, расположенный на пересечении Никитского бульвара и Воздвиженки, прямо на Арбатской площади и казался идеальным для реализации любого торгового или офисного проекта. Ценой вопроса стало тяжелое «обременение» земли: до начала строительства инвестору было необходимо переселить 247 семей, вывести арендаторов (среди которых оказались и такие «нелегкие» для выселения журналисты), снести строения, а также обеспечить прилегающий район новыми коммуникациями. Кроме того, в 1999 г. по предложению московского правительства проект из офисно-торгового комплекса был перепрофилирован в пятизвездочный отель, что, по мнению экспертов, увеличило расходы на проектирование и сделало проект гораздо менее выгодным. На подготовку участка к застройке "Сокольникам" потребовалось 8 лет и около $10 млн.
Однако получить разрешение на начало строительства инвестору так и не удалось: вместо этого Москомзем подготовил проект распоряжения мэра о расторжении инвестиционного контракта в связи с длительным неосвоением участка. Обращение "Сокольников" в арбитражный суд к успеху не привело и 10 июня 2003 г. разорительное для инвестора распоряжение N 235-РМ "Об использовании земельного участка по Никитскому бульвару, вл. 6/20 " было подписано.
Гендиректор "Сокольников" Юрий Гехт лишь сейчас решился рассказать об истинных причинах конфликта, и предоставить редакции "К" копии документов, подтверждающие его слова.
Из досье «К»:
Гехт Юрий Григорьевич, 1943 г. р., образование высшее (экономический факультет Ленинградской лесотехнической академии). Начал работать в 19 лет, 1964-1967 г.г. служил в ракетных восках, в 1969 г. по комсомольской путевке направлен Киевским райкомом г. Москвы на строительство Котласского ЦБК. С 1973 г. – руководитель производства товаров народного потребления Архангельского целлюлозно-бумажного комбината, затем начальник производства в Московском производственном объединении "Союз", директор фабрики технических бумаг "Октябрь", заместитель гендиректора НПО "Восход", коммерческий директор Братского лесопромышленного комплекса, директор Серпуховской бумажной фабрики (в 1997 г. на собрании акционеров был избран гендиректором ОАО "Серпуховская бумажная фабрика"). В 1989 г. избран депутатом Верховного совета РФ.
Холдинговая компания “Сокольники” является одним из крупнейших производителей бумажно-картонных изделий в Центральной России. Ей принадлежит Серпуховская бумажная фабрика и Владимирская фабрика художественной упаковки. Кроме того, “Сокольники” занимаются девелоперской деятельностью в Москве и городах Центральной России. Оборот компании в 2003 г. по ее собственным данным составил около $300 млн.
ФОТО
Как строитель строителя Елена Батурина попросила Гехта по-хорошему передать лакомый участок на Арбатской площади фирме «Интеко» или в противном случае землю отберут вообще бесплатно
– Юрий Григорьевич, почему "Сокольники" обратились в арбитраж с иском к правительству Москвы в декабре 2002 г., еще до выхода каких-либо распоряжений? Вы предполагали, что участок у вас отберут?
– Нам об этом сказали прямо. Когда площадка приобрела вид достаточно лакомого куска, руководитель московского стройкомплекса Владимир Ресин пригласил меня к себе для встречи с главой "Интеко" – Еленой Батуриной, которую заинтересовал наш участок на Никитском. Она предложила мне передать участок "Интеко". Радости от этого я не испытал и выдвинул свое условие: я соглашусь, если мне предоставят равноценную площадку и компенсируют понесенные за эти восемь лет затраты. Елену Николаевну такое решение вопроса устроило.
– Как вы собирались оформить сделку по передаче участка?
