Как отделить «Интеко» от зерен
С каждой булочки, с каждого батона, плюшки, пачки макарон или коробки с пряниками, купленными москвичами или гостями столицы, супруга мэра, вероятно, имеет свои «символические 2 процента»
Вопрос: Не можете ли вы привести хотя бы один пример из современной истории, когда бы супруга мэра крупнейшего мегаполиса активно, даже агрессивно занималась бизнесом?
Ответ: Не могу. Нет таких примеров.
(из интервью Елены Батуриной журналу «Русский Newsweek», июль 2004 г.)
Операция «Московский крендель»
Осенью 2000 г. в Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП) МВД РФ поступило дело по факту хищения путем мошенничества 80 млн. рублей, выделенных правительством Москвы на закупку зерна. В компрометирующих документах мелькало немало известных фамилий. Проходил по делу и некий «Торговый дом Москва-Река» (юридический адрес 103864, Москва, Никитский пер, дом 5). Этот адрес в столице знают многие: это владения ЗАО «Интеко». Фирма «Москва-Река» - одна их многочисленных «дочек» Елены Батуриной, а возглавляет ее сын мэра Александр Лужков. На собственном сайте в «Интернете » торговый дом «Москва-Река» представляет себя скромно: «Продукты питания, напитки, табачные изделия и агропродукция.» А вот по по сведениям специализированного издания «Агро-хлеб Бюллетень» (05.06.2003 г.) - ТД «Москва-Река» - один из крупнейших поставщиков зерна в России после Минсельхоза РФ.
В момент проведения следственных действий начальник ГУБЭПа, генерал-лейтенант Валерий Гурьев дал комментарии нескольким российским печатным изданиям, в которых подтвердил факт проведения проверок и даже ревизий в торговом доме «Москва-Река»
Но более внятных объяснений от главы ГУБЭПа добиться не удалось:
- Мы проводим проверку, поскольку выяснили, что мука много раз продавалась через сеть специально созданных коммерческих структур, - добавил Валерий Гурьев. - Из-за чего цена муки значительно завышалась, что и вызывало в столице рост розничных цен на хлебобулочные изделия.
В ходе предварительного следствия всплыли и другие участники назревающего скандала: а именно - Мукомольный комбинат в Сокольниках, сама госпожа Батурина, а также Александр Лужков. Но затем источник гласности в ГУБЭП иссяк. Информацию закрыли настолько плотно, что до сих пор неясно, а кто же все-таки прикарманил эти 80 млн. рублей? Кто такой Александр Лужков, фамилия которого фигурировала в следственных документах? И для чего тогда в прессу пустили информацию об «оплошности» торгового дома «Москва-река»? Кто не доглядел? Может быть, следователь попался молодой - неопытный ?
Черту попытался подвести еженедельник «Коммерсантъ-Дейли» (публикация от 10.11.2000 г.): «Возможностей ГУБЭПа вполне достаточно, чтобы выбить финансовую основу из-под любой организации. Поэтому зачастую говорят о заказном характере вашей деятельности и что многие дела расследуются по прямому указанию Кремля?» - такой вопрос задали журналисты издания генерал-лейтенанту Гурьеву.
Гурьев попытался ответить как можно более дипломатично: «Наша задача – выявление и пресечение преступлений, нас не бьют по рукам. И нам все равно откуда поступает информация о них. Будь то депутатский запрос, пресса или администрация президента. Мы не участвуем в политике…»
Дело закрыли?
ФОТО
Справка
Полпред фирмы «Интеко»?
Свой недавний вояж в Казахстан московский мэр совершил в самом начале июня сего года. В столице Казахстана Астане проходили Дни Москвы. Именно во время это визита Лужков и Назарбаев договорились о поставках в Москву зерна нового урожая (речь идет о пшенице твердых сортов). Договорились также, что в Москву по договору будет отправлено и 10 тыс. тонн высококачественного мяса.
«Москва намерена купить у Казахстана 340 тыс.тонн зерна нового урожая, - сообщил журналистам по окончании встречи с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым мэр Москвы Юрий Лужков.- Казахская пшеница твердых сортов позволила еще в прошлом году обеспечить устойчивое снабжение города. Как отметил Лужков на той пресс-конференции, объем товарооборота Москвы и Казахстана за прошедший год увеличился на 40%.
Сегодня трудно сказать, какой именно из 4 мелькомбинатов столицы будет обрабатывать эту пшеницу, ясно лишь одно: торговый дом «Москва-река» без работы и навара не останется. Пшеницу из Казахстана, кстати, везут в российскую столицу уже не первый год.
«Как бы ни повернулась ситуация, - сообщает «Газета.ru» (15.12.1999 г.), - хлебный бизнес в России будет по-прежнему приносить его хозяевам миллионы долларов. В худшем случае, просто вырастут цены на хлеб.» На примере Москвы «Газете.ru» удалось еще пять лет назад разгадать секрет, как, сохраняя вполне пристойные цены на батоны, можно получать приличную прибыль: «Ситуация была на грани срыва уже в феврале-марте, когда цены на российское зерно резко выросли чуть ли не в 2 раза. Скудный урожай только способствовал росту цен, и тонна краснодарского или ставропольского зерна обходилась Москве в 3-3,5 тыс.руб. Зерно начали импортировать из Казахстана. Вполне закономерная реакция рынка, если учесть, что на сегодняшний день казахская пшеница – самая дешевая из доступных в Москве и продолжает дешеветь. Ее цена в августе-сентябре составляла в Москве $ 122-124 за тонну, сегодня -$105-110. Платить за нее надо живой валютой и без всяких отсрочек. Некоторые фирмы покупают пшеницу по цене ниже среднерыночной – $85-90 за тонну на границе с Казахстаном. Торговый дом «Москва-Река» ввез с июня по август около 30 тыс. тонн для московских мелькомбинатов, приобретая ее у казахского АО «Продовольственная контрактная корпорация» по$106…
В начале лета руководителей мелькомбинатов вызвали на ковер в московскую мэрию и в добровольно-принудительном порядке попросили брать зерно у ТД «Москва-река» по 130 за тонну, в то время как у других поставщиков зерно аналогичного качества стоило на $6-8 дешевле»… Никто не посмел ослушаться.
Как выяснили журналисты «Газеты.ru» Ольга Смирнова, Антон Баранов, торговый дом «Москва-река» зерно комбинатам обычно отдает в кредит. Но кредит этот краткосрочный - 2-4 недели. Так что в итоге по подсчетам экспертов фирма сына Лужкова имеет неплохой навар - где-то 8 долларов с каждой тонны привезенного зерна.
ФОТО
Аграрный бизнес (оперативная справка) Как банкоротили мельников
«Мелькомбинат в Сокольниках» всегда был лидером среди 4 мукомольных комбинатов столицы. Может перерабатывать 1150 т пшеницы и 400-500 тонн ржи в сутки. На свою беду несколько лет (разговор идет о 2000 г.) назад «Мелькомбинат в Сокольниках» попал в сферу интересов госпожи Батуриной и торгового дома «Москва-Река». В тот год комбинат сумел переработать 220 000 тонн зерна. Почти половина была поставлена на комбинат торговым домом «Москва-Река», как говорится, с отсрочкой оплаты.
Тут нужно пояснить такой тонкий момент: стремясь удержать низкие цены на хлеб, правительство Москвы выдавало всем четырем мукомольным комбинатам льготные кредиты. Далее, компании, которые поставляют мукомолам зерно, должны отбираться по конкурсу. Победителем становится тот, который предлагает самые низкие цены. Отобранных поставщиков власти Москвы также кредитуют на льготных условиях. Ставки по таким кредитам в 2-3 раза ниже ставки рефинансирования Центрального Банка. И правительство Москвы выделяет на эту кредитную программу до 1 млрд.рублей в год.
И вот в этой ситуации «Мелькомбинат в Сокольниках» попал в искусно поставленную ловушку: он принял предложение торгового дома «Москва-Река» повременить с оплатой. И вдруг на комбинат приходит грозная бумага, что де долг составляет 109,9 млн. рублей ( это цена за поставленную пшеницу) плюс к этому накопилось 30 млн.рублей пени и штрафов. Откуда что упало, генеральный директор мельничного комбината Виктор Дроздов тогда так и не понял:
- Долг был меньше 60 млн. рублей, - сказал он в интервью газете «Ведомости» (20.06.2001 г). – И мы его только что погасили. А задержка с оплатой возникла из-за того, что московское правительство перестало выдавать комбинату кредиты. (С чего это вдруг? Три других комбината их продолжали исправно получать – от ред. «К»).
И вскоре – по решению Московского арбитражного суда – на «Мелькомбинате в Сокольниках» было введено внешнее наблюдение. Но до этого, как объяснял «Ведомостям» генеральный директор торгового дома «Москва-Река» Виктор Ольховой ( уже бывший, поскольку теперь господин Ольховой стал заместителем руководителя Департамента продовольственных ресурсов столицы): «Мы просто судились с ними, требуя вернуть долги, а потом уж приняли решение подавать иск о возбуждении процедуры банкротства на предприятии, нам пришлось пойти на крайние меры…»
Крайне удобные «крайние меры» сделали вывод журналисты «Ведомостей»: «Если суд отклонит апелляцию комбината на решение о внешнем наблюдении, мукомольное предприятие может перейти под контроль Батуриной».
Еще одна любопытная деталь. После инициированной процедуры банкротства все долги «Мелькомбината в Сокольниках» скупил Агропромышленный комплекс «Стойленская Нива» (находится в Белгородской области, где госпожа Батурина скупила лучшие черноземы). Похоже, что обанкротили мельников в Сокольниках с весьма дальним прицелом.