– Все распорядительные документы были оформлены на ОАО "Холдинговая компания "Сокольники", и, конечно, не было никакого смысла официально переделывать инвестконтракт, особенно во время предвыборной компании мэра. Это никому не было интересно. Поэтому решили оформить сделку через продажу компании. Были подписаны договора купли-продажи, по которым владельцами акций ОАО "Холдинговая компания "Сокольники" становились физические лица, работающие в "Интеко", в том числе заместители Елены Николаевны – Константин Эдель, Олег Солощанский, Валерий Гаврилов. (Копии договоров, подписанные указанными лицами, имеются в редакции – прим. «К».) Но деньги за акции – а по договоренности с Еленой Николаевной речь шла о сумме, компенсирующей нам затраты на освобождение участка – так и не были перечислены.
– То есть сделка не состоялась?
– Да! После того, как деньги не упали на счет, несмотря на все заверения о том, что они перечислены, мы успели дать делу обратный ход. Почему деньги не пришли, стало понятно после того, как я увидел проект распоряжения, подготовленный заместителем Ресина и Ресиным же подписанный. По документу нам выделялся участок на Старом Арбате, и мы становились инвестором реконструкции четырех строений, но никакой компенсации понесенных затрат по освобождению участка на Никитском там прописано не было. То есть надо было все начинать с нуля: мы получили площадку с не меньшим обременением, а это снова переселение жильцов, вывод арендаторов, подведение коммуникаций и прочие "радости" этого процесса, но не получали никаких денег. Тогда я позвонил Владимиру Иосифовичу Ресину и сказал, что на таких условиях работать не согласен.
– Он как-то повлиял на ситуацию?
– Он снова пригласил нас с Еленой Николаевной к себе в кабинет. И уже при Владимире Иосифовиче состоялся разговор примерно такого содержания, дескать "ты бери участок, а мы потом найдем еще какую-то возможность тебе компенсировать затраты". Батурина настоятельно рекомендовала мне согласиться на эти условия.
– Вы согласились?
– Я ей на это сказал: "Елена Николаевна, я вас очень глубоко уважаю, но подарки в 10 миллионов долларов делать не в состоянии". На что она заметила, что я не бедный человек, а в противном случае у меня отберут участок вообще бесплатно. И все-таки, несмотря на уговоры Ресина, я не мог согласиться на это, ведь деньги, потраченные на освобождение участка, принадлежали не только мне. Я был очень возмущен этим разговором и прекрасно представлял себе его последствия. Угроза отобрать участок бесплатно была реальна: возможности, которые имеет сегодня любой чиновник высшего уровня, это позволяют.
– Участок был действительно изъят?
– Вышло распоряжение Лужкова отобрать участок с формулировкой "в связи с длительным неосвоением", Москомзему дали указание расторгнуть договор аренды, и все это без всяких компенсаций. Поэтому, предвидя такой поворот в деле, мы подали в суд, пытаясь принудить городские власти выполнить свои обязательства по условиям инвестконтракта. Мы-то свою часть обязательств перевыполнили.
– В чем заключалось это перевыполнение, а также ваши претензии к городу?
– Все-таки нарушение сроков контракта произошло из-за невыполнения городскими властями своих обязательств. Людей обязано было выселить Москомжилье, а мы, по условиям инвестконтракта, только оплатить его. В результате мы не только оплатили, но и перевозили жильцов, за свой счет делали им ремонт и установку телефонов. Я ведь каждого человека практически на руках перенес! Ни одной жалобы в процессе переселения у людей не возникло! И с арендаторами была та же история, мы их тоже за свой счет переселяли. В основном, кстати, это были журналисты, поэтому мы делали это очень аккуратно, цивилизованно, и остались с ними в очень неплохих отношениях. Кстати, город и тут не оказывал никакого содействия, в противном случае вряд ли бы этот процесс растянулся на пять лет. Второе объективное нарушение городом обязательств – затягивание сроков утверждения исходно-разрешительной документации, без чего начать строительство было невозможно. Кроме того, нам пришлось подводить энергетику и телефонные кабели для всего района.
– Квартала?