«Старосветские помещики»
Похоже, что мэр Москвы и вся его приближенные начинают впадать в неистовое состояние, как только кто-то из пишущей или снимающей братии позволяет сказать хоть что-то нелестное о самой госпоже Батуриной и ее детище под названием «Интеко». Любопытную публикацию на эту тему поместил у себя «Русский курьер» (22.04.2004 г). Газета опубликовала интервью с ведущей программы «24» на канале REN TV Ольгой Романовой. «Не было ли у Вас профессиональных конфликтов? – задали вопрос Романовой. - Мой любимый персонаж – Юрий Михайлович Лужков. Когда он уехал в Аджарию под ручку с Гарри Лучанским, мы сделали по этому поводу программу. Сведения о том, что именно фирма жены Лужкова «Интеко» делает в Аджарии, мы получили из статьи в «Московской правде», но только там заметка была под флагом « за мир и дружбу между народами». Пресс-секретарь Лужкова Сергей Цой прислал нам письмо на бланке московской мэрии (!), где было написано, что мэрия подает на нас в суд за клевету в адрес компании «Интеко». А я и не знала, что «Интеко» есть часть московского правительства. Я искренне удивилась и страшно обрадовалась. Мне-то по наивности казалось, что в семье московского мэра между интересами мужа и жены построена китайская стена. Оказывается, нет – на бланке московской мэрии можно защищать интересы частной компании…»
Можно предположить, что большие деньги и власть настолько застили глаза этой «скромной» московской семье, что здесь забыли про всякие рамки приличий. И если с московскими журналистами приходится еще как-то считаться, то вдали от столицы с людьми уже и вовсе не церемонятся. Как, например, в Белгородской области, где «Интеко» скупила в Белгородской области 42 тысячи гектаров плодородной земли. И все у Батуриной там хорошо, только люди мешают.
Дело дошло до того, что на своем личном сайте губернатор Белгородчины Евгений Савченко высказал личное мнение о деятельности «Интеко-Агро» в Белгородской области: ««ЗАО «Интеко-Агро», которое владеет значительными сельхозугодиями в Ивнянском, Прохоровском районах, планирует развернуть свою деятельность также в Волоконовском и Валуйском районах. Считаю, что допускаются серьезные просчеты в практической деятельности и в особенности во взаимодействии с местным населением. ЗАО «Интеко-Агро» рекомендовано наладить отношения с органами местного самоуправления, со специалистами, хорошо знающими специфику ведения сельского хозяйства в условиях Черноземья, а также с местным населением. Исправить все ошибки и недостатки, допущенные на первом этапе…»
(Подробнее об этом в материале «Жена Лужкова стала помещицей».)
Вот уж, действительно, Москвы им уже мало…
Владимир Калашников, специально для журнала «Компромат»
Поставщик Его градоначальнического двора
Каждый год правительство Москвы официально объявляет о проведении тендера на поставку продовольствия для жителей столицы. Как происходит выбор фирм-претендентов – известно. Но каким критериям определяются победители – совершенно непонятно. Особенно, если проанализировать список счастливчиков.
Например, в 2002 году право на проведение многомиллионных сделок получили, в частности, ЗАО «Торговый дом Москва-Река» и ОАО «Красный октябрь». ТД «Москва-река» учреждена батуринской «Интеко», а его генеральным директором является сын мэра от первого брака – Александр Юрьевич Лужков. Одним из учредителей «Красного октября» является фирма «Интеко-ЛП», также принадлежащая Батуриной.
Таким образом, жена московского мэра монополизировала важнейшие сегменты продовольственного рынка Москвы. Существенная часть поставок зерна в столицу контролируется ТД «Москва-Река». Наиболее крупным клиентом «Москвы-Реки» считается ОАО «Мелькомбинат № 3». По официальным данным, этому предприятию принадлежит около трети столичного рынка муки, на нем ежедневно перерабатывается 1000 тонн зерна (посчитайте прибыль только от этого вида семейного бизнеса!)
А еще надо понимать, что хлебный рынок имеет стратегическое значение. Тот, кто кормит с ладони многомиллионный город, в критической ситуации может диктовать свою волю политическому руководству страны.
Алексей Кораблев, специально для журнала «Компромат»
Звание «Поставщик продовольствия для нужд города Москвы» присвоено:
В 2002 году
ОАО «ИКМА»
ЗАО «Предприятие МС»
ЗАО «Торговый дом Москва-Река»
АООТ «Московский мельничный комбинат № 3»
АОЗТ «Карат»
ОАО «Красный октябрь»
ОАО «Сервис-Холод»
ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий комбинат»
АОЗТ «Новые Черемушки»
ЗАО «Вегетта»
ОАО «Перовское»
ЗАО «Дашкова» Серпуховской район Московской области
СЗАО «Сергиевское» Коломенский район Московской области
ГУП ПНО «Пойма» Луховицкий район Московской области
оригинал
http://flb.ru/info/0.html
24.08.2004
Батурина
|