– Нет, района! Мы прокладывали совершенно новые сети, и не с учетом потребностей нашего проекта, а с учетом потребности всего района. По идее, это обязанность города, по контракту мы должны были подключаться к сетям ближайшего колодца, обычно это 30-50 метров, а не десятки километров, которые нам пришлось проложить.
– Во сколько вы оцениваете свои финансовые затраты по проекту?
– Около $10 млн. И, учитывая, что деньги в течение этих лет не работали, это минимальная сумма, которую мы должны были получить. Кстати, нам не раз предлагали продать участок, могу вам показать ряд документов, где за него давали по $14,5 млн. Это приличные деньги, как вы понимаете, но мы отказывались, так как хотели сделать этот проект. И до сих пор хотим! Я понимаю, с кем вступил в борьбу, и знаю как такие вопросы решаются. Я видел, как более сильные люди шли на уступки, чтобы их не вышвырнули из этого бизнеса. Не буду называть имен, не хочу подставлять этих людей.
Давай переделим это по-быстрому…
Эта история далека от завершения. Конфликт между городом и инвестором решается в арбитраже: Москомзем пытается расторгнуть договор аренды на участок, "Сокольники" же отстаивают свое право на продолжение инвестиционной деятельности.
Тем временем участок на Арбатской площади, целевое назначение которого было вновь изменено – теперь там собираются построить административно-торговый комплекс общей площадью 27 000 кв. м с подземной автостоянкой – был выставлен на конкурс. 26 февраля Городская конкурсная комиссия по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных градостроительных проектов по объектам нежилого фонда г. Москвы определила нового инвестора – им стала компания КБФ АСТ. По данным московской регистрационной палаты за 2002 г., это структура, контролируемая Тельманом Исмаиловым – владельцем известного столичного ресторана "Прага", сети рынков АСТ и инвестора реконструкции "Военторга", снесенного в прошлом году.
Согласно протоколу № 24 заседания конкурсной комиссии, бороться за право застройки участка собирались 12 компаний, из которых квалификационная комиссия допустила к конкурсу лишь четыре – ЗАО "Старокалужское", ЗАО "СК Строймонтаж", ООО "КБФ АСТ" и ЗАО "Интеко". Условием отбора претендентов было предоставление банковских гарантий, наличие чистых активов, а также опыт реализации инвестпроектов.
По условиям конкурса, победитель должен за счет собственных или привлеченных средств построить объект ориентировочной стоимостью в $39,7 млн., а также в течение шести месяцев с момента предъявления требования о компенсации возместить из доли города бывшему инвестору – ОАО "ХК Сокольники" – документально подтвержденные затраты. По словам участников рынка, это означает, что получить деньги "Сокольники" смогут лишь через полгода после сдачи объекта в эксплуатацию. "Как показывает практика, подтвердить документально удается лишь 20-30% затрат, понесенных на столь раннем этапе развития проекта", – объяснил "К" на условиях анонимности гендиректор девелоперской компании, аналогичным образом "отодвинутой" от проекта.
Комиссия определила победителя конкурса, которым стало "КБФ АСТ", предложившего городу наиболее выгодные условия: $1,7 млн. за приобретение права заключения инвестконтракта, а также 53,5% общей нежилой площади и 20% машиномест и площадей общего пользования гаража-стоянки в собственность. А уже 5 мая 2004 г. было подписано постановление правительства Москвы N 876-РП "О строительстве административно-торгового комплекса с подземной автостоянкой по адресу: Никитский бульвар, вл. 6/20", закрепляющее результаты конкурса. Кстати, этот документ до сих пор нельзя найти на официальном сайте московского правительства.
А в начале июня арбитражный суд признал результаты этого конкурса незаконными.
ФОТО
Спорные полгектара на Арбатской площади. Это покруче, чем нефтяная вышка. Но пока здесь - автостоянка
http://flb.ru/info/0.html
Анна Никольская, специально для журнала «Компромат»
23.08.2004
Батурина
| Лужков |
|